«Советская Россия»: Иван Мельников рассказывает о поездке во Вьетнам
Основной целью состоявшейся поездки явилось развитие межпарламентских связей между руководством России и Социалистической Республикой Вьетнам. За время поездки российская делегация ознакомилась с основными социальными и политическими институтами страны, а также посетили совместное российско-вьетнамское предприятие по геологической разведке и добыче нефти и газа «Вьетсовпетро».
С 14 по 20 декабря Социалистическую Республику Вьетнам с официальным визитом посетила делегация Государственной думы РФ во главе с заместителем председателя Государственной думы, первым заместителем Председателя ЦК КПРФ Иваном Мельниковым. На полосах партийной печати часто можно увидеть материалы о стойко развивающейся Кубе, о набирающем обороты красном Китае. О других государствах, где народ последовательно идет по пути социалистического развития, подробных публикаций не так много. О ходе визита во Вьетнам и впечатлениях от страны по возвращении из командировки «Советской России» рассказал Иван Мельников.
– Иван Иванович, кто входил в состав делегации, какими были цели поездки?
– В качестве заместителя председателя Государственной думы я курирую межпарламентские контакты с рядом стран, среди них Вьетнам, Китай и Куба. И это была широкая думская делегация с участием представителя МИД РФ. На таком уровне, уровне Государственной думы в целом, поездки совершаются не так часто. Более регулярно идет обмен делегациями на уровне представителей тех или иных отраслевых комитетов и групп дружбы. Главной целью нашего визита было не только поддержание, но и развитие межпарламентских связей между Государственной думой и Национальным Собранием СРВ. Ну а для меня также крайне важно и полезно было проанализировать опыт Вьетнама, который динамично развивается под руководством Коммунистической партии.
– Как много удалось увидеть?
– Немало. За неделю мы объехали все ключевые места, раскрывающие историю и культуру страны. Познакомились с основными политическими и социальными институтами. Несколько дней провели в северной части Вьетнама, в столице – Ханое. Остались просто грандиозные впечатления от посещения Мемориального комплекса национального героя Вьетнама Хо Ши Мина, под руководством которого страна обрела независимость и встала на путь построения общества социальной справедливости. Осмотрев комнаты, в которых он жил и работал, мы еще раз убедились, насколько аскетично, скромно жил этот выдающийся человек. Подобные впечатления у меня были после посещения рабочих кабинетов основателей Советского государства. И здесь: кровать, шкаф с книгами, портреты Ленина и Маркса на стене. Никакого намека на изыски. Видели стол заседаний, за которым принимались ключевые решения во время отражения американской агрессии: это жесткая деревянная мебель. Интересный факт, показывающий менталитет вьетнамцев: у них в языке вообще не существет понятия «мебель». Вместо этого используется – «изделия из дерева». Единственная роскошь, которая окружала лидеров вьетнамской национально-освободительной борьбы, – это потрясающая природа, красивейший пруд, который находится внутри резиденции Хо Ши Мина. Естественно, на центральной площади Бадинь мы возложили венки к Мавзолею, который был построен к 1975 году при содействии советских специалистов, и вьетнамские медики до сих пор продолжают сотрудничество с нашими учеными по сохранению тела первого президента Вьетнама. На мраморной плите при входе в Мавзолей высечено знаменитое изречение Хо Ши Мина: «Нет ничего дороже независимости и свободы». И, судя по общению с окружающими вьетнамскими товарищами, судя по атмосфере, для Вьетнама это не просто лозунг. Это то, с чем каждый живет в своем сердце, ведь вьетнамский народ на протяжении своей истории практически все время боролся за эти идеалы то с соседями по региону, то с французскими колонизаторами, то с США. И мирной жизнью он живет лишь последние лет двадцать пять.
Делегация также посетила один из древнейших культурно-исторических памятников страны – Храм литературы Ванмиеу. Он сооружен в 1070 году и является местом поклонения Конфуцию и вьетнамским ученым. Запомнилось, что многие элементы оформления выполнены в виде черепах, это символ мудрости и долголетия в культуре страны.
Удалось съездить в удивительное место – залив Халонг. Он является природной достопримечательностью страны и признан ЮНЕСКО мировым природным и культурным наследием. Акватория залива около 1500 кв. километров и насчитывает свыше 3000 островов. Один из этих островов носит имя летчика-космонавта Германа Титова. Вьетнамцы не случайно таким образом чтят его память, ведь Герман Степанович долгие годы был председателем Общества российско-вьетнамской дружбы. Представители администрации провинции и Общества вьетнамо-российской дружбы говорили со мной о возможности содействия России в создании монумента, посвященного Титову. Наша фракция активно поддержит эту инициативу вьетнамских товарищей.
