Рауль Кастро Рус о политической ситуации в Латинской Америке и мире
Вступительное слова Рауля Кастро Руса, Председателя Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба, на II саммите Сообщества Латиноамериканских и Карибских Государств в Гаване.
- Уважаемые главы государств и правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна!
Уважаемые министры иностранных дел и гости!
От имени народа и правительства Кубы я вас сердечно приветствую и желаю приятного пребывания. Для нас это большая честь и я вам искренне признателен за возможность поприветствовать всех вас на этом саммите ―Нашей Америки, организованном в 161-ю годовщину со дня рождения Хосе Марти.
Мы глубоко сожалеем о физическом отсутствии одного из великих руководителей нашей Америки, незабываемого Президент Венесуэлы Уго Рафаэля Чавеса Фриаса, горячего и неутомимого пропагандиста и борца за независимость, за сотрудничество, за солидарность, за интеграцию и за единство Латинской Америки и Карибского бассейна, и за само создание этого Сообщества.
Прошу минутой молчания почтить его память.
Уважаемые коллеги!
Период времени, прошедший с прошлого Саммита СЕЛАК, был сложным, но успешным. Нам, странам Латинской Америки и Карибского бассейна, приходилось противостоять множеству вызовов. Кризис продолжает оказывать влияние на глобальную экономику, опасности для мира еще присутствуют в различных частях света и братские народы подвергаются угрозам, односторонним принудительным мерам и покушениям со стороны международных правовых норм на любые легитимные действия, которые принимались в защиту своего суверенитета.
Тем не менее, мы смогли продвинуться дальше в строительстве СЕЛАК и продолжить следовать решениям, которые мы согласовали в Каракасе и в Сантьяго, Чили. Постепенно мы создаем Сообщество Латиноамериканских и Карибских Государств, которое на международном уровне сегодня признается законным представителем интересов Латинской Америки и Карибского бассейна.
Также мы двигались по пути сближения наших позиций и, несмотря на неизбежные различия, в этом разнообразии крепнет дух еще большего единства, которое и должно стать конечной целью. Как я сказал в Сантьяго, Чили, ―мы знаем, что среди нас есть различные мысли и даже различия, но СЕЛАК является наследием двухсот лет борьбы за независимость и базируется на глубокой общности целей. СЕЛАК, таким образом, - это не череда случайных встреч и прагматичных совпадений, а это общее видение Большой Родины, Латинской Америки и Карибского бассейна, которая принадлежит только своим народам.
Приоритетом должно быть создание общего политического пространства, где мы сможем двигаться на пути к достижению мира и уважения между нашими народами, где способны преодолеть все преграды, в том числе и те, которые нам намеренно навязывают, такого пространства, где мы сможем использовать суверенным образом и для общего блага наши ресурсы, наш научный и технический потенциал для прогресса наших народов, где мы будем ценить такие незыблемые принципы, как самоопределение, суверенитет и суверенное равенство государств.
Только так мы добьемся, что перестанет быть реальностью определение Латинской Америки и Карибского региона как региона с самым высоким неравенством на планете. Работа Кубы в качестве временного председателя СЕЛАК была направлена именно на достижение этой цели, и, таким образом, центральной темой саммита станет ―борьба против бедности, голода и неравенства.
Очевидно, что в течение последних лет был достигнут определенный прогресс, но он был медленным, дробным и нестабильными. Согласно CEPAL (Comisión Económica para América Latina y el Caribe, Экономическая Комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна — прим. пер.), которую мы благодарим за ее постоянное сотрудничество с председательствующей Кубой и за пять исследований, которые были проведены в рамках такого сотрудничества, в Латинской Америке и Карибском бассейне уровень бедности достиг в 2012 году, как минимум, 28,2% населения, или 164 миллионов человек, и 11,3% крайней нищеты, что составляет 66 миллионов жителей региона. Но еще большую озабоченность вызывает детская бедность, которая влияет на 70,5 млн. детей и подростков, из них 23,3 млн пребывают в крайней нищете. 10% наиболее богатого населения Латинской Америки получает 32% общего объема доходов, в то время как беднейшие 40% получают лишь 15%.
Народы Латинской Америки и Карибского бассейна нуждаются и требуют более справедливого распределение богатств и доходов, всеобщего и бесплатного доступа к качественному образованию, обеспечения полной занятости, повышения заработной платы, ликвидации неграмотности, создания истинной продовольственной безопасности, системы здравоохранения для всего населения, права на достойное жилье, на безопасную воду и санитарные условия.
