Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Патриотизм и интернационализм: о духовных истоках Победы

         Каждая годовщина Победы над германским фашизмом – замечательный повод для раздумий и анализа тех причин и, если угодно, истоков, которые предопределили её неизбежность. При всей значимости экономических, социальных, военно-стратегических и иных факторов особая роль принадлежит факторам духовно-идеологического порядка. «Во всякой войне, - подчёркивал В.И. Ленин, - победа в конечном счёте обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь»[1]. К пониманию этого пришёл большой и всемирно известный писатель Фёдор Абрамов, сражавшийся за Ленинград и получивший два тяжёлых ранения. «Будущее литературы о войне, - отмечал он в одной из своих работ, - не столько в описании отдельных схваток и сражений (хотя и это немаловажно), сколько в углублённом осмыслении нравственных, идеологических и социально-философских основ минувшей войны»[2]. Это задача огромной важности. Особенно в нынешнее смутное время, когда предпринимаются массированные усилия, чтобы извратить или затушевать подлинные причины великого триумфа 1945 года.

А.Воронцов
2005-05-16 22:38

 

         Перечитывая заново массу литературы, посвящённой Великой Отечественной войне, беседуя с ветеранами, невольно проникаешься желанием глубже понять сущность и величие нашей Победы. Почему именно Советский Союз смог одолеть столь могущественного противника? Каковы, в частности, духовные, политико-идеологические истоки Победы над фашизмом? Вопросы закономерные, если учесть, что вооружённые силы гитлеровской германии и её сателлитов были значительно мощнее Красной Армии. К началу войны по численности вооружённых сил Третий Рейх превосходил советские вооружённые силы почти в 1,6 раза, по танкам - в 3, а  самолётам – в 3,7 раза.[3]На германскую военную машину работала практически вся Европа (кроме Англии). Более того, в пользу агрессора действовал ещё один фактор, о котором маршал Г.К. Жуков писал: «…главная опасность заключалась не в том, что немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях, для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара».[4]

         Таким образом, всё или почти всё было обращено против СССР. Недаром Гитлер рассчитывал на достижение стратегического успеха уже к концу лета 1941 года. Однако вопреки всему наша страна, понеся огромные потери (и об этом мы всегда будем помнить), не только выстояла, но и победила в смертельной схватке с сильным и коварным врагом.

         Сегодня, как и 60 лет назад, можно с полным основанием и уверенностью утверждать: главным и решающим фактором Победы явился советский народ – новая историческая общность людей, сложившаяся в процессе социалистического строительства и объединившая все классы и социальные группы, все нации, народности нашей страны. Одно из качественных отличий новой многонациональной общности - сформировавшееся в основном и главном единство духовной жизни. Это единство при всей сложности, противоречивости и изменчивости самой духовной жизни поддерживалось и укреплялось благодаря некоторым константам, отражавшим сходство или совпадение коренных интересов всех советских людей независимо от их национальной принадлежности и социального положения. К таким духовно-идеологическим константам, в решающей мере определившим дух народа, его стойкость, мужество и массовый героизм, следует отнести, прежде всего, советский патриотизм и развитое интернациональное сознание.

Известный философ и социолог А. Зиновьев справедливо отмечает: «Идеологически, психологически мы к войне были подготовлены блестяще, что и стало одним из факторов Победы. Но физической возможности подготовиться по-настоящему не было»[5]. Одним из первых факторов нашей Победы А. Зиновьев называет коммунистическую социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну, а организацию системы он указывает в качестве второго фактора. Всё население страны было организовано в эту систему под руководством коммунистической партии и лично Сталина. «Будь на его месте кто-то другой, Победу мы бы не одержали. Состояние населения можно выразить как «дух народа». Под Сталинградом город не сдался именно потому, что он назывался Сталинград. Ленинград выстоял до конца, потому что он назывался Ленинград, а не Санкт-Петербург. Немцы, да и многие в мире не понимали, почему Ленинград не сдается, вот здесь и проявилась сила «духа народа». «Символы такого рода играли огромную роль в общественном сознании, и в массе, по крайне мере, в самой активной части населения, сложилось такое психологическое состояние, которое сломить было невозможно»[6].

