Мы идем по Афинам, проклиная хунту и янки
ЧЕТВЕРГ, 17 ноября выдался в Афинах особенно дождливым. Обычно в это время здесь тепло, а то и жарко. Наши соотечественники вовсю купаются в еще не холодном море. Но 17 ноября шел проливной дождь. То и дело сверкали молнии и грохотал гром. Природа, казалось бы, настоятельно советовала всем сидеть дома. Однако многие тысячи людей во второй половине дня вышли на улицы. Уже с утра можно было слышать во всех новостных программах бесконечное повторение буквосочетания «Капа-капа-эпсилон». Заинтересовавшись, я спросил одного из наших сопровождающих, что оно означает. «Это сокращенное название Коммунистической партии Греции. А по-гречески это ККЭ».
17 ноября коммунисты в очередной, уже 32-й раз проводили по всей стране день памяти героев восстания в политехническом институте против военной хунты. Напомним читателям, что в апреле 1967 года реакционная военщина, тесно связанная со спецслужбами США и НАТО, совершила в Греции государственный переворот. Активное участие в нем принимали несколько полковников, прозванных впоследствии «черными полковниками». В стране было приостановлено действие ряда статей конституции, запрещены забастовки и демонстрации, введена цензура, распущены партии и прогрессивные организации. В первую очередь репрессиям подверглись коммунисты.
Однако хунта не справилась с управлением страной. К 1973 году экономический кризис углубился настолько, что недовольство хунтой начали проявлять практически все слои населения. Но наиболее сильное движение протеста развернулось в среде рабочего класса и учащейся молодежи. Рабочие вели забастовочную борьбу, требуя повышения зарплаты на 45—50%. А кульминацией выступлений молодежи стало восстание студентов политехнического института, начавшееся 14 ноября 1973 года. 17 ноября против восставшей молодежи были брошены танки. В этот день только по официальным данным погибло 56 человек. Ранения получили более тысячи. Более 2500 сторонников восстания были арестованы.
Эта жестокая расправа хунту не спасла. Через восемь месяцев она была свергнута. С тех пор ежегодно с 14 по 17 ноября в Греции проходят массовые мероприятия в честь погибших студентов и молодых рабочих. Главное событие — марш протеста к посольству США, ибо именно эту страну в Греции считают истинным виновником переворота и жестокостей хунты. В нынешнем году в колоннах демонстрантов шли и участники международной встречи коммунистических и рабочих партий. В том числе и делегация КПРФ, которую возглавляет Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов. В состав делегации входит и ваш корреспондент.
Поразительным для нас было уже то, что колонны состояли в основном из молодежи. Мы шли вдоль улицы и видели бесконечные ряды ребят и девушек. Только потом я понял: это прежде всего день солидарности и памяти учащейся молодежи. Они вспоминают своих сверстников, которые не побоялись вступить в схватку с одним из самых жестоких военных режимов того времени.
Ни в какие перечни официальных праздничных дней 17 ноября в Греции не входит. Но в этот день нет занятий ни в одном вузе, ни в одной школе страны. Это день борющейся молодежи. Как-то очередное правое правительство попробовало тихой сапой изменить традицию. Школьникам было предложено первые два часа посвятить памяти героев, погибших в борьбе с хунтой, а потом идти на занятия. Взрыв негодования был такой силы, что власти почли за благо не связываться со школьниками.
Надо сказать, школьники Греции — это активная политическая сила. Если в школе протекает крыша, то они вполне могут закатить забастовку с требованиями типа «Деньги на ремонт школ, а не на военные программы НАТО». Если их требования не будут выполнены, то забастовочное движение может перекинуться на соседние школы, а затем и охватить всю страну. Так что греческие ребята и девушки приходят в вузы не инфантильными недорослями, как в России, а хорошо подготовленными политическими бойцами.
Молодежь не просто шла в колоннах демонстрантов. Музыки не было, но колонна двигалась с мощным «звуковым» сопровождением — с могучим грохотом дружного скандирования. На узких улицах Афин хор тысяч молодых энергичных голосов производил грозное впечатление: «Американцы — убийцы», «Американские базы — вон из Греции», «Для вас тут нет ни пищи, ни воды», «КПГ — девяносто лет борьбы за интересы народа». Вот такие речевки безостановочно грохотали вокруг в течение нескольких часов.
