Духовная деградация народа как результат антинациональных либеральных реформ
Выступление академика Петровской академии наук и искусств, председателя Ленинградского отделения общероссийской общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации» профессора А.В. Воронцова на научно-практической конференции
«Демографическая катастрофа и прекращение реализации программ геноцида в России»
28 марта 2005 года.
Уважаемые товарищи!
Что, прежде всего, не хватает русскому народу, чтобы подняться, наконец, с колен и спасти уникальную русскую цивилизацию, а значит спасти Россию от геноцида? Не хватает национального самосознания и патриотизма. Именно об этом я буду говорить сегодня. Из всех славянских народов этими качествами обладает Белорусский народ, который перед постоянной угрозой с Запада, клеветой с Востока сплотился вокруг своего президента, лидирует по уровню жизни народа, по темпам развития промышленности среди всех государств, образованных на территории бывшего СССР. Я был участником Второго съезда народов Союзного государства, который состоялся 26 марта 2005 года. Это был мощный форум за подлинное воссоединение братских народов в Союзном государстве, в котором приняли участие около 1000 человек почти из всех бывших республик. Второй съезд народов Союзного государства с удовлетворением отметил, что в Белоруссии власть находится в руках народа. Расширяются льготы и социальные гарантии со стороны государства. Средние зарплаты и пенсии непрерывно растут, а минимальная зарплата равна прожиточному минимуму. В Белоруссии бесплатное образование и медицинское обслуживание населения и, самое главное в русле моего выступления, - это здоровая нравственно-духовная обстановка в обществе. Во время парламентских выборов и референдума в качестве международного наблюдателя я посетил 25 избирательных участков, в основном это были школы, гимназии, лицеи. Я был восхищён тем, какое внимание уделяет государство, президент А.Г. Лукашенко образованию и воспитанию школьников. В школах прекрасные спортивные залы, всевозможные кабинеты по развитию художественного и эстетического творчества, действуют пионерские отряды.
Приятно смотреть на белорусских ребятишек – физически здоровые, жизнерадостные, красивые, опрятные, желающие честно служить своему Отечеству. В армию на одно место три желающих. Это нация. А есть ли у нас русская нация? Есть серьёзные основания для сомнения. Из пяти сталинских принципов определения нации с момента начала перестройки и антинародных реформ наибольшей деформации подверглась «культура» и «психологический склад нации», т.е. всё то, что входит в наши национальные традиции, в память народа.
«Русская трагедия» произошла после 1985 года. Это было заранее запланировано определёнными силами Запада и искусственно навязано России и русскому народу, это проявление величайшей в истории человечества социальной трагедии. То, что происходит в России, по мнению авторитетного учёного и философа А. Зиновьева, есть «растянувшаяся во времени гибель России как целостного социального организма и гибель русского народа, проявившиеся в его деградации и вымирании». Утверждения, будто Россия и не такое видала, будто Россия была и в худшем положении да выжила, будто Россия возродится и станет великой державой, относятся ни к чему не обязывающей демагогии. Неумолимая и жестокая истина состоит в том, что ничего подобного в истории русского народа не было. Народ гибнет только один раз в своей жизни, как и рождается лишь один раз. И это должен понимать каждый русский патриот, каждый русский.
Психологи, социологи Российской академии наук пришли к выводу, что смертность в первую очередь молодёжи и людей среднего возраста связана с психологическим и духовным дискомфортом. По статистике, в России каждый год кончают жизнь самоубийством 70 тыс. человек, из них 30 тыс. – это лица, не достигшие 30-летнего возраста. Учёные, проведя компьютерный анализ результатов исследований, пришли к следующим выводам.
На 70% смертность в стране объясняется агрессивностью и озлобленностью, на 10% - безысходностью, 15% составляют экономические параметры и 5% - неизвестные факторы. Таким образом, на 80% мы умираем от духовного дискомфорта и утраты смысла жизни. И на первом месте озлобленность. Не зависть (вот наворовали, а я не успел), как считают нувориши и иже с ними, а именно озлобленность. И озлоблен я не потому, что беден, а потому что несправедливо беден.