Что касается южной части Вьетнама, то там мы посетили город Хошимин, который многие знают по старому названию – Сайгон. Это, по сути дела, торгово-экономическая столица страны. Побывали также в провинции Бария-Вунгтау. С представителями местной администрации шел разговор о том, чтобы увеличить поток российских путешественников на это удивительное побережье. В 2007 году Вьетнам посетило всего 40 тысяч наших граждан, в этом – уже порядка 70 тысяч. Но пока это капля в море миллионов туристов из других стран.
– Кажется, в тех же местах расположено и совместное российско-вьетнамское предприятие по геологической разведке и добыче нефти и газа «Вьетсовпетро»?
– Да, именно там, и посещение этой провинции было связано с желанием поближе познакомиться с работой этого предприятия. Нам показали прекрасный фильм, посвященный 25-летию «Вьетсовпетро» и напомнивший о том, как советские специалисты в начале 80-х годов по соглашению между странами приехали во Вьетнам осваивать месторождения: сами впервые приобретали навыки строительства и поддержания буровых установок на воде и обучали этому вьетнамцев. К сегодняшнему дню процесс обучения уже дошел до той стадии, когда в руководстве предприятия большинство ключевых позиций по праву заняли наши вьетнамские партнеры.
На сентябрь этого года общие поступления в госбюджет Вьетнама от деятельности совместного предприятия составили 27,1 млрд долларов. А прибыль России – 7,3 млрд. И Россия, и Вьетнам довольны этим многолетним сотрудничеством, и на сегодняшний день идет предметный разговор о его продолжении на перспективу после 2010 года. При этом стоит отметить разумный подход властей Вьетнама, которые после 2002 года ведут политику сокращения добычи нефти на экспорт с целью сбережения запасов месторождения и минимизации зависимости экономики от импорта нефти в будущем.
Не могу не сказать и о проблемах наших сограждан, работающих на этом предприятии. У нас сегодня много говорят о поддержке соотечественников за рубежом. Так там ведь целый городок из пятисот российских специалистов «Вьетсовпетро», – а вместе с женами и детьми это почти полторы тысячи человек, – и для них открытым является вопрос пенсионного обеспечения по возвращении в Россию. Никаких гарантий нет, хотя их труд приносит колоссальные средства в бюджет.
– Иван Иванович, теперь, наверное, о самом главном. О чем шла речь во время официальных бесед и переговоров, насколько высоким был уровень этих встреч?
– Уровень был максимальным. Так, в Ханое мы встретились с первым заместителем председателя Правительства Вьетнама Нгуеном Шинь Хунгом, а в Хошимине с председателем Национального Собрания Вьетнама Нгуеном Фу Чонгом и председателем Народного комитета города (мэром) Ле Хоанг Куаном. На этих встречах я рассказал вьетнамской стороне, что в России с интересом следят за достижениями страны в социально-экономической сфере, ее растущим авторитетом в международных делах. Наглядное подтверждение этому – избрание Вьетнама непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2008--2009 годы.
И все это были не формальные, не протокольные слова вежливости. Даже по оценкам Всемирного банка и Международного валютного фонда Вьетнам в течение последних нескольких лет входит в первую десятку наиболее динамично развивающихся экономик мира. В 2007 году был рекордный рост ВВП – 8,5%, в абсолютном исчислении это 71,2 млрд долларов, или 835 долларов на душу населения. И хотя сегодня, в связи с мировым кризисом, ситуация сложнее, следует узнать цифры: на чем держится экономика. Тогда будет понятно, какой запас прочности, какой вектор развития. В структуре ВВП преобладает промышленность – почти 42%. Значительную роль играет сфера услуг – 38%. При этом 75% населения занято в сельском хозяйстве, и Вьетнам стабильно является одним из лидеров по поставкам на мировой рынок риса, кофе, чая, черного перца, натурального каучука и некоторых других видов сельскохозяйственных культур. Средняя продолжительность жизни – 71 год. Или возьмем образование: уровень грамотности в стране почти 96%! Из 85 миллионов вьетнамцев около 23 миллионов – учащиеся. И нет в этом сомнений. Однажды в городе мы своими глазами видели колонну школьников, которая была до такой степени бесконечной, что казалось, будто дети ходят по кругу. А транспорт? Если еще десять лет назад основным доступным средством был велосипед, то сегодня его уже не отыщешь. Все пересели на не особенно дешевые мотоциклы и мотороллеры. Повсюду строится новое жилье.
В стране реализуется «политика обновления», когда под контролем Компартии проводится ряд рыночных преобразований. Но как аккуратно и умно это делается.