На пути к посольству колонна демонстрантов то и дело останавливалась. «Что, полиция мешает?», — спросил я одного из сопровождавших нас товарищей. «Да нет, — засмеялся он. — Это впереди идут студенческие профсоюзы и, подойдя к американскому посольству, каждый из них не может лишить себя удовольствия пару минут постоять и высказать в адрес США все, что они думают».
Самого посольства США, до которого мы продвигались почти три часа под проливным дождем, просто не было видно. Но не из-за облаков или тумана, а из-за черных, зарешеченных полицейских автобусов, загородивших весь фасад здания. Перед автобусами стояли в два ряда полицейские в полном боевом снаряжении. Однако подходы к посольству перекрывали и ряды внушительно выглядевших молодых людей с красными флагами на коротких древках, почему-то больше напоминавших дубинки. При этом все они держали на согнутом локте мотоциклетные шлемы.
Мы видели этих ребят вечером, когда возвращались после одной из встреч в гостиницу. Дело было так. На одном из перекрестков полиция вдруг начала перекрывать дорогу. Затем мы услышали мощное скандирование. Из соседнего переулка на нас надвигалась колонна молодежи. У многих из них были флаги (больше напоминающие дубинки) и мотоциклетные шлемы. Тогда подумалось, что они приехали на своих мотоциклах из отдаленных районов города или вообще издалека. Только 17 ноября стало понятно значение этих шлемов и «флагов». Это дружины комсомола Греции, готовые дать отпор любым попыткам разгромить демонстрацию.
Хочу заметить: участников международной встречи предупредили, чтобы они держались вместе и никуда не отходили. Нашу группу прикрывали две цепочки ребят с «флагами» и шлемами. Все это выглядело достаточно серьезно. Отметим, что 17 ноября такие же шествия проходили по всей стране. И если в Афинах все прошло достаточно спокойно, то в некоторых других местах стычки с провокаторами все-таки имели место.
«А кто нападает на колонны демонстрантов?», — спросили мы. «Противников хватает, — ответили нам. — Это может быть и полиция, и леваки, и анархисты. На самом деле леваки и анархисты — это провокаторы, и многие из них работают на полицию. Для властей важно дискредитировать наше движение. Поэтому они провоцируют столкновения, а затем запугивают людей, заявляя, что ходить на наши демонстрации опасно».
Но запугивают они прежде всего самих себя. Не только здание посольства США, но и здание парламента и резиденция президента, расположенные на этой же центральной улице, были плотно прикрыты шеренгами полиции. Еще бы: несмотря на шантаж властей и проливной дождь, на демонстрацию явилось не менее 20 тысяч молодых людей. В этот день движение в центре города было закрыто с двух часов дня и до позднего вечера. Напротив американского посольства мы увидели хорошо знакомый нам огромный портрет вождя СССР с надписью: «Сталин жив!»
Кстати, эти демонстрации производят весьма ощутимое воздействие на нервных американцев. Дипломаты из США обращались к Компартии Греции со слезной просьбой прекратить манифестации 17 ноября возле их посольства. Они, мол, уже давно извинились за поддержку «черных полковников». Нет, ответили им. Умеете совершать подлости — умейте за них и расплачиваться. Срока давности ваши преступления не имеют.
Отвечать, однако, пришлось не столько американцам, сколько «черным полковникам», которых США подбили на переворот. Двадцать деятелей военной хунты надолго сели в тюрьмы. А несколько наиболее одиозных личностей, участвовавших в расправе над студентами политехнического института, были приговорены к смертной казни, которая потом была заменена на пожизненное заключение. Один из путчистов, застреливший нескольких студентов, до сих пор сидит в тюрьме. Это к вопросу о том, что в России есть желающие решать вопросы отношений с оппозицией сугубо силовым путем. Как бы не пришлось им повторить путь греческих «полковников»...
Одно из правых правительств в начале 80-х годов попыталось воспрепятствовать проведению традиционной демонстрации. Были выстроены особенно мощные кордоны полиции. Но народ не намерен был отказываться от святой традиции: в этот день пришло народа гораздо больше, чем обычно. Демонстранты пошли на прорыв. В столкновении с полицией погибли два молодых человека. Взрыв возмущения в стране был настолько силен, что власти с тех пор больше и не помышляли о том, чтобы прекратить демонстрации левых и патриотических сил.
