Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Анатолий Локоть о состоянии и перспективах развития союзного государства

На Информационно-аналитическом портале Союзного государства состоялась интернет-конференция на тему «Экономическое сотрудничество России и Беларуси в рамках Союзного государства: проблемы и перспективы». На вопросы читателей soyuz.by ответил депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий Локоть.

soyuz.by
2010-11-10 13:27

 

Андрей, Томск:

В описании интернет-конференции говорится о том, что товарооборот между нашими странами за 10 лет от сырьевой составляющей перешел к производственной. Подкрепите, пожалуйста, это утверждение цифрами, какой процент взаимного товарооборота с Беларусью составляют энергоресурсы, а какой промышленная продукция?

Уважаемый Андрей, в первую очередь хочу заметить, что Белоруссия занимает первое место среди стран СНГ по объёму товарооборота с Россией. По моему мнению, структура торговых поставок между нашими странами существенно не меняется уже длительное время. В российском экспорте преобладают энергоресурсы, черные, цветные металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Основными статьями белорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортные средства.

Дело в том, что если следить за какими-то отдельными статьями в системе торговых поставок между нашими странами, то можно увидеть некоторые увеличения, в частности, Белоруссия в январе-июле текущего года экспортировала в Россию товаров (грузовые автомобили, дорожная и строительная техника, мебель, продукты и т.п.) на 5,2 млрд. долларов, что на 49,2% больше аналогичного периода 2009-года. Также Беларусь в январе-августе текущего года увеличила экспорт услуг (транспортные, строительные, услуги связи и т.п.) почти на 30% по сравнению с прошлым годом. Однако, по сути ничего не изменилось, и основу российского экспорта в Белоруссию все-таки составляют энергоресурсы. По оценкам некоторых специалистов, две трети от всего товарооборота занимают нефть и газ.

Что еще можно сказать о конкретных цифрах? На сегодняшний день бюджет Союзного государства представляет 4 млрд. 872 млн. российских рублей. В целом же уровень товарооборота между Россией и Белоруссией принято обозначать цифрами гораздо более высокими, около 23 млрд. долларов. Оборот между странами значительно выше. Почему? Потому что союзные программы, союзный бюджет формируется за счет отчислений российской и белорусской стороны в соответствующих долях и тратится он в основном на союзные программы. Товарооборот – это прямые связи между субъектами РФ и субъектами Белоруссии; хозяйствующими субъектами на территориях Союзного государства.

 

Илона, Новополоцк:

Здравствуйте! Основная доля перерабатываемой белорусскими НПЗ нефти российская. Не кажется ли вам, что в таких условиях идеальным было бы применение толлинговой схемы?

Илона, общий принцип толлинговой схемы таков: поставщик сырья остается его собственником, нефть в страну переработки идет без уплаты пошлин, но с обязательным вывозом. При этом белорусские НПЗ будут получать плату за услуги процессинга и определенный процент прибыли, бюджет России – налог на прибыль от своих компаний, бюджет Белоруссии – от НПЗ. Пока неизвестно будет ли применяться подобная схема, но я знаю точно, что Белоруссия на сегодняшний день сама строит свою экономику и вынуждена считаться с теми правилами, которые устанавливаются Россией. А российская сторона в свою очередь, заинтересована в получении в собственность НПЗ вместе с нефтепроводами. Речь идет о двух НПЗ, построенных самыми последними в советское время: в городе Мозырь и Новополоцке. Они не дают покоя нашей олигархии, например таким группам, как «Лукойл». Белорусы не стояли на месте, экономика этой страны совершенствовалась в отличие от российской стороны, где основная часть фондов не обновлялась, где не развивались технологии. В Белоруссии государство - собственник предприятий и сегодня уровень переработки нефти на этих заводах превышает 80% – это очень хороший мировой показатель, в то время как в России заводы застряли на 50%. Разница, конечно, существенная. Поэтому некоторые компании хотят получить в собственность заводы, из-за этого все эти тарифные войны, диктат со стороны России: «Не можете расплатиться деньгами – платите собственностью». Белорусское руководство в ответ готово продать какую-то часть предприятий и уже часть продали, но дело в том, что в России это может оказаться не в собственности российского государства, а в зарубежной собственности. Естественно, это не устраивает белорусскую сторону. Они к этому очень ревностно относятся, и за время восстановления белорусской экономики отбивали неоднократные рейдерские атаки со стороны запада. Я считаю, что сегодня Белоруссия находится трудном положении, она вынуждена считаться с теми требованиями, которые предъявляет Россия, ну и порой работать не по совсем выгодной схеме для себя.