         Было бы насилием над исторической правдой не видеть исключительной роли большевистской партии и как фактора, обеспечившего единство советского народа, и как ведущую политическую и духовно-идеологическую силу, без которой Победа вряд ли была возможной. Кощунственны и абсурдны утверждения типа «героем (и жертвой) в Великой Отечественной войне был русский народ, а не Сталин и его компартия»[7]. Подобного рода утверждения можно рассматривать как плод больного воображения. Но более вероятно, что мы имеем дело с клиническим случаем, когда пещерный антикоммунизм и антисоветизм становятся неким видом религии, и когда в цене оказываются не факты и правда истории, а «откровения», навеянные, так сказать, свыше.

         Между тем факты эти таковы. К началу 1941 года в ВКП(б) насчитывалось более 3,5 млн. членов и кандидатов. За годы войны её ряды пополнились более чем на 5 млн. кандидатов и 3,5 млн. членов партии – это почти столько же, сколько вступило в партию за 12 предвоенных лет.[8]Пополнение шло главным образом за счёт тех, кто непосредственно участвовал в боевых действиях. Только в армии кандидатами в члены партии стали 4 млн. и членами партии – 2,4 млн. человек. Около 140 тыс. коммунистов сражались на территории, оккупированной фашистами.[9]

         Быть коммунистом означало не только высокую ответственность и служение, будь то ратный труд или работа в тылу, на пределе человеческих возможностей, но и готовность жертвовать собой. И это не просто патетика. Три миллиона коммунистов сложили свои головы на полях сражений, защищая социалистическую Родину[10]. Партия коммунистов была поистине сражающейся партией.

         В организации всенародного отпора фашистским захватчикам выдающиеся заслуги принадлежали И.В. Сталину и высшему военно-политическому руководству. Умалять и тем более отрицать эти заслуги значит проявлять неуважение к подлинной истории своей страны.

         Основные предпосылки будущей Победы были заложены в годы первых советских пятилеток. Качественные сдвиги произошли в экономике, социальных отношениях, духовной сфере. Были построены многие тысячи промышленных и энергетических объектов. Созданы оборонные предприятия, составившие основу военно-промышленного комплекса. Сложилась новая социально-классовая структура. Численность рабочих в промышленности, к примеру, увеличилась с 1928 по 1940 год на 3,3 млн. и достигла 8,3 млн. человек.[11]Период индустриализации – этот время массового трудового героизма и мощного духовного подъёма, питавшего чувство гордости за Советскую Родину и уверенность в правильности избранного пути.

         На селе в результате коллективизации господствующее положение заняло колхозное крестьянство. Уместно при этом напомнить, что в исследованиях последних лет акцент делается на насильственных методах проведения коллективизации. Не только по отношению к кулачеству, но и среднему крестьянству. Помня о судьбе своих дедов, склонен считать, что в таком подходе есть большая доля правды, как бы она не казалась горькой. Но это лишь часть правды. Существует, однако, её другая часть: несмотря на насильственный характер, коллективизация стратегически была необходимой  и оправданной. В этом убеждает изучение быта, культуры и психологии крестьянства, чему мне пришлось посвятить свыше 20 лет своей научной деятельности. И внутренняя, и международная обстановка вынуждала форсировать коллективизацию и, если бы это не было сделано, если бы фашистская Германия встретила в деревне частника, который, по выражению Ленина, ежеминутно, ежечасно порождает капитализм, исход войны мог бы быть совсем иным. Добавим: к началу 40-х гг. сельчане составляли две трети населения страны, а Красная Армия в массе своей оставалась крестьянской.

