Дневной дозор: Россия во мгле
«С 1 января начался показ фильма режиссера Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». Еще ни один фильм в российском прокате так быстро не зарабатывал столь впечатляющую сумму. Только за первые пять дней было собрано 11 млн. долларов!» - с этих слов начинается, практически, любая рецензия на экранизацию второй части трилогии Сергея Лукьяненко о противостоянии Светлых и Темных сил.
Действительно, по крайней мере в Москве от навязчивой рекламы этого произведения русскоязычного кинематографа (язык не поворачивается назвать его «отечественным») в последние месяцы 2005 года скрыться было, практически, невозможно. И в тотальности и интенсивности с ней могла соперничать разве что предвыборная реклама «Единой России». Технологии «выбивания» голосов и денег весьма схожи и дают сходные результаты. Человек хватает яркую упаковку и только через некоторое время понимает, что ему продали совсем не то, что он ожидал.
Многочисленные рецензенты превозносят «Дневной дозор», как совсем недавно его предыдущую часть – «Ночной дозор», до небес, называют достойным ответом Голливуду, утверждают, что даже американцы купили права на прокат этого выдающегося произведения, Что ж, возможно – во-первых, американцы разные, а во-вторых, у богатых свои причуды.
Сюжет и первой, и второй части прост: издавна на Земле идет борьба Светлых и Темных сил. Они давно поняли, что никто из них не может победить в открытой войне, а потому заключили между собой договор, поделили сферы влияния. И теперь Ночной дозор, дозор светлых сил, следит по ночам за тем, как Темные соблюдают договор и не творят ли они зло свыше того, на что им выдана лицензия Светлыми (да, именно так!), а Дневной дозор днем присматривает, чтобы Светлые не могли творить добро безнаказанно. Провинившихся участников договора Глава Светлых Гессер (Владимир Меньшов) и Глава Темных Завулон (Виктор Вержбицкий) отдают двум Инквизиторам. Обоих Инквизиторов играет выдающийся советский актер Николай Олялин – наверное, лучшая роль в фильме. Персонажи Олялина, спокойные и в строгих костюмах, за весь фильм произносят не больше двух десятков слов, но нагоняют жути, как никто другой.
Главный герой фильма – Светлый, сотрудник Ночного дозора Антон Городецкий (Константин Хабенский), а его сын – естественно, Темный, опора и надежда Завулона. Вот, собственно, и весь сюжет. Хотя создатели намешали в кучу все – фантастику, мистику, мелодраму, боевик, любовную историю, немножечко фильма ужасов и уж совсем не к месту – комедию. Как сейчас говорят – чтобы каждый зритель нашел то, что ему нравится. А фильм-то идет два часа. Поэтому местами было просто неловко за творческую группу – уж слишком длинными и затянутыми были переходы от того, что нравится одним зрителям, к тому, что нравится другим.
Наверное, из-за этого смешения жанров, как раз комедия получилась лучше всего. Как говорил Аркадий Райкин: «Ох, и дурят нашего брата! Внутре средневекового рыцаря – наши опилки!» Авторы фильма совершенно правильно поймали самое горячее желание среднестатистического россиянина – уйти от реальности. Наши зрители не хотят смотреть реальные фильмы про реальную жизнь – слишком хорошо они ее знают, слишком мало в ней поводов для оптимизма и слишком очевидно в ней торжество Темных, выражаясь терминологией Сергея Лукьяненко.
Однако, в результате, фильм получился максимально похожим на нашу сегодняшнюю жизнь – такой же пафосный, фальшивый, темный и жестокий. Создатели фильма, а за ними и абсолютное большинство рецензентов все время кому-то что-то стараются доказать – мы не хуже ИХ! Вот, мы уже по спецэффектам почти догнали Голливуд, а по сборам (правда, только на территории России) даже перегнали! Догоним и перегоним! Персонажи фильма строят героические позы и произносят напыщенные речи, а в результате зрители смеются совсем не там, где задумывали сценаристы. Вот, например, «знаковый», как сейчас говорят, персонаж - ведьма в исполнении «блестящей» певицы Жанны Фриске. Пожалуй, она в фильме смотрится комичнее всех. Не знаю, с кем она должна была ассоциироваться по замыслу режиссеров в своих очках а-ля Элвис Пресли, но похожа на персонажа, безусловно, светлого - Осла из мультфильма «Бременские музыканты».