 

Julia , Смоленск:

Добрый День! Недавно стало известно, что у нас в области будет построен современный НПЗ. Сейчас Россия, Казахстан и Беларусь формируют вместе Таможенный союз. Не кажется ли вам, что отсутствие границы с Беларусью может привести к контрабандному вывозу бензина, который с началом работы смоленского НПЗ будет очевидно дешевле, чем в Беларуси?

Julia , вы затронули очень важную проблему – это вопрос конкурентоспособности предприятий на территории России и Белоруссии. Для того чтобы были равные экономические условия для добросовестной конкуренции нужно, чтобы исходные данные тоже были равны, скажем, стоимость нефти в Мозыре и в Смоленске. Тогда можно будет говорить о добросовестной конкуренции и не будут реализованы те схемы, о которых говорится в вопросе. А вообще если мы образуем единый таможенный союз, то неизбежно мы переносим свою границу и таможню на внешнюю границу Союзного государства и нужен переходный период, чтобы устоялись и тарифы, и единая экономическая политика внутри единого экономического пространства.

 

Василь Бобр, Мозырь:

Добрый день. Господин Локоть, знаю, что ваша партия, КПРФ, традиционно является другом нашей страны. Введение топливных пошлин на нефть российского руководства поставило нас в очень трудное положение. Скажите, что предпринимает КПРФ на уровне ГосДумы, чтобы решить проблемные вопросы с позиции дружеских отношений, а не с позиции силы?

Василь, вы абсолютно правы в том, что КПРФ – единственная партия в России, у которой в программе прописана задача восстановления союзного пространства. Мы рассматриваем построение Союзного государства, как выполнение своей партийной программы и последовательно этого добиваемся, это установка, которая должна быть реализована. К сожалению, многочисленные попытки депутатов-коммунистов вынести вопросы россиийско-белорусских отношений в формат заслушивания на пленарном заседании Госдумы ни разу не привели к успеху. На пленарных заседаниях рассматриваются ратификации договоров, которые идут по международной линии, а внутрисоюзные проблемы все время депутаты обходят стороной. Для нас это серьезный вопрос. Порой у нас не хватает мощи, политического влияния. Но, поверьте, мы прикладываем немало сил, чтобы белорусская тема постоянно звучала в Госдуме, но порой приходиться терпеть обидные поражения. Скажем, достаточно упомянуть последнее заявление Государственной думы, в котором Президент Белоруссии обвиняется в антироссийских высказываниях. Фракция КПРФ в Госдуме не просто голосовала против этого заявления, она предложила альтернативный документ, который не был поддержан большинством. В альтернативном документе речь шла о братских связях и ответственности политических руководителей, депутатов перед своим народом в деле построения Союзного государства. Со стороны России раз в год, как правило, при формировании бюджета, начинается обострение отношений, происходит диктат по отношению к Республике Беларусь. Мы усматриваем в этом серьезный политический просчет руководства нашей страны. Речь идет об определенных финансово-экономических группах, которые хотят провести приватизацию белорусских промышленных предприятий по примеру проведенной в России. Белорусское руководство этому сопротивляется, и КПРФ защищает право белорусов на собственную точку зрения. Мы единственная сила в российском парламенте, которая, не отступая, проводит линию по защите Союзного государства. Иногда от некоторых парламентских коллег приходится даже слышать обвинения в лоббировании интересов Белоруссии. Я считаю, что мы лоббируем и защищаем интересы России, потому что построение союза выгодно и необходимо России. В этом отношении делается многое – это публичная политика, заявления. Доказательством этого служит последняя встреча Геннадия Зюганова и Александра Лукашенко, на которой Президент Белоруссии отметил, что лидер партии КПРФ – единственный человек, активно защищающий Союзное государство, и он не боится выступать в защиту интересов братства народов.

