Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Первые скауты. Кризис современной литературы в зеркале УльтраКультуры

Позвольте вмешаться третьим в замечательную и, по-моему, весьма креативную перебранку товарища С.Денисова и господина А.Цветкова по поводу книги издательства УльтраКультура «Последние пионеры» на сайте Коммуниcт.Ру, 162. Ведь речь-то потихоньку добирается  до критики современного искусства и его несоответствия ожиданиям левых, а особенно коммунистов. Сборник же «Последние пионеры», безусловно, не нуждается в такой, да и вообще в какой-либо рекламе – прочтут его  немногие, мертворожденная книжица – но разговор наметился интересный. Фактически, представляемая Цветковым в данном споре и в современной литературе поколенческая прослоечка, вывалившаяся из поезда контрреволюции и плетущаяся в его обозе, за революцией не поспевающая – пытается учить на буржуазных примерах пролетарскому искусству. Сие симптоматично.

Дмитрий Чёрный
2005-03-23 15:36

Вполне солидарен с товарищем Денисовым, но хотел бы ужесточить его позицию, привнеся со своей стороны в дискурс некоторые новые факты и соображения.

Издательство УльтраКультура, изначально позиционировавшее себя как лево-просветительское, не просто не справилось с самозаявленной функцией, но – как и должно быть по любимым Цветковым буржуазным рыночным законам – моментально переориентировалось под заказ страты  новехонького буржуазного общества, выдавая и на своем уровне «чтиво», хавлО быстрорастворимое. Где в период классовой утряски нет еще самосознающего пролетария, но существует, прозябает и бредит иногда словечком «революция», никак им самим не истолковываемым – МАРГИНАЛ (вот целевая аудитория УльтраКультры), которого своими книгами издательство всячески воспроизводит – то есть способствует неизменности его спутанных представлений. И – следуя опять законам познанного во всей его красе Цветковым маркетинга - в издательскoй политикe данноe издательствo руководствуется в итоге лишь одним принципом: побольше жареного, побольше рокфора.

Скажем так: если и были у коммунистов да и прочих молодых левых иллюзии, что современная литература подарит им не то чтобы руководство к действию, но хотя бы некоторую надежду на революционное выздоровление общества – то "ультраки" эти грезы прикончили. Как названием книги, так и списком авторов. Если кто-нибудь мне попытается доказать, что Паук и ВитухнА – это революционная, левая литература, если кто-нибудь скажет мне что Цветков и Пименов – пролетарская проза, вы догадываетесь, какой эмоциональный, а за ним и рациональный ответ готов я дать на такие претензии. При том, что по отдельности и Цветкова и Пименова я читаю, и как младший, менее читаемый и известный брат уважаю (однако, как авторов весьма далеких от  революционных задач реалистической литературы, в лучшем случае - писателей уровня панк-фэнтэзи). Я бы этот сборник назвал точнее – «Первые скауты».

Конечно, в переносном смысле – но идея его, сборника, именно такова: показать, какими монстрами фантазии стали эти «пионеры», выкидыши Перестройки. Как из преподавателей марксизма-ленинизма рождались православные фундаменталисты – из последних пионеров родились «скауты», с которыми первые пионеры дрались яростно. Возврат к исходному хаосу, в декаданс, в болото постмодернизма – вот что под обложкой «Последних пионеров» продает УльтраКультура.  Искусство социалистического общества закономерно вытесняло подобный бред «последних пионеров» - и вот при торжествующей контрреволюции они нашли себе таки место под солнцем. И именно благодаря затянувшемуся отрицанию "пионерского" в самих себе. Ну что это, как не замечательно смотрящееся в обрамлении прочего буржуазного спроса-предложения «чтиво»? Этакий коллективный недопелевин-недосорокин.

