Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета «Советская Россия»: Реванш «лесных братьев»

Продолжаются протесты в связи с решением Европейского суда по правам человека (ЕСЧП) по делу бывшего советского партизана, гражданина РФ и постоянного жителя Латвии Василия Кононова. Тем временем в Эстонии на осень назначен очередной судебный процесс по «депортации», а в Литве он только что завершился по делу о «лесных братьях».

Kprf.ru.
2010-06-24 14:02

 

Новыми жертвами, теперь уже можно говорить, западного правосудия, стали бывшие сотрудники госбезопасности, жители Эстонии Вяйно Пехк и Литвы Маркелис Булатовас. Оба свою вину отрицают, обоим по 82 года, обоим вменяют в вину совершенные после (после!) войны преступления против человечества на якобы оккупированной СССР территории этих двух восстановивших в 1991 году независимость стран Прибалтики.

Первого хотят осудить за подготовку и проведение в 1949 году депортации помогавших «лесным братьям» кулаков, многие из которых были осуждены Советской властью во исполнение решений Нюрнбергского трибунала за пособничество немецким оккупантам. Второго – за уничтожение в 1952–1953 годы в Литве признанных сегодня в Прибалтике и в Евросоюзе национальными героями «лесных братьев», хотя по международному праву те были простыми бандитами. Но, несмотря на достаточно громкий международный протест, решением ЕСЧП по делу Василия Кононова, эхом на него откликнулась политизированная юстиция стран Прибалтики. Вдохновленные позицией судей из Страсбурга, прибалты открыли новую серию не имеющих ничего общего со справедливостью и гуманизмом преследований бывших советских людей, боровшихся с немецкими оккупантами, то есть с нацизмом.

 

Кампанейщина

Но никакого публичного резонанса эти два дела в российских СМИ и русской прессе стран Прибалтики не получили. Не слышно и реакции МИД РФ и посольств России в этих странах.
Хотя, например, дело Вяйно Пехка из того же разряда, что и громкое «дело» не дождавшегося из-за своей смерти суда Героя Советского Союза Арнольда Мери. В этом случае на защиту выступили российские политики и СМИ, даже местная пресса на русском языке. То была мощнейшая российская пиар-кампания.
Весомая юридическая помощь и моральная поддержка этой видной фигуре объяснима и тем, что он не только эстонец, ставший героем в первые месяцы Великой Отечественной войны, но еще и двоюродный брат президента ЭР Леннарта Мери, который был вдохновителем всеэстонской кампании исторического возмездия. 

Но получается так: умер герой – и нет проблемы. Во всяком случае, по делам Вяйно Пехка и Маркелиса Булатоваса молчат даже местные российские соотечественники. 
И еще. Для бурного возмущения в России и во всем соотечественном мире по поводу «неожиданного», «неправедного», «позорного» решения ЕСЧП по «делу Кононова» характерно некое недоумение, будто случилось что-то совершенно невероятное.

«На самом деле еще много лет назад можно было предположить, что такой результат допустим. Потому что Василий Кононов не первый обвиняемый по этой статье гражданин РФ, чье дело рассматривал Европейский суд, – считает известный в Эстонии юрист Александр Кустов, участник выигранного им процесса по делу об организации массовых беспорядков в апреле 2007 года в Таллине. – Во всяком случае, для меня неудивительна позиция суда. С ней мне приходилось сталкиваться по делам моих подзащитных, которых преследует эстонская Фемида, как и в соседней Латвии».
Известный юрист считает, что в данном случае заинтересованное государство должно вести по таким делам целенаправленную деятельность на постоянной основе, отстаивая свои принципы и позиции. Это должно быть системой, а не кампанейщиной.

По мнению Александра Кустова, если Россия, как государство, выступала бы в суде в качестве одной из сторон процесса, отстаивала бы свою позицию по каж­дому делу (так или иначе связанному с войной, а также с послевоенным периодом), то сегодня в Европейском суде не сложилась бы определенная система взглядов по данным делам.

