Где лучше живут бедняки: в Америке или России?
Газета «Советская Россия» публикует письмо А. Зябрева из Красноярска о недавней встрече американских малоимущих с российскими бедняками.
Редакция газеты «Советская Россия».
Главному редактору В.В.Чикину.
Уважаемый Валентин Васильевич!
Спасибо за то, что Вам удалось в такое перепутанное время сохранить главное достоинство «Советской России» – ее народность. Само понятие народность стараются превратить в анахронизм в олигархическом государстве, и требуется мужество, чтобы люди не перестали верить, что они не сор истории, не пылинки.
Недавно мне довелось встречаться с делегацией американских «бедняков», побывавших в нашем крае. Они никак не могли осознать, как приходится выживать на картошке и квасе российским беднякам (без кавычек), создавшим своим трудом богатства нынешней России. Впечатлениями от встреч и бесед поделился с читателями нашей народной краевой газеты «Красноярский рабочий». Это вызвало большой интерес. Считаю своим долгом рассказать «Советской России». Может быть, и мое слово будет полезно газете.
Удач и побед Вам!
С уважением
Анатолий Зябрев,
cтроитель дороги Тайшет–Братск,
Красноярской ГЭС,
участник Великой Отечественной войны,
ветеран труда,
член Союза писателей.
Раньше, помню, в ходу была поговорка: бедность не порок. Я считаю: порок.
Только вопрос: чей порок? Талантливого, трудолюбивого, до предела изношенного множеством перемен, перестроек, модернизаций русского рядового человека, или государства–менеджера, как теперь модно говорить, но менеджера плохого, антигосударственного?
В Красноярске побывала группа американцев, живущих за чертой бедности, как они сами о себе говорили. Поездку организовал и оплатил Международный фонд солидарности бедных сословий. (Есть, к нашему удивлению, и такой фонд!) Из бесед с гостями красноярцы узнали, что существует в мире, оказывается, не одна черта бедности, а несколько. Так называемое социальное дно не есть для всех во всем мире одинаковое, и, находясь на этом самом дне, разные народы совсем не одной судьбой повязаны. Нет, не только условия жизни разные, но даже понимать-то друг друга мы на этой встрече не могли.
Гости изумлялись, как мы за своей черной чертой выживаем, а красноярцы никак не могли взять в толк, отчего они, наши гости, себя считают тоже бедными, то есть тоже за чертой, к тому же за черной.
По их меркам, быть за чертой – значит иметь годовой доход на одного едока меньше десяти тысяч долларов в год. А если, к примеру, всего лишь восемь тысяч долларов, то уж впору залезать на крышу небоскреба и оттуда прыгать в тартарары, представляя тем самым выигрышные кадры телеоператорам и повод сострадательным соотечественникам для смещения президента и сенаторов.
Что в потребительском понимании означает вышеозначенная годовая сумма дохода? Означает семьсот с лишним долларов в месяц. Делим данную сумму на 30 дней, выходит…
Если с утра у тебя нет в кармане 25 долларов, то уже кранты, жить дальше не можешь да и незачем.
Вопрос красноярские бедные задали американским бедным:
– У вас там что, цены очень высокие на продукты и на разный ходовой товар назначают ваши буржуины?
– Ой, высокие! – озабоченно отвечали гости. – Такие уж высокие, что невозможно.
Гости, чтобы убедить и разжалобить красноярцев, сыпали цифрами. Буханка нарезанного хлеба – ну всего лишь одна буханка – 50 центов (15 рублей). Кило картошки – 20 центов (6 рублей). Десяток яиц – 7 центов (20 рублей). Курица – 40 центов (12 рублей). Банка майонеза, зеленого горошка, оливок и разных консервированных овощей – 3 цента за штуку (10 рублей). Фунт деликатесного лосося – 1 доллар (30 рублей). Фунт еще более деликатесных креветок 4 доллара (120 рублей).
Из всего этого богатого перечня, представленного перед американским бедняком в их магазинах, что, как вы полагаете, крайне необходимо, чтобы иметь человеку возможность продлить свое физическое существование и не умереть? Наши бедняки назвали хлеб и картошку.
Гости же увлеченно опять стали перечислять и пересчитывать. К полбуханке хлеба и полфунту картошки они прибавили полфунта колбасы, столько же лосося, зеленый горошек, сколько-то креветок (без креветок бедняку нельзя, продукт биологически активный), сухое вино – да, да, это уж совсем необходимый продукт, как же! Получилась сумма аж в пять долларов. Куда это годится? Вот такая дороговизна дневного прожиточного минимума, – возмущались гости. И тут же проявили глубокий интерес к прожиточному минимуму бедняка-красноярца.