Закон о монетизации льгот, по данным ВЦИОМ, ухудшил материальное положение 1/3 нашего народа. Люди, обречённые на самовыживание и поиск хлеба насущного, не склонны к рефлексии о высоких духовных ценностях, включая и ценность патриотизма. Отсюда напрашивается очень важный вывод: патриотическое воспитание должно быть органично увязано с борьбой за социальные интересы трудящихся, за справедливость, за социализм. А это, в свою очередь, невозможно без глубоких политических и социальных изменений.
Глубоко убеждён, что патриотизм – это классовое понятие. Оно включает не только любовь к своей родине, своему Отечеству, но и любовь и сострадание к своему народу, особенно к униженным и оскорблённым. И передовая национальная, патриотическая русская интеллигенция испокон веков служила своему народу. Я иногда спрашиваю своих студентов: «Кто такие А.Н. Радищев, А.И. Герцен, П.П. Лавров?». «Революционеры», – в лучшем случае слышу в ответ! «Нет!» - говорю я им. «Это, прежде всего, великие русские интеллигенты. Они дворяне. У них было всё: богатство, наследство, они от всегоотрешились и стали на защиту своего народа». Как писал А.Н. Радищев в известном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Я оглянулся вокруг себя, и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Вот почему он стал революционером, другого пути для освобождения крестьянства от крепостничества он не видел.
А современная российская интеллигенция, в массе своей выросшая на «хлебах советских», «страдает» ли её душа о вымирании русского народа? Смею утверждать – отнюдь нет. Она кому угодно готова прислуживаться, только не интересам России и русскому народу. Неистово эксплуатируется тема «сталинских» репрессий, оплёвывается и фальсифицируется весь период советской истории, чтобы отвлечь внимание народных масс от мерзостей и уродств сегодняшней жизни, лишить их исторической памяти, оторвать от истоков бытия их предков. А. Бердяев мудро предупреждал: «Связать интеллектуальную и духовную свободу с защитой социальной несправедливости было бы роковой ошибкой». Но тут уже не «ошибка», а хорошо рассчитанное действие…
Национально-государственный нигилизм, пренебрежение к национально-культурному достоянию народа и одновременно прямо-таки холуйское, «холопское» подобострастие перед всем западным делают из «псевдодемократической» интеллигенции деструктивную антинародную прослойку в обществе. К месту напомнить откровения бесовствующего Смердякова: «кабы нас тогда (в 1812 году – Авт.) покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с». Похоже, кое-кто готов призвать кого угодно, даже дьявола, лишь бы установить какие-то «цивилизованные» порядки и сохранить уворованное и награбленное. «Смердяковщина» ныне правит бал.
«Квазиинтеллигенция» не только отбрасывает идею служения народу, но и решительно порывает с патриотическими традициями русской интеллигенции, этим (процитируем опять Бердяева) «образованным классом с русской душой». А русский религиозный философ И.А. Ильин справедливо говорил: «Задача интеллигенции состоит именно в том, чтобы вести свой народ за национальной идеей и к государственной цели; и образованный слой, не способный к этому, всегда будет исторически приговорён и свергнут». Вещие, пророческие слова!
О психологии русского народа, его таинственной душе написано немало. Ф.М. Достоевский писал о «всемирной отзывчивости» русских; Булгаков говорил о «дивной красоте народной души», запечатлённой в русской истории; П.А. Сорокин наделял русскую нацию такими качествами как «сравнительно долгое существование, огромная жизнеспособность, замечательное упорство, выдающаяся готовность её представителей идти на жертвы во имя выживания и сохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, социальное и культурное развитие её в течение исторической жизни». И.В. Сталин отмечал у русского народа «ясный ум, стойкий характер и терпение».
К сожалению, и эти черты характера русского человека претерпели деформацию.
И. Шафаревич, А. Солженицын, отмечая терпение как характерную черту психологии русского народа, на конкретных примерах из современной нашей истории, пишут об «ослаблении национального самосознания» и даже «потери чувства нации со стороны русского народа». В Казахстане русские, украинцы, белорусы составляли абсолютное большинство – 2/3, и их вытесняют, сокращают русские школы, язык и т.д. Какова реакция русских – уезжают, бросая всё. Уезжают русские люди из Прибалтики, Грузии, даже Крыма и др. стран СНГ. Более того, идёт притеснение русского народа и в самой России со стороны местных националистов. Из Чечни выехали сотни тысяч жителей, а «славные» наши казаки промолчали. При этом жили они на своих коренных землях.
