Дмитрий Новиков в газете «Правда»: Выбор белорусов безоговорочен
19 декабря 2010 года в Республике Беларусь состоялись очередные президентские выборы. Результатом волеизъявления граждан страны стало избрание Александра Григорьевича Лукашенко на новый президентский срок. Однако целый ряд российских СМИ, занявших антибелорусскую позицию на этапе подготовки к выборам, не может остановиться и теперь. Они продолжают информационную кампанию против Лукашенко, фактически присоединившись к белорусской оппозиции.
О событиях в братской республике мы беседовали с членом Президиума, секретарем ЦК КПРФ Дмитрием Новиковым. Как депутат Государственной думы РФ, он присутствовал на президентских выборах в Белоруссии в качестве международного наблюдателя.
— Дмитрий Георгиевич, о выборах в Белоруссии российские СМИ говорят немало. Но многие журналисты обсуждают не столько итоги голосования 19 декабря, сколько события, происшедшие в ночь на 20-е. Чем вызвано такое смещение акцентов?
— За избрание Александра Лукашенко на новый президентский срок высказались свыше 79% граждан, принявших участие в голосовании. При этом явка на избирательные участки составила 90% от числа тех, кто имеет право голоса. Это на 2% меньше, чем на прошлых президентских выборах, но, согласитесь, цифра внушительная. И эта цифра говорит сама за себя.
Явка граждан на выборы стала лучшей формой поддержки ими как политической системы Белоруссии вообще, так и курса действующего президента. Избиратели стремились реализовать свое гражданское право. Отказ белорусов «голосовать ногами» свидетельствует об их доверии власти. Поэтому-то обсуждать итоги самих выборов белорусской оппозиции просто невыгодно. Выгоднее свести весь разговор к теме поведения правоохранительных органов при наведении порядка в ночь на 20 декабря. Увы, но часть российских СМИ занимает такую же позицию. Желания объективно разобраться в происходящем в ряде случаев просто не просматривается.
О какой объективности можно говорить, когда пытаются отрицать даже факт высокой явки на избирательные участки? Некоторые поступают чуть хитрее. Они признают, что в целом по республике явка была значительной, но вот в Минске всё было иначе. Слышать это довольно странно. Ведь я оказался как раз в той группе международных наблюдателей, которая работала непосредственно в белорусской столице. И если в первые два часа голосования поток на участки был не слишком велик, то с 10.00 стали выстраиваться очереди для получения бюллетеней. Уже на 14.00 явка составила 56-58%. А впереди еще было шесть часов голосования!
— На пресс-конференции 20 декабря Александр Лукашенко заявил, что в период выборов государственных границ в республике не существовало, а среди избирателей даже появилась шутка: дескать, мы уже путаемся — это выборы или ток-шоу «За стеклом». Столь скрупулезно разглядывались эти выборы международными наблюдателями.
— Действительно, интерес к выборам был очень велик. В Белоруссию приехало свыше тысячи международных наблюдателей. Многие из них прибыли по линии ОБСЕ. Для освещения выборов было аккредитовано около тысячи журналистов, две трети из них — иностранные. Наконец, на избирательных участках присутствовало много национальных наблюдателей. Общее их число достигло 39 тысяч человек. И это на 7 тысяч больше, чем на президентских выборах 2006 года.
В качестве международных наблюдателей за ходом голосования следила большая группа депутатов Государственной Думы от фракции КПРФ. Также в этом процессе принимали участие и депутаты-коммунисты законодательных органов власти из российских регионов. Выполняя свои обязанности, наблюдатели посетили значительное количество избирательных участков, могли воочию наблюдать, как организован процесс голосования. Только наша группа побывала на восьми участках, в одной территориальной комиссии и в избирательной комиссии города Минска. Налицо их исключительно квалифицированная и добросовестная работа.
Все, кто был задействован в процессе международного наблюдения за ходом выборов, свидетельствовали, что они проведены в строгом соответствии с действующим избирательным законодательством. Существенных нарушений зафиксировано не было. Об этом, например, говорили депутаты Госдумы, представляющие «Единую Россию». Да и от наблюдателей из дальнего зарубежья в день голосования мы не услышали критики. При этом только на участках, где мы побывали, были зарегистрированы наблюдатели из Австрии, Германии, Словакии, США, Швеции, Македонии, Армении, Грузии и целого ряда других стран. Часть из них приезжала с мандатом ОБСЕ. По общему признанию встречавшихся нам наблюдателей, никаких сомнений в легитимности состоявшихся выборов быть не может.
— И, тем не менее, в итоговом документе группа наблюдателей из ОБСЕ высказала претензии к выборам в Белоруссии…
— Прежде всего стоит отметить, что все разговоры о неких «международных стандартах» при проведении выборов выглядят довольно странно. Ведь таких кем-либо утвержденных стандартов просто не существует. Именно это дает возможность некоторым представителям ОБСЕ превращать процесс наблюдения за выборами в процесс политического давления. Надо отдать должное Лукашенко, который находит в себе силы этому давлению противостоять.