Тогда не писали бы о том, «кто ответит за позор России», да еще сразу после 65-летия Победы, «кто спасет честь Путина и Медведева»? И в каком-то смысле эмоционально оправданная совершенно реакция в России по «делу Кононова» в юридико-политическом плане все же напоминает «бурю в стакане воды».  

 

Забвение

И вот почему. Замалчивается тот факт, что подобных дел было много – несколько десятков. Они касались действий советских людей как во время войны (пар­тизанское движение), так и после нее, это – переселение больших групп населения Прибалтики во внутренние районы СССР, уничтожение бандитов («лесных братьев»), провозглашенных в Прибалтике.

До Василия Кононова было, например, «дело» жителя Эстонии Степана Нике­ева (1924 года рождения), которого также обвинили в преступлении против человечества. И только из-за состояния здоровья пожилого Степана Тимофеевича рассмотрение его «дела» пока приостановлено в одном из уездных судов Эстонии и потому еще не дошло до Европейского суда по правам человека. Но многие годы его защитник Александр Кустов, за редчайшим исключением, не ощущал интереса России к своему подзащитному, тоже гражданину РФ, – ни в МИД РФ, ни в российских СМИ.
Очевидно, на это можно рассчитывать только в том случае, если было бы известно, что Россия среагирует и на «дело Никеева», по крайней мере на заключительном этапе судебного разбирательства в Страсбурге.
Стоит напомнить, что только в Эстонии, и только юрист Александр Кустов вел еще несколько дел, по которым проходило более 20 престарелых обвиняемых, по Латвии ему известны имена 11 лиц по аналогичным «делам».

Помимо названных выше это еще по Эстонии – Освальд Адамсон, Василий Бесков, Николай Жеребцов, Юрий Карпов, Владимир Кассе, Владимир Каськ, Пётр Кислый, Йоханнес Клаассепп, Альберт Колга, Аугуст Кольк, Хейно Лаус, Владимир Логинов, Борис Лохо, Валентин Лукьянов, Леонид Майков, Виктор Мартсон, Михаил Неверовский, Карл-Леонхард Паулов, Евгений Савенко, Рудольф Сисаск, по Латвии – Виталий Кирсанов, Янис Кирштейн, Николай Ларионов, Соломон Мурин, Альфонс Новикс, Владимир Пенарт, Евгений Санеко, Рудольф Туви, Николай Тэсс, Трофим Якушонок, Михаил Фартбух.
Самый старший из них был 1908 года рождения, самый молодой – 1927-го. Все они – российские соотечественники по действующему рамочному закону РФ о соотечественниках. Они либо умерли до начала или во время процесса, в заключении, либо тяжело заболели, что порой не приостанавливало рассмотрение дел.   

Все эти «дела» выиграны «реваншистами», но в России в основном ограничивались редкими заявлениями политиков или случайными пропагандистскими акциями, напоминавшими больше пиар. Все только что названные, а среди них немало и граждан РФ, остались предоставленными самим себе, без правовой помощи России, ее внимания. 

 

Некомпетентность

Никто не призывает к вмешательству во внутренние дела прибалтийских государств. Тем более недопустимо давление на суды, да еще и публичное, что, к стыду России, позволил себе еще до объявления решения по «делу Кононова» нерядовой депутат Госдумы России Константин Косачёв
Политолог Сергей Артеменко видит беду и в том, что в российском МИД не могли не знать, что представляет собой Европейский суд по правам человека. Так, по ряду дел, которые вел таллинский юрист Александр Кустов, судьи ЕСЧП на свой субъективный взгляд посчитали, что действия представителей советских властей по принудительному выселению крестьян из Эстонии в 1949 году были следствием оккупации Советским Союзом Эстонии.

Можно понять, когда эту демагогию позволяют себе политики трех стран Прибалтики. Но недавно это публично признал бывший сотрудник российского посольства в Латвии, в этом обвинили и представителя посольства РФ в Эстонии местные российские соотечественники. Или когда накануне 65-й годовщины в российской прессе объявили, что Главнокомандующий ВС СССР Иосиф Сталин был преступником. Разве вывод не очевиден – получается, что и его подчиненные выполняли преступные приказы. 

