Когда обрушится американский доллар и наступит конец Америки?
Доктор экономических наук О. Черковец прогнозирует скорый крах экономики США.
Международный валютный фонд определил дату «конца века Америки»
«КТО БЫ НИ ВЫИГРАЛ президентские выборы в 2012 году, следующий глава США будет править страной во время ее падения» — с таким, на первый взгляд, сенсационным заявлением вышел в конце апреля очередной номер авторитетной британской газеты «Дейли мейл». Издание расшифровывает сказанное: именно на время правления этого президента, будь то Барак Обама или кто-то другой, придется событие эпохального значения для всей новейшей истории: Соединенные Штаты перестанут быть державой № 1 в мировой экономике и сдадут эту позицию (удерживаемую ими, между прочим, с конца XIX века) Китайской Народной Республике.
«Дейли мейл» опирается не только на выкладки собственных экспертов, но и, главное, на обнародованное только что специальное исследование Международного валютного фонда. Согласно ему, Китай обгонит США по основным экономическим показателям уже в 2016 году, и это будет означать «конец века Америки». Что и говорить, нечасто слышим мы с Запада выводы такой убийственной силы и значения!
«Правда» регулярно знакомит своих читателей с тем, как менялись оценки международных экспертов, аналитических и прочих агентств относительно даты, когда (вновь воспользуемся цитатой из «Дейли мейл») «коммунистический Китай обгонит самую великую демократию в мире». Мы помним, как ровно 10 лет назад всё начиналось с прогнозов Центрального разведывательного управления США о том, что экономика КНР догонит американскую к 2050 году. Затем, по мере роста феноменальных успехов Поднебесной практически во всех сферах экономики, эта дата стала стремительно передвигаться — сначала к 2040-му, а затем и к 2020 году. Обоснованность этих прогнозов подкреплялась нарастанием обратной тенденции в США: погрязнув в финансовых спекуляциях, сведя большую часть своей экономики к игре на бирже «дутыми» ценными бумагами и бесконечному расширению ипотечного кредитования, Соединенные Штаты буквально на глазах сдавали преимущество одной отрасли реальной экономики за другой.
Взять хотя бы один более чем показательный факт. Наши читатели знают, что уже по итогам 2009 года Китай, обойдя Германию, стал ведущим в мире экспортером, доведя свою долю в общемировом экспорте до рекордной цифры — 10 процентов. Но ведь торговать, как нам известно хотя бы по печальному примеру России, можно по-разному, в смысле — разными по своей «наукоемкости» товарами. Так вот, одновременно с завоеванием количественного первенства в мировой торговле КНР завоевала и качество: в том же самом году она потеснила США с первой позиции по экспорту электронной и электротехнической продукции, то есть продукции наиболее технологически развитой и передовой отрасли обрабатывающей промышленности. И это был вовсе не случайный момент, обусловленный кризисом, затягивавшим экономику США во всё более глубокую трясину, хотя кризис, конечно, сыграл определенную роль своего рода «последней капли». Но главное — это было следствием глубоко продуманной многолетней политики китайского социалистического государства по развитию передовых технологий, прорывных отраслей науки, навыков управления и в целом всей сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Так, если брать в целом 10-летний период 2001—2010 годов, то расходы Китая на НИОКР увеличивались в среднем на 21 процент в год, в то время как в США — менее чем на 4 процента. При этом если в долевом исчислении до 2008 года правительство КНР довело объем инвестиций в научные разработки до двух процентов от величины ВВП, то в рамках антикризисных мер 2009—2010 годов эта сумма была увеличена до 2,5 процента ВВП.
Начало 2011 года дало дополнительные основания для пересчета даты наступления китайского лидерства. По итогам первого квартала китайская экономика вновь продемонстрировала недосягаемый для всех прочих стран темп роста — на 9,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем золотовалютных резервов КНР преодолел психологическую планку в 3 триллиона долларов, достигнув общей суммы 3 триллиона 45 миллионов долларов. При таких темпах роста и успехах Китаю, кажется, действительно остается сделать последний решающий шаг до настоящего мирового экономического лидерства.
Здесь возникает закономерный вопрос: а смирится ли с таким сценарием «самая великая демократия в мире»? Тем более что сегодня проявления этой «демократии» мы буквально ежедневно видим и в Афганистане, и в Ираке, и в Ливии, где под бомбами и ракетами «великих демократов» гибнут десятки и сотни мирных жителей. На какую еще авантюру способны пойти США, чтобы оттянуть «конец века Америки»? Дело в том, что чисто экономические возможности самозваной «единственной сверхдержавы» сегодня малы, как никогда в истории. Последнее наиболее убедительное тому доказательство — стремительно ухудшающееся финансовое положение Соединенных Штатов, чей государственный долг составляет 14,3 триллиона (!) долларов, то есть почти 100 процентов ВВП страны. Пока что США «оплачивают» этот долг, ни с кем не считаясь и ни с кем не советуясь, с помощью бесконтрольного печатания сотен миллиардов ничем не обеспеченных долларовых бумажек, с одной стороны, превращаясь тем самым в «колосса на бумажных ногах», а с другой — наводняя этими бумажками мировую экономику.
Долго ли весь остальной мир будет мириться с подобным «печатным произволом», который просто сродни международному экономическому бандитизму? И положит ли ему конец переход мирового экономического лидерства к Китаю? Положит, но при условии, что к тому времени здоровые силы на планете найдут скоординированное решение проблемы «зеленых бумажек». А то, что оно должно быть именно скоординированным, очевидно: одна КНР, даже ставшая «державой № 1», не будет рисковать благополучием своего полуторамиллиардного населения, да еще и ради стран, внешняя политика которых постоянно колеблется от громогласно «антизападной» (на словах) до сервильно-проамериканской фактически. Между тем «колосс», пусть даже на «бумажных ногах», обладает еще армадами авианосцев и боевых самолетов, и кто знает, на какие авантюры и в отношении кого от безысходности ему вздумается пойти впредь? Поэтому те, кто не желает ставить жизнь и благополучие своих стран и народов в зависимость от конвульсий теряющей мировое лидерство «единственной сверхдержавы», должны заранее, коллективно позаботиться о международной «страховке» от возможных напастей. И, конечно, поменьше втайне завидовать успехам Китая, а побольше думать о точках соприкосновения с ним.