Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa
Версия для печати
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Интересы разведки доминируют в жёсткой схватке сторонников и противников ратификации Договора о СНВ

    Ситуацию  вокруг Договора о  СНВ чётко описал вице-президент Соединённых  Штатов Джо Байден: «Без ратификации этого соглашения американцы не смогут на месте инспектировать российские ядерные разработки, не будет никакого режима контроля российского стратегического ядерного арсенала…». Об этом публикация в газете «Правда».  

По страницам газеты «Правда». Александр Драбкин.
2010-12-27 12:14

     Вся президентская рать 

     Обращаю внимание на ключевые слова «инспекция» и «контроль».

     В той же тональности высказался и  сенатор Ричард Лугар: «Из-за того, что  срок предыдущего договора истёк, американские инспектора не были в России уже  более года».

     Ключевые  слова — «американские инспектора».

     Итак, констатируем: Соединённые Штаты  Америки считают необходимым  инспектировать, контролировать российский стратегический ядерный арсенал  и соответствующие ядерные разработки. В этом нет ничего удивительного  — все страны приглядывают друг за другом. В чём, собственно, и состоит смысл существования разведки.

     В Америке «службы пригляда» могущественны  и вездесущи. «Тихие американцы», специально обученные добывать чужие секреты, работают энергично и непрерывно. В их «разведсообществе» выделяется АНБ — Агентство национальной безопасности. Эта контора инспектирует весь мир с помощью самых современных технических средств — от спутников-шпионов до хитроумных подслушивающих устройств. Американцы хвастаются, что АНБ может разглядеть звёздочки на погонах офицеров любой армии в любой части света и услышать, о чём воркует любой интересующий агентство политик со своей любовницей в тайном гнёздышке.

     Однако! Сенатор Лугар сокрушается, что  американские инспектора не работали в России более года. Напомню, что  на знаменитом Воткинском заводе они были «прописаны» не один год, и когда около года назад им пришлось его покинуть, это был не самый счастливый день в жизни разведчиков-аналитиков. Похоже, при всём могуществе АНБ и других американских разведслужб непосредственный аудио-визуальный контроль заменить пока нечем. Значит, наблюдатели должны вернуться. И сделать это лучше всего, используя новый Договор о СНВ.

     Такова  реальность. Но нельзя же эдак сразу  объявить на весь мир: нам нужны русские  секреты и потому нам нужен Договор о СНВ — как-то не очень в духе времени получается. Ведь всем-всем-всем объявлено о перезагрузке, о том, что Россия больше не враг, а стратегический партнёр. И что партнёрство это зашло уже далеко — к примеру, Москва даже «включается в работу структур временного международного присутствия в Афганистане», как сказал президент Обама недавно на саммите НАТО в Лиссабоне. «После двух лет паузы мой друг и партнёр президент Медведев участвовал сегодня в саммите Совета Россия—НАТО. Мы смогли перезапустить отношения России и США, а сегодня мы перезапустили отношения Россия—НАТО»,— подчеркнул американский верховный главнокомандующий.

     А кто-то всё о контроле и о пригляде за чужими партнёрско-дружескими арсеналами! Прямо, можно сказать, в лоб: «Доверяй, но проверяй!» — привет от президента Рейгана, полководца «холодной войны». Проверим, конечно, но всякое блюдо прежде всего зависит от соуса. Поэтому лучше сначала поговорить о всеобщем мире. О перезагрузке, которая даёт пример всему человечеству. О замораживании развёртывания системы ПРО у российских границ. Об отмене поправки Джексона—Вэника, дискриминирующей Россию не первое десятилетие. О взаимовыгодной «урановой сделке» — ура мирному атому! И о прочих прелестных вещах, которые формируют первый акт яркого театрального действа под названием «Обольщение».

     Второй  акт я бы назвал «Реальность». Сейчас президент Обама написал в  официальном послании, направленном им лидерам демократической и  республиканской фракций в сенате Гарри Риду и Митчу Макконелу: «Вне зависимости от того, какие действия предпримет Россия, до тех пор, пока я являюсь президентом, и до тех пор, пока конгресс будет предоставлять достаточное финансирование, Соединённые Штаты продолжат разработку и размещение эффективной противоракетной обороны». Ключевые слова здесь — «вне зависимости от того, какие действия предпримет Россия».

     И ещё штрих, он может кому-то ошибочно показаться незначительным: президент  пишет лидерам фракций письмо, которое широко публикуется в  прессе. Значит, президенту на слово  сенаторы уже не верят. Плохой симптом.

