Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Фильм «Катынь»: Взрыв очередной антисоветской хлопушки

В пятницу, 2 апреля, "Российская газета" вышла с неожиданным анонсом на первой станице: "Сегодня в телеэфире - фильм Анджея Вайды "Катынь". Речь шла о премьере ленты на телеканале "Культура". Необычность рекламы подтолкнула к небольшому исследованию ранее опубликованной в газете "Культура" программы телепередач на всю неделю. Догадка подтвердилась: в программе пятничных передач произошла замена, сняли российский фильм и поставили фильм А. Вайды.

Валентин Симонин,
«Подмосковная правда»
2010-04-09 20:42

К тому же "сенсационную", по оценке журналистов телеканала, премьеру подкрепили передачей "Катынь". Послесловие", тем самым, расширив рамки демонстрации фильма до уровня пропагандистской акции определенной направленности. При этом ее организаторы не заметили одной весьма символичной детали. Но о ней мы поговорим чуть позже, а сначала несколько слов о фильме А. Вайды, вернее о событии, которое легло в его основу. Речь идет об "обнаружении" гитлеровцами в 1943 году в Катыни, что под Смоленском, захоронения расстрелянных польских офицеров. Геббельсовская пропаганда тут же раструбила на весь свет, что это дело рук "Советов", совершенное в марте 1940 года. После освобождения Смоленска советскими войсками была создана комиссия под руководством Николая Бурденко, которая после собственного расследования пришла к выводу о том, что польские граждане были расстреляны в Катыни в 1941 году немецкими оккупационными властями. Так появились на свет две версии. В 1990 году Горбачев и его окружение, А. Яковлев и прочие ненавистники советской власти и социализма, официально признали ответственность НКВД за Катынь.

В 2004 году Главная военная прокуратура, отвечая на запрос общества "Мемориал", сообщила, в частности, "что в отношении польских граждан, содержавшихся в лагерях НКВД СССР органами НКВД СССР в установленном УПК РСФСР (1923 г.) порядке расследовались уголовные дела по обвинению в совершении государственных преступлений. В начале марта 1940 г. по результатам расследования уголовные дела переданы на рассмотрение внесудебному органу - "тройке", которая рассмотрела уголовные дела в отношении 14542 польских граждан (на территории РСФСР - 10710 человек, на территории УССР - 3832 человека), признала их виновными в совершении государственных преступлений и приняла решение об их расстреле. Следствием достоверно установлена гибель в результате исполнения решений "тройки" 1803 польских военнопленных, установлена личность 22 из них.

Примечательно, что некоторые документы из так называемой "Папки 1", якобы хранившейся в ЦК КПСС, были опубликованы, представлены в Интернете, но, что характерно, ни в одном из них нет упоминания о Катыни. И, тем не менее, некоторые люди, политики и рядовые граждане, вот и А. Вайда, например, руками и ногами ухватились за версию "Катынской трагедии", выдвинутую немецкими фашистами. Странно, что при этом А. Вайда и другие не соглашаются с другой версией фашистов: германский рейх вынужден был отреагировать на бандитское нападение польских солдат на немецкую радиостанцию в Глейвице, с чего и начались 1 сентября 1939 года первые бои Второй мировой войны.

Итак, фильм А. Вайды "Катынь" "живописует" зверскую расправу над попавшими в плен польскими офицерами - функционирование "расстрельной машины", закапывание бульдозерами в траншеях полуживых людей, представителей "польской интеллигенции". Это - главная тема фильма, который был высоко оценен участниками передачи "Катынь". Послесловие": доктором исторических наук, руководителем Федерального архивного агентства А.Н. Артизовым; историком, академиком РАН, членом Президиума РАН, директором Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяном; кандидатом юридических наук, председателем Комитета Государственной Думы по международным делам К.И. Косачевым; председателем Союза кинематографистов России, членом Совета при Президенте России по культуре и искусству Н.С. Михалковым; доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой истории международных отношений и внешней политики России МГИМО М.М. Наринским. Правда, К.И. Косачев оговорился, что в некоторые момент фильм напоминал ему "советские агитки". Сделав поправку на его политическую ориентацию члена партии "Единая Россия", представители которой и слова не скажут, не лягнув, если можно, Советскую власть и социализм, должно сказать: антисоветскую агитку.