В пятницу, 18 ноября, когда к выпуску готовился этот номер газеты, в Афинах началась международная встреча коммунистических и рабочих партий всего мира. Первая такая встреча состоялась по инициативе Коммунистической партии Греции в 1998 году, и с тех пор они проходят ежегодно. В этом году в Афинах собралось рекордное количество левых партий (77) из 60 стран мира. Встреча завершится в воскресенье, 20 ноября.
17 ноября коммунисты в очередной, уже 32-й раз проводили по всей стране день памяти героев восстания в политехническом институте против военной хунты. Напомним читателям, что в апреле 1967 года реакционная военщина, тесно связанная со спецслужбами США и НАТО, совершила в Греции государственный переворот. Активное участие в нем принимали несколько полковников, прозванных впоследствии «черными полковниками». В стране было приостановлено действие ряда статей конституции, запрещены забастовки и демонстрации, введена цензура, распущены партии и прогрессивные организации. В первую очередь репрессиям подверглись коммунисты.
Однако хунта не справилась с управлением страной. К 1973 году экономический кризис углубился настолько, что недовольство хунтой начали проявлять практически все слои населения. Но наиболее сильное движение протеста развернулось в среде рабочего класса и учащейся молодежи. Рабочие вели забастовочную борьбу, требуя повышения зарплаты на 45—50%. А кульминацией выступлений молодежи стало восстание студентов политехнического института, начавшееся 14 ноября 1973 года. 17 ноября против восставшей молодежи были брошены танки. В этот день только по официальным данным погибло 56 человек. Ранения получили более тысячи. Более 2500 сторонников восстания были арестованы.
Эта жестокая расправа хунту не спасла. Через восемь месяцев она была свергнута. С тех пор ежегодно с 14 по 17 ноября в Греции проходят массовые мероприятия в честь погибших студентов и молодых рабочих. Главное событие — марш протеста к посольству США, ибо именно эту страну в Греции считают истинным виновником переворота и жестокостей хунты. В нынешнем году в колоннах демонстрантов шли и участники международной встречи коммунистических и рабочих партий. В том числе и делегация КПРФ, которую возглавляет Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов. В состав делегации входит и ваш корреспондент.
Поразительным для нас было уже то, что колонны состояли в основном из молодежи. Мы шли вдоль улицы и видели бесконечные ряды ребят и девушек. Только потом я понял: это прежде всего день солидарности и памяти учащейся молодежи. Они вспоминают своих сверстников, которые не побоялись вступить в схватку с одним из самых жестоких военных режимов того времени.
Ни в какие перечни официальных праздничных дней 17 ноября в Греции не входит. Но в этот день нет занятий ни в одном вузе, ни в одной школе страны. Это день борющейся молодежи. Как-то очередное правое правительство попробовало тихой сапой изменить традицию. Школьникам было предложено первые два часа посвятить памяти героев, погибших в борьбе с хунтой, а потом идти на занятия. Взрыв негодования был такой силы, что власти почли за благо не связываться со школьниками.
Надо сказать, школьники Греции — это активная политическая сила. Если в школе протекает крыша, то они вполне могут закатить забастовку с требованиями типа «Деньги на ремонт школ, а не на военные программы НАТО». Если их требования не будут выполнены, то забастовочное движение может перекинуться на соседние школы, а затем и охватить всю страну. Так что греческие ребята и девушки приходят в вузы не инфантильными недорослями, как в России, а хорошо подготовленными политическими бойцами.
Молодежь не просто шла в колоннах демонстрантов. Музыки не было, но колонна двигалась с мощным «звуковым» сопровождением — с могучим грохотом дружного скандирования. На узких улицах Афин хор тысяч молодых энергичных голосов производил грозное впечатление: «Американцы — убийцы», «Американские базы — вон из Греции», «Для вас тут нет ни пищи, ни воды», «КПГ — девяносто лет борьбы за интересы народа». Вот такие речевки безостановочно грохотали вокруг в течение нескольких часов.
На пути к посольству колонна демонстрантов то и дело останавливалась. «Что, полиция мешает?», — спросил я одного из сопровождавших нас товарищей. «Да нет, — засмеялся он. — Это впереди идут студенческие профсоюзы и, подойдя к американскому посольству, каждый из них не может лишить себя удовольствия пару минут постоять и высказать в адрес США все, что они думают».
