Почему трясет нашу планету? Беседа со специалистом-сейсмологом
Беседа в Институте физики Земли. Ученый секретарь Института физики Земли РАН, вплотную занимающийся вопросами распространения сейсмических волн и внутреннего строения Земли С.А. Тихоцкий утверждает, что ничего экстраординарного в обозримом будущем не произойдет. Природные катаклизмы сопровождают Землю на протяжении всей ее истории. Наука научилась определять причины многих явлений, сейсмоактивные зоны, где людям следует быть начеку. Ученый советует доверять науке и жить в согласии с природой.
После мощного землетрясения (11 марта) на северо-востоке японского
Где еще ударит стихия? Может ли наука предугадать природные катастрофы? Стоит ли доверять распространяемым в последнее время предсказаниям ясновидящих о том, что в 2011– 2012-м страшные события потрясут планету?– Сергей Андреевич, бедствия, постигшие Японию, прогнозировались нашими учеными, в частности, доктором геолого-минералогических наук, заведующим лабораторией региональной геологии и тектонофизики Тихоокеанского института Дальневосточного отделения РАН Валерием Абрамовым. Но японцы отреагировали весьма сдержанно. Они не поверили?
– Думаю, дело не в том, поверили или нет. Что такое прогноз? Это указание места, времени и силы землетрясения. В таком полном виде прогноза не было. Был долгосрочный прогноз. Давали его и в нашем институте. Было ожидаемо, что в Японии в ближайшие годы произойдет крупное землетрясение. Это – долгосрочный прогноз. Он позволял людям, живущим на территории ожидаемой стихии, предпринять упреждающие меры в виде укрепления зданий, сооружений, принятия решений, что строить, а от чего отказаться, как поступить с объектами повышенной опасности для людей и окружающей среды. С краткосрочными прогнозами сложнее. Это связано с особенностью физических процессов, обширностью области, где годами идет, скажем так, подготовка землетрясения. Его предвестники проявляются в различных точках этой области. Но момент удара стихии, ее эпицентр предугадать, как правило, не удается.
– Профессор Абрамов предсказал год и силу толчка…
– Такой точности прогноза недостаточно. Нельзя на год эвакуировать куда-то людей… За двое суток до 11 марта произошел толчок магнитудой 7. Как нам сообщали японские коллеги, у них было предположение, что это форшок, что за ним может последовать более сильное землетрясение. Они об этом сообщали руководителям. Но к сейсмологам недостаточно внимательно прислушались.
– Пока раздумывали, тряхнуло магнитудой 9…
– Да, это был основной толчок, он и привел к трагическим последствиям. Магнитуда 7 для Японии – не столь тяжелое землетрясение. Эта страна находится в зоне повышенной сейсмичности, там часто происходят землетрясения. Поэтому все здания, сооружения строятся сейсмоустойчивыми, выдерживающими достаточно сильные колебания земной поверхности… Если бы не цунами, то не было бы таких катастрофических разрушений и жертв.
– Цунами всегда сопровождают сильные землетрясения в островных государствах?
– Как правило. Все зависит от того, произошло ли смещение океанского дна, как расположен очаг землетрясения по отношению к береговой линии, рельефу дна… В Японии очаг располагался близко к побережью, и сотрясения были сильные. Возникло очень мощное цунами, время его прохождения от очага до побережья составляло 6 минут. Как тут спастись? Люди не успели даже выйти из дома.
Сложилась ситуация, когда никакая система предупреждения не срабатывает. Из телерепортажей мы видели полную разруху там, где накрыло десятиметровой волной. А рядом – абсолютно целый дом, волна дошла только до его порога. Т.е. дома у японцев построены хорошо, они в основном выстояли при землетрясении. Но от цунами не спаслись.
– Существует ли закономерная цикличность таких явлений? Можно ли рассчитать, в каких регионах отзовутся японские события?
