Газета «Правда» о секрете экономического «китайского чуда»
Рассказ начальника канцелярии Института инвестиционных исследований Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Луо Суншана.
Уже во второй день пребывания в Китае группы российских партийных журналистов хозяева разумно решили познакомить нас с природой и технологией создания экономического «китайского чуда». На роль волшебника, знающего секреты чудотворства, был ими определён Луо Суншан. Так мы узнали о том, что в КНР есть, во-первых, специальный Госкомитет, который занимается разработкой реформ, во-вторых, эта разработка ведётся на серьёзной научной базе, о чём говорит хотя бы то, что в составе комитета есть свои НИИ.
А ещё нам пояснили, что в Китае канцелярия — это не служба по перекладыванию бумажек, а отдел по организации работы правительства, министерства, компании и т.д. Луо Суншан обрушил на нас водопад информации. Потом мы не раз возвращались к ней во время поездки по стране. А сейчас у читателя есть возможность окунуться в этот поток так же, как довелось это сделать нам. Но представитель цеха китайских чудотворцев в экономике — человек очень увлечённый и ничуть не сомневающийся в абсолютной истинности своих суждений, на что, конечно, надо делать поправку. Итак, ему слово.
— XVIII СЪЕЗД КОМПАРТИИ КИТАЯ одобрил курс на продолжение политики реформ и открытости. После того как она 30 лет назад стала осуществляться, страной достигнуты невиданные результаты. Прирост валового внутреннего продукта ежегодно составлял в среднем 9,9%. В обеспечении таких показателей важнейшую роль играют инвестиции. Их значение особенно велико в освоении новых районов. Чтобы понять, что позволило Китаю добиваться успеха, причём даже в условиях кризиса, надо проанализировать, во-первых, инвестиционный климат, сложившийся в нашей стране, во-вторых, создание особых экономических районов, в-третьих, предпосылки для широкого использования иностранного капитала.
Благодаря вовлечению в широкие внешнеэкономические связи мы узнали, что в создании инвестиционного климата играет исключительно важную роль не только деятельность правительства, но и современная глобализация. Мы пришли к выводу, что правительство никогда не сможет заменить действия рыночных механизмов. Но его деятельность является фактором, дополняющим рынок. Отсюда следует, что правительству нужен рынок, а рынку — правительство. А чтобы это взаимодействие было результативным, главным действующим лицом в создании рыночной экономики должны стать частные, в том числе иностранные, капиталы.
Серьёзно повлиял на обеспечение экономических успехов в Китае рост внешнеторгового товарооборота. А это значит, что внешняя открытость экономики помогла стране решить эту задачу. Уже поэтому можно говорить о правильности проводимой политики. Инвестиционный климат должен позволять предприятиям развернуть свою деятельность.
Для его улучшения у нас несколько инструментов. Во-первых, это стабилизация политической и социальной атмосферы. Если она отсутствует, то предприниматели не смогут создавать свои компании. Второй инструмент связан с сохранением центров благоприятной экономической обстановки. Об этом должны заботиться государственные структуры. Их задачей, в частности, является создание механизмов защиты экономики от рисков. Они призваны в первую очередь обеспечивать снижение инфляции.
За 30 лет проведения политики реформ и открытости страна пережила три макрорегулирования, когда государству потребовалось вмешиваться в создание экономически благоприятной обстановки. Первое из них относится к 1993 году, когда реформы приобрели массовый характер и стала активно проводиться политика поддержки частных компаний.
Второй заметный поворот в экономической политике Китая связан с финансовым кризисом 1998 года, когда был взят курс на стимулирование инвестиций. В условиях кризиса (в России он известен как дефолт. — В.Т.) правительство КНР сумело увеличить общую сумму кредитования до 4 триллионов долларов. Поэтому даже в пору стагнации мировой экономики мы сохраняли достаточно стабильные темпы прироста производства.
Третий пример макрорегулирования с целью обеспечения успешного развития китайской экономики относится к 2008 году, когда в мире разразился продолжающийся до сих пор финансово-экономический кризис. Основную тяжесть инвестирования взяло на себя государство. Благодаря правительственной политике масштаб инвестиций за пять лет был доведён до 100 триллионов долларов. Широко использовалась также отсрочка выплаты компаниями тех кредитов, которые были получены в государственных банках. Это дало возможность даже в тяжелейших условиях последних лет сохранить ежегодный прирост производства в стране на уровне 8%. Экономическая миссия государства в условиях рыночной экономики в том и состоит, чтобы помочь компаниям всех форм собственности успешно преодолевать экстремальные ситуации.
УСПЕХИ СТРАНЫ были в значительной степени обеспечены стабильностью и предсказуемостью внутренней и внешней политики государства. А это — важнейший фактор для обеспечения капиталовложений. Не случайно нам удалось во время этого тяжёлого для мировой экономики кризиса увеличить объём иностранных инвестиций на 30%. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что экономические успехи Китая являются серьёзнейшим позитивным фактором для развития всей мировой экономики.
Не менее существенную роль сыграло и то, что китайское правительство последовательно проводит льготную политику в отношении иностранных инвестиций. Мы помним, что в 1979 году в Китае давали о себе знать и острая нехватка капиталов, и дефицит современных технологий. Необходимо было как можно быстрее выйти из того положения, в котором оказалась китайская экономика после политики «великого скачка» и «культурной революции». Анализ показал, что заметной помехой для привлечения иностранных инвестиций выступала плановая экономика. И тогда руководство страны пошло на решительные реформы. Следующий год ушёл на обеспечение правовой базы, обеспечивающей привлечение иностранных инвестиций. Была создана стройная система экономического законодательства.
Всё было направлено на создание благоприятного экономического климата. И теперь уже иностранный капитал не пугался того, что руководящей политической силой китайского общества является Коммунистическая партия. Проводившаяся под руководством КПК реформа устраняла прежние предрассудки, имевшиеся у иностранных инвесторов. (Здесь кстати заметить, что, как вспоминал последний Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков, с начала 1970-х годов до 1989 года у СССР при его плановой экономике была «очередь» иностранных компаний, желавших инвестировать свои капиталы в Советскую страну.) Китай энергично интегрировался в мировую экономику. Страна вступила во Всемирную торговую организацию, тщательно оговорив защиту своих национальных интересов.
Благоприятные результаты обеспечило создание четырёх особых экономических зон на юго-востоке Китая, получили статус «открытых» два приморских города и начали действовать 14 особых экономико-технологических зон. Политика экономической открытости плодотворно сказывалась и на положении других регионов страны. Страна получила возможность резко увеличить роль экспорта в своей хозяйственной политике.
Поощряя инвестирование в экономику, правительство КНР выдвигало владельцам капиталов определённые условия. Во-первых, они должны были вкладывать свои средства в создание новых предприятий. Во-вторых, на этих предприятиях они должны были применять самые современные технологии. В-третьих, выпускаемая продукция должна соответствовать высшим мировым стандартам качества.
* * *
После такого обзора китайских реформ состоялся диалог между журналистами и Луо Суншаном. Но это — тема одной из следующих публикаций.