Шоу должно продолжаться?
Широко распространенное представление, не отделяющее массовую культуру от шоу-бизнеса не совсем корректно. И в традиционном обществе и в обществе модерна существовала культура широких масс наряду с высокой культурой, развиваемой и потребляемой, как правило, представителями высших слоев общества. Шоу-бизнес, по историческим меркам, относительно недавнее "изобретение". Зарождение шоу-бизнеса можно отнести к XIX веку. Пик его расцвета - век XX. Отношение между высокой культурой и народной культурой в доиндустриальную и ранне-индустриальную эру можно определить как творческое взаимодействие. Лучшие образцы народной культуры подпитывали творчество деятелей высокой культуры. Обратный процесс, конечно, не всегда был гладким, зависел от того, как сильно изолированы высшие слои общества от народа, но и плоды высокой культуры, теми или иными путями, проникали в толщу культуры народа. Пришествие шоу-бизнеса разбило эту органическую связь. Результат оказался плачевный. Низовая народная культура практически умерла. Некоторые ее формы поддерживаются разве что в формате кружков художественной самодеятельности, до сих пор встречающихся на просторах Руси, особенно в маленьких провинциальных городках. Высокая культура также пришла к существованию, скорее напоминающему смерть, чем жизнь.
Цикл современной европейской культуры берет начало в эпоху раннего Ренессанса. И стать на ноги культура Возрождения смогла только потому, что находила спрос в достаточно широких социальных слоях - зажиточном бюргерстве, отчасти у аристократии. Уже в кульминацию модерна - в XIX веке, многие творцы-создатели высокой культуры ощутили себя лишними людьми, свое творчество невостребованным (пожалуй, ярче всего это отразилось в судьбе замечательного французского поэта Артура Рембо).
Новой финансовой и промышленной элите не очень-то были нужны творческие поиски представителей элиты духовной. Может быть потому, что понимание высокого искусства требует определенного досуга. Таким досугом располагали лендлорды, но не бизнесмены эпохи промышленной революции.
Возникновение шоу-бизнеса обязано как техническим достижениям - кинематографу, радио и телевидению, так и социальным сдвигам - массовидному обществу, процессу, который Ортега-и-Гассет определил как "восстание масс". Шоу-бизнес сразу же явился как коммерческая отрасль, специализирующаяся на фабрикации, если можно так выразится, продуктов культуры. Поначалу предприниматели только выявляли и приспосабливались к имеющимся в наличии вкусам и запросам публики. По мере того, как коммерциализация культуры набирала обороты, речь зашла уже о целенаправленном формировании массовых культурных потребностей. В итоге образовалась та самая доминирующая культурная среда, которая свела элитарную культуру к положению андерграунда.
Продукция шоу-бизнеса стала необходима современному человеку, как в традиционном обществе ему было необходимо еженедельное посещение церкви и проповедь священника. В полном соответствии с канонами маркетинга производство "звезд", "блокбастеров" и "бестселлеров" поставлено, с одной стороны, на поточное производство, а с другой стороны, достаточно четко сегментировано по рыночным нишам.
Шоу-культура пронизывает чуть ли не все сферы жизни общества. Политику в том числе (к сожалению, речь здесь о куда более серьезных вещах, чем обливание водой из стакана оппонента в прямом эфире). Особенно сюрреалистическое впечатление производят т.н. реалити-шоу. Мессидж этих продуктов масскульта состоит в демонстрации спектакулярного характера повседневной, обыденной жизни.
Это констатация смерти культуры. Во все времена сущность культуры таилась в сверхобыденном. Подлинная культура это идеальное пространство, метареальность, предназначение которой создавать одухотворенный мир, вертикальный по отношению к текущему бытию.
Феномен реалити-шоу свидетельствует, что эта душа культуры умерла. Обыватель, сквозь призму своего любимого реалити-шоу наблюдает свое собственное существование, добро и зло маленького человека. Культурная парадигма шоу бизнеса санкционирует это существование, выводя его на экран. Самое страшное при этом в том, что ничего вне этого существования не предполагается, что стремление к поиску идеала абсолютно отрицается. Популярность телешоу оказалась столь оглушительна, что боссы индустрии развлечений постарались даже процесс отправления правосудия представить в формате реалити-шоу.
Копирайт стал одним из столпов экономического процветания брэндов шоу бизнеса. Постоянно расширяемые сроки протекции авторского права (от 13 лет во времена Томаса Джеферсона до установленного действующим законом всего земного пути автора и 70 лет его загробного существования) стали инструментом в руках бизнесменов от культуры, позволяющем им бесконечно эксплуатировать художественное произведение. Творчество независимого автора, чья работа не вписывается в диктуемые шоу бизнесом критерии отбора, просто-напросто не имеет шансов найти широкую аудиторию.
Монополизация рынка культуры не могла не вызвать в культурном слое, прежде всего западных стран, движения в поисках новых путей выхода на потребителя. В качестве примера можно назвать распространение под свободными лицензиями Creative Commons альтернативной музыки, видео, графических работ, литературы и т.д. Думается, что эта и другие инициативы независимого творческого сообщества смогут, в конце концов, изменить положение дел. Этот процесс мог бы пойти гораздо легче и быстрее, если бы государство решилось поддержать его.
К сожалению, мы видим иное. В развитых странах Запада государство, наоборот, уступает лоббизму и прогибается под звукозаписывающие- и киномонополии. А это ведет только к дальнейшей эрозии культурного пространства. Свободное развитие культуры обратно пропорционально тотальности шоу бизнеса. Так должно ли шоу продолжаться бесконечно?