Понимаю брезгливость товарища Денисова – литературно квалифицировать, копаться в сей коллективной VIP-тухлятине, занятие не из приятных. Но вот парадокс – ведь по отдельности все собранные в сборнике авторы живут себе и без левых, и не вспоминают, что они пионеры… То есть – читателю представлен очередной эрзац от ультраков. Можем и под пионеров косануть… Переходя тут на секунду на позицию Цветкова (исключительно по вопросу Летова – он минимум поэт, хотя бы потому что факт наличия стихов в его песнях и книгах неоспорим), скажу: «Последние пионеры» явили собой некую литературную аналогию весьма-таки русрокерского, дурашливого и петрушистого «Тибьюта ГО». Вроде бы, затронули тему важную – ведь носили пионерские галстуки все «пионеры», но вот что осталось от тех светлых идей в затуманенных наркотой и прочими завоеваниями контры головах? Ничего! В лучшем случае – фантазмы, тут Цветков самокритично прав. И именно это с гордостью сообщает нам «левое» издательство. Пионерия-с дэд, так сказать.

Я бы (да и другие коммунисты, думаю) ожидал увидеть под хорроровой обложкой этой книги такую неожиданность, как продолжение пионерских идей, возвышенно выражаясь – то есть, борьбу сегодняшнюю за бессознательно впитанные, а ныне кровно, кожно ощущаемые как насущные, идеалы советского прошлого, идеалы социализма и общественного прогресса в марксистском понимании. Тем более что и борьба эта в наличии, и ньюсмейкеры этой борьбы не чужды литературы, как автор данных строк.

И – замечательно вы в точку, коллега Денисов, – о  «Вавилоне». Я ведь именно оттуда родом, привет Даше Суховей (немало у меня позаимствовавшей стилистики в свое время). Да, вместе с Цветковым с 1997-го года публиковался я в этом клубе-журнале, патронируемом известным литературтреггером, как сам себя он любит называть, Д.Кузьминым. Но! Как говорится, почувствуйте разницу: именно в том самом 2000-м году, когда я опубликовал книгу стихов «Револ материал поэмы Дом», была не только в «Вавилоне» запрещена презентация этой «красной» книги, но, восприняв индуктивный сигнал тревоги от Кузьмина, и Михаил Айзенберг в своем ОГИ запретил презентацию и продажу следующей книги «Поэма-инструкция бойцам революции», 2001. То есть, найдя фактически, а не позиционно левое в моих стихах, либерал Кузьмин принял единственно возможное решение – вон Черного из «Вавилона»! Почему-то маститый «левый» Цветков, как сообщил сам, такому остракизму не подвергался ни разу и печатается там, в либеральном болотце «Вавилона», по сей пор. В чем же тут дело? Ну не в жанре же?

И вновь возвращаемся к заявленной теме – имеет ли вообще издаваемое ультракAми чтиво отношение к нам, к левым, к коммунистам? Весьма со своей стороны негативное и косвенное – разве что «Периферийная империя» Кагарлицкого вспомнится. Но это не художественная литература. В этом жанре не забудем и Цветкова с его Антологией левого радикализма, есть что почитать. В художественной же сфере политика издательства – недоизданный маститыми книготорговцами постсоветский литературный перегной, из которого никак не родится новое пролетарское, протестное искусство. Однако ультраки к этим родам явно не хотят иметь никакого отношения. Заметим, что книга-попытка указать направление новым авторам новой борьбы «Красная полоса» издавалась в Питере, и за счет личных средств коммунистов.

Занимая (как редактор отдела прозы в УльтреKe Цветков) позицию возвышенно-отстраненную, ультраки брезгливо не вступая в контакт с левыми партийными силами, наблюдают за процессом. Сия смехотворная – ведь по положению-то вполне пролетарская (что такое гонорар Кагарлицкому за «Империю» в размере 14 тысяч рублей? сами тоже не жируют, поди) – «левая элита» намеревается этих (нас) недостаточно левых, «сталинистов с лопатами» РКСМб, РКРП, «румяных комсомольцев» СКМ РФ, «красно-коричневых коммуниоидов» КПРФ учить. И вот «Последними пионерами», например: cодержащейся там затуманенной критикой фашни – как поясняет нам, изюминки этой не вычитавшим, Цветков. Правда, тут же Цветков пускается в характерное его жанру фантазирование и создает миф о нападении на Фаланстер со стороны обиженных его прозой «правых», чуть ли не штурмовиков СА. На самом деле, широко известно всем нефантастам, что то был очередной антилимоновский рейд ментов – ведь именно его участие в сборнике привлекло их внимание, не льстите себе, прозаик Алексис.