     У этой ситуации есть предыстория. В преамбуле  Договора о СНВ читается взаимосвязь  между стратегическими наступательными  и оборонительными вооружениями. Там же России предоставляется право  выхода из договора, если американская стратегия изменится. Сенатор Джон Маккейн, который сражался с Бараком Обамой за президентский пост, в связи с этим заявил: «Мы собираемся передать российскому правительству политический инструмент, с помощью которого оно может в будущем ограничивать любые наши решения и действия». Маккейн не верит заявлениям Белого дома о том, что Договор о СНВ в его нынешней редакции не мешает развёртыванию системы ПРО в Европе. Сенатор заявляет: «Если, как утверждает Белый дом, слова в преамбуле договора ничего не значат, то изменение текста этого документа не должно стать большой проблемой». Вот Обама и пишет сенатским лидерам письмо, в котором обещает игнорировать российскую позицию (см. выше: «Вне зависимости от того, какие действия предпримет Россия…»).

     Стараясь  спасти договор, близкий к президенту глава сенатского комитета по международным делам Джон Керри утверждает: «Если в документе будут изменены хотя бы одно слово или даже запятая, Соединенным Штатам придётся заново вести переговоры с Россией». Совершенно очевидно: президентская команда боится войти в историю в качестве вершителя судеб Америки, из-за ошибок которого американская разведка утратила стратегически важные позиции в России — всё ещё великой ядерной державе. Вот она и сражается за Договор о СНВ, легализирующий разведоперации в России.

     Для спасения престижа администрации Обамы (читай: для защиты интересов разведки) собирается могучая и очень пёстрая  рать. Зовут даже Михаила Горбачёва, который обращается к американским сенаторам с призывом ратифицировать Договор о СНВ. Экс-президент СССР не одинок. С аналогичным призывом к сенаторам обратились бывшие министры обороны США Гарольд Браун, Билл Перри и Джеймс Шлезингер. Их поддержали бывшие руководители дипломатического ведомства Джеймс Бейкер, Ларри Иглбергер, Генри Киссинджер, Джордж Шульц и Колин Пауэлл, а также 41-й президент Соединенных Штатов Джордж Буш-старший. О своей верности курсу президента Обамы и поддержке СНВ-договора заявили главы министерств иностранных дел европейских стран — союзников Америки.

     Сенаторы  огрызаются. 14 членов верхней палаты — республиканцев направили спикеру  сената письмо с требованием «прекратить  давление со стороны администрации». Успеха этот демарш не имел — демократы  обладают большинством.

     Может возникнуть вопрос: а только ли в договоре дело? Возможно, кроме интересов разведки, у участников «великой сенатской битвы» есть ещё какие-то причины столь яростно отстаивать свои позиции? Некоторые аналитики полагают, что, несмотря на всю важность разведпроблемы, она лишь часть акции значительно более крупной — отстранения от власти демократической партии и захвата ключевых позиций республиканцами на долгие годы. Разумеется, речь идёт о конституционном пути смены власти в ходе выборов.

     Закон о поедании спаржи

     Конечно, разрушение Договора о СНВ — важнейший элемент антиобамовской стратегии республиканцев. В Америке никогда не будет избран президентом человек, который нанес ущерб безопасности страны. И чем бы сейчас ни кончились бои вокруг СНВ, Обама уже потерял очень много — червь сомнения в его военно-политической компетентности поселился в душе среднего американца.

     Но  стратегические ракеты — это еще  не всё. Когда демократы в 2008 году завоевали Белый дом, наступила  невиданная эйфория: молодой президент, который получил власть благодаря  поддержке беднейших слоёв населения, обещал бесконечно много. Обещал не только мир во всем мире, но и благолепие внутри страны. Его сторонники говорили и о наказании тех, кто создал в Америке серьёзные экономические и политические проблемы. Поговаривали, что видных деятелей демократической партии будут судить. В связи с этим упоминалось и имя бывшего вице-президента Дика Чейни.

     Сейчас  видно, что такие ожидания были ошибкой: мало получить власть, нужно ею ещё  правильно распорядиться. Пока демократы  упивались победой,

     республиканцы работали с кадрами: формировалась  новая команда, которая и нанесла  чувствительное поражение сторонникам  Обамы уже 2 ноября 2010 года в ходе промежуточных выборов в конгресс и обновления губернаторского корпуса. А тут еще «пыточное колесо кризиса», которое растерзало некогда высочайший рейтинг Обамы. По подсчётам Бюро переписи населения, в 2009 году число бедных американцев увеличилось на четыре миллиона человек. Ныне за чертой бедности находятся 14,3 процента населения США. Их жизнь беспросветна, они проедают свои скромные сбережения. И они не будут голосовать за Обаму, который не оправдал их надежд.

