Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Новый фильм Оливера Стоуна о мировом правительстве

2010-12-08 13:30
По материалам газеты «Советская Россия».

Оливер  Стоун один из самых известных и признанных в мире кинорежиссеров, лауреат трех Оскаров, а весь список его кинонаград займет отдельную статью. Осенью 2010 года Оливер Стоун представил свой новый фильм – «Уолл-Стрит. Деньги не спят». Читайте об этом публикацию в газете «Советская Россия». 

     Актерский состав был под стать режиссеру  – достаточно сказать, что в главной  роли снялся обладатель двух Оскаров Майкл Дуглас. Отличный, динамичный сюжет, фильм прошел с большим успехом и сборами, но почему-то в России в широкий прокат так и не вышел. Например, в Москве фильм шел в ограниченном числе кинотеатров, а у нас в Электростали и в соседнем Ногинске, где в общем-то кинотеатры не пропускают ни одной значимой кинопремьеры, не шел вовсе.  
Чем это можно объяснить? Это ведь не насквозь лживые и антироссийские «Война Чарли Уилсона» или «Катынь», которые, по слухам, действительно не были рекомендованы к широкому прокату. Но эти фильмы и с творческой точки зрения ничего собой не представляют, и с коммерческой были бы явно провальны. 
С новым фильмом Оливера Стоуна все обстоит прямо противоположным образом, однако посмотреть его оказалось не так-то просто. И тут следует упомянуть о еще одном звании, на мой взгляд, самом почетном, которым наградила Оливера Стоуна мировая кинопресса – «главный левый американского кинематографа». Это в полной мере относится ко всему творчеству Стоуна – от антивоенных фильмов «Взвод» и «Сальвадор» до уже совсем политически однозначного «Команданте», документального фильма о чрезвычайно симпатичном Стоуну Фиделе Кастро. 
Действие фильма «...Деньги не спят» разворачивается в основном на Уолл-Стрит в 2008 году, накануне финансового кризиса. Молодой трейдер Джейкоб (Шайа ЛаБеф) работает в крупнейшем и старом инвестиционном банке «Келлер-Зэйбл», обожает свою работу и просто купается в цифрах, акциях, курсах, при этом получая очень неплохие для своего возраста деньги. Он любит мотоциклы, собирается жениться, в общем, жизнь кажется ему прекрасной и ничто не предвещает ему никаких проблем. Его невеста, политическая активистка Уинни (Кэрри Малиган), редактирует левый интернет-сайт, а ее отец, знаменитый биржевой спекулянт Гордон Гекко (Майкл Дуглас) недавно освободился из тюрьмы, где провел 8 лет за финансовые махинации. Но Джейкоб даже не задумывается ни о чем, что не касается акций, курсов и денег.   
В тюрьме Гордон Гекко пересмотрел многие свои взгляды, написал книгу и теперь читает лекции. «Вы здорово влипли! – обращается к молодым слушателям Гордон. – Вы пока не знаете, но вы поколение трех «ни»: ни денег, ни работы, ни доходов. 
На днях кто-то напомнил мне мое выражение «Жадность – это хорошо». Теперь это законно. Это жадность заставляет бармена покупать три дома... И это жадность заставляет ваших родителей перезакладывать свой дом ценой 200 тысяч за 250 тысяч, и получив лишние 50 тысяч, покупать плазменные телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, джип, и второй дом, раз такое дело. И это жадность заставляет правительство снизить учетную ставку после 11 сентября 2001 года до одного процента, чтобы мы могли отправиться по магазинам. 
Многомиллиардные кредиты они называют разными именами, и только 75 человек в мире способны разобраться в том, что это такое. Я вам скажу, что это – это оружие массового поражения. Пока я был в тюрьме, жадность стала еще жаднее, и к ней примешалась зависть. И мистер банкир готов идти на самые рискованные операции, используя не свои деньги, а ваши! И никто не несет ответственности. В прошлом году 40 процентов всей прибыли корпоративной Америки пришлись на финансовый сектор. Не на производство, не на что-то, хоть отдаленно связанное с нуждами американского народа. Мы все запускаем деньги по кругу. Иногда тюрьма – единственное место, где можно сохранить разум, и, глядя через решетку, я хотел крикнуть: «Они что там, совсем с ума посходили?!»  