Бесценен вклад в грядущую Победу культурной революции, преобразившей общественное сознание и духовный мир всех классов и социальных групп. Благодаря ликвидации неграмотности десятки миллионов людей стали духовно зрячими. Выросло целое поколение, воспитанное на идеях социализма, получившее отменную физическую закалку, способное не только успешно трудиться, но и защищать Отечество. Была создана народная социалистическая интеллигенция. Лучшие её черты воплотились в новом типе интеллигента-подвижника, будь то кадровый офицер, инженер или врач. Особенно значимой была роль советского учителя. Когда-то германский канцлер О. Бисмарк высказал мысль, ставшую крылатой, о том, что под Садовой победила не столько прусская армия, сколько прусский народный учитель, который оказался выше австрийского. Если это так, то надо признать: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, выиграла наша советская школа. Поэт Вл. Луговской в стихотворении «В сельской школе» нисколько не преувеличивал, утверждая, что школа – «оплот государства и наше бессмертие». Приходится с горечью констатировать, что в постсоветской России власть, именующая себя демократической, этого не понимает. А может быть, как раз наоборот? Слишком хорошо понимает, и поэтому делает все, чтобы подорвать «оплот государства», деформировать его высокую миссию.

В Советском Союзе, особенно в предвоенные годы, воспитание человека, любящего Родину, радеющего о благе своего народа, было неотъемлемой частью государственной политики. Причем эта политика корректировалась, обретала новое содержание. Не сразу, например, утвердилось понимание созидательной, воодушевляющей роли национальных чувств, национального патриотизма. Пришлось преодолеть наследие 20-х годов, когда дали о себе знать проявления космополитизма и троцкизма в этой чувствительной для каждого человека области. Как крайность можно расценить заявление наркома просвещения А.В. Луначарского на первом Всесоюзном учительском съезде (1925г.) о том, что-де «идея патриотизма насквозь лживая». Такие заявления воспринимались в качестве официальных установок и ориентиров в воспитательной работе. И не только. Люди, тяготевшие к национальному патриотизму, объявлялись националистами, антисоветчиками, подвергались преследованиям. Достаточно вспомнить судьбу С. Есенина и поэтов его круга И. Клюева, П. Орешина, С. Клычкова. Писателя М. Булгакова некоторые критики пролеткультовского толка обвинили в том, что его творчество белогвардейское и слишком русское.

Ситуацию удалось переломить уже в 30-е годы. Центральное место в формировании массового сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного как на идеях марксизма-ленинизма, революционных традициях, достижениях в социалистическом строительстве, так и на истории Отечества, на славных деяниях наших предков. Литература, кино, официальная пропаганда обратились к образам героев, военных и политических деятелей исторического прошлого: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова и многих других. В армии был восстановлен ряд атрибутов вековой российской государственности – такие как офицерские и генеральские звания.

С учётом новых задач принципиальные изменения претерпела система гуманитарного (школьного и вузовского) образования. Знакомство с учебниками по истории и литературе предвоенного времени опровергает распространяемые многими историками и подхваченные СМИ измышления о том, что в наших школах и вузах вся история сводилась только к советскому периоду. Отнюдь. Изучалась не только тысячелетняя история России, но и история других народов и стран. В «Программных материалах по истории средних веков для 8-х классов» подробно изложена программа по истории средних веков после крестовых походов и история от XVдо XVIIIвв. При этом надо иметь в виду, что первая половина истории средних веков изучалась учащимися в 6 классе. Программа предусматривала довольно подробное изучение европейских государств XI-XVвв., разложение феодализма XVI-XVIIIвв. Курс истории СССР в 9 классе охватывал события XVIII-XIXстолетий. Изучение отечественной истории было органически увязано с мировой историей, причём в самом курсе подробно рассматривалась история России, включая российскую дворянскую империю XVIIIв. и развитие капитализма. В 10 классе курс «Истории СССР» охватывал события от 1904 до 1938 гг., анализируя их в контексте общеевропейской и мировой истории. В полной мере это относится и к литературе. Школьники имели объёмное и разностороннее представление о русской классике. Можно утверждать, что учащимся конца 30-х-начала 40-х гг. в школе давали более универсальное социогуманитарное образование, чем сейчас. И главное – оно было патриотически и интернационально ориентированным.

