Топ-менеджер и топ-модель создали сайт "За Путина!"
Конец зимы и начало весны 2005 года ознаменовались появлением в российском сегменте Интернета целой серии сайтов политической направленности. Большая часть из них создана молодежными организациями и носит оппозиционный характер, однако есть и так называемые "прогосударственные" ресурсы. О молодежных движениях, политике и интернете мы поговорили с Алексеем Жаричем, генеральным директором московского издательского дома и автором проекта "За Путина!".
- Алексей - как вы оцениваете сейчас уровень протестных настроений у молодежи? Так ли он велик, как принято в последнее время считать?
- Молодежь протестна сама по себе. "Отцы и дети" - тема всей нашей истории, и на неё мало что влияет. Сегодня, как в любом стабильном обществе, лишенном проблем выживания, возникает протест молодежи, направленный на власть и политику ею проводимую. Перед нами и пример хиппи, и пример антиглобалистов, рожденных в сытой Европе, и многое другое. Сегодня мы имеем то, что должно иметь общество на современном этапе развития. До уровня, например, протестных молодежных настроений Палестины нам очень далеко.
- И слава богу. Тем не менее, неудовлетворенность молодежи современным modus vivendi является значительным фактором политики, что мы видели в украинских и грузинских событиях. Способна ли российская молодежь стать силой "оранжевой" или "березовой" революции?
- Я думаю, что такая революция у нас уже была в 91 и 93 годах. Ельцин - это наш Ющенко, ГКЧП - групповой Янукович, а Горбачев – Кучма, если говорить схематично, конечно. Поэтому события, подобные украинским и грузинским невозможны, они уже были. Сегодня общество не разделено пополам как тогда, или как недавно на Украине. Российский политический срез ближе к европейскому: немного крайне левых, немного крайне правых. За счет их активности кажется, что радикалов больше, но все это виртуально.
Основная часть российского общества аполитична, настроена центристки и озабочена лишь проблемами благосостояния своих семей. То есть, фактически оно близко к буржуазному. Проблема в том, что представляет их в политике, да и то номинально, исключительно "Единая Россия". Когда на ее месте появятся социал-демократы, умеренные либералы и умеренные консерваторы, партстроительство можно будет считать завершенным. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, скажу: если не забывать о молодежи и её проблемах, то можно не опасаться революции.
- Скажите, зачем вы делаете проект "За Путина!"? И еще, вас не обвиняют в "продажности кровавому режиму" или в том, что вы занимаетесь лизоблюдством?
- Обвиняют, конечно, пока не видят контента. Проект я делаю для того, чтобы показать - интернет не только оккупирован протестной мыслью, среди его пользователей много тех, кто поддерживает конституционный режим. Так получилось, что интернет-СМИ, практически все оппозиционны, и складывается ложное впечатление, что они представляют собой "мнение народа". Наш проект не о Путине и не про Путина. Мы рассказываем о тех преобразованиях, которые происходят во всех сферах общества. При этом, мы выступаем за демократический пусть смены президентов и парламентов. А название домена выбрано таким, потому что, во-первых, оппозиционные проекты направлены персонально на этого человека, во-вторых, такое название привлечет внимание.
- Но фигура Путина все-таки знаковая? И в названии, и в идеологии. Почему?
- Потому что в данный момент времени именно он - главный ньюсмейкер страны. Он же, фактически, возглавляет правительство. Кроме того, у российского народа исторически сложилось мнение, что один человек решает всё. К сожалению, российская демократия очень молода, и нет еще достаточного опыта по доведению до народа сути и смысла того или иного шага. Плохо развито спичрайтерство, институт пресс-центров и пресс-секретарей.
Доходит до смешного. Мне пришлось очень сильно искать в интернете информацию, которая объясняет, что положительного в принятии Жилищного Кодекса. Сегодня мало делать хорошие и нужные вещи, важно научиться грамотно о них рассказывать.
- А кто платит за "За Путина", простите за тавтологию?
- Интернет - самая демократичная среда. Создать сайт и обновлять его может каждый. Все тексты пишу я, Анна Горшкова помогает мне делать английскую версию, отвечать на вопросы СМИ. Что касается тех небольших средств, которые затрачиваются, то эти расходы я могу себе позволить, являясь топ-менеджером издательского дома.
- Вы сказали, "сегодня мало делать хорошие вещи", значат ли эти слова, что вы считаете политику, осуществляемую руководством страны безупречной?
- Нет, конечно. Сразу скажу, что речь о полной и безоговорочной поддержке не идет. Мы считаем лишь, что общая стратегия правильная. Если Вы заметили, мы сравниваем сегодняшние дни с периодом десятилетней давности. На этих примерах мы хотим показать, что движение вперед очевидное. Сегодня исправляются многие ошибки и недоработки предыдущей власти. Мы говорим о том, что в 2008 году сможем проголосовать за того человека, который, по нашему мнению, учтет ошибки и недоработки сегодняшнего руководства страны. И так далее. Нормальный, демократический эволюционный путь развития страны.
- А вы видите этого человека в 2008 году? Кто им будет? выходец из "Единой России", Касьянов, Иванов?
- Трудно сказать. Уверен лишь в том, что среди них не будет Путина. Конечно, появится кто-то, кто скажет, что будет продолжать политику нынешнего президента. Будут и представители правых, и левых. Главное, чтобы выборы прошли, состоялись и были признаны мировым сообществом.
- Вернемся к молодежи. Вы сказали, что она сейчас аполитична, развейте пожалуйста свою мысль.
