Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
«Между смелостью и отказом от борьбы левые должны выбирать смелость и мужество» — так написал директор французской газеты «Юманите» Патрик Ле Нуарик, анализируя итоги грандиозного гражданского марша, состоявшегося по призыву Левого фронта в воскресный день 5 мая в Париже.
По подсчетам организаторов, эта манифестация, двигавшаяся от площади Бастилии к площади Нации и практически парализовавшая движение во французской столице, собрала рекордное число участников — 180 тысяч человек, которые приехали из многих городов и небольших населённых пунктов.
Судя по многочисленным видео- и фотодокументам, эта цифра близка к истине. «Людское море», как писали участники марша, заполнило близлежащие улицы, на которые транслировались с площади Бастилии выступления десяти главных ораторов во главе с сопредседателем Левой партии и одним из руководителей Левого фронта Жан-Люком Меланшоном и национальным секретарём Французской компартии Пьером Лораном. Последний в ярком выступлении выразил настроения многих сограждан, требуя прекращения «опасного курса, вызывающего гнев трудящихся», и призвал к продолжению борьбы за Шестую республику и проведение в жизнь других положений предвыборной программы Левого фронта «Сначала — человек».
Манифестация проходила под лозунгами: «Долой господство финансов и режим жёсткой экономии!», «За Шестую республику!» «Очистим!», что означало «очистим республику от недостойных представителей власти». Именно поэтому в качестве одного из главных наглядных призывов фигурировали мётлы — как изображённые на множестве плакатов, так и реальные в руках демонстрантов. В заявлении Левого фронта, сделанном на следующий день, отмечался «исторический успех» марша, продемонстрировавшего, с одной стороны, протест приверженцев левых против политики жёсткой экономии, проводимой правительством, а с другой — возможность собрать альтернативное большинство, готовое поддержать иной политический курс.
Грандиозный марш приурочили к нескольким датам, самой главной из которых была годовщина свержения Николя Саркози и прихода к власти во втором туре президентских выборов президента-социалиста при поддержке четырёх миллионов голосов сторонников Левого фронта. Упоминалось также о первом заседании в этот день в 1789 году Генеральных штатов, что означало начало конца неограниченной королевской власти в эпоху Великой французской революции, не забыли также о 195-й годовщине со дня рождения Карла Маркса. По словам директора «Юманите», демонстрация, напоминавшая «парады эпохи Народного фронта» 1930-х годов, «состояла из великого множества людей, которые год назад приняли решение выступить против правления правых во главе с Саркози и хотели изменения политики влево с новым президентом».
Однако их ожидания оказались обманутыми. На протяжении последних месяцев все лидеры левых — и Пьер Лоран, и Жан-Люк Меланшон, и Мартина Бийяр, и другие в своих устных выступлениях и в печати подчёркивали, что такое правительство социалистов, ущемляющее права трудящихся пактом о так называемой занятости и конкурентоспособности, правительство, откладывающее принятие закона о социальной амнистии и, наконец, сделавшее недавно хороший подарок крупным предпринимателям, снизив ставки налога на доход от прироста капитала, полученного от продажи бизнеса, — такое правительство не может называться левым. Проводимая им политика противоположна тем мерам, которые необходимы, чтобы справиться с кризисом. Добавим, что во вторник, 14 мая, законопроект о занятости, подготовленный МЕДЕФ (союзом крупнейших промышленников и финансистов Франции), был принят в сенате. «Это печальный день в нашей истории, — констатировал Меланшон. — Впервые правительство, которое утверждает, что оно левое, провело наступление на права трудящихся во Франции».
Меланшону, проведшему месяц, предшествующий маршу, в непрерывном, как он выразился, «медиаполитическом марафоне», потребовалось время, чтобы дождаться, «когда уляжется пыль» этого грандиозного события. Так, кстати, называется большая статья, размещённая в его блоге 11 мая и ожидавшаяся читателями с большим нетерпением — за первые двое суток её прочитали более 25 тысяч человек, некоторые из них оставили в комментариях замечательные по эмоциональной силе выражения солидарности.