Воспитанию молодёжи в духе патриотизма и дружбы народов способствовала деятельность комсомольской и пионерской организаций. Только комсомол объединял перед войной 10 млн. единомышленников. И уже в первый год войны два миллиона из них вступили в ряды Красной Армии. 90% членов Ленинградской организации ВЛКСМ сражались на подступах к городу Ленина. Всего за годы Великой Отечественной войны в ВЛКСМ вступило 12 млн. юношей и девушек.

Формированию высоких морально-волевых, физических и профессиональных качеств, необходимых для защиты Отечества, была подчинена оборонно-массовая работа среди молодёжи. Её проводило добровольное Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству, объединявшее около 14 млн. человек. В учебных центрах и заведениях этого Общества юноши и девушки осваивали стрелковое дело, радиосвязь, средства противовоздушной обороны, приёмы штыкового боя, технику вождения автомобилей и пилотирования самолётов.

Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система помогла сформировать по-настоящему крепкую породу людей, которые не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний. 

Фашистское нашествие представляло смертельную угрозу для всего советского народа, для всех наций и народностей нашей страны. Выступая по радио 3 июля 1941 года, Сталин  подчеркнул, что враг ставит своей целью «разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение»[12]. Чтобы отстоять своё право на жизнь, право строить её на основе социальной справедливости и равенства, советский народ противопоставил зловещим замыслам заправил гитлеровского рейха все свои материальные и духовные ресурсы, верность своему Отечеству и интернациональную сплочённость, свою непоколебимую волю, готовность на жертвы и подвиги.

Избавить Родину от посягательств врага – великая цель, рождавшая столь же великую энергию. Вспоминая то суровое и критическое для нашей страны время, М.И. Калинин писал: «Когда имеются великие и жизненно важные цели, когда перед народом стоят большие общегосударственные задачи, которые ему ясны и понятны, тогда поднимается народная энергия, которая ломает все препятствия на своём пути. Такая именно энергия поднялась в нашем народе, когда над Родиной нависла смертельная опасность. Когда каждый советский человек и даже самая отсталая колхозница увидели, что на карту поставлено всё: и наша жизнь, и наша свобода, и наша национальная честь и наше независимое государственное существование»[13].

Война развеяла в прах расчёты врага на внутреннюю зыбкость и неустойчивость многонационального Союза ССР. В борьбе с фашизмом приняли участие все нации и народности. Уже в первые дни, защищая Брестскую крепость, сражались сыны и дочери более 30 национальностей, изумляя мир неслыханным мужеством, силою духа, неиссякаемой верой в победу правого дела. Потом были горечь отступления, 900 дней и ночей блокады непокоренного Ленинграда, радость победы под Москвой, битва за Сталинград, Курская дуга и освобождение одиннадцати государств Европы. Была поверженная нацистская Германия. Неизменным оставалось фронтовое братство советских людей, представлявших разные нации и народности, но сплочённых чувством патриотизма и преданности Родине.

Боевое братство советских людей явилось естественным следствием общности их коренных интересов. Каждый человек, где бы он ни находился, видел в каждом клочке советской земли, в любом её пункте, селении или городе, свой посёлок, свой родной город, частицу своей родной земли. Осенью 1941 года осаждённый Ленинград по радио получил «Послание» 95-летнего казахского акына Джамбула Джамбаева. Послание, пронизанное трепетным чувством боли и восхищения перед мужеством и стойкостью его жителей:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск Невской струи.

Трудящиеся Узбекистана в письме воинам-узбекам в 1942 году наказывали: «Вольный сын и свободная дочь узбекского народа! Твой народ является детищем Советского Союза. Русский, украинец, белорус, азербайджанец, грузин, армянин, таджик, туркмен, казах и киргиз совместно с тобой в течение двадцати пяти лет днём и ночью строили наш большой дом, нашу страну, нашу культуру… ты должен не ждать, когда коварный и кровожадный разбойник ворвётся в твою улицу и квартал, а отогнать его от порога дома твоих братьев. Ведь твоя улица начинается в Белоруссии, а дом украинца – в твоей махале»[14].