 

Richter, Koenigsberg:

Союзное государство разменяло уже первый десяток. Какие самые крупные достижения Союзного государства Вы можете назвать (в политике, экономике), и самые крупные провалы?

Richter, самое крупное достижение – это то, что существует понятие «Союзное государство». Действуют интеграционные связи между нашими странами, экономики сближаются, проводится много совместных научных программ. Нас многократно пытались поссорить разъединить, прежде всего, запад, но им этого не удалось сделать. Это серьезное достижение. Также важным шагом стало построение союзной границы, снятие внутренних границ между Россией и Белоруссией. По моему мнению, главным провалом стали политические выпады России в адрес руководства Белоруссии, потому что само это событие ставит под угрозу все построенное до этого. Перенос личностных отношений, а запад очень умело играет на личных отношениях первых лиц наших стран – серьезный недостаток. Надо учиться у руководителей советской эпохи: при всех недостатках нужно уметь подняться над личным и осознать общегосударственный интерес и ради него работать.

 

Антонина Еромолова, Минск:

Анатолий Евгеньевич, недавно состоялась очередное заседание комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике. Расскажите, пожалуйста, подробнее, по каким направлениям планируется развивать сотрудничество между нашими странами?

Антонина, это первое заседание комиссии после возникшей перепалки между руководством наших стран. В этом отношении политически важно, что оно состоялось. Заседание проходило в Минске, мы рассматривали отчет об исполнении бюджета за прошлый год, за 2010 год и какие-то вехи на 2011 год. Для меня очень интересным показались некоторые программы Союзного государства, поскольку речь в них идет о конкретных вещах. Например, программа по разработке и освоению серии интегральных микросхем полупроводниковых приборов для аппаратуры спецназначения. Звучит сложно, но это то, что называется высокими технологиями. Высокие технологии не могут быть достигнуты без современной элементной базы. Эта программа направлена на разработку и производство современной элементной базы, которая ляжет в основу различных радиоэлектронных устройств, в том числе в интересах народного хозяйства и в интересах обороны союзного государства. Очень толковые люди со стороны Белоруссии выступали по поводу этой программы, мне было очень приятно с ними общаться. Есть интересные медицинские программы по использованию стволовых клеток. Здесь я меньше разбираюсь, однако, понимаю, что это крайне важно для развития современной медицины. Еще одна программа по созданию и организации серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства. Речь идет о конкурентоспособном универсальном устройстве для работы в сельском хозяйстве. Характеристики у него самые передовые. Весь вопрос в том, как наладить серийное производство и сделать его доступным, хотя он дешевле импортных аналогов. Все подобные программы имеют большое практическое значение, речь идет о получении конкретных технологий, которые можно использовать в производстве новых продуктов в интересах развития экономики Союзного государства.

 

Dancer, Ростов-на-Дону:

Уважаемый Анатолий Евгеньевич, у меня складывается впечатление, что всю экономическую выгоду от Союзного государства получает Беларусь. Простой пример с сельскохозяйственной техникой. Свою технику Беларусь экспортирует в Россию, но все наши попытки поставлять свои машины в Беларусь натыкаются на «глухую оборону» с белорусской стороны. Когда Россия начнёт поддерживать собственных производителей, а не чужих?

