Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета «Советская Россия» о событиях в Киргизии

Газета «Советская Россия» рассказывает о событиях в Киргизии.

Kprf.ru
2010-04-12 11:26

 

После нескольких часов  настоящих уличных боев в Бишкеке с применением огнестрельного оружия как представителями силовых органов, так и сторонников оппозиции противники президента Бакиева заявили, что  глава государства бежал, премьер-министр Данияр Усенов подал в отставку, а руководители регионов страны «перешли на сторону народа». В ночь на 8 апреля было заявлено о формировании временного правительства Киргизии во главе с Розой Отунбаевой.
В четверг в разгромленном здании республиканского парламента Отунбаева и ее соратники Исмаил Исаков и Абдыгана Эркебаев дали пресс-конференцию. Они сообщили, что предпринимают экстренные меры по стабилизации ситуации в Бишкеке и других регионах, а также о формировании переходного кабинета министров, который будет действовать не менее полугода, и о роспуске парламента. Где находится официальный глава государства Курманбек Бакиев, точно не­известно.

Однако во второй половине дня 8 апреля на электронную почту «24.kg» пришел текст «официального заявления президента Кыргызской Республики в связи с событиями, происходящими в стране» (напомним, что также, через интернет свои заявления пять лет назад распространял бежавший Аскар Акаев, пока не согласился на отставку). Вину за человечески жертвы и дестабилизацию обстановки Бакиев возложил на безответственные действия лидеров оппозиции: «Осознавая свою ответственность как президент Кыргызской Республики, убежден: страна, в которой власть приходит на крови может потерять государственность. Я призываю зачинщиков беспорядков одуматься. Я заявляю, что как президент не слагал и не слагаю с себя полномочий…

Как президент Кыргызской Республики в настоящее время лишен какой бы то ни было возможности влиять на обстановку в стране. И обращаюсь к мировому сообществу, главам государств и международных организаций с призывом обратить пристальное внимание на критическую ситуацию в Кыргызстане».

Что касается мирового сообщества, то Россия практически сразу поддержала самопровозглашенное временное правительство. Вчера утром делегация временного правительства Киргизиии во главе с первым зампредом Алмазбеком Атамбаевым вылетела в Москву для проведения переговоров с правительством России. США сначала заявили, что считают законным президентом Курманбека Бакиева, однако уже на следующий день начали контакты с правительством Отунбаевой.

Между тем власти Джалал-Абадской области заняли выжидательную позицию, где, судя по всему, находится Бакиев. На прошедшем в городе трехтысячном митинге высказывались разные мнения о смене власти в стране, а предпринятая группой участников акции попытка захвата здания администрации не удалась.

По самым предварительным данным, только в Бишкеке 7 апреля погибло 75 человек, число раненых превысило полторы тысячи. Точной информации о жертвах в других городах нет. Но очень вероятно, что  погибшие есть не только в столице. Так, до сих пор неясна судьба министра внутренних дел Киргизии Конгантиева, который в среду был захвачен участниками протестов в УВД Таласа.  Последняя известная информация свидетельствует о том, что министр был жестоко избит. Обстановка в Таласе вообще  крайне тяжелая: пьяная толпа, в том числе многочисленные подростки, разграбившая  оружейный арсенал в УВД, в течение многих часов беспрепятственно мародерствовала и громила город.

Но самые страшные события происходили в Бишкеке. Настоящая война развернулась за Дом правительства. Штурмующих встречал шквальный огонь и снайперские пули. Но даже когда появились убитые и раненые, противники власти не отступали, продолжая  попытки захватить здание снова и снова. Тем более оппозиционеры оказались неплохо вооруженными: в наличие были и автоматы Калашникова, и гранаты. В конце концов Дом правительства был взят. К тому времени там не осталось никого из чиновников. Начался погром. Сторонники оппозиции и многотысячная армия мародеров, в том числе съехавшихся из разных областей Киргизии, разгромила и сожгла здание Генпрокуратуры, парламент, другие государственные учреждения.

С наступлением темноты погромы приняли лавинообразный характер. Грабили и уничтожали магазины и рынки, жгли бензоколонки, громили жилые дома и школы. Подчистую ог­раблены и сожжены три дома, принадлежавших членам семьи Курманбека Бакиева.  Но и самые обычные люди вынуждены были защищать свое жилье от погромщиков.

Бишкекцы, как и  в 2005 году, начали создавать народные дружины по охране города. После того как в город вошли войска и спецназ, которым было приказано стрелять в мародеров на поражение, обстановка в Бишкеке несколько улучшилась. Временное правительство назначило новым мэром Бишкека Ису Омуркулова. Между тем многие бишкекцы считают это решение ошибочным, так как отстраненный градоначальник Нариман Тюлев был одним из немногих чиновников, который реально пытался противостоять погромам в эти дни.

«Вторая киргизская революция»,  как уже окрестили эти события,  не получит красивого цветочного названия в честь тюльпанов или роз, так как ее цвет – крови и зарева пожаров.
Как и пять лет назад, когда на волне подобных (хотя куда менее кровавых и жестоких) протестов к власти пришел свергнутый ныне Курманбек Бакиев,  события в Киргизии развивались стремительно и непредсказуемо. Пожалуй, даже 6 апреля, когда обострилась обстановка в Таласе, никто, включая лидеров оппозиции, не мог даже представить, что протесты эти выльются в настоящее восстание и приведут к падению режима. Выясняется, силовые методы – не только не панацея, напротив, использование властной дубинки против недовольных может привести к совершенно обратным результатам. Разреши власть провести оппозиции 7 апреля намеченные курултаи, возможно, все ограничилось бы привычными митинговыми заявлениями.