Каждое военное соединение Советской Армии было интернациональным по составу. Многие из них полностью укомплектовывались представителями республик Кавказа, Средней Азии, Прибалтики и составляли национальные формирования. Но при этом все они оставались частью единого целого – вооружённых сил сражающейся страны. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря высокой сознательности и самоотверженности советского народа и его доблестных воинов, благодаря несокрушимому единству рабочих, крестьян и интеллигенции, благодаря нерасторжимому братскому союзу народов СССР. За боевые заслуги, подвиги в войне 7 млн. воинов, представлявших 100 национальностей Советского Союза, были награждены орденами и медалями, 11603 человека стали Героями Советского Союза.

В Великой Отечественной войне противоборствовали не только противоположные социально-экономические системы, вооружённые силы и военные стратегии. Война была противоборством двух принципиально различных систем ценностей и идеологий. Фашизм как идеология проповедовал культ силы, расизм и крайний шовинизм – «превосходство арийской расы», необходимость завоевания для Германии «жизненного пространства». В этом духе пропагандистские службы нацистской Германии вели интенсивную идеологическую обработку населения. Особое значение придавалось воспитанию ненависти к коммунизму, коммунистам, советским людям.

И надо признать, что в значительной мере это удалось. Оглушённые социальной демагогией фашизма, отравленные ядом расизма и шовинизма, массы немецких солдат были брошены Гитлером в огонь грабительской бесчеловечной и вместе с тем безнадёжной войны за чуждые немецкому народу интересы германских монополий. Западногерманский историк Якобсен по этому поводу писал: «Не было никаких шансов выиграть эту войну даже и «без Гитлера». Германия так же тотально проиграла войну, как тотально она её вела. Можно без преувеличения сказать, что эта война была проиграна  политически ещё до начала военных действий»[15]. Проиграна она была и идеологически. Победу одержала идеология марксизма-ленинизма, основанная на идеях равенства, справедливости, народовластия, ценности человека труда, дружбы и солидарности трудящихся всех национальностей.

Разгром фашизма – результат усилий и борьбы всего советского народа. Признание этого объективного исторического факта нисколько не противоречит признанию того, что решающий вклад в этот разгром внесла русская нация*. Разумеется, дело вовсе не в численном преобладании русских, хотя и этот фактор не последний по своей значимости. Главное – особая роль, которую русский народ сыграл в создании тысячелетней российской государственности. Как справедливо отметил Г.А. Зюганов, именно русский народ является становым хребтом той великой державы, которая веками не позволяла её недругам осуществлять свои гегемонистские замыслы[16]. Так было в прошлом, так случилось и в годы Великой Отечественной войны.

Отражая нашествие фашистских варваров, русский народ, как всегда в годину тяжких испытаний, проявил свои лучшие национальные качества: огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность его представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации и Родины[17]. Сошлёмся на один красноречивый факт, в концентрированной форме отразивший ратный подвиг соотечественников. Из 11603 Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг., 8182 человека – русские. Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова и многих других героев, отдавших свою жизнь за Родину и её народ, навечно вписаны в историю. «…Русский народ для меня святыня, и здесь я вижу его непосредственно. Только позже, если буду жив, я опишу его…»[18], - писал жене из района боёв под Курском прошедший на войне все пути фронтового корреспондента Андрей Платонов.

Война с фашизмом стала мощным катализатором роста русского национального самосознания и патриотизма. Наиболее заметно это отразилось в творчестве художественной интеллигенции. Не в пример нынешним деятелям культуры демократического разлива русские советские писатели от начала войны и до её победного завершения были вместе со всем народом, словом и делом помогая партии в мобилизации его духовных сил на отпор врагу. Свыше тысячи писателей и поэтов, многие актёры и музыканты ушли добровольцами в действующую армию, стали бойцами, командирами, политработниками, организаторами культурно-массовой работы в войсках. О советском искусстве военного времени Дмитрий Шостакович, переживший блокаду в Ленинграде и потерявший многих своих учеников и близких, писал: «В годы битвы с фашизмом …искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако даже в самые тяжкие дни в нём звучала героика, призыв, вера в грядущую победу. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине, это был его главный определяющий тон»[19].