Россия защищает собственного производителя. Достаточно вспомнить решение премьера Путина, которое запрещает получение банковского кредита для закупки импортной сельхозтехники, в том числе, белорусского производства. В этом отношении надо учиться конкурировать, потому что мы говорим о создании единого экономического пространства союзного государства, в котором не должно быть границ. Надо уметь конкурировать или договариваться. Я думаю, что возможности для этого есть. У нас колоссальный внутренний рынок, где хватит места и для продукции ростовского завода, «Ростсельмаша» и для белорусского «Гомсельмаша» и для других предприятий. По факту же на наших полях работают не белорусские или ростовские тракторы, а машины из дальнего зарубежья, «John Deere» и «Claas». Поэтому, уважаемый Dancer, надо подумать над этим.

 

Ярослав, Минск.

Здравствуйте. Практика белорусско-российского сотрудничества показывает, что наибольшие успехи достигаются в экономической его сфере, в то время как в политике происходят постоянные сбои. Как вы считаете, может быть стоит сосредоточиться на экономике, построить действительно эффективную систему взаимодействия экономик двух стран, а политическую интеграцию оставить до лучших времен?

Ярослав, в своих ответах выше я уже сказал, что решение всех политических вопросов фактически заморожено. А последними «обменами любезностями» между нашими странами все откатывается назад, а вот в экономике развитие идет. По сути, сейчас и происходит взаимодействие экономик двух стран. Еще раз замечу, что время покажет хорошо это или плохо, но, на мой взгляд, решив политические вопросы мы бы быстрее продвигались в построении единого экономического пространства, но пока все есть так как оно есть.

 

Сергей Василевич, Беларусь.

В экономической системе Советского Союза Беларусь выполняла роль «сборочного цеха», и вполне справлялась с этой задачей. Сейчас ситуация по большому счету не изменилась: в России производятся все необходимые комплектующие для белорусских заводов, имеются энергоресурсы. Беларусь по-прежнему производит продукцию, которая нужна российской экономике. Однако при этом система сплошь и рядом дает сбои: все чаще и чаще происходят самые разные экономические «войны». Белорусские товары задерживаются на границе, заводам приходится искать замену запчастям, которые раньше поставлялись из России. При всех называемых успехах в сотрудничестве проблем все больше. Зачем ломать то, что раньше нормально работало?

Уважаемый Сергей, я с вами солидарен в том, что ломать не надо. Наша задача развивать наши отношения, работать по схемам, построенным в советское время. По оценкам некоторых экспертов, один белорусский завод дает работу 15 заводам в России. Это весьма усредненные показатели, но дают представление о состоянии дел. Белорусская продукция очень нужна России. По соотношению «цена-качество» продукция белорусов очень выгодна. Например, в городе Новосибирск по улицам около 10 лет ездят автобусы «МАЗ» из Белоруссии, которые великолепно себя показывают в наших очень непростых климатических условиях. Все муниципальные автотранспортные предприятия в Новосибирске укомплектованы этими машинами. Так что партия КПРФ эту позицию поддерживает и выступает за сохранение и развитие схем, созданных в СССР.

 

Анатолий Былинский, Могилев.

Недавно российский премьер Владимир Путин заявил, что Союзное государство будет поглощено Единым экономическим пространством, если будет медленно развиваться. Значит ли это, что руководство России поставило для себя крест на Союзном государстве в пользу нового интеграционного образования?

Задача построения Союзного государства заключается в том, чтобы построить единое экономическое пространство. Я не знаю на какую именно фразу Владимира Путина вы, Анатолий, ссылаетесь, но я вижу перспективы развития экономик наших стран. Развитие наших стран в геополитическом пространстве – это создание единого экономического пространства. Мы продвинулись в этом деле и сегодня к этому процессу могут присоединиться другие государства: Украина, Казахстан и др. Но дальше всего в этом вопросе мы продвинулись с Белоруссией, другие могут только присоединяться. Поэтому кто тут кого поглотит, я не очень понимаю…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.