Обоз контрреволюции, эти несчастные декаденты-недопелевины, невостребованные Вагриусом постмодернисты, собравшиеся под крышей УльтраКультуры – возомнили себя экспертами современного левого движения. Что ж, будем судить об их экспертности и заинтересованности в развитии, в прогрессе левого российского движения по деяниям издательства.

Виктор Шапинов (РКРП), в представлении тут не нуждающийся, приносит Цветкову книгу о Мао Цзедуне – получает отказ в публикации: недостаточно модно написано. Молодой неомарксист Василий Колташов (ЦК СКМ РФ), привлеченный сейчас Борисом Кагарлицким в качестве соредактора просветительской серии переводных книг, приносит фантастический антипутинский роман – и тоже получает отказ от маститого фантаста Цветкова. Спрашивается: в нынешнем ли положении левого движения восседать этакой собакой на сене редактору считающего себя «левым» издательства?

Наконец, и автор сих строк приносит результат своей шестилетней литературной работы в данное  издательство, до некоторых пор им наивно воспринимавшееся как потенциальный соратник, сподвижник. Уж тут никакого упрека в отдаленности от событий левого движения, фантастичности, как в случае Колташова – роман с рабочим названием «Воспоминания леворадикала» всей своей второй частью посвящен описанию и анализу изнутри современного молодежного левого движения. Роман новаторский как стилистически, так и по контенту – ни такого письма, ни такой фактуры в современном книгоиздании рядом не валялось до сих пор. Роман с претензией на вытеснение из умов молодежи псевдолевых современников вроде Лимонова (второй частью) да и устаревших классиков москвоведения вроде Булгакова (первой частью). Роман отчаянно романтический, лирический и при этом радикально реалистический – с 2001 года не изменяю своему Манифесту радикального реализма. Казалось бы, вот она, yльтра-то культура – бери роман, УльтраКультура, да и куй железо, пока горячо, глядишь с бестселлером придешь к очередной осенней книжной ярмарке!?

Но куда там! Куда нам… Как томy солдатy Крaпилинy из булгаковского «Бега», хочется сказать Цветкову-Хлудову: «Мимо тебя не пройдешь!..». Роман быстрехонько летит в пухлую, едва не блюющую «корзину» УльтраКультуры. Несомненно, «последние пионеры» тут решали – кому жить, кому не жить. Зачем им радикальный реализм, зачем им трезвый взгляд на революционную молодежную целину постсоветского общества? Зато издана очередная книжица Витухновской. Ее «борьба с реальностью», «уничтожение реальности» - вот она, революционная-то литература! Индуктивный бред, мешающий вождей коммунизма и фашизма, типичная нацбол-литра, деконструкция и прочий постмодернизм, давно осужденный левыми, оставленный буржуазным подпевалам вроде Пелевина-Сорокина.

Да-с, такие аутистические пристрастия издательства, похоже, только крах последнего исправит. Назовите хоть одно открытие УльтраКультуры, новые общеизвестные имена? Все – в корзине. Поверишь тут в нелицеприятные слова Осмоловского о Цветкове: «вполне состоявшийся шизофреник» - дружить с левыми, считать себя левым, и всячески уничтожать литературные порывы этих левых. Тут цветы не растут, кроме одного, главного… Этакое всеподавляющее «суперприсутствие» (кстати, книга предельно невнятная даже для буржуа, за исключением искренних авторских восхищений махновщиной, вот она «левая суть» политики издательства - куда тут нам, большевикам, «революцию продавшим»!).

Казалось мне, что прямые столкновения на литературных полях битв давно для меня позади – Дима Кузьмин дал от ворот поворот из «Вавилона», «Наш современник» обрел нового автора. Но вот догадаться, что тот же самый Кузьмин выглянет из-под анархистских лохм Цветкова – не мог, наивный. Ну, стопроцентного либерала Кузьмина понять можно: «коммунизм, красные в городе, ай-ай-ай!». Что же скажет «левое»  купечество, то есть в данном случае Цветков? Прямого ответа, мотивированного отказа мне с моим романом издательства УльтраКультура я так и не получил, от шизофреников такого и не следовало бы требовать – но, может, хоть косвенный тут услышу, как «первый комсомолец» (член СКМ с 2000) от «последнего пионера»?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.