– Попытки такие делаются. Но достоверных результатов пока нет. Можно говорить, что крупные землетрясения зачастую происходят сериями. Достаточно вспомнить конец 50 – начало 60-х годов: в 9 баллов землетрясение на Алеутских островах, землетрясение на Аляске в 8,5 балла, землетрясение в Чили магнитудой 9. Три «девятки» подряд в течение нескольких лет с периодичностью примерно через 3 года. Это зафиксировали ученые. Мы имели серию мощных землетрясений, сопровождаемых цунами.
– Внутри земной поверхности тоже происходят непрерывные физические и химические процессы. Есть ли в них подсказки о грядущих стихиях?
– Такой мониторинг ведется. Внутренние изменения влияют на распределение скорости сейсмических волн, состояние электроповодности. Наблюдения показывают, что перед землетрясением эти показатели меняются. Но, к сожалению, закономерной картины пока не сложилось.
В 50–60-е годы, в период очень большого энтузиазма, казалось, если мы разместим очень хорошую систему наблюдений и будем измерять много всего – геофизические поля, смещения поверхности, – то сможем достаточно точно определить время и место землетрясения. Но, к сожалению, в краткосрочном прогнозировании практически не продвинулись. Известен один случай. В Китае предугадали Тянь-Шаньское землетрясение по изменению уровня грунтовых вод в колодцах. Такое наблюдение велось систематически. Удалось вовремя всех оповестить и спасти людей от неминуемой гибели.
Что касается японского землетрясения, то было понимание того, что оно произойдет. Но день и час оставались неопределенными. Землетрясение было сильным. Однако не сильнейшим из зарегистрированных в мире.
– Распространяется мнение об усилившейся в последнее время сейсмической активности Земли. Что говорит наука?
– Объективные данные этого не подтверждают. Если вы подсчитаете сейсмическую энергию, выделившуюся за месяц, за год и построите соответствующий график, то обнаружите, что ничего такого нет.
– После землетрясения в Японии произошло смещение земной оси на 15 см. Чем чревато это изменение?
– Это совершенно нормальная вещь. Смещения оси происходят после землетрясений и не только. Для сравнения скажу, что полюсные смещения оси вращения Земли составляют метры, порой десятки метров. Это происходит за счет переноса воздушных масс. А отклонения в 15 сантиметров – вообще на уровне точности измерений. Они не заметны и не ощутимы для людей.
Существует неправильное представление о том, что ось фиксирована в теле Земли. Это не так. Она все время ходит туда-сюда вокруг полюса с амплитудой в несколько метров. За сутки ось может сместиться на сантиметры без всякого землетрясения. Она все время немножечко мигрирует, что для обычной человеческой жизни никакого приложения не имеет.
– Чего не скажешь о землетрясениях, которые не только гибелью грозят, но и вызывают изменения поверхности Земли. Где еще может тряхнуть?
– Основная часть сейсмически активных областей расположена по периферии Тихого океана. Это прибрежная зона. К ним относятся наши Камчатка, Сахалин, Япония. Дальше – в сторону Индийского океана – Малайзия, Суматра. С другой стороны – Алеутские острова, побережье Аляски, западное побережье США. В Южной Америке – Чили, Анды. Все это области, где океаническая литосфера – земная кора – подвижна.
В центральной части Тихого океана есть хребет – поднятие подводное. Такое же поднятие есть в центральной части Индийского и Атлантического океанов. Это, по сути дела, – фабрики земной коры. В этом месте расплавленная горная порода – базальт – по трещинам вырывается на поверхность, за счет чего постоянно происходит наращивание площади земной коры – океанической литосферы. Примерно 10–12 см в год. Постепенно накапливаясь, она должна куда-то деваться. Когда океаническая литосфера сталкивается с континентальной литосферой – Евразией, Америкой, она под нее подныривает, как более тяжелая, и тонет в мантии земли. Мантия – это камень. Вязкость ее сравнима с вязкостью стекла. Как всякие объекты, скользящие друг вдоль друга, они могут где-нибудь зацепиться. Зацепились, к примеру, в районе Японии, и на этом участке образовалась запертая зона. В течение многих-многих лет напряжения накапливались, возникали деформации. В какой-то момент предел прочности был превзойден. Напряжения стали настолько велики, что уже дальше не могли сдерживаться прочностью вещества… Произошел разрыв, который привел к землетрясению. Таков механизм японского и других землетрясений по Тихоокеанскому кольцу.