Вечевым колоколом, тревожным набатом уже в первые дни войны прозвучала песня-гимн «Священная война», созданная поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом и композитором А.А. Александровым. Обращённая к сердцу каждого соотечественника, песня-призыв властно звала на борьбу с вражеским нашествием:

Вставай, страна огромная.

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

В те суровые дни военного ненастья писатели, поэты, говоря словами В. Маяковского, «к штыку приравняли перо». В 1942-м самом трудном военном году 23 февраля - в день Советской Армии – центральная газета «Правда» публикует стихотворение «Мужество» опальной Анны Ахматовой, которую не допускали в печать с 1924 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

В стихотворении – две доминанты, две главные смысловые единицы: «мужество и великое русское слово». И если первая воспринимается как должное (шла война!), то вторая могла показаться неожиданной и сказанной не ко времени. Почему русское слово? И почему его нужно было спасать? Да потому что в слове отражается душа народа, его духовная самобытность и неповторимость. Спасти, сохранить родное слово, русскую речь - значит сохранить себя, свою свободу, честь и национальное достоинство. Мужество и достоинство нам нужны и сегодня, когда настежь распахнуты двери перед массовой культурой Запада и когда для шопов, шоу, блокбастеров, ваучеров и прочих англо-американизмов созданы более комфортные условия, чем для родной русской речи. Это тоже агрессия. И, как представляется, не менее разрушительная для нашей культуры и национального духа.

Близким и понятным для сотен тысяч советских воинов, сражавшихся за каждую пядь родной земли, стало стихотворение писателя, поэта, фронтовика К. Симонова: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Для меня оно значимо не только тем, что в нём воспета наша русская, смоленская, разорённая и опустошённая деревня, где я родился и вырос, но и своей доверительностью, широким философским обобщением, возвращением к истокам, гордостью за русский народ:

Ты знаешь, наверное, всё-таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

В летописи военной поры поэтическая муза заняла достойное место. Стихи и поэмы М. Исаковского, В. Инбер, О. Бергольц, А. Суркова, Н. Тихонова, других русских и национальных поэтов воодушевляли, укрепляли духовные силы, помогали переносить тяготы военной жизни, бороться и побеждать.

К замечательным достижениям отечественной литературы военного времени относится поэма «Василий Тёркин» А. Твардовского, создавшего эпический фольклорный образ удалого русского солдата, смоленского парня, беззаветно любящего свою Родину, способного на подвиг без фальшивого пафоса, воспринимающего героизм как обыденный труд с бойкой и лукавой солдатской шуткой. Он прошагал, улыбающийся во всю ширь русского лица, весь трудный путь до победы, подбадривая наших воинов доброй шуткой и острым словом, служа примером душевной стойкости и мудрости, олицетворением народной сметки и народной силы[20].

Большим военно-патриотическим содержанием были наполнены произведения русских советских писателей, таких как «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди», «Дни и ночи» К. Симонова, «Русский характер» А. Толстого, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Народ бессмертен» В. Гроссмана. В 1942 году опубликован рассказ М. Шолохова «Наук ненависти», а в 1943-44 гг. на страницах «Правды» и «Красной Звезды» были напечатаны главы из романа «Они сражались за Родину». При всём своеобразии и художественной неповторимости эти произведения объединяет общее стремление авторов не только запечатлеть будни тяжелого ратного труда, но и осмыслить особенности русского советского человека, его характер, показать духовно-нравственные основы стойкости, мужества и веры в конечную победу. Нет, А.Н. Толстой не ошибался, когда называл литературу военных лет «голосом героической души народа»[21]. Свой талант и патриотические чувства посвятили Отечеству и народу мастера кино и театра, художники и деятели музыкальной культуры. Их вклад в общую победу над нацизмом весом и навсегда останется в созданных за годы войны творениях  народной памяти.