Конечно, дело не в самом по себе запрете курултаев и аресте оппозиционных лидеров накануне. За пять лет после «тюльпановой революции» граждан Киргизии постигло разочарование, вылившееся в недовольство,  и, наконец,  в отчаяние, которое переполнило чашу терпения. Бакиев обещал демократию, но всего за несколько дней до своего свержения заявил, что киргизам она-де не подходит. Бакиев  утверждал, что будет бороться с коррупцией и клановостью, ставшими основой режима  Аскара Акаева, но при Бакиеве и то и другое расцвело пышным цветом.

Характерно, что когда в Бишкеке бушевали протесты, Максим Бакиев, младший сын президента, направлялся в США. Там он должен был провести консультации с официальным представителем госдепартамента Филипом Кроули на тему инвестиций.  Правда, после бурных событий среды консультации были отменены.

Но самое главное, клан Бакиева (младший сын Максим, руководитель Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям,  старший сын Марат возглавляет одно из управлений в Государственном комитете национальной безопасности, брат Жаныш – начальник службы охраны) думал исключительно о собственной власти и благополучии.  А народ Киргизии отнюдь не благоденствовал. К 2008 году, еще до начала кризиса, Киргизия так и не достигла уровня ВВП 1990 года. Промышленность страны, разрушенная в 90-х, не восстановлена.

«Мы все продали, мы на самом деле базарная страна, нас характеризует рынок Дордой, Ошский рынок, Карасуйский базар, а разрушенные промышленность и сельское хозяйство мы только сегодня начинаем восстанавливать. И вследствие такой приватизационной политики мы сегодня страдаем. Разрушены заводы-монополисты: Торгмаш, Сельмаш, Бишкекский завод электродвигателей – там сейчас китайский базар Таатан находится. Мы много от этого потеряли», – говорил буквально накануне бунта в интервью агентству Regnum эксперт Токтогул Какчекеев.

Займись президент Бакиев вовремя не кадровой перетряской, не клановым обогащением, а экономикой страны, возможно, положение народа сегодня не было бы столь критическим. Вместо этого в прошлом году были приватизированы ряд стратегически важных энергетических предприятий: якобы государство само не в состоянии ремонтировать и содержать мощности, а эффективный частный собственник с этим-де справится.  Что сделал «эффективный собственник»? Немедленно, в разы поднял тарифы на электроэнергию. В итоге взлетели цены на все товары, в том числе и первой необходимости. Многие граждане Киргизии, и так еле сводящие концы с концами из-за безработицы и мизерных пенсий, оказались буквально на грани жизни и смерти.

Власть же повела себя цинично. 13 марта премьер-министр Данияр Усенов  встретился в Доме правительства с представителями протестовавших в Нарыне граждан, одним из основных требований которых было снизить тарифы на услуги ЖКХ. «Разговор был прямой. Мой ответ такой: правительство не отменит новые тарифы», – сообщил Усенов.  Единственное, что он пообещал – это отменить пени за задержку коммунальных платежей: «За январь–февраль–март не будут штрафовать всю страну за несвоевременную оплату». Не прошло и месяца, как народ выписал такой власти свои «пени».
Теперь руководитель временного правительства Роза Отунбаева объявила об аннулировании договоров о продаже ОАО «Северэлектро» и «Кыргызтелекома» и переходе этих организаций в государственную собственность. По ее словам, это позволит снизить тарифы на электроэнергию и услуги связи.

Извлекли ли бывшие оппозиционные лидеры, ныне пришедшие к власти, уроки из отнюдь  небархатной «революции» 2005-го и апрельского восстания 2009-го? Вот что писала «Советская Россия»  в мартовские дни тюльпановой революции пять лет назад: «Сейчас мародерство толпы в Бишкеке несколько поутихло… Но время мародеров не кончилось, оно только начинается, ибо политический процесс в «постреволюционной» Киргизии свидетельствует о том, что и бывшая теперь уже оппозиция лишь прикрывала борьбу за собственные интересы громкими словами о народе. Еще не взяв окончательно власть, оппозиционеры уже не могут ее поделить».

А вот что утверждают авторы интернет-издания «Фергана.ру» 8 апреля 2010-го: «Закончился второй день очередной киргизской революции, который мы не спешили бы называть победным. Убиты и тяжело ранены люди, по улицам городов бродят агрессивные пьяные толпы, мародеры грабят дома и магазины. Оппозиция пришла к власти – и тут же начала ее делить. Президент Бакиев исчез. Юг страны молча ждет продолжения. Еще ничего не закончилось».

А ведь и имена «победивших диктатора» оппозиционеров, что в 2010-м, что в 2005-м практически одни и те же! Но за истекшие годы, побывав в премьерах, министрах и спикерах, они ничего не сделали для народа. А переругавшись, снова оказались в оппозиции, чтобы вновь прийти к власти через ужас, кровь и жертвы этих дней.

Только ожесточения и, видимо, неверия в лучшее у людей теперь куда больше. По-старому жить они не могут, но и на добрые перемены уже почти не рассчитывают.  Отсюда, видимо, и такой уровень насилия, когда безразлична и своя жизнь, и чужая. 

В прошлый раз государственный переворот пришел с юга, откуда родом Бакиев, а ныне с севера, поскольку большинство нынешних лидеров оппозиции – северяне. Территориальный раскол страны на север и юг в столь критической ситуации может привести к широкомасштабной гражданской войне и столкновениям на этнической почве (на юге Киргизии проживает значительное число узбеков). Пока на юге, где многие продолжают считать единственно законным президентом земляка Курманбека Бакиева, сохраняется относительное спокойствие.


Павел СВИРИДОВ.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.