Как натовские вояки «спасают свободу и демократию» в Ливии
Операция НАТО в Ливии продемонстрировала "военную импотенцию" альянса, которому понадобилось несколько месяцев, чтобы помочь повстанцам разбить довольно убогую армию Муаммара Каддафи, утверждает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в статье для "Независимого военного обозрения". На помощь оппозиции в Сирии после этого у НАТО сил уже не осталось, считает он.
По мнению эксперта, цели, которые западные страны преследовали, начиная военные действия, нельзя сводить к борьбе за нефть или мести за некие попытки создать альтернативу евро или доллару. Рассуждения о захвате контроля над нефтью не имеют под собой оснований, так как Запад и так контролировал большую часть этого рынка. До войны 83% ливийского нефтяного экспорта приходилось на западные страны (77% на Европу и 6% на США), причем и добывали ливийскую нефть в основном западные компании.
Не обоснованы и предположения, что война была начата в наказание Каддафи за попытки создать единую африканскую валюту в противовес евро и доллару. По мнению эксперта, просто смехотворно предполагать противостояние между экономиками Запада и Африки.
Истинной причиной вмешательства НАТО в ливийскую гражданскую войну является желание западного общества защищать свободы и демократию во всем мире, утверждает Храмчихин, не замечая, насколько смешно звучит это утверждение. При этом, как считает эксперт, ни в Европе, ни в США не готовы нести потери в этих конфликтах. Кроме того, ответ на вопрос о том, какая из сторон принесет в страну демократию по западному образцу, не столь однозначен.
Даже при условии, что НАТО попытается избежать каких-либо потерь со своей стороны, то есть будет вести себя максимально осторожно, поначалу было ощущение, что война закончится за несколько недель. Боевой потенциал ВС Ливии даже до начала гражданской войны был совершенно несопоставим с потенциалом НАТО: техника устарела, ВВС и ПВО находились в состоянии коллапса, а боевая подготовка ливийцев оставалась на нуле.
При этом в каждом вылете натовской авиации выбивалась в лучшем случае одна-две единицы техники войск Каддафи, а нередко вообще ничего, пишет эксперт. А расход крайне дорогостоящих высокоточных боеприпасов оказался исключительно велик. "Уже в начале августа англичане заговорили о том, что продолжение операции становится для них непосильным. Совершенно фантастическая ситуация: для ядерной державы операция с использованием всего 30 самолетов, причем воюющих в чисто полигонных условиях, стала непосильной всего через четыре месяца после ее начала!" - отмечает Храмчихин.
В данном случае проявилась также, по мнению эксперта, "эфемерность натовской солидарности". Операция проходила под командованием НАТО, но 14 из 28 стран альянса вообще не приняли в ней участия. Германия, Греция, Португалия, Чехия, Словакия, Венгрия и Хорватия отказались от участия. США отвоевали всего неделю, которая, однако, обошлась им как минимум в 500 млн долларов. В итоге операция, формально считаясь натовской (даже с расширением), стала фактически англо-французской (при символической бельгийско-канадской поддержке).
В итоге Каддафи был не побежден, а скорее, "удушен экономически". Кроме того, Франция и Катар начали прямые поставки оружия повстанцам. Наконец, в боях стали принимать участие западные частные военные компании (ЧВК) и, видимо, спецназ.
В связи с этой операцией возникают также вопросы и к юридической стороне. Эксперт обращает внимание на то, что резолюция Совбеза ООН № 1973 давала мандат на обеспечение бесполетной зоны над Ливией с целью защиты мирного населения. "И ничего более! Коалиция НАТО+3 (Швеция, ОАЭ и Катар) нарушила ее почти сразу, поскольку начала напрямую воевать за одну из сторон. Ее авиация защищала отнюдь не мирных жителей, которые вообще никому не были интересны, а оказывала поддержку вооруженным повстанцам", - пишет Храмчихин.
Зато с вмешательством в сирийский конфликт НАТО не торопится, "хотя там в отличие от Ливии действительно имеет место массовое уничтожение мирных граждан", отмечается в статье. "Да вот только сирийская армия гораздо сильнее ливийской, к тому же сохраняет полную лояльность (президенту Башару) Асаду", - считает эксперт.
Итоги в борьбе за демократию тоже довольно сомнительные. На смену Каддафи пришли его бывшие соратники, не поделившие с ним власть, племенные вожди и боевики "Аль-Каиды", из которых некоторые успели повоевать против США в Афганистане и даже провести несколько лет в "Гуантанамо".
При этом Европа нажила себе новых беженцев. Эксперт не исключает, что начнет процветать пиратство в Средиземном море и торговля наркотиками, а свои позиции укрепит "Аль-Каида".
Для Европы переворот в Ливии обернется еще и подорожанием нефти, которую они закупали на Ближнем Востоке. США снижают импорт оттуда, так что по ним это не ударит с такой силой.
НАТО продлило операцию в Ливии 21 сентября еще на три месяца - до конца декабря. Совет Безопасности ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией. В начавшейся 19 марта операции коалиционных сил приняли участие Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания, Норвегия.
Руководство кампанией в Ливии 31 марта полностью перешло к представителям командования НАТО. Как заявляет руководство Североатлантического альянса, цель операции "Объединенный защитник" - обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского населения. Мандат на операцию истекал 27 июня, но 1 июня НАТО продлила операцию на 90 дней - до конца сентября.
В феврале оппозиция сформировала в Бенгази Переходный национальный совет (ПНС), который объявила единственным легитимным органом власти в стране. К настоящему времени ПНС постепенно признали около 60 стран, включая Россию.