Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Новости Республики Молдова. Коммунисты против фашистов

В четверг, 23 сентября, председатель парламента Михай Гимпу зачитал «обращение Генеральной прокуратуры», в котором изложено ходатайство о задержании экс-Президента Молдовы, председателя Партии Коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Владимира Воронина. В соответствии с текстом, зачитанным Гимпу с центральной трибуны парламента, Владимира Воронина предлагается лишить депутатской неприкосновенности «для задержания, ареста и передачи суду». Принятое властями решение приурочено к расследованию событий 7 апреля 2009 года и озвучено, несмотря на отсутствие выводов следствия, а также специальной парламентской комиссии.

Подготовил Е.И. Копышев по материалам ПКРМ
2010-09-28 19:38

* * *

Выступление Председателя ПКРМ, депутата Парламента Владимира Воронина на заседании правовой комиссии Парламента РМ 27 сентября 2010 года

 

Уважаемые коллеги депутаты, уважаемые члены комиссии.

Судьба так распорядилась, что в моей биографии произошло несколько весьма драматических испытаний. Первое из них – это памятная атака на здание МВД в 1989 году, второе – шестимесячное противостояние с оппозицией в 2002 году, и, наконец, события 7 апреля 2009 года.

Почему я об этом вспомнил?

В первую очередь потому, что у этих событий есть несколько общих моментов. Во всех трех случаях, именно на мне лежала ответственность за то, как именно действовать, как реагировать на происходящее. И тогда, когда было подожжено здание МВД, а его сотрудники и защитники задыхались от дыма. И тогда, когда в 2002 году горячие головы требовали от меня введения чрезвычайного положения и применения силы против протестующих. И год назад, 7 апреля, когда тогдашняя оппозиция, трусливо прикрываясь детьми,  подростками и студентами, провоцировала власть пойти на масштабное кровопролитие. Но этого не случилось. Ни случилось ни разу. И именно это дает мне и как бывшему президенту, и как действующему политику, возглавляющему самую крупную и самую авторитетную партию в стране, моральное право задать вопросы человеку, представляющему тут Генеральную прокуратуру.

23 марта на заседании парламентской комиссии по расследованию событий 7 апреля я передал членам комиссии семь вопросов, на которые просил получить незамедлительные ответы. Эти вопросы не могли пройти мимо внимания компетентных органов. Но прокуратура не обратила на них никакого внимания. Из чего легко сделать вывод о том, что основной задачей, которую преследовала прокуратура в течение  всех последних месяцев – было заметание следов, реабилитация погромщиков и организаторов попытки государственного переворота 7 апреля. По-другому квалифицировать все ваши действия нельзя.

В этой связи прошу дать ответы на следующие три вопроса.

Вопрос первый. В процессе подготовки подписанного Генеральным прокурором запроса в парламент о лишении меня депутатского иммунитета и немедленного привлечения к уголовной ответственности,  у вас не возникало ощущения своей полной профессиональной некомпетентности? Сейчас Вы поймете, что это не праздный вопрос.

С одной стороны, вы постоянно обвиняете полицию в непропорциональном применении силы, одновременно меня лично вы обвиняете в халатности, в том, что я не созвал Совет безопасности и не применил мер по наведению порядка. Вы обвиняете меня в том, что была отключена мобильная связь, затем утверждаете, что Президент дал указание навести порядок любой ценой. Мало того, что это очень сбивчивые, противоречивые обвинения, но это еще и крайне не профессиональные умозаключения. Несколько коротких комментариев по данному поводу.

Согласно 87 статьи, часть(4) Конституции Республики Молдова    Президент, как известно, может  принимать  «и  иные  меры, направленные  на  обеспечение национальной безопасности и  общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним».  На основе статьи 10 пункта (b) Закона о государственной безопасности, Президент принимает в соответствии с законодательством необходимые меры по обеспечению государственной безопасности.

Я понимаю, что сложно писать грамотное прокурорское обоснование, когда за спиной стоят четыре перепугавшихся до смерти политика, представляющих  нынешний правящий Альянс. Но, тем не менее, важно даже в этой сложной и стрессовой для Вас ситуации понимать суть формулировок «в пределах закона и в соответствии с ним» и «в соответствии с законодательством». Иными словами, Президент не может действовать или бездействовать по собственному желанию, а только и исключительно в рамках закона. То есть все меры по обеспечению безопасности принимаются сообща, исходя из конкретных полномочий всех силовых органов. Президент не может и не должен подменить собой силовые органы. Это просто не входит в его обязанности.

Из запроса прокураторы можно заключить, что ныне действующий Генеральный прокурор является никчемным членом Совета безопасности, поскольку совершенно не представляет полномочий этого органа. Согласно статье 12 Закона о государственной безопасности, Высший совет безопасности является консультативным органом, анализирующим  деятельность министерств и департаментов в  области обеспечения  государственной безопасности и вырабатывающим соответствующие рекомендации для Президента Республики Молдова по вопросам внешней и внутренней политики.

В этом же законе, если его внимательно дочитать до конца есть весьма существенная прописанная норма: «члены Высшего совета безопасности не наделяются дополнительными должностными полномочиями и не имеют права издавать распоряжения, выходящие за пределы компетенции, обусловленной занимаемой должностью». То есть – это не Штаб, принимающий решения, как почему-то думают некоторые. При этом, важно знать, что в день 7 апреля все члены Высшего совета безопасности и кабинет министров, включая министров внутренних дел, обороны и директора СИБ были на своих рабочих местах, в зоне прямого контакта и взаимодействия с руководством страны. Они действовали и принимали решения в точном соответствии с их должностными обязанностями, в строгом соответствии с законом.   