Все цели достижимы, и в их достижении будет измеряться прогресс нашего региона. У нас есть все условия, чтобы переломить ситуацию. С чуть более 15% поверхности суши, и 8.5% от мирового населения, регион обладает существенной долей запасов наиболее важных невозобновляемых полезных ископаемых, третью запасов пресной воды, 12% сельскохозяйственных площадей, наибольшим потенциалом мирового производства продовольствия и 21% естественных лесов.
И именно это богатство должно стать локомотивом ликвидации неравенства. Наша задача и наш долг - быть в состоянии превратить это природный капитал, в капитал человеческий, в экономическую инфраструктуру и диверсификацию производственной и экспортной базы, таким образом, чтобы это полностью соответствовало истинному процессу развития.
Одна из проблем, от которой мы страдаем в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, состоит в том, что мы не смогли превратить периоды высоких цен на природные ресурсы, которые мы экспортируем, в процессы долгосрочного экономического развития, что таким образом способствовало бы снижению бедности и повышению уровня подушевого дохода.
Для этого мы должны в полной мере осуществлять свой суверенитет над нашими природными ресурсами, и внедрить соответствующие политические меры в отношении иностранных инвестиций и транснациональных корпораций, действующих в странах, которые составляют СЕЛАК.
Для экономики региона преимущества прямых иностранных инвестиций неоспоримы, как и вливания в нее капитала транснациональных корпораций, но мы забываем, что стремительный рост прибыли, который составил 5,5 раз за последние 9 лет, отрицательно влияет на состояние платежного баланса наших стран. В области образования регион сталкивается со значительными пробелами, как в плане доступа, так и качества образования, одновременно продолжает существовать функциональная неграмотность, хотя и имеются значительные отличия между странами.
Хотя исследования продемонстрировали прогресс в области доступа к начальному образованию, информация CEPAL и ЮНЕСКО проясняет, что и доступ и качество образования, которое получают учащиеся, тесно связаны с уровнем его доходов. Наиболее серьезная ситуация на уровне старшей школы, и даже не столько потому что 50% молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет ее не окончили, а потому, что из наиболее бедных молодых людей ее закончили только 21,7%. Напротив, 78,3% их более богатых сверстников получили этот уровень образования. То есть разрыв 56,6 процентных пункта разделял в 2010 году эти две группы.
В случае высшее образование все сложнее. В соответствии с оценками CEPAL, обучение, с целью получения высшего образования в 2010 году охватывало треть молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. У нас есть все возможности, ресурсы и методики, чтобы стереть неграмотность с лица Латинской Америки и Карибского региона. Чтобы сделать это и обеспечить наше население возможностью доступа к всем уровням образования без какого-либо исключения и проявления неравенства, мы должны иметь на это политическую волю. Сделать ничего из того, что мы предлагаем, будет невозможно без образованных и культурных людей.
Разнообразие на уровне развития различных общественных и производственных секторов между нашими странами - это, кроме всего прочего, создает возможность для сотрудничества, взаимодополняемости и интеграции наших экономик.
Мы должны установить новую парадигму региональной и международной кооперации. В рамках СЕЛАК у нас есть возможность строить собственные, адаптированные к нашим реалиям модели, основанные на общих интересах и солидарности, которые учитывают лучший опыт, накопленный в последние годы отдельными странами региона и региональными организациями латиноамериканской и карибской интеграции, такими, как МЕРКОСУР и ALBA, ПЕТРОКАРИБЕ, УНАСУР, КАРИКОМ, СИКА и других, которые на протяжении многих лет уже существуют.
С другой стороны, мы не можем забывать о том, что маленькие островные развивающиеся государства требуют специального внимания к их особенным проблемам, которые были усугублены влиянием глобальных кризисов и проблемой изменения климата, что, хотя и затронуло всех, имеет большее влияние в карибских странах, экономики которых в среднем в 2012 году снизились или затормозили темпы роста.
Влияние экономического кризиса 2008-2009 годов было особенно суровым в этом субрегионе, и стоило маленьким островам в среднем 13,2% ВВП. Эффект разрушительных стихийных бедствий также оказал влияние в этом смысле.
Кроме того, это моральное обязательство как международного сообщества так и наших стран продолжать вносить вклад в комплексное развитие республики Гаити посредством принятия конкретных мер для партнерства на основе их естественных потребностей и национальных приоритетов.