Судя по впечатлениям многих, и в том числе Меланшона, марш 5 мая был действительно выдающимся событием. Десятки тысяч человек, двигавшихся вместе с ним и его товарищами в течение пяти часов, проявляли, по его словам, поразительный энтузиазм. Пробки, создавшиеся на въезде в Париж, нарушили запланированный график прохождения колонн, но не привели, однако, к отрицательным последствиям. «Ни одного инцидента!» Раздававшееся то тут, то там исполнение «Интернационала» и «Марсельезы» усиливало эмоциональное воздействие.
Кроме тех, кто участвовал в большой демонстрации 1 мая, появились новые, как пишет Меланшон, «беспартийные», их оказалось очень много, и «это было откровением!». Мужчины и женщины всех возрастов и цветов кожи, мелькание лиц, множество молодёжи, общий радостный характер марша — всё это хорошо видно на видеофильмах, размещённых на сайтах Коммунистической и Левой партий. Согласно информации из социальных сетей, СМИ и других источников, как «своих», так и сил реакции, которые вели, по словам Меланшона, «массовое очернение» демонстрации, все понимали, что они являются участниками или свидетелями «совершенно нового события». Это была демонстрация силы через год после второго тура президентских выборов, «политическое событие первостепенной важности». «Марш в воскресенье представил левое движение во всём его многообразии, единым в своём желании вывести страну из нынешнего тупика», — заметил Патрик Ле Нуарик.
Отличало марш участие представителей влиятельных политических сил, не входящих в Левый фронт, таких, как лидер «зелёных» Эва Жоли и один из руководителей Новой антикапиталистической партии Оливье Безансоно. Другой особенностью марша был его интернациональный характер, участие в нём специально приехавших представителей дружественных партий и организаций из Испании, Греции, Португалии, Великобритании, Германии, Бельгии, Люксембурга, Эквадора, Колумбии, Чили, Алжира, Туниса, Южной Кореи, Экваториальной Гвинеи, Индонезии... В этих рядах звучали песни Сопротивления и революционной борьбы многих стран. По словам Селин Менесес, отвечающей в Левой партии за международные контакты (испанки по происхождению), ей особенно дорога каталонская песня Сопротивления диктатуре Франко, которую она слышала в детстве от мамы и её брата, — песня Луиса Льяки.
Марш состоялся. Что же дальше? Похоже, на этот вопрос у левых готов ответ. От имени руководства Левого фронта Жан-Люк Меланшон оценивает общую перспективу развития своей страны пессимистически: взрыв безработицы, масса людских страданий, распродажа национального достояния в форме приватизации, новая волна атак на социальные выплаты, такие, как пенсии, — вот что будет подаваться официальными СМИ как «единственно возможная политика». К этой ситуации левым следует быть готовыми и иметь план наступательной операции. Он во многом зависит от метода борьбы. Первый шаг был сделан с момента основания Левого фронта в конце 2008 года, позиции постепенно укреплялись к президентским выборам. Успех метода подтверждается тем, что, несмотря на «постоянные бомбардировки оскорблениями и клеветой» со стороны СМИ, Левый фронт объединил четыре миллиона избирателей в первом туре президентской кампании.
Важно, что люди сами осознали свои возможности, и это проявилось и во время марша 5 мая, когда Меланшон услышал от одного из демонстрантов: «Я сам удивлён, что нас так много!» Большое значение имела 80-тысячная демонстрация 30 сентября 2012 года в Париже против Европейского бюджетного договора, диктующего правительствам стран условия жёсткой финансовой экономии. Появились новые социально-политические формы объединения, установлены новые контакты, в движение вливались новые союзы, ассоциации. Эти процессы отражали концепцию «завоевательной автономии», сформулированную Меланшоном вскоре после выборов 2012 года, и задачу сохранить и расширить как сам Левый фронт, так и круг сочувствующих ему.
Гражданский марш 5 мая расценивается руководством Левого фронта как отправная точка второго этапа борьбы в текущем пятилетнем периоде правления президента, как основа и источник будущих региональных протестных действий, назначенных на 1 и 2 июня, то есть одновременно с протестами в Испании и Португалии. «Местные» гражданские марши как своеобразные «реплики» парижского марша 5 мая, с участием руководителей Левого фронта и особенно Левой партии, пройдут в Тулузе, Амьене и других городах, а 16 июня состоится большое политическое мероприятие против курса жёсткой экономии, за социальную амнистию. Борьба за смену курса правительственной политики продолжается.