Патриотическую антифашистскую позицию, впрочем, как и другие религиозные конфессии, заняла Русская Православная Церковь (РПЦ), благословившая священную войну против чужеземных захватчиков. Именно в эти годы отношения между государством и РПЦ меняются в лучшую сторону. 4 сентября 1943 года в Кремле Сталин принял патриаршего местоблюстителя Сергия. Высказав одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих, Сталин поддержал предложение, исходившее от иерархов церкви, о проведении выборов Патриарха Московского и Всея Руси и образовании Святейшего Синода. 8 сентября Сергий был избран Патриархом. Вскоре открылись и несколько богословских учебных заведений. Верующие снова получили право отмечать церковные праздники и Новый Год. Позитивные последствия этих перемен несомненны.

Советское руководство делало многое для того, чтобы опереться на пробудившийся в народных массах стихийный патриотизм, придать ему новую динамику. В этом русле необходимо рассматривать начавшийся ещё в 30-е годы процесс возрождения некоторых элементов дореволюционной российской государственности. В частности, в армии были введены погоны, учреждались гвардия и ордена с именами славных предков, включая святого князя Александра Невского. На улицах городов появились милиционеры, одетые примерно так же, как полицейские в царской России. Вновь начали использовать некоторые названия старых чинов и должностей (министр, генерал, советник и т.д.).[22]

         Идеологически и с точки зрения национального самосознания важным было то, что и в выступлениях руководителей советского государства, и в партийной печати подчёркивалась авангардная миссия русского народа как самого передового по уровню культуры и экономического развития в деле социалистического строительства и в достижении Победы. Той Победы, которая соединила в себе огромную, безмерную радость и столь же огромную, безмерную скорбь.

27 миллионов человек. Столько воинов и мирных граждан потерял в Великую Отечественную войну русский народ, народы России и Советского Союза. В своём обращении 9 мая И.В. Сталин сказал: «Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчисляемые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, - не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией. Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами[23]. Для нашей страны Победа открывала новую историческую эпоху, которая, как ожидал и надеялся советский народ, принесёт мир, процветание, торжество разума и справедливости.

         Сегодня, спустя 60 лет после окончания войны, мы с горечью должны признать: ожидания и надежды народа-победителя не сбылись. Многое из того, за что боролись и умирали советские люди, чего они достигли уже в послевоенные десятилетия советской истории, в результате окаянных либерально-буржуазных реформ и капитализации, было предано, бездарно промотано или присвоено новым господствующим классом современной России. Политика, проводимая её правящей верхушкой, чем-то напоминает поведение разбойника, который одной рукой, замаливая грехи, подаёт бедным и нищим милостыню, а другой – собирает при помощи подельников дань с тех же самых несчастных. Действительно. В год 60-летия Великой Победы нынешняя власть, с одной стороны, немало сказала хорошего и правильного по этому поводу, проявила внимание к ветеранам, устроила подобающие торжественные церемонии и акции памяти, с другой – неявно или в открытую попустительствует той части обуржуазившейся интеллигенции, которая через официальные СМИ, литературу, кинематограф ведёт подлую и циничную кампанию по дискредитации всемирно-исторического подвига советского народа, замалчивает или извращает духовно-идеологические истоки его Победы, политику главнокомандующего И.В. Сталина.

         Война – всегда испытание человека на прочность. Не все смогли его выдержать. Были, как на всякой войне, предатели и трусы. Были ярые антисоветчики и антикоммунисты из числа националистов и бывших раскулаченных, ставших фашистскими пособниками. Не обошлось без тех, о ком в народе говорят: для кого война, а для него мать родна. На горе и страданиях других такие ухитрялись делать то, что ныне называется бизнесом, а тогда, - и по совести, и по закону, - считалось постыдным  и преступным. Мало сказать считалось – осуждалось и каралось. Воссоздавая события той страшной войны, фокусировать внимание на этих уродливых и в общем-то нетипичных явлениях – значит искажать правду о Великой Отечественной, оскорблять память павших и живых – тех, кто, не жалея своей жизни, принёс нам Победу. И верх безнравственности – делать на этом политику, чтобы оправдать реальные уродства нашей современной жизни.