Самого посольства США, до которого мы продвигались почти три часа под проливным дождем, просто не было видно. Но не из-за облаков или тумана, а из-за черных, зарешеченных полицейских автобусов, загородивших весь фасад здания. Перед автобусами стояли в два ряда полицейские в полном боевом снаряжении. Однако подходы к посольству перекрывали и ряды внушительно выглядевших молодых людей с красными флагами на коротких древках, почему-то больше напоминавших дубинки. При этом все они держали на согнутом локте мотоциклетные шлемы.
Мы видели этих ребят вечером, когда возвращались после одной из встреч в гостиницу. Дело было так. На одном из перекрестков полиция вдруг начала перекрывать дорогу. Затем мы услышали мощное скандирование. Из соседнего переулка на нас надвигалась колонна молодежи. У многих из них были флаги (больше напоминающие дубинки) и мотоциклетные шлемы. Тогда подумалось, что они приехали на своих мотоциклах из отдаленных районов города или вообще издалека. Только 17 ноября стало понятно значение этих шлемов и «флагов». Это дружины комсомола Греции, готовые дать отпор любым попыткам разгромить демонстрацию.
Хочу заметить: участников международной встречи предупредили, чтобы они держались вместе и никуда не отходили. Нашу группу прикрывали две цепочки ребят с «флагами» и шлемами. Все это выглядело достаточно серьезно. Отметим, что 17 ноября такие же шествия проходили по всей стране. И если в Афинах все прошло достаточно спокойно, то в некоторых других местах стычки с провокаторами все-таки имели место.
«А кто нападает на колонны демонстрантов?», — спросили мы. «Противников хватает, — ответили нам. — Это может быть и полиция, и леваки, и анархисты. На самом деле леваки и анархисты — это провокаторы, и многие из них работают на полицию. Для властей важно дискредитировать наше движение. Поэтому они провоцируют столкновения, а затем запугивают людей, заявляя, что ходить на наши демонстрации опасно».
Но запугивают они прежде всего самих себя. Не только здание посольства США, но и здание парламента и резиденция президента, расположенные на этой же центральной улице, были плотно прикрыты шеренгами полиции. Еще бы: несмотря на шантаж властей и проливной дождь, на демонстрацию явилось не менее 20 тысяч молодых людей. В этот день движение в центре города было закрыто с двух часов дня и до позднего вечера. Напротив американского посольства мы увидели хорошо знакомый нам огромный портрет вождя СССР с надписью: «Сталин жив!»
Кстати, эти демонстрации производят весьма ощутимое воздействие на нервных американцев. Дипломаты из США обращались к Компартии Греции со слезной просьбой прекратить манифестации 17 ноября возле их посольства. Они, мол, уже давно извинились за поддержку «черных полковников». Нет, ответили им. Умеете совершать подлости — умейте за них и расплачиваться. Срока давности ваши преступления не имеют.
Отвечать, однако, пришлось не столько американцам, сколько «черным полковникам», которых США подбили на переворот. Двадцать деятелей военной хунты надолго сели в тюрьмы. А несколько наиболее одиозных личностей, участвовавших в расправе над студентами политехнического института, были приговорены к смертной казни, которая потом была заменена на пожизненное заключение. Один из путчистов, застреливший нескольких студентов, до сих пор сидит в тюрьме. Это к вопросу о том, что в России есть желающие решать вопросы отношений с оппозицией сугубо силовым путем. Как бы не пришлось им повторить путь греческих «полковников»...
Одно из правых правительств в начале 80-х годов попыталось воспрепятствовать проведению традиционной демонстрации. Были выстроены особенно мощные кордоны полиции. Но народ не намерен был отказываться от святой традиции: в этот день пришло народа гораздо больше, чем обычно. Демонстранты пошли на прорыв. В столкновении с полицией погибли два молодых человека. Взрыв возмущения в стране был настолько силен, что власти с тех пор больше и не помышляли о том, чтобы прекратить демонстрации левых и патриотических сил.
В пятницу, 18 ноября, когда к выпуску готовился этот номер газеты, в Афинах началась международная встреча коммунистических и рабочих партий всего мира. Первая такая встреча состоялась по инициативе Коммунистической партии Греции в 1998 году, и с тех пор они проходят ежегодно. В этом году в Афинах собралось рекордное количество левых партий (77) из 60 стран мира. Встреча завершится в воскресенье, 20 ноября.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.