Не догнали и не перегнали. И дело не только в бюджетах. Да, по словам продюсера Константина Эрнста, «Дневной дозор» обошелся примерно в 4 с половиной миллиона долларов. Затраты авторов «Кинг-Конга» составили 200 миллионов долларов, «Войны миров» - 128 миллионов, а фильм «Гарри Поттер и Кубок Огня» стоил 185 миллионов. Дело не в том, что рынок приключенческого кино в мире переполнен, конкуренция на нем жесточайшая и даже не в том, что наши производители фильмов пытаются с необъяснимым упорством конкурировать с американцами как раз там, где американцы сильнее всего.
Но, как говаривал Глеб Жеглов: «Ты не сознание, ты совесть потерял!» У американцев есть чувство своей страны и чувство собственной правоты. Пусть то, что ни делают, далеко не всегда правильно, а порой и просто отвратительно, но они делают свои фильмы и от себя, вкладывают в них свою душу – ту, которая у них есть. Как, кстати, и китайцы, чей кинематограф сейчас на подъеме, французы, сербы и даже малазийцы.
А мы пока за кем-то гнались, кому-то старались подражать, потеряли себя. Для творческого человека это смерть. Ведь было в нашей не столь далекой истории и другое – и первые места на международных кинофестивалях мы занимали и рыдали американцы над нашими фильмами, и в очередях за билетами стояли - Владимир Меньшов с Москвой, которая слезам не верит, должен это помнить. И «блокбастеры» делали не хуже американцев, пока были сами собой - «Война и Мир» Сергея Бондарчука до сих пор является рекордсменом в Книге рекордов Гиннеса по самому большому количеству статистов, задействованных в батальных сценах.
Справедливости ради, надо сказать и несколько хороших слов как о фильме, так и о книге. Блестяще выполнена атака всадников Тамерлана, с которой начинается фильм, жуткое впечатление производят персонажи Николая Олялина, да и спецэффекты действительно сделаны на уровне, принципиально новом для российского кинематографа. А сцена разрушения Останкинской иглы вообще выше всяческих похвал! Это ж все телевидение отключилось!
Почти все рецензенты делали упор на то (ну конечно, кроме самой любимой темы кассовых сборов), что Светлые и Темные – суть одно и то же, что нет Добра и Зла, что все едино, Светлые - зануды какие-то «правильные», а Темные – порочные, яркие индивидуальности. Темных даже делали более привлекательными, чем Светлых. В фильме это не так, а в книге тем более. Из фильма сразу видно, кто хорошие, а кто плохие. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чью сторону занимали Светлые в 1941 году и в 1991. В книге это еще отчетливей. Там открытым текстом говориться, что Светлые, Добрые всегда были на стороне СССР и активно работали в Советских структурах, а Темные - те, кого мы по старой памяти называем «демократы». Светлые передвигаются по городу на ЗИЛах аварийной службы «Горсвет». Темные – на шикарных иномарках и мотоциклах «Харлей-Дэвдсон».
«Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут!»- поет Антон Городецкий на балу Темных сил.
В общем-то, и сейчас, наблюдая нашу политическую действительность, сторонний наблюдатель без труда определит места локализации Светлых и Темных. Шоу-бизнес, телевидение, банки, опять же гостиничный бизнес – вотчина Темных.
«Начальник Антона, мудрейший Гессер, Был замминистра в СССР!»- так поет группа «Уматурман» в заглавной песне к фильму «Ночной дозор». А в том варианте, который пошел на радиостанциях и телевидении, после слова «замминистра» певец как будто давится и вместо «СССР» фальшивым голосом произносит: «В ю-эс-эс-а!» Зачем это, господа продюсеры? Темные силы приказали? Чтоб дети не услышали, не спросили, что это такое СССР? Так ведь все равно узнают.
«Но мы поднимем злобно и смело
Знамя борьбы за рабочее дело!
Знамя борьбы всех людей, всех народов
За лучший мир, за святую Свободу!»