В Якутии русский язык всё больше заменяется якутским, идёт процесс вытеснения русских со всех руководящих постов. Ответственные совещания, важные радио-телепередачи ведутся на якутском языке. Районы переименованы в улусы, деревни – в наслечи. Реакция типичная – русские уезжают, хотя они составляют 2/3 населения Якутии. И никакой реакции со стороны официальной России, а ведь в стране уже 8 млн. беженцев.
Игорь Шафаревич ослабление национального самосознания объясняет тем, что «многие десятилетия подавлялись основные силы, формирующие русское чувство нации: православная вера, традиционная культура, крестьянский образ жизни, чувство значительной национальной истории. В условиях либеральных реформ со стороны «заказчиков» и мощной «пятой колонны» поток глумления обрушился на русскую историю и сам духовный тип русского человека».
А за последние годы происходит трансформация, может быть, самая разрушительная для национального самосознания русских: значительная часть прессы, телевидения и фактически все лидеры политических партий, многие государственные деятели от верных слуг Международного валютного фонда до руководства Народной партии, Партии пенсионеров объявили себя русскими патриотами, хотя в конкретных вопросах (по Чечне, Крыму, Севастополю, по положению русских в Прибалтике и др. бывших республиках и т.д.) их позиции тоже сходятся, но уже на решениях, противоположных интересам русского народа, государственности.
Наша, современная, полурусская многонародная полуинтеллигенция (в лице Радзинского, Сванидзе, Млечина, Познера и др.) также свято уверовала в «общечеловеческие ценности», «плюрализм», «демократию» и т.п., не сумев понять истинные интересы страны. Нынешняя трагедия страны на её совести, особенно на совести так называемой «творческой интеллигенции».
Одним из самых тяжёлых последствий российских реформ является тяжёлый удар по нравственным устоям и морали российского общества и русского народа. Люди сначала стали свыкаться, а потом примирились с разгулом преступности, жестокости, злобы, культом тупой силы и денег. Писатель Владимир Максимов был прав, когда в своем последнем, предсмертном интервью говорил о «банализации зла». «Когда зло становится заурядным, привычным, банальным явлением, оно уже не удивляет и не возмущает… В России сегодня зло стало каждодневной, бытовой реальностью. Криминальный мир сегодня процветает и навязывает обществу свои стандарты отношений». «Так растлевается народ. И когда народ огромной страны растлили, с такой страной можно делать всё, что угодно». А если к этому добавить растление детей, школьников, молодёжи, то у России отнимают Родину, святую Русь. Как ни парадоксально, но на это повлияла государственная политика в сфере образования.
Центр национального образования РГПУ им. А.И. Герцена предложил старшеклассникам Москвы (1614 человек) и Санкт-Петербурга (4920) назвать наиболее значимые для них ценности. И вот чем школьники дорожат больше всего: 1)здоровьем, 2)богатством (просторная квартира, загородный дом, вилла за рубежом и т.п.), 3)приятельством, тусовками, 4)свободным временем, ничегонеделанием, 5)высокооплачиваемым трудом без напряжения, 6)свободой добрачных отношений, 7)технической цивилизацией, 8)здоровой средой обитания, 9)иностранным языком…
Отечественная история попала на 23-е место, а родное слово – на 36-е место. Совсем не входят в число приоритетов патриотизм, личная ответственность перед обществом, моральные ценности, культура общения, общение с людьми высокого человеческого дара, самообразование и самовоспитание, духовность.
На вопрос: «На кого Вы хотите быть похожими?» только 2% старшеклассников назвали известных или окружающих людей. Ни одного литературного героя! Ни на кого не хотят быть похожими, никому не желают подражать. Они как тутовые черви: ткут из своей смолы одежды для самих же себя.
