Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

РПЦ глазами марсианина

Моя мама всю жизнь проработала учительницей начальных классов. Сейчас она уже десять лет как на пенсии. Живут они с отцом в деревне, в Кузбассе. На прошлой неделе я получила письмо, в котором, кроме всего прочего, мама написала, что в школе прошла перекличка, а потом дети (в обязательном порядке) и все желающие отправились на экскурсию в храмы Кемерова и Новокузнецка. И так уже четвертый год.

Меняется-то как всё, сокрушалась мама, когда она ещё работала в школе, в планах воспитательной работы был обязательный пункт «атеистическое воспитание», а сейчас вот ровно наоборот.

Замечу, что Кемеровская область не относится к тем четырем областям, где предмет «основы православной культуры» введен в школьную программу. Интересно всё это. Моя бабушка была стахановкой, комсомолкой. Мама росла во времена пропаганды безбожия, а я в период несколько индифферентного отношения к церкви. Ребенком я любила программу «Очевидное-невероятное», читала старые журналы «Техника-молодежи» на чердаке.

Помнится, меня заинтересовала какая-то ветхозаветная история. В библиотеке мне вручили «Забавную Библию» Таксиля. Книжка была безумно смешной, а картинки и того смешнее. И тем интереснее было добраться до подлинника. Лет в пятнадцать я прочла и Библию, и все Евангелия. Прочитанное меня удивило, потрясло. Это было сильно. (Замечу в скобках, что и я, и все мои ровесники росли некрещеными).

Во-первых, деревня, а потом, сама мысль об этом представлялась смешной. Креститься – а в какую веру? Все мы в какой-то степени были потомками ссыльных, переселенцев, детьми разных народов. У нас жили татары, немцы, литовцы, белорусы, украинцы, казахи, мордва. Попробуй определить, кто ты по национальности, и к какой религии относишься исторически. Тем не менее, в районном городке Белово была православная церковь, и старушки ездили туда на богомолье. Нам, подросткам, было любопытно туда заглянуть.

Я до сих пор помню это ощущение – как будто ты марсианин, первопроходец, наблюдаешь за другой цивилизацией, за повадками местных, пытаешься выйти на первый контакт.

Помню церковь недалеко от базарной площади. К ней стекаются пожилые женщины в платках, со скорбными лицами. У порога церкви – подросток; он, стоя на коленях, непрерывно кланяется, касаясь пола лбом. Так в один момент мне стал ясен смысл слова «блаженный». Помню запахи, которые раньше я не знала. Вероятно, ладан, елей. Это была очевидно другая цивилизация. Помню глобальное ощущение скорби, настолько сильное, что мне казалась, что я ощущаю запах тления. Ни одного улыбающегося лица.

Но стоило мне пересечь порог, как на меня с шипением накинулись все те же печальные старушки. Как я поняла, их не устраивала моя одежда, а кроме того, при входе в это учреждение полагалось «креститься». Не помню ничего подобного ни в одной из заранее прочтенных на эту тему книг. (Впрочем, «креститься» потом меня научила бабушка моей подружки, это элементарно: три пальца складываешь в щепоть, лоб, пузо, право, лево. Главное, не перепутать, потому что старушки в церкви за этим пристально следят. Если пальцев не три, а два, то могут причислить к «староверам», а если делать это в обратном порядке, то к «католикам». И за то, и за другое может не поздоровиться).

Словом, контакт не состоялся. В церковь меня не впустили. За свою тогда ещё юную жизнь я не помнила такой агрессии, ненависти, нетерпимости. Я не понимала, что произошло: ведь я не хотела совершить ничего плохого! Даже если я ничего не знала о правилах поведения, почему бы не объяснить их спокойно, дружелюбно и с уважением? Разве не об этом написано в Евангелии? Типа, возлюби ближнего своего?

Став взрослой и побывав в храмах разных христианских конфессий, я пришла к выводу: ничто так не принижает человеческое достоинство, как православная церковь. Нигде так не насаждается культ самоуничижения, убожества, нетерпимости. Если бы выбор – верить в бога или не верить, а если верить, то к какой религии и конфессии присоединиться – оставался за каждым отдельным человеком, то это, в конце концов, было бы его личным делом. Но когда детей лишают выбора – это совсем другое. Тоже своего рода насилие.

В этом плане мне повезло, конечно, гораздо больше, чем маме, бабушке и моим предполагаемым детям...


От редакции: Мы нисколько не намерены проводить курс антирелигиозной пропаганды, в чем нас уже начали подозревать отдельные бдительные читатели. Мы вообще пропагандой не занимаемся. Но где еще люди могут высказаться о церкви, вере или неверии?

В недавнее время эта тема была своеобразным табу. Сегодня - хотя и с противоположным знаком - тоже. Нормально ли это? Вопрос вполне риторический. Живая вера, равно живая атеистическая мысль требуют постоянного процесса осмысления. Если же раз и навсегда постулируется нечто, мысль умирает, а вместе с ней обессмысливается и вера, причем любая.

Православные "отцы", плотно присосавшиеся к сиське "энергетической империи" а-ля Путин, давно перестали обращаться к душам и умам людей, предпочитая действовать проверенными бюрократическими способами. Они уже монополизировали нравственность, потихоньку приватизируют культуру, но какой в этом смысл? "Отцы" уже перестали убеждать, они просто "отбирают свои", как в преферансе...

Или, как дьякон Андрей Кураев, выступают на курортах Черноморского побережья с популярными лекциями-диспутами вроде "Что бы вы хотели знать о православии, но стестнялись спросить". Не шучу - Севастополь весь оклеен афишками, где промежду звездунами и звездочками современной эстрады наклеен и дьякон, профессор Московской духовной академии.

Куда нам до о.А.Кураева. Мы можем только предоставить людям возможность высказаться, подумать самим. Несет ли самостоятельное мышление граждан прямую угрозу церкви? Скоро узнаем.

Анатолий Баранов

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.