Давайте будем просто жить
Ко всему-то подлец-человек привыкает!
Ф.М. Достоевский
Что есть норма?
Когда речь заходит о революции (или, выражаясь более мягко, о необходимости смены строя), множество людей выдает стандарстную реакцию: «Да зачем нам это все? Давайте лучше просто будем нормально жить!». Иногда эта идея высказывается вполне корректно, иногда – резко и агрессивно, с матами и пеной у рта, но суть от этого не меняется.
А суть-то, если вдуматься – бредовая, чтоб не сказать покрепче. С таким же успехом можно было бы сказать: «Да зачем нам зарабатывать деньги? Давайте лучше просто будем их тратить!».
Вряд ли в нашей стране (да и в любой другой тоже) найдется психически здоровый человек, который бы не хотел нормально жить. Но почему-то мало кто задумывается: а возможна ли эта самая нормальная жизнь – без революции?
Впрочем, вопрос следовало бы сформулировать шире: а что такое, собственно, эта самая «нормальная» жизнь, и в чем ее отличие от «ненормальной»? Попробую выразить свой, обывательский взгляд на эту проблему.
Лично для меня нормальная жизнь – это когда я работаю, создавая нечто, нужное обществу – а от него, соответственно, получаю нечто, нужно мне. Я не только увеличиваю свое благосостояние, но и чувствую себя нужным и полезным другим людям. Я принадлежу к обществу, и готов в случае необходимости придти ему на помощь – и знаю, что и оно меня в беде не бросит. Я живу в своей стране – и знаю, что я здесь не лишний.
Рискну предположить, что и большинство наших сограждан понимает нормальную жизнь точно так же. И тут возникают два очень неприятных вопроса. Во-первых: много ли здесь общего с той жизнью, которую все мы ведем изо дня в день? И второе: возможен ли для нас переход к такой жизни без резких, радикальных и болезненных перемен (оцените мою политкорректность – слова «революция» я не произнес).
...Замена счастию она
Просто, как это ни печально, Достоевский был прав: мы действительно привыкли. По выражению другого писателя – «как повешенный. Он тоже привыкает: сперва дергается, а потом висит спокойно».
Мы привыкли к нынешнему укладу жизни, где каждый – сам по себе, где человек делает то, что приносит деньги – а не то, что нужно окружающим (прошу не путать то и другое. Потребности и платежеспособный спрос – это все-таки разные вещи).
Для большинства людей норма и привычность – по сути, одно и то же. Если бы вы, читатель, были негром, рожденным в рабстве, и, кроме своей плантации, ничего в жизни не видели – для вас именно это и было бы нормой. И смысл каждого дня вы бы совершенно искренне сводили бы к тому, чтобы собрать побольше хлопка, и удар кнута надсмотрщика лишь доставлял бы вам боль – но не оскорблял бы вас и не возмущал. И вы бы совершенно не представляли себе, что можно жить как-то иначе. Конечно, вы вполне могли бы принять участие и в восстании – но для этого требовались бы какие-то причины, ненормальные даже по вашим меркам.
По счастью, многие из нас – особенно те, кому уже за тридцать – еще хорошо помнят другую жизнь. Так что и среди нас живо недовольство – великая сила; пожалуй, единственное, что дает надежду на перемены.
Но... взгляните еще раз на эпиграф к этой статье. И уже выросло новое поколение, никакой другой жизни не знающее.
Не зная другой жизни
...Сейчас я живу в дешевой гостинице на окраине Москвы. Номер трехместный. Оба моих соседа – искатели счастья из российской глубинки, крепкие молодые парни едва за двадцать. Их мускулы и их мозги могли бы принести немалую пользу стране. Вот только один из них работает грузчиком на рынке, а другой – барменом в ресторане. Оба зарабатывают неплохие по провинциальным меркам деньги, и в целом своей жизнью вполне довольны, хотя, конечно, и находят в ней массу мелких недостатков (совершенно справедливо считая их частностями). Оба искренне считают себя людьми успешными (да и перспективы у них неплохие – скажем, грузчику уже пообещали, что скоро сделают его продавцом) и никакой другой жизни просто не мыслят. Попробуй я рассказать им о том, что такая жизнь возможна – они посмотрят на меня, как арканарцы на дона Румату, услышав от него рассказ о коммунистической Земле.
Итак, оружие режима – довольство, проистекающее по большей части от привычки (которая, по словам А.К. Толстого, «людям – бич или узда»). Коль скоро мы враги режима, нашим оружие должно быть недовольство. Но оно-то возникает не от плохой жизни (исключение – те случаи, когда уровень жизни падает резко).
Человек становится недоволен своей жизнью тогда, когда видит: можно жить иначе, и гораздо лучше – но есть обстоятельства, которые этому препятствуют. Ну так давайте дадим людям эту альтернативу! Покажем им, что нынешняя – привычная для них –жизнь как раз ненормальна. А поскольку «ненормальный» значит «отличный от нормы» – простыми и понятными словами объясним, в чем эта норма состоит. Ну а дальше...
Перефразируя известное высказывание, революция – это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные обстоятельства. Конечно, если переход к человеческой жизни в России возможно осуществить мирными средствами (в чем есть а-агромнейшие сомнения – но вдруг?) – попробуем это сделать. Не получится – придется искать другие средства. Вот только разговор об этих средствах останется бессмысленным до тех пор, пока достаточно широкие массы людей не поймут: нормальная жизнь – это вовсе не то, что мы каждый день видим вокруг себя.