Известный современный русский педагог, литературовед, профессор И.Ф. Гончаров отмечает, что питомцы школы ужасающе бездуховны. В области школьного образования мы пошли назад по сравнению с советской школой. В ХХ веке питомцы школы совершили одно из самых великих открытий – освоение ядерной энергии. Наше подрастающее поколение хотя в урезанном виде познавало классическую и великую советскую культуру. Перед советским образованием склонялся весь образованный мир. Теперь юношество отторгнуто от этой культуры и погружается в европо-американский масскульт.
Западно-американская культурная колонизация насаждает свой склад знаний. Пример: учебники английского языка, завезённые в отечественные школы, вызывают чувство брезгливости.
Главным воспитателем, точнее – антивоспитателем стало телевидение. Наши великие современники – и недавно отошедшие в мир иной, и ныне здравствующие (Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин, Б.Т. Штоколов, В.А. Чернушенко, В.Г. Распутин, В.И. Белов, В.Н. Куприн, В.Н. Ганичев, И.Ф. Шафаревич и другие) дают ему такие оценки: «дьявольщина», «сатанизм», «пасквиль на всё национальное», «грязнодушие», «смакование зла», «вульгарность», «антикультура», «космополитизм», «выпячивание плотского», «демонстрация уродств», «умаление человека», «воцарение разрушения без созидания», «затягивание в тупик», «вытравливание нравственного смысла», «демонстрация дебилизма». Телевидение развращает и детей и взрослых. В самом деле: 80% сериалов посвящено криминальной теме, 70% информационных выпусков связано с насилием. В сериалах, по сути, нет места патриотам – просветителям, нравственным учителям. Не только гиганты российского кинематографа, ушедшие в мир иной (К.М. Симонов, Б.А. Бабочкин, Н.К. Черкасов…), но и ныне здравствующие кинематографисты – патриоты мало ведомы кинозрителям.
В «Литературной газете» за 23-29 марта 2005 г. министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов пишет: «Скажу не как министр, а просто как отец: я настоятельно прошу младшую дочь (она только что пошла в школу) без присутствия взрослых не включать телевизор – не хочу, чтобы сознание ребёнка деформировалось… К сожалению, со многими СМИ ситуация малоуправляемая». Даже министр признаётся в своей беспомощности. А ведь при Министерстве создан Экспертный совет по СМИ. Чем он там занимается? Кто может дать ответ на этот вопрос?
Я побывал во многих странах, в т.ч. и в США, крутил 89 программ. Я не видел по телевизору ни боевиков, ни крови, ни секса. У нас же идёт повальное развращение народа. В недавней вечерней телепередаче канал НТВ показывал уже порнографический фильм. И никакой реакции!
Отечественные юмористы, которые не сходят с экранов телевизоров, например, программа «Аншлаг», уводят весь юмор к границе «ниже пояса», особенно самодовольно демонстрируемой Евгением Петросяном и Еленой Степаненко, про которых композитор Николай Петров сказал, что хуже могут быть только прямые физиологические отправления перед камерой. Современное искусство подчинено циничной коммерции со своими меркантильными интересами. Нравственный климат русских подорван в национальном масштабе. Обидно видеть, когда на сцене изгаляются пошляки, а зал, состоящий из сословия современной интеллигенции, молодёжи и среднего класса, отвечает на их пошлые остроты радостным гоготом, переходящим иногда в «ржание». Так и хочется сказать – «над чем смеётесь, над собой смеётесь»! В такие моменты, говоря словами поэта, «мысль ужасная здесь душу омрачает». В стране А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.И. Тургенева, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостоковича, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и др. выросло едва ли не целое поколение людей с ущербной деградированной психологией и моралью.
В сознании молодёжи создаётся страшный непорядочный образ Отечества, из которого хочется бежать, в котором жить предельно рискованно. По данным ряда аналитиков, примерно 70% молодых людей из столиц готовы навсегда покинуть место своего рождения. Не удивительно, когда на вопрос упомянутого опроса школьников «Что лучше: а)дореволюционная Россия; б)СССР; в) «перестроечная»; г)Запад, - был дан массовый ответ: «Запад».
Вот ещё вопросы и ответы: Счастливы ли Вы тем, что Россия – Ваша Родина? Массовый ответ: «Нет». Гордитесь ли Вы Россией? Картина та же. Способны ли Вы жить постоянно вне России? Решительное большинство отвечает: «Способен (а)». Есть ли сегодня у России собственные силы для отпора нападения извне, поддержки и защиты всех наших народов и Возрождения страны благоденствия? Все 100% респондентов отвечают: «Нет».