         Стараниями целой расы «чёрных следопытов», именующих себя демократическими писателями, журналистами, деятелями кино, история Великой Отечественной войны превращена едва ли не в отхожее место, где справляет свои паскудные делишки эта малопочтенная и по сути космополитическая публика. Масштабы разнузданности, лжи и плохо скрываемого злорадства таковы, что превосходят «именитого» по этой части доктора Гебельса. Быть может, нелишне напомнить теперешним, по меткому выражению одного автора, гебельсятам, чем закончилась карьера министра пропаганды гитлеровского рейха?

         Что же касается попустительства, то оно уже нанесло ощутимый урон патриотическому воспитанию молодёжи, нарушило духовную связь и преемственность поколений.

         Не нужна особая политическая мудрость, чтобы понять, насколько это опасно для настоящего и будущего России.

         Для того чтобы блокировать процессы духовного распада, инициируемые не только внешними, но и антирусскими, антипатриотическими  силами изнутри, требуются неординарные решения и политическая воля. Возможно ли это сегодня? Возможно ли избавиться от бед, вновь постигших Матушку-Россию? Отвечаем твёрдо: возможно. При непременном условии: новые поколения должны быть достойны тех, кто, вдохновляясь святым чувством патриотизма и презрев смерть, отстоял свободу и независимость Родины 60 лет назад. Достойны тех, кто спас человечество от коричневой чумы ХХ века.  



[1]Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 121.

[2]Не ради славы. К 50-летию Победы. – Санкт-Петербург, 1995. С. 329.

[3]Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Энциклопедия. – М., 1985. С. 8.

[4]Волобуев О.В. и др. История России. ХХ век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. С. 191.

[5]Красная Звезда. № 70 за 23 апреля 2005г.

[6]Там же.

[7]Ким М.П. Советский народ – новая историческая общность.  – М., 1972. С. 160.

[8]Там же.

[9]Советская Россия. – №56-57 за 23 апреля 2005г. С. 6.

[10]Там же.

[11]См.: Изменения в численности и составе советского рабочего класса. – М., 1961. С. 31.

[12]hronos.km.ru/dokum/194_dok/vyst3-7-41.html

[13]Калинин М.И. О колхозном строе и колхозницах. – М., 1959. С. 5.

[14]«Правда». 31 октября 1942г.

[15]Беликов А.М. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. М.: Издательство «Знание», 1969.

С. 7.

*Интересно отметить, что, по мысли П.А. Сорокина, русская нация состоит из трёх ветвей русского народа – великороссов, украинцев и белорусов, а также из «русифицированных» или ассимилированных этнических групп. См.: О России и русской философской культуре. – М., 1990. С. 469.

[16]См.: Зюганов Г.А. Россия – Родина моя. – М., 1996. С. 216.

[17]См.: Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. В кн.: О России и русской философской культуре. – М., 1990. С. 472.

[18]Патриотизм общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. – М., 1996. С. 5.

[19]Цит. по: Советская интеллигенция. Краткий очерк (1917-1975гг.). – М., 1977. С. 185.

[20]О. Платонов. История русского патриотизма.//Молодая гвардия. – 2004. - №4. С. 164.

[21]Советская интеллигенция. Краткий очерк (1917-1975гг.). – М., 1977.  С. 186.

[22]См.: О. Платонов. История русского патриотизма.//Молодая гвардия. – 2004. - №4. С. 166.

[23]«Правда». 10 мая 1945 года.


Воронцов А.В.,

доктор философских наук, профессор,

академик Петровской академии наук и искусств,

председатель Ленинградского отделения организации

«Российские учёные социалистической ориентации»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.