В Таджикистане «неправильные» фамилии заставят менять
Генеральная прокуратура Таджикистана озаботилась сменой гражданами страны своих фамилий. По мнению надзорного органа, возвращение славянского стиля написания фамилий (с суффиксами «ов», «ев») свидетельствует о «низком уровне самосознания и патриотизма».
Укоренившаяся за годы Советской власти система, согласно которой человек имеет имя, отчество, а также фамилию, оканчивающуюся на «ов» или «ев», нынешним руководителям Таджикистана пришлась не по душе. На волне «возрождения национального самосознания» президент Эмомали Рахмон (бывший до этого Рахмоновым) провозгласил начало реформы. В 2007 году, выступая перед представителями интеллигенции, глава республики призвал «вернуться к культурным корням и использовать национальную топонимику».
Начал президент с себя, превратившись в Рахмона, а вскоре подписал указ, запрещающий органам ЗАГС регистрировать детей, фамилии которых имеют славянские окончания. Таким образом, произошёл искусственный откат к дореволюционному персидскому стилю, помимо прочего исключающему отчества.
Однако инициатива властей сразу натолкнулась на массу объективных барьеров. Проблемы при получении аттестатов появились у школьников, так что сами администрации школ во избежание путаницы в документации стали просить выпускников возвращать прежние фамилии. Сложности испытывают и граждане Таджикистана, отправляющиеся на заработки в Россию. В результате многие жители стали отказываться от нововведения. Этот вынужденный бойкот президентской инициативы в конце концов заинтересовал генеральную прокуратуру.
В отчёте о работе ведомства за прошлый год генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода (в недавнем прошлом — Салимов) поведал о результатах проверки состояния законности в сфере образования. Не скрывая своего возмущения, чиновник привёл пример нескольких вузов, где за последние три года более пятисот студентов отказались от национального варианта написания своих имён и фамилий. Тогда как призыву Рахмона последовали всего два человека. Особое внимание генеральной прокуратуры привлекли должностные лица госструктур, которые содействуют «непатриотическому» поведению граждан.
Можно предположить, что в ближайшее время Таджикистан ждёт кампания по принудительной смене фамилий. Иначе сложно объяснить то обстоятельство, что данным вопросом занялась генпрокуратура, а не, скажем, министерство образования. Вопрос «Ради чего?» между тем остаётся открытым. Экономические трудности, энергетический кризис, проблема безопасности требуют гораздо большего внимания государства. Но в Душанбе это мнение, судя по всему, разделяют не все.