Это плата за демонстрацию нигилистического, разоблачительного показа нашей несчастной Родины, за ограбление народа, за предательство верхами великого и могучего государства.
Понятна повышенная тяга молодёжи к зарубежной эстраде. Она полностью коммерциализирована. Слепо копируется западная поп-музыка. Господствует дутый Киркоров. Пугачёва создает «Фабрику звезд» и готовит распущенных певцов и певичек с вульгарным вкусом, которые являются кумирами музыкальной черни, не понимающей, что вместо песни она слышит визги, выкрики, сипение, завывание. Высокая песня исчезла с телеэкрана. Недавно в Россию приехал Дм. Хворостовский. Он пел на Красной площади и дал несколько концертов. Это был великий апофеоз песенной культуры России, с ним пели наши деды и прадеды, пела вся нравственная Россия. Полтора часа дали нам возможность отдохнуть от всех наших напыщенных звёзд.
Расцвет песенного творчества в советский период имеет всеобщее значение. Но это творчество почти неведомо современному юношеству.
В театрах зритель видит искажаемые произведения классиков, из которых вытравлена сущность, высокий нравственный смысл. Мариинский театр во главе с Гергиевым везет за границу оперу «Евгений Онегин». И что же? Татьяна и Ольга Ларины – лесбиянки, Онегин и Ленский – голубые. А «Царская невеста» - плод глумления Гергиева над русской классикой. В Александринке спектакль – «Ревизор». В течение нескольких минут Хлестаков и губернаторская дочь увлечены неприкрытым сексом, сношаются. Это циничное опошление ценностей культуры. На сцене Большого театра ставят мерзопакостную постановку «Дети Розенталя», скандально известного автора Сорокина. «Швыдковщина» уже несколько лет процветает в российской культуре.
Глубоко прав профессор И.Ф. Гончаров, делая вывод, что «Мы переживаем духовный геноцид в отношении русской культуры. Иностранные специалисты, чужие коренному русскому духу, стали просветителями и учителями нашего народа. Примитивный масс-культ, несущий грязнодушие, заполонил Россию. Мы открыты мировой классической культуре и нравственно возвышающей современной зарубежной культуре. Но нас душат разлагающей антикультурой. Душат сознательно, целенаправленно, планомерно».
В документе «Петербургская школа-2004. Программа развития образования на 2000-2004г.» первой ведущей идеей является «приоритет общечеловеческих ценностей». Второй приоритет в документе – «изучение зарубежного опыта»…
Генри Киссинджер, бывший государственный секретарь США, отмечал: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения её народов в единое, крепкое, централизованное государство».
Эта программа, увы, на наших глазах осуществляется.
Судите сами. На вопросы школьникам «Ощущаете ли вы себя представителем русского этноса? Можете ли Вы с твёрдостью сказать «Я русский»? Готовы ли Вы утверждать: «Я ко всем народам отношусь с уважением, но больше всего уважаю свих соплеменников?» «Гордитесь ли вы русским человеком?» 100% ответ: «Нет», «Нет», «Нет».
Набирает силу коммерциализация образования, его утилитаризм и экономически-«бизнесовый» взгляд на него. Не только ВУЗы, но и общеобразовательные школы занялись формированием западного дельца. Создаются бизнес-классы, классы коммерсантов, классы менеджеров. Это зловредный импортный товар. Вред его огромен. Мы формируем начисто бездуховного человека, лишённого подлинной культуры, живущего не по законам совести и чести. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» выпускники и выпускницы часто отвечают: «коммерсантом», а то и - «киллером».
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий справедливо
отмечает, что со времени основания МГУ у нас в России было 50 реформ образования. И ни одна из них не удалась. Суть нынешней реформы состоит в том, что разрушается отечественная система образования, и она переводится всё больше на платную основу. В средней школе планируется переход на частичную оплату образования. Чиновники хотят урезать школьный учебный план на 25%, а потом предложить заплатить родителям за то, что будет урезано, т.е. за то, что раньше было общедоступно. Вот такая «хитрая» схема.