Действующий президент Белоруссии дал свою оценку заключению группы международных наблюдателей из ОБСЕ. Он назвал его несправедливым, но более прогрессивным, нежели то, что появилось после прежних президентских выборов. Так что и международным организациям всё больше приходится считаться с выбором белорусского народа.
Да и как можно не признавать итоги этих выборов? Возьмите избирательное законодательство Республики Беларусь. Оно полностью соответствует принципам демократии, признанным в современном мире. При этом оно не только существует, но и строго соблюдается. Более того, белорусы имеют возможность высказываться как за одного из кандидатов, так и голосовать против всех. Нынешнее российское законодательство, например, этого не допускает.
Что касается наблюдателей на участках, то и здесь всё гораздо
— И с чем вы это связываете?
— Думаю, что с самого начала оппозиция должна была понимать, что Александр Лукашенко — очень сильный оппонент. Чтобы победить такого кандидата, следовало объединять усилия. Однако же против Лукашенко было выдвинуто девять соперников! Это означает, что с самого начала оппозиция не стремилась к победе. Она готовилась решать другие задачи.
Часть кандидатов в президенты активно использовала свой статус, чтобы заранее поставить под сомнение результаты выборов. Решалась задача спровоцировать часть населения на противоправные действия по итогам голосования. Закладывалась почва под белорусский аналог «оранжевой революции».
— Именно поэтому после завершения периода голосования в Минске были организованы беспорядки у Дома правительства?
— Вместе с секретарем ЦК КПРФ Казбеком Тайсаевым мы стали непосредственными очевидцами поведения деструктивных сил. Когда после закрытия избирательных участков по белорусскому телевидению пошли первые сообщения о попытках организовать несанкционированные выступления, мы выехали в центр Минска. Проехали несколько центральных улиц, побывали у Дворца Республики, подъехали к зданию администрации президента. Везде царила тишина. Городской транспорт еще работал. Люди спокойно возвращались домой после выходного дня. Не то, что милиции, но даже машин ГАИ нигде не было видно. И только на подъезде к зданию правительства, где, кстати сказать, размещался и Центризбирком, мы увидели толпу людей и услышали лозунги оппозиционеров.
Сегодня белорусская оппозиция, а вместе с нею и Немцов с Жириновским заявляют, что протестовать в ту ночь вышли 30-40 тысяч человек. Но, во-первых, даже 40 тысяч не вправе диктовать свою волю целому народу. Напомню, что в одном только Минске проживают два миллиона человек. Во-вторых, как очевидец событий могу утверждать, что речь идет о совсем иной цифре. Оппозиционерам удалось мобилизовать лишь пять-шесть тысяч своих сторонников. Если бы поддержка была значительно весомее, то, полагаю, и на избирательные участки противники Лукашенко прислали бы больше своих наблюдателей.
Вечером 19 декабря организаторы акции перед Домом правительства в Минске умело «заводили» толпу. В какой-то момент спецподразделения покинули площадь в надежде, что это успокоит собравшихся, и они ограничатся обычным митингом. Однако действия правоохранительных органов были восприняты как слабость власти. Начался штурм здания. Зазвенели стекла бьющихся окон. Была предпринята попытка разыграть сценарий, хорошо знакомый, например, по недавним событиям в Кишинёве.
Не выиграв в открытой конкурентной борьбе, оппоненты Александра Лукашенко опустились до откровенно хулиганских действий. Но уже вскоре они были остановлены
— Российским властям пора поздравлять Александра Лукашенко с победой на выборах, а некоторые российские СМИ никак не прекратят антибелорусскую кампанию…
— Это абсолютно ненормально, когда политическое меньшинство в Республике Беларусь пытается навязать свою точку зрения всему белорусскому обществу. Еще более ненормально, когда их действия получают поддержку определённых сил в России. Это противоречит и общей истории двух наших народов, и принципам добрососедства, и правилам поведения в рамках Союзного государства.
Выбор белорусов является безоговорочным. Более того, он представляется абсолютно логичным на фоне очевидных успехов республики в экономике, в социальной и культурной жизни. Оппозиционерам остаётся лишь истекать ядом. Именно с этим мне пришлось столкнуться на программе «Последнее слово», вышедшей на НТВ в конце декабря. Защищать Белоруссию в этой программе пригласили четырех человек, а нападать на Лукашенко — четырнадцать. В числе наших оппонентов были и представители белорусской оппозиции. Поразили их невероятная желчность и сама манера поведения. Как только начинала звучать наша точка зрения, они просто переходили на крик и не давали говорить. А одна дамочка, претендующая, видимо, на лавры Новодворской, откровенно заявила о своей мечте видеть танки НАТО на белорусской земле. Какие нужны комментарии после этого? Приход к власти такой оппозиции стал бы для Белоруссии величайшей бедой.
Белорусы — очень доброжелательный и некичливый народ. Но народ этот с чувством собственного достоинства. На попытки навязывать что-либо извне он отвечает своим спокойным, но твердым и уверенным выбором. Люди понимают, что им есть что терять и есть что защищать. Они хорошо помнят период развала 90-х и не хотят возвращаться туда, куда зовет так называемая оппозиция. Это не просто очевидный, но и, согласитесь, вполне закономерный выбор. Выбор, заслуживающий полной поддержки.