Однако, естественно, не бывает так, чтобы все было как в сказке – только розовой краской. Конкуренция в индокитайском регионе и вообще в Азии очень острая, и Вьетнаму непросто. Да и России работать в регионе все сложнее: экономическими и гуманитарными путями распространяют свое влияние американцы, французы, немцы. У нас за 2008 год торговый оборот с Вьетнамом составил около 1,5 млрд долларов. По словам вьетнамских коллег, к 2010 планируется 3 млрд, а к 2020 – около 10 млрд. Но это планы. А пока мы, по большому счету, довольно слабо используем имеющийся потенциал. И, несмотря на позитивную динамику торгово-экономического сотрудничества, а также взаимодействие в сфере образования, науки, культуры и ряде других сфер, вьетнамцы справедливо ждут от нас куда большего. Это, конечно, прямо не произносилось, но просто витало в воздухе: да, мы ваши верные друзья, но давайте крепить дружбу не разговором о ней, а практическими делами. Почему Россия ушла из Камрани? Никто не понимает. Почему французы за свой счет открывают французско-вьетнамские образовательные центры, а русский язык стремительно теряет популярность? Это результат недостаточного практического сотрудничества. Ведь стыдно было узнать, что в 90-е годы большинство из тех вьетнамцев, кто получил высшее образование в СССР, кто знает русский язык, были вынуждены идти на рынки, чтобы «снаряжать» российских челночников, а молодежь потянулась учиться в другие страны, в том числе в США. Сегодня в Ханойском государственном университете, который мы также посетили, созрела масса продуманных планов об усилении сотрудничества в образовательной области. И со стороны России нужен отклик.
Колоссальную работу в этих условиях проводит Общество вьетнамо-российской дружбы. Это огромные энтузиасты, которые всей душой расположены к России, к российскому народу, хорошо знают нашу культуру. Интереснейшие проекты предлагают. Организовать встречу ветеранов войны. Создать в Ханое торговый дом России, а в Москве – Вьетнама. Уже издают у себя специальный журнал общества, который предлагают сделать двуязычным и довести до российского читателя. И многое другое. Нужно оказывать поддержку и нашему Обществу российско-вьетнамской дружбы для содействия в реализации этих проектов.
– Раз уж разговор о конкретике, были ли в ходе визита подписаны какие-то документы или соглашения?
– Был подписан Меморандум с моей стороны от имени Государственной думы и со стороны заместителя председателя Национального Собрания Вьетнама Уонг Тю Лыу от имени Национального Собрания Вьетнама. Он уточняет и как раз конкретизирует по многим параметрам межпарламентское сотрудничество. Встречи и переговоры парламентских делегаций всех уровней будут не «вообще», а по заранее оговоренным конкретным темам, станем обозначать болевые точки и вместе искать варианты решений. Оформляется и договоренность найти форму для стажировки в России специалистов Национального Собрания для передачи опыта в нормативно-правовой работе.
– Насколько известно, была еще и ваша индивидуальная встреча с генеральным секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Вьетнама Нонг Дык Манем, который является по существу первым лицом государства?
– Да, такая встреча состоялась. Это действительно была встреча со мной индивидуально, так как я являюсь не только заместителем председателя Государственной думы, но и первым заместителем Председателя ЦК КПРФ. Мы беседовали около часа. Он поддержал подписанный Меморандум, но отмечу, что его интересовало не только то, что касается международного сотрудничества, но и ряд моментов внутренней политики России. Было заметно, что у него большой и искренний интерес к нашей стране, неравнодушное отношение и он хочет иметь как можно больше информации. Обсудили также происходящие в мире процессы, разворачивающийся кризис, говорили о значимости построения многополярного мира. Я рассказал генеральному секретарю и об итогах XIII съезда КПРФ, поблагодарил за участие в нем представительной делегации из Вьетнама.
Нонг Дык Мань от имени руководства партии и вьетнамского народа выразил признательность за неоценимую помощь, оказанную Вьетнаму в годы защиты и строительства государства советским и российским народами. Подчеркнул, что при проведении внешнеполитического курса Вьетнам придает большое значение отношениям с традиционными партнерами, особенно с Российской Федерацией. И выразил надежду на дальнейшее укрепление сотрудничества, активизацию обмена опытом между парламентами двух стран и нашими партиями в интересах наращивания российско-вьетнамского стратегического партнерства. Пожелал всему российскому народу и КПРФ новых успехов, а России процветания, благополучия и укрепления ее важной роли в региональных и международных делах. В заключение встречи я от имени Президиума ЦК КПРФ вручил генеральному секретарю нашу юбилейную медаль «90 лет ВЛКСМ», ведь в 1971 году Нонг Дык Мань окончил Ленинградский институт лесного хозяйства, и этот праздник ему понятен и близок.
– Что в сухом остатке впечатлений, Иван Иванович?
– В сухом остатке огромная благодарность за очень теплый прием нашей делегации. И мысль о том, что вьетнамцы, конечно, очень терпеливые люди. Посмотрите, как они прядут шелк и сколько кропотливого труда нужно, чтобы создать картину в их национальном стиле. Они, конечно, будут нас ждать, и долго. Но время ждать не будет. Потому что там, где нет нас, появляются другие. Со временем уйдет и так сильно сдружившееся поколение. Уверен, нужно сделать все, чтобы качественно, заметно вывести отношения наших стран на новый, более высокий уровень. Нужно обязательно быть там, где тебя так ценят, понимают и любят.