- В целом, молодежь аполитична, как и все общество. Тем не менее, не стоит забывать, что многие политические силы пытаются завлечь молодых. Им нужны их энергия, их "безбашенность" и их "мозги". Я прекрасно помню, как в 93 сетовали Зюганов с Макашовым на отсутствие в их рядах стройных колон молодежи. Точно так же теперь их и сегодня хотят привлечь деструктивные силы. Слава богу, сейчас полно свободы и можно заняться кучей других интересных дел. Исключать, правда, что какая-то часть подростков пойдет за ними, увлекшись революционной романтикой, нельзя. Что касается более старшего поколения, тех, кому сейчас 25-29 лет, то они заняты работой, реализацией себя, построением семьи, рождением и воспитанием детей. Им не до "улицы".
- Где больше сейчас проявляет свою политизированность современные молодые люди - на улице или в интернете?
- В интернете, конечно. Они мало смотрят телевизор, не читают газет вообще. Поэтому я и решил создать проект, ведь одна из главных его задач - площадка для обсуждения и споров.
- То есть, если продолжить вашу мысль, по сути, оппозиция у нас виртуальная?
- Молодежная часть, да. В реальной жизни проявляет активность только НБП, но и то, это скорее арт-проект художника Лимонова, чем какая-то сила. Все остальные проводят акции из разряда: "Взяла кулек апельсин и пошла к зданию ФСБ. Стала раздавать их дежурным постовым у входа. Меня задержали, поспрашивали и отпустили. Вот какой у нас кровавый режим". Это скорее флеш-моб, игра. Им интересно играть, работать они не хотят, а ведь иначе оппозицию не построишь.
- Получается, что это игра гормонов, а не серьезная оппозиционность?
- В данный момент, да. Девочке нравится мальчик, она хочет познакомиться, пообщаться. Он в это время занят организацией "акций протеста", что ей остается делать? Вступать к нему в ряды. Таким образом, через Путина простраивают зачастую личные отношения. Другое дело, что есть несколько небедных людей, которые могут это использовать в своих, сугубо частных интересах. В этом кроется и некоторая опасность. Молодежь будет думать, что борется за свои свободы, а на самом деле поможет "дядям" вернуться к источникам для их капитала. Задача общества, в первую очередь семьи, а потом и образовательных учреждений, вовремя одернуть своих детей. Объяснить им, что только получение хорошего образования поможет им в будущем занять достойное место в жизни, хорошо зарабатывать, путешествовать по миру.
- Пожалуй, здесь я с вами полностью согласен.
В начале беседы вы сказали о том, что интернет у нас оппозиционен по своей сути, давайте сейчас этой теме уделим больше внимания. На мой взгляд, оппозиционных ресурсов как таковых, в Рунете не так много, большая часть занимается просто представлением информации, безоценочно. Или я ошибаюсь?
- Есть небольшая хитрость. Долгие годы определенная часть ресурсов принадлежала крупному бизнесу, дальновидно вложившему деньги в интернет. Все это время сайты позиционировались как новостные и собрали вокруг себя большую аудиторию. Когда стало нужно владельцам, направленность новостей сильно поменялась, теперь они подаются тенденциозно и однобоко. Я считаю, в этом случае владельцам следует назвать свои ресурсы агитационными, тогда никаких проблем не будет. Однако такие сайты продолжают позиционировать себя как новостные, чем, во-первых, портят свою репутацию, а во-вторых, создают впечатление, что все в стране все плохо.
- Конкретизируйте, пожалуйста, какие ресурсы вы имеете в виду?
- Из самых известных: Ньюсру.ком, Газета.ру и даже отчасти Лента.ру. Точный состав акционеров мне неизвестен, поэтому, дабы избежать обвинений, скажу, что это мои догадки.
- Если с интернет-ресурсами более менее все ясно, то с интернет-форумами ситуация складывается, похоже не такая однозначная. Что вы, как активный участник блогового сообщества livejournal.com можете рассказать о дискурсе, присутствующем в Живом Журнале?
- Во-первых, я очень рад, что Живой Журнал существует и занял свое место в сети, похоже, надолго. Сегодня это самая лучшая площадка для споров, выработки идей, обсуждения шагов власти и так далее. Это та самая "кухня", которая помогает нам встречаться в большом составе и обсуждать все стороны жизни. Конечно, более активна протестная часть интернетчиков, но, тем не менее, разговор и общение получается. Это еще один способ не выносить споры на улицу.
- Какие "крылья" или "кружки" вы можете выделить в ЖЖ?
- Очень мощные сообщества журналистов и рекламщиков. На сегодняшний день, они фактически переросли в профсоюзы, созданные "снизу".
- А если смотреть не в профессиональном, а в политическом плане?
- Много людей объединяется вокруг известных людей, например, Сергея Лукьяненко или Марата Гельмана. По количеству посещений некоторые дневники в ЖЖ переросли не то что сайты, а и отдельные федеральные газеты.
- Можно ли это назвать новым форматом СМИ?
- Конечно, можно. На сегодняшний день ЖЖ - это не просто собрание дневников, но и источник новостей. Вплоть, до дезинформации. Кстати, хотелось бы попенять некоторым молодым журналистам за то, что они, увлекшись интернетом, забывают о такой части своей профессии, как поиск и сбор информации.
- А что особенного в политическом сегменте российского Живого Журнала?
- Как ни странно, ни одного более-менее крупного авторитетного политического сообщества в русском ЖЖ не существует. Например, такого, как в американском сегменте ЖЖ - "liberal". Это еще раз подтверждает мои слова об аполитичности.
- Может быть, причина не только в аполитичности, а в наличии диаметрально противоположных взглядов лидеров мнения в ЖЖ?
- Мне кажется, что "лидеры" ЖЖ, то есть, люди с наибольшим количеством читателей, вообще далеки от политики как таковой. И это признак здоровья общества.
- Спасибо за ответы. Надеюсь, что мы сможем продолжить тему политики и интернета в следующем нашем интервью.