Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета "Правда". Восток Германии отворачивается от Шольца

Уходящий сентябрь стал важнейшим этапом в политической жизни ФРГ. В этом месяце прошли региональные выборы в местные парламенты (ландтаги) сразу в трёх восточногерманских землях — Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге. Их результаты аналитики и наблюдатели, а также СМИ заранее рассматривали как показатель доверия избирателей востока страны к правящей «светофорной» коалиции во главе с социал-демократами (в её состав входят также «зелёные» и либеральные демократы из СвДП). Немаловажным фактором в связи с этим представлялись специалистам и уровень поддержки правительства канцлера Олафа Щольца, а также степень популярности у избирателей ведущих политических партий, которым всего через год предстоит бороться между собой уже на федеральных выборах в бундестаг.

Николай ПЕТРОВСКИЙ. Газета "Правда".
2024-09-27 10:46

  Основной вывод можно было сделать уже после 1 сентября, когда стали известны результаты голосования в Саксонии и Тюрингии (выборы в Бранденбурге состоялись позднее — 22 числа). Все партии правящей коалиции там с треском провалились, а являющиеся её ядром социал-демократы с огромным трудом преодолели в обоих случаях пятипроцентный барьер, дающий право получить места в ландтаге. Победу в Тюрингии праздновала «Альтернатива для Германии» (АдГ), а в Саксонии — Христианско-демократический союз (ХДС), которому совсем немного уступила всё та же АдГ. Третье место в обоих случаях заняла новая политическая сила страны — организационно оформившийся в партию только в январе текущего года «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ).

22 сентября вся Германия застыла в ожидании финального электорального сражения этого политического сезона — выборов в ландтаг главной и самой крупной восточной земли федеративной республики — Бранденбурга, со всех сторон окружающей столицу Берлин. От их исхода, а также конфигурации нового земельного кабинета министров во многом зависела прочность положения федерального правительства, позиции которого сильно пошатнули результаты голосования в Саксонии и Тюрингии.

Накануне выборов положение основных игроков на земельной «шахматной доске» выглядело следующим образом: лидером предвыборной гонки была «Альтернатива для Германии». Вторую строчку в Бранденбурге с небольшим отставанием занимала СДПГ. На третье место с примерно равными шансами претендовали ХДС и «Союз Сары Вагенкнехт». Все остальные партии, включая и коалиционных союзников СДПГ, не преодолевали пятипроцентного барьера и шансов на попадание в парламент лишались.

Подобную конфигурацию отражали проведённые всего за несколько дней до выборов социологические исследования. Так, согласно опросу Infratest dimap, за АдГ были готовы проголосовать 27% опрошенных. Социал-демократов поддерживали 26% избирателей. Рейтинг христианских демократов и ССВ составлял порядка 14—15%. «Зелёных» поддерживало около 4,5% респондентов. Такой же уровень поддержки оказался у местного партийного проекта — Объединения гражданских движений Бранденбурга (ОГДБ). Наконец, «Левые» могли рассчитывать на 4%. Рейтинг свободных демократов попросту не учитывался, поскольку он не дотягивал и до 1%.

По данным другого исследования — Forschungsgruppe Wahlen, АдГ лидировала с 29%. СДПГ находилась на втором месте с 27%. ХДС мог рассчитывать на 15%, а рейтинг ССВ составлял более 14%. Что касается остальных участников избирательной гонки, то и в этом случае никто из них не набирал даже 5% голосов.

Следует отметить, что восток Германии в целом, особенно Бранденбург, в частности, является особым политическим пространством на территории ФРГ. С 1990 года, сразу же после объединения Германии, власть в этой земле неизменно принадлежала социал-демократам. СДПГ на протяжении уже более чем 30 лет формирует там коалиционные правительства под своим началом. Именно поэтому наблюдатели полагали, что, в случае если результаты голосования 22 сентября совпали бы с предвыборными оценками и зафиксировали прогнозировавшуюся расстановку сил, выборы в Бранденбурге стали бы новой вехой в политической жизни ФРГ. Они окончательно подтвердили бы начало процесса складывания в Восточной Германии особого политического пространства. На ведущих ролях в нём находятся новые партии, не имеющие аналогичного уровня поддержки в западных землях. Так, АдГ была основана в 2013 году. ССВ, как уже отмечалось, возник лишь в январе 2024 года, а предшествовавшее его созданию политическое объединение под руководством Сары Вагенкнехт было создано в сентябре 2023 года. В то же время позиции «старых», или традиционных для Германии, партий (прежде всего СДПГ, «Зелёных» и СвДП) на востоке последовательно слабеют.