Столь же беспомощно с юридической точки зрения обвинения в блокировании мобильной связи в периметре массовых акций 7 апреля 2009 года. Мало того, что возможность такого блокирования предусмотрена статьей 4 закона об электронных коммуникациях, так прокурор не обратил внимание еще на то, что блокирование мобильной связи началось только после 14.00, когда пик акций пошел на спад.

Следующее обвинение – в том, что Президент отдал якобы указание восстановить  порядок «любой ценой». Отсутствие такого приказа подтверждается отсутствием соответствующих последствий. Я понимаю, что те, кто диктовал эти формулировки Генеральному прокурору, сожалеют, что провокация 7 апреля провалилась, что запланированные организаторами жертвы – десятки, а может сотни молодых людей – остались, к счастью, живы и здоровы. И я понимаю, что именно этот сбой, этот провал в подготовке государственного переворота, это обстоятельство заставило  истинных хозяев Генерального прокурора перевести Владимира Воронина из числа свидетелей в категорию обвиняемых.

Вопрос второй. Вы – представители генеральной прокуратуры – осознаете, что этим своим безграмотным запросом вы становитесь безоговорочным и открытым соучастником организаторов событий 7 апреля?  Вы отдаете себе отчет в том, что, поддавшись давлению, проявив малодушие, вы совершаете тягчайшее преступление против народа, государства и его безопасности? Я полагаю, что Вы обязаны осознавать это, и в этой связи  у меня к вам последний, третий, вопрос. Только искренний и честный ответ на этот вопрос дает вам шанс спасти свою человеческую репутацию. Назовите здесь, при свидетелях, при депутатах Парламента,  тех, кто заставил Вас подписать этот документ. Назовите пофамильно тех, кто убеждал вас в том, что подобного рода запрос останется без последствий, кто обещал  вам вознаграждение за это тяжкое деяние.

Мною и моими коллегами движет отнюдь не праздное любопытство. Нет. Просто сегодня, как никогда, мы по-настоящему приблизились к ответу на вопрос о том, кто именно является организатором событий 7 апреля. Сегодня для всех ясно, что организаторами являются те, кто потребовал от Генеральной прокуратуры сделать именно этот безграмотный, но очень символичный запрос. Кто эти люди? Как их зовут? Какие посты в молдавском государстве они занимали и занимают? С сегодняшнего дня все молдавское общество знает, кто может дать ответ на этот вопрос. Этот ответ должны дать вы. И это должно произойти сегодня. Как бывший министр внутренних дел однозначно вам говорю: промедление с ответом лишь усугубляет Вашу вину.

Итак, время пошло.     

* * *

Международный Союз Советских офицеров выступил в поддержку Владимира Николаевича Воронина

Международный Союз советских офицеров в своем обращении к генпрокурору Молдовы Валерию Зубко выражает «возмущение и решительный протест» в связи с предложением лишить председателя ПКРМ Владимира Воронина депутатской неприкосновенности с последующим его арестом и привлечением к суду.
«Мы понимаем, что это обращение Вы написали под диктовку врагов трудового народа и молдавской государственности М. Гимпу, В. Филата и других, что не делает Вам чести», - говорится в обращении. В нем подчеркивается, что посредством Генпрокуратуры нынешние молдавские власти пытаются расправиться с лидером нынешней оппозиции, «благодаря политике которого республика была вытащена из всеобщего кризиса и 8 лет стабильно развивалась».
В этой связи офицеры предлагают Генпрокурору Молдовы «немедленно отозвать это обращение и прислушаться к мнению народа, который на прошедшем референдуме о порядке избрания президента страны, отказал в доверии заказчикам Вашего обращения».

* * *

Гимпу подписал Указ о роспуске Парламента

 

Временно исполняющий обязанности президента Молдовы Михай Гимпу подписал сегодня, 28 сентября, президентский Указ о роспуске парламента XVIII созыва под давлением со стороны гражданского общества, которое, бойкотировав референдум от 5 сентября, выступило против политики, проводимой нынешними властями.

«Поскольку Парламент не смог избрать Президента, принимая во внимание решение Конституционного суда, констатировавшего наличие обстоятельств для роспуска Парламента, распустить Парламент XVIII созыва 29 сентября», - говорится в Указе, который был зачитан и подписан временно исполняющим обязанности Президента Михаем Гимпу.

Этим Указом устанавливается, что досрочные парламентские выборы состоятся 28 ноября, то есть спустя 60 дней после роспуска законодательного органа.

Месяц назад, то есть до проведения конституционного референдума 5 сентября, Гимпу утверждал, что не намерен распускать законодательный орган. «Гораздо правильнее будет объявить парламентские выборы после того, как мы организуем выборы президента»,- заявил Гимпу, мотивируя данную позицию также «необходимостью преодоления кризиса».

После того, как 16 июня Гимпу отказался называть дату роспуска парламента, самая многочисленная в Молдове партия – ПКРМ – заявила, что с этого дня в стране установлен антиконституционный режим, который не имеет права представлять народ Молдовы. ПКРМ в своем заявлении подчеркнула, что правящий в Молдове альянс «практически признался в соучастии в преступлении против народа, против суверенитета, узурпировав государственную власть».

Согласно действующей Конституции, после двух неудачных попыток избрания президента страны, Парламент распускается, и проводятся досрочные парламентские выборы. Две безрезультатные попытки избрания президента имели место 10 ноября и 7 декабря 2009 года.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.