Прародитель этого зла – спекуляция. Спекуляция на чужие заемные деньги. Главное – максимально закредитоваться. Вы должны знать, что это тупик. Модель глобальная, системная и злокачественная – как рак. Спекуляция – не путь к богатству!» 
Не надо думать, что Стоун идеализирует Гекко. Дальше он покажет, что он ничуть не лучше остальных, просто еще не вполне пришел в чувство после тюрьмы. В этом фильме вообще практически нет положительных персонажей – потому что в этой системе их не может быть.  
Джейкоб слушает лекцию Гордона с большой иронией, думая, что уж к нему сказанное не относится. И вдруг в один день все рушится. Банк Джейкоба, «Келлер-Зейбл» работал в основном с ипотечными кредитами, которые впоследствии и стали одной из главных причин кризиса. Биржевые спекулянты обрушивают банк, акции падают с восьмидесяти долларов за штуку до трех долларов.  
Управляющий банка, босс и учитель Джейкоба, человек, которого он любил, как отца, бросается под поезд в метро. И это только начало. Кризис уже здесь. Рушится вся система, начинается паника. «Рынок рухнул! Этот день станет худшим в истории целого поколения! С подобным страна еще не сталкивалась! Это экономический Пёрл-Харбор!» – надрываются газеты и телевидение. Никто не понимает причин – и не потому, что их трудно понять, а просто все так были увлечены процессом получения денег и их тратой здесь и сейчас, что даже и не задумывались о том, что будет, когда пузырь лопнет. Его величество рынок – это вам не плановая экономика. 
Дальше Стоун показывает совещание самых влиятельных финансистов, чья власть не меньше, чем власть правительства. «Бизнес-элита», как у нас их любят называть.  
Впрочем, совещанием это назвать трудно – перед нами просто группа растерянных и смертельно перепуганных людей, думающих только об одном – как спасти свои капиталы, только свои и любой ценой. Единственный способ – взять деньги у государства. «Убедить конгресс дать деньги – это проблема, – говорит один из банкиров, – они захотят знать, куда пойдут деньги, и тогда нам конец». Показательно в плане психологии, не правда ли? Они понимают, что в шаге не только от банкротства, но и от тюрьмы. 
– Вы понимаете, что вы просите?! – говорит председательствующий. – Это же национализация, социализм! 
– Но если нам не помогут, это будет конец света! 
А что делать? И помогли. Мы все знаем, что финансовая система выстояла только благодаря банальным массивным вливаниям государственных денег – вот и вся антикризисная программа. До следующего раза, когда лопнет новый мыльный пузырь, надутый жадностью. 
В дальнейшем в фильме найдется все, что и должно быть в драматическом триллере – и любовь, и подлость, и обман, и жадность. В основном, конечно, подлость и обман, как непременные спутники экономики, организованной по принципам дикого леса. Дорогие галстуки, костюмы и часы только внешне прикрывают звериную сущность. Тот же Гордон Гекко, ругавший жадность, освоившись, без зазрения совести отнимает банковский вклад в 100 миллионов долларов у своей дочери, о существовании которого она даже не подозревала.  
«Невидимая рука рынка», о которой нам так любят говорить либеральные экономисты, в этом фильме очень даже видимая, только слабая и трясущаяся, хотя и ловко хватающая все, что плохо лежит. Всех сильных финансового мира Стоун показывает подлыми и жадными, но главное – абсолютно безответственными. От этих людей глупо ждать какой-то защиты государственных интересов или уж тем более защиты бедных граждан. И главное, ничего такого не приходится ждать от самой системы – по словам Стоуна, злокачественной, как рак. Не пора ли ее лечить?  
 
Дмитрий Аграновский. 
г. Электросталь,  
Московская область.