– Если б лосось да колбаса, – сбитые с толку, отвечали наши мужики. – А то ведь считай картошку с хлебом… На квас не хватает. Не до вина уж. Целые тысячи она, корзина-то, ежели на месяц. А ежели на день, то выходит, делим по дням. Хоть так, хоть этак, а все одно: всю так называемую продовольственную корзину на наши деньги не купишь. А ведь еще надеть на себя что-то надо, обуть что-то надо…
Вот такое сопоставление. У Американского гражданина, живущего «за чертой бедности», лишь пятая часть получаемых денег уходит на продовольствие, у российского же бедняка и всего личного бюджета не хватает на продовольственную корзину, в которой ни лосося, ни креветок, ни тем более сухих вин вприкуску с оливками, конечно, не предусмотрено.
Зашла речь о ценах на промышленные товары там, у них, в Америке. Уж совсем поражающая раскладка. Джинсы у них стоят 15–20 долларов (450–600 рублей). Но это до уценки, в понедельник, вторник. А со среды начинается уценка. Те же джинсы на 30 процентов дешевле, то есть уже не 15 долларов, а 10. В субботу уценка с утра уже наполовину, а после обеда там себе на выбор нужную вещь бери за минимальную, за смешную цену. Заодно со штанами купишь себе и рубаху модную с 80-процентной скидкой, и галстук, и шляпу, и солнцезащитные очки. Экипировка по высшему разряду за смешную цену. Весь летний комплект – сандалии, шорты, майка, бейсболка – за копейки. Попробуй на улице отличить малоимущего от прогуливающегося с тростью в руке толстосума!
Малоимущий Джон, прогулявшись по стрит, лежит на диване и думает о том, чем бы развлечься. То ли позвонить подруге и пригласить ее на часок к себе, то ли к приятелю сходить поболтать о политике Штатов в Ираке. Нет нужды забивать голову заботами о пропитании и об одежде.
Пенсионерам, больным и беженцам выдаются так называемые фуд-стемпы – продуктовые талоны. Талоны эквивалентны доллару, и обменять их можно в любом супермаркете. Кроме того, для этой категории граждан в населенных пунктах функционируют центры по бесплатной раздаче продуктов питания. Эти центры обеспечиваются на добровольные взносы граждан и благотворительные пожертвования хозяев фирм.
А как же решается для малоимущих вопрос жилья? Ведь известно, в Америке жилье стоит дорого, как, впрочем, и в других странах. Снять квартиру с уютной спальней – 700 долларов в месяц. Это в приличном районе города. В менее зажиточном районе можно снять и подешевле. Но вступает закон: малоимущим платить по полной программе совсем не обязательно – для них предусмотрены льготные квартиры с 80-процентной скидкой. То есть одна пятая от стоимости. Таким образом, 700 делим на 5, получается 140 долларов (4200 руб.). В Красноярске за такую сумму не снимешь квартиру не только в приличном центральном квартале, но и в Черемушках.
Остается вопрос обеспечения бедняка средством передвижения. Подержанное авто в хорошем состоянии он может купить за одну тысячу долларов. Эту тысячу он сэкономит за год на других покупках. Бензин в Нью-Йорке нынче уже вдвое дешевле, чем в Красноярске.
Американские бедняки узнали также, что житель Красноярска, личный бюджет которого составляет в месяц всего сотню долларов, уже не может быть отнесен к беднякам и, следовательно, ни на какие льготы рассчитывать не вправе.
Вот так: американскому гражданину при 700 долларах в месяц полагаются льготы, красноярскому жителю при сотне – не полагается. Ты уже «зажиточный». Коль на картошку и на кашу без масла хватает.
В Красноярске нередко семья пенсионера, участника Великой Отечественной войны (автор заметки в том числе) при грошовых заработках платит 90 процентов за услуги ЖКХ, в Америке же быт и социальные права всех, кто участвовал в той далекой Второй мировой, их дети и внуки защищены тройной крышей особых твердых законов, дабы общество на таком примере могло получать соответствующее нравственное и идеологическое воспитание.
Америка – для бедных, Россия – для богатых. Да здравствуют!
…Неудобный вот этот вопрос, а надо было бы его непременно задать гостям: а не за счет ли нас, российских бедных и бедняков слабо развитых стран, вас там, уважаемые заокеанские малоимущие, вскармливают лососиной и наряжают в мокасины? Разгрузка от забот телесных не повлечет ли неудобства для вас неизмеримо более тяжкие – заботы духа?
Не стал я подобные вопросы задавать гостям, решил: спрошу, когда попаду к ним в Америку. Откажусь от всего положенного для русского бедного и, чем черт не шутит, накоплю на авиабилет и рвану на Запад. Проезд за океан, думаю, оплатит тот же Международный фонд солидарности бедных.
Только можно и ответ предположить: «Если можете одним духом питаться, – что ж, ваше счастье… Ну а мы, американцы, мы вот и при сытости считаем себя бедными».
Теги: Бедность, Нищета, Бедные, Американские бедные, Бедность в США, Россия и Америка