К примеру, еще в 2003 году в интервью эстонской газете «Postimees» высокопоставленный российский чиновник, председатель Счетной палаты РФ, юрист и правовед Сергей Степашин, говоря об истории Эстонии, заявил, что «до Второй мировой войны государство было оккупировано и это не забывается».

И это притом, что такой правовой оценки в международном юридическом сообществе нет! Правоведы-международники в один голос говорят об аннексии, (ре)инкорпорации стран Прибалтики, что имеет совсем другие правовые последствия, в частности, когда говорят о сроке давности преступлений.
И недопустимо, что в самой России все чаще не согласны с официальным осуждением попыток переписать историю Второй мировой войны, приравнять Советский Союз с гитлеровской Германией. Последний такой демарш позволил себе в Литве руководитель программы общества «Мемориал» Валентин Гефтер.

Ответственность

Решение по «делу Кононова» – крупный провал внешней политики России. Но не слышно, кто ответил за это.  В российских СМИ почти не ставится вопрос и о качестве российских юристов, представляющих Россию в международных судах. Александр Кустов, который практикует и бесплатную защиту таких клиентов, полагает, что важнее материальной помощи было бы оказание Россией помощи методологической, связанной с практикой международных судов, научно-правовой трактовкой юридических нюансов по такого рода делам. Важно решить и проблему допуска адвокатов к российским архивам.

За все последние годы терзаний России странами Прибалтики Кустов, как правило, сам, по своим каналам, за свой счет, в частном порядке искал серьезных консультантов. Кстати, среди них авторитетный в мире доктор юридических наук, профессор МГИМО, директор Центра международного права и гуманитарных проблем Станислав Валентинович Черниченко. Он мог бы оказать по инициативе МИД РФ системную юридическую помощь всем, кто подобно Василию Кононову попал, а возможно, попадет еще, под реваншистский пресс государств Прибалтики.

 

Перезагрузка

Выводы по «делу Кононова» просты – от слов о заинтересованности и обязанности защищать своих граждан надо переходить к делу. Российское государство должно отстаивать свою точку зрения систематически, и не только классическими дипломатическими методами, во всех международных структурах, от которых зависит принятие решений.

Надо иметь в виду, что никакой прагматизм и провозглашенное на словах взаимное доверие между Россией и странами Запада, не исключат попыток при каждом удобном случае как минимум напакостить России. Показательно, что ее чуть ли не одностороннее стремление улучшить отношения с Латвией не привело к желаемому решению в отношении гражданина РФ Василия Кононова. Также и в Эстонии. 
Очень наивно рассчитывать на ответную доброжелательность тех, кто по определению Государственного канцлера России Александра Горчакова уважает только сапог русского солдата. Установка пока учебных американских ракет в Польше, рядом с Россией, тому подтверждение. Также показательно, что эстонские СМИ в последние месяцы увеличили объем представляемой своей аудитории информации о России, без надоевшего всем ее пошлого комментирования. Но все равно преобладает негатив! Говорят же: как волка ни корми, он все равно в лес смотрит.  

Отсутствие гарантий взаимного доверия со стороны Запада, пощечины, которые продолжают раздавать России, заставляют призадуматься: а допустили ли американцы ошибку, написав на подаренном ими год назад министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову символическом пультике слово «перегрузка» вместо «перезагрузка».

И еще надо уяснить, что наскоками, с криками «Ура!» и шашкой наголо, как правило, победы не одерживают. Во всем, тем более в такой тонкой и деликатной сфере, как использование международного права в интересах России и каж­дого ее гражданина (в том числе за рубежом), оказавшегося в свое время в историческом месиве, должна функционировать постоянно действующая, профессионально выстроенная система.

Димитрий КЛЕНСКИЙ.Таллин.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.