Советскими расследованиями был установлен факт, что большинство людей были расстреляны из немецкого пистолета "Вальтер". Кто-то из участников дискуссии дал очень простое объяснение этому факту - дескать, в те годы в Красной Армии было много немецкого оружия. Впрочем, это уже отдавало версией о том, что НКВД сознательно использовало "Вальтеры", чтобы скрыть факт преступления. Надо сказать, что участники дискуссии такой "ход" все-таки отвергли, как абсолютно нереальный.

Впрочем, они отвергли еще два важных момента. Во-первых, повисла в воздухе высказанная К.И. Косачевым мысль о том, что какая-то часть польских офицеров понесла наказание за издевательства и убийства солдат и офицеров Красной Армии, попавших в плен в ходе польско-советской войны 1920-х годов. А это, между тем, очень важный вопрос, особенно если учесть, что отнюдь не все интернированные польские офицеры были наказаны. Многие попали в армию генерала Андерса, воевали в Африке и в Италии, в Монте-Кассино, а также в первой польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко в составе Советской Армии. Бойцы дивизии в мае 1945 года водрузили над побежденным Берлином два польских флага. А. Вайда во всех интервью говорил о том, что им руководила память об отце, офицере конной артиллерии, погибшем где-то в советском плену, то ли в Катыни, то ли в другом месте. Чувства сына, потерявшего отца, можно понять, но ведь не факт, что хороший, любящий отец и муж, и во всем остальном столь же хорош, и, к примеру, не запятнал себя расправами над польскими коммунистами, простыми тружениками. И именно поэтому и попал, как в те годы говорилось, под карающий меч пролетарского возмездия палачам народа.

Интересную деталь фильма отметил ведущий передачи "Послесловие" известный журналист В.Т. Третьяков. Там, где действие происходило на освобожденных Красной Армией исконных украинских и белорусских землях, появлялись титры - "зона советской оккупации", но когда речь шла, например, об оккупированном фашистами Кракове подобных титров не было. Это ведь тоже говорит о некой тенденции. О какой?

Пан А. Вайда постоянно утверждает, что своим фильмом он ни в коем случае не хотел портить российско-польские отношения, но размышлял о преступлениях сталинизма. Но фильм-то на самом деле гораздо шире заявленного. Примечательно, что поляки, сторонники социализма, в его фильме представлены в виде некоей угрюмой биомассы, которой он не предоставляет ни одного слова. Объяснение этому факту, видимо, кроется в его собственной биографии. В годы войны он работал в немецких мастерских, что спасало от угона на принудительные работы в Германию. Принес присягу командирам подпольной Армии крайовой, подчинявшейся польскому правительству в изгнании. А известно, что члены этой армии воевали против созданной коммунистами Армии людовой, и стреляли в спину советским солдатам.

Сегодня А. Вайда не скрывает, что был противником социалистического строя, но в интервью "Российской газете" два или три года назад сделал замечательное признание. Он сказал, что имеющие место массовые акции протеста в странах бывшего соцлагеря говорят о том, что народам было лучше при социализме. Признавая этот факт, он, тем не менее, сделал свой выбор - сфабриковал антисоветскую, антисоциалистическую агитку. В некоторых российских газетах, при упоминании фильма А. Вайды, подчеркивалось, что в 2007 году он номинировался на премию "Оскар". Было дело, но только ничего не получил. И это понятно, американские актеры и режиссеры, в отличие от российских, прекрасно знают, как в США создавались подобного рода "шедевры". Своим отрицательным решением американцы сорвали намечавшееся "триумфальное шествие" "Катыни" по российским кинотеатрам, хотя презентация фильма в Доме кино все же прошла.

А теперь, что касается спонтанного решения руководства канала "Культура". Постановка в программу фильма "Катынь" была приурочена к приезду в Россию премьера Польши Дональда Туска, и его предстоящей поездки вместе с российским коллегой Владимиром Путиным в Катынь, где к ней очень интенсивно готовились местные власти. Опять прозвучали антисоветские речи. Но вот что интересно, из-за демонстрации фильма А. Вайды сняли с показа фильм "Русский бунт" режиссера Александра Прошкина, снятый по мотивам произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История пугачевского бунта". 20 лет буржуазных реформ довели Россию, что называется, до ручки. В декабре 2008 года в газете "Ведомости" руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, доктор экономических наук Евгений Гонтмахер высказал опасение, что в современной России может вспыхнуть бунт. Не исключено, что власти учитывают эту опасность, и прибегли к очередной пропагандистской антисоветской акции, отвлекающей внимание людей от сегодняшней жизни.

 

Валентин СИМОНИН.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.