И всё же выборы в Бранденбурге сумели выиграть социал-демократы прежде всего по двум причинам. Их возглавляет в Бранденбурге харизматичный лидер Дитмар Войдке, который уже на протяжении 10 лет является земельным премьер-министром и пользуется доверием и благосклонностью многих избирателей. Понимая, что действующий канцлер Олаф Шольц и возглавляемое им федеральное правительство в Бранденбурге не популярны, Войдке полностью дистанцировался в предвыборной кампании и от личности Шольца, и от «федеральной СДПГ», сделав акцент на работе местного отделения партии и возглавляемого им самим земельного правительства. На всех предвыборных мероприятиях Войдке призывал голосовать за «своих» социал-демократов, которые на протяжении трёх десятилетий успешно руководят регионом. Такая агитация, по мнению наблюдателей, имела успех.

Но одного этого было бы недостаточно для победы на выборах. Не случайно тот же Войдке, а также и прямые конкуренты социал-демократов — христианские демократы на всех предвыборных платформах пугали избирателей перспективой победы на выборах «Альтернативы для Германии», что стало бы, по их мнению, настоящей трагедией для региона. Более того, чтобы не допустить победы АдГ, те же христианские демократы, а также представители партий правящей в Берлине коалиции, чьё положение на выборах в Бранденбурге было безнадёжным, призывали своих сторонников голосовать за социал-демократов, чтобы помочь им победить. Такое единство против «нерукопожатной» АдГ и стало второй причиной успеха социал-демократов в Бранденбурге. Они сумели обойти «Альтернативу», набрав 30,9% голосов против 29,2% у главного конкурента. Третьим к финишу пришёл «Союз Сары Вагенкнехт» с 13,5% сторонников.

Но все наблюдатели и аналитики восприняли победу социал-демократов в Бранденбурге как отдельно взятый успех Войдке и местного отделения партии, но отнюдь не как успех Олафа Шольца и его партии в целом. Более того, высокий результат, показанный на этих выборах, несмотря на все трудности, «Альтернативой для Германии», позволяет сделать вывод, что нынешняя победа СДПГ в Бранденбурге стала лишь подтверждением всё более отчётливой для востока страны тенденции.

А состоит она в том, что политическое пространство Восточной Германии заметно отличается от партийно-политического поля остальной страны в идеологическом плане. Здесь «балом правят» игроки, которые немецким политическим мейнстримом воспринимаются как радикальные. И традиционные партии стараются не иметь с ними никаких дел. АдГ причисляют к крайне правым, а ССВ оценивают как левонационалистическое и левоконсервативное объединение. Однако подобные ярлыки не мешают «Альтернативе» и «Союзу» не просто находить в восточных землях своего избирателя, но и добиваться побед над своими более «умеренными» партийными оппонентами.

Претензия на формирование в восточных землях особого политического климата как раз и подкрепляется результатами выборов электорального цикла 2024 года, состоявшихся до голосования в Бранденбурге. 1 сентября прошли выборы в ландтаги Тюрингии и Саксонии. В обоих случаях в тройку лидеров вошли АдГ и ССВ. Причём в Тюрингии «Альтернатива» праздновала победу, а в Саксонии заняла второе место. ССВ в этих регионах в обоих случаях оказался третьим.

Результат партии Вагенкнехт особенно примечателен, так как она ещё даже не завершила процесс создания отделений во всех шестнадцати федеральных землях. В середине сентября ССВ открыл региональное представительство в Бремене, ставшее для него лишь восьмым. В настоящее время, кроме этого «вольного ганзейского города», «Союз» представлен в Берлине, Бранденбурге, Саксонии, Саксонии-Анхальт, Тюрингии, Сааре и Северном Рейне-Вестфалии.

Из традиционных, или, как их ещё называют в ФРГ «старых», партий конкуренцию этим «халифам Востока» смог составить только ХДС. В Тюрингии он занял второе место, а в Саксонии лишь с минимальным перевесом опередил АдГ. Партии же «светофорной» коалиции в обеих землях оказались в числе аутсайдеров. В Тюрингии социал-демократы заняли только пятую строчку, пропустив вперёд ещё и «Левых». «Зелёные» и свободные демократы здесь вообще потеряли представительства в ландтаге. В Саксонии СДПГ оказалась четвёртой, а «Зелёные» — пятыми. СвДП здесь так же, как и в Тюрингии, утратила присутствие в земельном парламенте.

На фоне полного провала правящего в стране альянса «Светофор» весьма примечательна бессильная злоба его лидера — федерального канцлера Олафа Шольца. Комментируя результаты АдГ в Тюрингии и Саксонии, он заметил, что данная партия «имеет облик человека вчерашнего дня». И подчеркнул, что «мы сделаем всё, чтобы это политическое образование снова потеряло своё значение в Германии». Но персональные желания главы правительства страны заметно расходятся с ситуацией в восточногерманских регионах. Никаких предпосылок для ослабления политического веса и влияния «Альтернативы» здесь пока не наблюдается. Несмотря даже на во многом искусственно добытый успех социал-демократов в Бранденбурге.