– Где еще можно ожидать разрывы?
– Таким местом на земле является Красное море, район Аденского залива. Там происходит медленное раздвижение системы восточно-африканских хребтов. Подчеркиваю, очень, очень медленно там подготавливается раскол африканского континента. Такие процессы длятся миллионы лет.
– Распространяется много предсказаний о катастрофах, которые якобы могут произойти в этом году и в ближайшие годы. Что прогнозирует наука?
– Ничего особенного. Еще несколько месяцев будут продолжаться землетрясения «шестерки», «семерки» в Японии. Конечно, исключать сильные землетрясения тоже нельзя. Как мы с вами разобрались, никто не может предсказать возникновение мощных стихий в краткосрочной перспективе. Но апокалипсиса не будет.
– Что ждет Россию? Какие у нас территории относятся к сейсмически опасным?
– Это Забайкалье, Алтай, Кавказ. Наиболее сложный регион – Камчатка. Сейчас нет указаний на то, что в ближайшее время там произойдут какие-то сильные события. Но землетрясения на полуострове бывали неоднократно и возможны в будущем. Поэтому регион должен быть готов к стихии. С этой целью разработаны две федеральные программы по сейсмоукреплению домов. В Петропавловске-Камчатском строятся специальные контрфорсы, усиливающие дома конструкции. Постройки, которые невозможно укрепить, подлежат сносу. К счастью, благодаря сейсмологам там нет опасных производств. Наш институт, академик Федотов много работают с камчатскими региональными и федеральными властями, для того чтобы все было предусмотрено, учтено.
– В Японии была построена «Фукусима». Ситуацию здесь уже сравнивают с Чернобылем. Просчет допустили американцы, строившие АЭС?
– Да, строили американцы. Проходила даже информация, что кто-то из разработчиков проекта отказался его подписывать и уволился, будучи не согласным с возведением АЭС в данном районе. Теперь стихия подтвердила, что место для АЭС было выбрано неразумно – напротив очага бывшего крупнейшего землетрясения 1923 года и прямо на побережье. Строительство велось в 70-е годы. Тогда уже было понятно, что если случится землетрясение, то придет и цунами, от которого практически невозможно обезопаситься. Поэтому станцию надо переносить в другое место. Но построили около моря, потому что АЭС требовалось много воды. Итог экономической расчетливости теперь пожинают не только японцы…
– На нашей Камчатке, к счастью, АЭС отсутствуют…
– В конце 70 – начале 80-х годов стараниями наших ученых, в том числе нашего института, Камчатского института вулканологии и сейсмологии, было прекращено и отменено строительство АЭС на полуострове именно по причине высокой сейсмичности этой зоны. Наши сейсмологи выстояли в спорах разного уровня и не подписали проект строительства АЭС на Камчатке. Ученые знали, какая опасность ждет нас всех в случае землетрясения.
Надо сказать, что у нас, начиная с советских времен, при проектировании ответственных объектов, особенно АЭС, заключение сейсмологов является абсолютно обязательным. И вообще в сейсмически опасных районах объекты типа АЭС не строятся.
Так что, руководствуясь долгосрочным прогнозом и сейсмическим районированием, человечество может и обязано вести ответственную строительную, хозяйственную политику. Тогда будет меньше зол и техногенных катастроф после природных стихий. Этому нас учат наука и опыт.
Беседовала
Галина ПЛАТОВА.