     Да  ещё и противники нанесли чувствительный удар по самим основам президентской  электоральной политики. Обама в  борьбе за власть обещал обложить большими налогами богатых и на эти средства создать систему помощи бедным. Ныне в США плоская шкала налогов — 35%. И миллиардер, и уборщик в придорожном кафе отдают дядюшке Сэму чуть больше трети заработанного. Одновременно налоговые льготы распространяются и на недвижимость, если её стоимость менее 5 миллионов долларов на члена семьи-владельца.

     Команда Обамы уверяла всех, что такая  система отвечает интересам менее  чем 2% граждан. Кандидат в президенты обещал, что налоги будут увеличены  для тех, кто получает более 200 тысяч долларов в год (250 тысяч на семью). Одновременно и цена не облагаемой налогами недвижимости опустится до 3,5 миллиона долларов.

     Весьма  привлекательные для бедноты  обещания. Вот только их реализацию президент-демократ решил отложить на два года. Спрашивается: кто будет за него голосовать в 2012 году? Президент оправдывался невнятно: «Это не лучший выход, но этот компромисс может стать ещё одним шагом на пути выхода из кризиса».

     Итак, за кризис заплатят бедные, а отнюдь не те, кто этот кризис создал. Многие считают, что Обама просто договорился с республиканскими лидерами о неизменности налогов в надежде получить их поддержку при ратификации Договора о СНВ.

     Не  менее звонким компонентом предвыборной стратегии кандидата в президенты Барака Обамы было обещание обеспечить всем американцам страховую медицинскую помощь. Тут он даже сумел продавить через конгресс соответствующий законопроект. Но губернаторы и генпрокуроры 20 (!) штатов обратились в суд с совместным иском к Соединенным Штатам и выиграли процесс. Федеральный судья Генри Хадсон отметил, что конгресс США превысил свои полномочия. «В следующий раз они заставят американцев купить конкретный автомобиль, записаться в спортклуб или обязательно есть спаржу», — пояснил своё решение судья. Газеты в связи с этим напоминают, что цена вопроса — 940 миллиардов долларов из федеральных средств, то есть из налогов граждан. А налоги — это «священная корова» республиканцев, упаси Боже их тронуть.

     Итак, через два года после своего избрания президентом США Барак Обама взирает на обломки своей предвыборный стратегии: нет мира, который обещал; нет налогового перераспределения в пользу бедных, которое он обещал; нет медицинской страховки для бедных, которую он обещал. Если к этому ещё добавить, что сайт «Викиликс» фактически разрушил его дипломатическую службу, картина станет и вовсе безрадостной: одинокий человек сиротливо озирается на обломках великих надежд.

     Капитолийское эхо

     Отзвуки нынешних американских парламентских  баталий слышны по всему миру. Особенно чувствительна к ним Восточная Европа. Президент Румынии Траян Бэсеску, прослышав о будущем размещении американских ракет в его стране в рамках системы ПРО, объявил: Румыния обязательно вернет себе Бессарабию (это он так рассуждает о сегодняшней Молдавии) и румынские земли, которые сейчас считаются частью Одесской области. В сладком дурмане американской ракетной мечты чего только не наговоришь!

     Президент Польши Бронислав Коморовский, узнав, что Вашингтон не доволен его  новой якобы промосковской политикой, тут же занял позицию, известную из басни: «Да мы, да вы, позвольте объясниться!» И объяснился: «Поляки никогда бы не решились на такой рискованный шаг». Дескать, только в ожидании Договора о СНВ, который обеспечивает безопасность Центральной и Восточной Европы, поляки и решились подвинуться навстречу Москве. А иначе, утверждает польский президент, «страх сделал бы это невозможным». То есть если американцы договорятся с Россией — поляки будут к ней хорошо относиться, а если нет — так и нет. Звучат гордые такты полонеза!

     И румыны с поляками, как считают  аналитики,— это ещё не все. Будут  и другие. Вон, к примеру, в Германии на высшем уровне прозвучало неодобрительное  суждение о российских войсках в  Приднестровье. Казалось бы, где Берлин, а где Тирасполь. Но ведь Европа едина, и центр ее, как известно, находится в Соединенных Штатах. А там планируют размещение у российских рубежей новейших американских противоракетных систем. Так что антироссийская риторика будет кстати.

     Принципиально важного военного значения новый район ПРО не имеет, но как орудие провокации вполне годится. Тем более что на старом континенте немало политиков, готовых в этой неблаговидной затее поучаствовать: международную напряженность кое-кто считает лучшим способом получения дивидендов.

     В Вашингтоне же в угаре межпартийной борьбы вполне могут поджечь чужой дом, чтобы зажарить себе пышный омлет.

     P.S. Как сообщили информагентства, американский сенат ратифицировал Договор о СНВ. Теперь дело в руках членов Федерального собрания Российской Федерации.