За последнее время в России были закрыты 2 тысячи школ. А к 2008 году общее количество учащихся сократиться на 6 млн. человек. Разрушается высшая российская школа. Основой новой системы является бакалавриат, который за 4 года будет готовить лаборантов для западных вузов, ибо полнокровного специалиста подготовить за это время невозможно. Магистратура же в массе своей станет платной и, следовательно, недоступной для малоимущего населения, которого большинство.
Заокеанские русофобы вместе с «пятой колонной», засевшей в российской власти, наносят удар по самому уязвимому – русской молодёжи, чтобы извести под корень великий и многострадальный Русский Народ. Не поставим этому заслон, пусть и весьма запоздалый, - потеряем наше будущее. Так давайте приложим все силы, чтобы время правления нынешнего режима всеобщего хаоса не стало ледниковым периодом.
Верно отмечает Н.Н. Скатов, что чувство жалости сейчас всё меньше связывает нас со всем миром… Чувство же стыда, наоборот, ныне уже почти не выделяет человека из прочей природы. Его отсутствие, иначе говоря, бесстыдство, как раз и опустило человека до прочей природы, до других животных.
«Сейчас страшна не физическая бедность сама по себе. Давно у нас выношено: «бедность - не порок, нищета – порок». Нищета неизменно сопровождается духовным одичанием. Не потому ли страна в сфере образования за короткий срок откатилась от места в первой тройке стран мира в бог знает какой десяток».
Главная ближайшая проблема, стоящая перед страной, - выжить в условиях наступающего периода постцивилизационного варварства, сохранив при этом способность к построению русской цивилизации. Решение её потребует достижения ряда целей, выполнения задач и преодоления трудностей. Исключительная по приоритетности цель состоит в (само)сохранении русского народа как самобытного и уникального этноса, владеющего ресурсами страны на правах полного и бесспорного хозяина (естественно, с учётом аналогичных целей и прав всех других народов, населяющих Россию). Другая цель – сохранение духовного и физического здоровья русского народа. Основа духовного здоровья – ясное и прочное национальное самосознание. Утрата самосознания означает гибель народа и равнозначна его физическому истреблению. Духовный геноцид даже опаснее физического, поскольку его действие долгое время проявляется незаметно.
В преддверии подготовки к нашей Великой Победе – есть возможность расширить комплекс всех мер по патриотическому воспитанию нового поколения русских людей, защитников Отечества. Ужасно, что в последние годы ценностные ориентации нашей молодёжи сместились в сторону потребительства, стремления к лёгкой жизни. Во все эпохи дети играли в войну и это нормально. Здесьначиналось естественное воспитание защитников Отечества. Ужасно другое: в последние годы наши дети всё реже играют в войну, они теперь играют в бандитов, т.е. с ранних лет их готовят повернуть оружие против жителей собственной же улицы, города, страны.
Писатель Василий Травкин своё открытое письмо из Судислава президенту Путину озаглавил «Телемучители». Он пишет: «Я не почитатель поэзии Вознесенского, но его мысль «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» верна в абсолютном значении. С горечью приходится осознать, что человек никогда так не рушился, как в наше время. Началось с Ельцина, господин Путин. А в годы вашего президентства разрушение только нарастает. Рушатся вековые народные традиции, национальные святыни героизма, патриотизма, чести. Всплывают со дна нечистоты: что считалось в обществе постыдным, теперь выставляется напоказ, этим похваляются. Неслыханное дело – секс по телефону. Не по какой-то коммерческой линии связи, а по государственной. Значит, всё узаконено, в порядке вещей – свобода!».
Я согласен с резолюцией нашей конференции, но хочу внести принципиальное добавление: от имени участников конференции потребовать отставки правительства и роспуска Государственной Думы; обратиться к Русской православной церкви с предложением более решительно выступить против геноцида русского народа, особенно в духовной сфере, проводимого нынешним правительством в купе с партией «Единая Россия».
А закончить хочу словами мудрого аварца Расула Гамзатова, с которым я был знаком: «Если русским будет плохо, плохо будет всем». Этот наказ должен запомнить каждый россиянин любой национальности.