В отличие от Тюрингии и Саксонии, Бранденбург, как уже отмечалось выше, обладает своей определённой политической спецификой. Социал-демократы чувствуют себя в этом регионе несравненно более уверенно. Но даже здесь ряд местных характеристик вполне соотносится с общими для востока тенденциями. В первую очередь — с симпатиями избирателей к АдГ и ССВ. А это означает, что результаты выборов в Бранденбурге оказались способны лишь несколько подкорректировать общую конфигурацию сил в Восточной Германии, но были не в состоянии её полностью изменить. Политическое пространство восточных земель в настоящее время определяет система из пяти партий. В неё входят АдГ, ССВ, ХДС, СДПГ и «Левые». Причём в перспективе «Альтернатива» и «Союз Сары Вагенкнехт» могут серьёзно упрочить свои позиции.

Однако результаты земельных выборов на востоке Германии таят в себе и целый ряд подводных камней. Достаточно отметить, что в трёх землях, где прошло голосование, зафиксированы три разных победителя. А это значит, что победы на выборах в ландтаг далеко недостаточно для того, чтобы установить контроль над региональными органами исполнительной власти.

Дело в том, что политическая система Германии построена так, что формирование земельного правительства одной партией практически исключено. Для этого нужно добиться абсолютной победы на голосовании, получив поддержку более 40% избирателей и полностью сокрушив своих оппонентов. Чего практически никогда и нигде не встречается. В результате всё определяют коалиции, формируемые несколькими партиями из числа наиболее успешных на выборах.

В этом отношении самой интересной выглядит ситуация с формированием таких коалиций с участием «Союза Сары Вагенкнехт». Итоги голосования во всех трёх землях показали, что без участия «Союза» создание там правящих коалиций попросту нереально. В Тюрингии, где победила «нерукопожатная» АдГ, формированием правящей коалиции придётся заниматься занявшей второе место ХДС, которой ничего не остаётся, кроме как искать сотрудничества с ССВ. Аналогичная ситуация сложилась и в Саксонии. А в Бранденбурге, где социал-демократы могут вступить в уже ставшую для них традиционной коалицию с ХДС, им всё равно придётся искать союза с ССВ для получения большинства, поскольку только поддержки ХДС для этого недостаточно.

В связи с этим чрезвычайно любопытно увидеть, как поведёт себя в такой ситуации руководство «Союза». С одной стороны, участие во всех трёх земельных правительствах для столь молодой политической партии — большой плюс, сулящий накопление необходимого опыта в преддверии федеральных выборов, до которых остаётся всего год. Но с другой стороны, вступление в коалицию с только что непримиримыми политическими оппонентами — это шаг, который может даже оттолкнуть от партии часть её электората. Другое дело, если в процессе «политического торга» руководство ССВ добьётся от потенциальных партнёров тех необходимых уступок, которые всех устроят. И сможет работать в составе вновь сформированных земельных коалиций без ущерба для своего имиджа.

Кстати, примерно так партия Вагенкнехт уже повела себя в Тюрингии. Она отказалась создавать альянс с победившей там на выборах «Альтернативой», но в то же время выразила готовность начать переговоры о возможной коалиции с местными отделениями ХДС, СДПГ и «Левых».

Но вопрос о политических интригах, которые неизбежны теперь во всех трёх восточногерманских землях по итогам выборов в ландтаги, уходит всё же на второй план по сравнению с главным результатом сентябрьских голосований в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге. А заключается этот главный результат в том, что, несмотря на победу СДПГ в Бранденбурге, «осси» (так называют в стране восточных немцев) сказали на земельных выборах своё твёрдое «нет» политике канцлера Шольца и его правительства.

И хотя на востоке Германии сейчас проживает примерно лишь четверть населения всей страны, тенденция весьма очевидна, и вряд ли её сильно изменят настроения в западной части ФРГ. Особенно на фоне серьёзнейших экономических неурядиц в секторе расположенной именно в западных регионах автомобильной промышленности, где закрываются крупные заводы и десятки тысяч работников оказываются на улице. Усугубляется такое положение и продолжающимся энергетическим кризисом, и всё новыми военными поставками киевскому режиму Зеленского.

Не случайно уже сейчас многие политические наблюдатели в ФРГ предрекают развал правящей «светофорной» коалиции ещё до конца текущего года. А это означает роспуск правительства и отставку самого канцлера. Ситуация, которая в настоящее время выгодна больше всех находящемуся в оппозиции, но по всем опросам уже значительно опережающему правящую коалицию Христианско-демократическому союзу (ХДС), лидеры которого не без оснований рассчитывают на успех на предстоящих через год выборах в бундестаг.

На фоне всего этого более чем нелепо выглядят недавние заявления канцлера Шольца о планах вновь победить на федеральных выборах в 2025 году и сохранить за собой пост канцлера на второй срок. Интересно, что скажут на это его однопартийцы, многие из которых уже открыто считают Шольца «отработанным материалом» и готовы к его отставке.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.