«Советская Россия»: Размышления Фиделя Кастро о событиях в Лондоне
Сегодня началась встреча на высшем уровне стран G20. Эксперты по экономическим вопросам приложили огромные усилия – некоторые, имеющие опыт пребывания на важных международных постах, другие в качестве усердных исследователей. Тема сложна, язык нов и требует знакомства с терминами, экономическими данными, международными организациями и самыми влиятельными политическими лидерами в международной сфере. Отсюда наше стремление упростить и понятно объяснить, что происходит в Лондоне, как я это вижу.
Пусть никого не удивляет, что Обама станет звездой лондонской встречи. Он представляет самую могущественную и богатую страну мира. Ему благоприятствуют особые обстоятельства. Там нет Буша – лживого, циничного, воинственного и одиозного. Также нет и Маккейна – посредственного и невежественного, – именно благодаря поразительной победе Обамы, негра в стране с расовой дискриминацией, где большинство белых избирателей проголосовало за Маккейна, чего, однако, было недостаточно, чтобы компенсировать голоса более 90% американских негров и метисов, граждан латиноамериканского происхождения, бедняков и пострадавших от кризиса. Он только что был избран, тогда как у других лидеров G20 срок их мандата вот-вот завершится, а Обама, возможно, будет президентом Соединенных Штатов в течение восьми лет. Нет ничего удивительного, что известия, поступающие из Лондона, вращаются вокруг него.
Для мира важно, что оттуда проистечет, если проистечет хоть что-нибудь. У каждого из присутствующих имеются собственные национальные и даже личные задачи – в качестве политических лидеров, которых будет судить история.
Задача Обамы – прежде всего изменить имидж своей страны, несущей основную ответственность за трагедию, переживаемую миром; страны, которую международная общественность справедливо обвиняет в нынешнем сокрушительном экономическом кризисе, за что Обама не несет никакой политической ответственности. Как указывает бывший экономический глава Международного валютного фонда, а ныне профессор Массачусетского технологического института Джозеф Стиглиц: «Он должен был бы сказать, что он ни в чем не виноват, и что он старается решить кризис как можно скорее».
Его главный европейский союзник – премьер-министр Гордон Браун является хозяином саммита и отчаянно надеется изменить нынешнюю антилейбористскую тенденцию, порожденную глупостями его предшественника Тони Блэра. Обаме оказывают почести в Букингемском дворце, где он был принят вместе с супругой Мишель. Президент преподнес стареющей королеве плод новейшей американской технологии – современное цифровое воспроизводящее устройство плеер iPod с песнями и изображениями государственного визита королевы в Соединенные Штаты в 2007 году, а также книгу партитур, подписанную Ричардом Роджерсом. С ее величеством незачем было обсуждать мирскую встречу G20.
И напротив, Браун полностью делает ставку на решение кризиса. Он надеется изменить регулирование банковской системы, стимулировать экономический рост, расширить сотрудничество и покончить с протекционизмом. Он признает, что переговоры будут трудными.
Его девиз – «лучше смотреть вперед, чем назад». Ясно, что если избиратели смотрели бы назад, он получил бы очень мало голосов.
Стремление обоих союзников внутри G20 – минимизировать расхождения с Францией и Германией.
Саркози не скрывает своего неудовольствия политикой Соединенных Штатов. Он вспыльчив. Недавно он пригрозил покинуть встречу. Вчера он заявил радиостанции «Europe 1», что пока нет удовлетворительного решения по саммиту, хотя он и смягчил свои угрозы встать из-за стола, если не будет продвижения в направлении большего регулирования: «Я не буду присоединяться к саммиту, который не завершится большим регулированием». Он уверяет, что полномочные представители на переговорах не достигли никакого согласия.
В черновом коммюнике саммита, уже циркулирующем среди журналистов, говорится о мерах для восстановления глобального роста, сохранения открытости рынков и поощрения глобальной торговли. «Надо получить результаты, другого выбора нет», – настаивал вчера Саркози.
Обама объявил несколько дней назад, что Соединенные Штаты намереваются ввести изменения в свою систему регулирования и контроля в надежде, что это заявление удовлетворит часть европейских требований, перехватив у них одно из этих знамен.
Саркози отметил, что его стремление покончить с налоговыми раями совершенно серьезно.
Немецкий канцлер Ангела Меркель, чьи позиции очень близки к позициям Саркози, требует, чтобы решение не включало требования плана налогового стимулирования для развитых стран и не открывало обсуждения вопроса о создании новой международной валюты, чего требуют от G20 страны с развивающейся рыночной экономикой...
Расширение ресурсов Международного валютного фонда уже кажется реальным фактом. Президент Мексики сказал по прибытии в Лондон, что ведет переговоры с фондом о кредитной линии в 26 миллиардов евро. Вчера номер второй Международного валютного фонда Джон Липски сообщил в Лондоне, что МВФ предоставит Мексике кредитную линию в 47 миллиардов долларов, чтобы гарантировать наличие ликвидности в случае, если по причине кризиса ухудшится ситуация на рынках. Эта цифра больше той, о которой просила Мексика.
Поскольку Соединенные Штаты владеют большей частью акций в МВФ, без их поддержки такой кредит был бы невозможен, и это укрепляет влияние Обамы на лондонском саммите.
В сообщениях объявлялось, что Обама встретится в Лондоне с президентами России и Китая Дмитрием Медведевым и Ху Цзиньтао, чтобы побеседовать об острых проблемах, имеющихся у обеих стран в отношениях с Соединенными Штатами.
На двусторонних встречах сверхдержавы с двумя великими державами наверняка будут подняты экономические проблемы или, возможно, будет сообщено о решениях, терпеливо обсужденных и принятых силами их дипломатических представителей.
Сегодня, 2 апреля, я прочел пространное и подробное сообщение информационного агентства Синьхуа от 1-го числа, где говорится, что «президент Китая Ху Цзиньтао и президент Соединенных Штатов Барак Обама договорились сегодня, что их страны будут работать вместе, чтобы выстроить полноценные, позитивные, основанные на сотрудничестве отношения в XXI веке»...
Такое соглашение нельзя обсудить на одночасовой встрече. Оно уже было разработано во всех деталях.
Китай, чьи нынешние союзники на азиатском континенте вторглись на его территорию и разграбили его всего семьдесят лет назад, движется сегодня к тому, чтобы занять одно из высших мест в мировой экономике.
Это главный кредитор Соединенных Штатов, и он спокойно обсуждает с президентом этой могущественной страны правила, которые определят отношения между обеими странами в мире, чреватом рисками.
Быть может, сообщение Синьхуа информирует об одной из самых важных новостей, связанных с саммитом G20.
Саммит начался сегодня и сегодня же закончился, когда я еще писал эти строки. Удивительно!!!
Фидель Кастро Рус.
2 апреля 2009 года.