Важная задача, стоящая перед странами СЕЛАК в течение этого года, состоит в совместной работе над подготовкой «Плана по устойчивому развитию после 2015 года», а также в недопущении ошибок, предшествующих концепции равития нового тысячелетия.
Уважаемые главы государств и правительств: независимо от нашего прогресса, мы продолжаем жить в мире, управляемом несправедливостью, иключающем международный порядок, с продолжающимися угрозами миру и внешними вторжениями в регион.
Мы не можем забыть долгую историю вмешательств во внутренние дела, военные вторжения и кровавые перевороты. Так называемые «центры силы» не смирились с потерей контроля в таком богатом регионе, и не оставляют попыток изменить ход истории в наших странах, чтобы восстановить утраченное влияние и извлечь выгоду из своих ресурсов.
В 1999 году, когда социалистического лагеря уже не существовало, НАТО изменил свою стратегическую концепцию, дабы действовать против прогнозируемых глобальных угроз, носящих оскорбительный характер за пределами территории стран-членов Альянса, так называемой «евро-атлантической переферии». На саммите ЕС-Латинская Америка и Карибский бассейн, состоявшемся вскоре после этого, в июне, в Рио де Жанейро, исторический (неоспоримый) лидер Кубинской Революции Фидель Кастро Рус спросил, находится ли наш регион в пределах этой «переферии», учитывая, что эта доктрина все более агрессивна и опасна. Этот вопрос остается без ответа и по сей день, спустя 15 лет.
В прошлом году было обнаружено существование глобальной системы мониторинга сообщений под эгидой правительства США. Мишенью шпионажа без разбора стали главы государств и правительств, международные организации, политические партии, предприятия и просто граждане региона. Такая деятельность является вопиющим нарушением международного права и суверенитета государств.
Еще один вопрос, вызывающий серьезную озабоченность, заключается в их способности провоцировать международные конфликты; это скрытая и нелегальная деятельность через частных лиц, организации и государства и компьютерные системы других наций – с целью нападения на третьи страны.
Некоторые правительства даже озвучили вероятность использования традиционного оружия в ответ на подобные атаки. Единственным способом предотвратить и устранить новые угрозы служит совместное сотрудничество между всеми государствами с целью недопущения становления киберпространства в качестве театра военных действий.
Поэтому мы приветствуем инициативу, выдвинутую правительством Бразилии, о проведении Глобального Многосекторального собрания по управлению Интернетом в Сан-Пауло в апреле 2014 года. Твѐрдо придерживаясь мировых договоров о ядерном разоружении, Латинская Америка первой в мире установила посредством Договора Тлателольоко Зону, свободную от ядерного оружия. Но мы должны двигаться дальше. Мир и развитие взаимозависимы и неразделимы.
Поэтому мы предлагаем объявить наш регион Зоной Мира, навсегда отвергнувшей войну и угрозу использования силы, в которой споры между нашими странами решены нами самими, путѐм мирных переговоров согласно нормам Международного права.
Мы подтверждаем полнейшую солидарность с Аргентинской Республикой в иске о Мальвинских островах, Южной Георгии и Южных Сандвичевых островах и прилегающих морях. По мере того, как мы отрицаем каждую попытку эксплуатации природных ресурсов вышеупомянутых территорий, включая их недра, до соответствующего соглашения, мы призываем Соединѐнное Королевство к двусторонним переговорам, предложенным Аргентинским правительством.
Как написала пуэрториканская поэтесса Лола Родригес де Тио, ―Куба и Пуэрто-Рико – у птицы два крыла, а, следовательно, я повторяю, что ―наше Сообщество будет неполным, пока не будет в ней скамьи со спинкой Пуэрто-Рико - нацией подлинно латиноамериканской и карибской, находящейся в колониальной зависимости.
Мы выражаем нашу солидарность народу и правительству Эквадора, которому угрожали по требованиям транснациональных компаний в судах, преисполненных жадностью и неоколониальным политическим взглядом. Я благодарен всем за проявления солидарности против преступной блокады, навязанной моей стране больше полувека и несправедливым включением Кубы в список покровителей терроризма Государственным департаментом Соединенных Штатов.
Многоуважаемые коллеги!
С наилучшими пожеланиями успеха в решениях, которые мы осуществим, и, учитывая огромную ответственность, которую мы несѐм перед всем нашим регионом, я объявляю открытым II Саммит Сообщества Латиноамериканских и Карибских государств.