Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

США пытаются мутить воду вокруг выборов в Белоруссии. Выступление постоянного представителя Республики Беларусь при ОБСЕ

Информационный бюллетень посольства Республики Беларусь № 48 ОТ 26.09.2008 г.

KPRF.RU
2008-09-28 14:49

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ОБСЕ

А.СЫЧЁВА НА ЗАСЕДАНИИ ПОСТОЯННОГО СОВЕТА ОБСЕ

25 СЕНТЯБРЯ 2008 г.

 

В ответ на выступление делегации США

 

Уважаемый г-н Председатель,

 

Мы внимательно выслушали выступление делегации США.

Наша делегация несколько удивлена направленностью, временем и менторским тоном выступления посла США. Создается впечатление, что американская делегация посылает сигнал БДИПЧ о непризнании парламентских выборов со стороны США. Дай бог, я ошибаюсь! Ведь даже в упомянутом отчете БДИПЧ ОБСЕ, на который ссылается американская делегация, наряду с обозначенными вопросами, имеется указание на то, что власти действительно пытаются обеспечить нормальное проведение выборов. Считаем важным дождаться итогов голосования и уже после этого обсуждать как сами выборы, так и подходы к ним со стороны отдельных участников данного процесса.

Вместе с тем, учитывая характер выступления представителя США, хотелось бы акцентировать внимание на отдельных моментах.

Во-первых, намерение провести свободные и честных выборы в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь неоднократно подчеркивалось в заявлениях высшего руководства страны и председателя ЦИК Белоруссии.

В этом отношении нам непонятно стремление американской делегации дать негативную оценку избирательному процессу в Республике Беларусь. В частности, хочу опровергнуть тезис американского представителя о том, что 20% оппозиционных кандидатов не были зарегистрированы и только 3% оппозиционных представителей включены в состав окружных избирательных комиссий.

Избирательные комиссии применяли достаточно гибкий подход к процедуре регистрации кандидатов. К 28 августа 2008 г. (предельный срок подачи заявок) окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 75,6 процентов претендентов (276 из 365) в качестве кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания. В ходе предыдущих выборов было зарегистрировано в качестве кандидатов только 51,9 процент претендентов (359 из 692). Кандидатами в депутаты зарегистрировано почти 80 процентов заявленных представителей политических партий (92 из 117). Для сравнения, эта цифра в 2004 году составляла 47%. Выходит, что, по мнению уважаемого посла США, цифра в 80% является недостаточной.

Более того, несмотря на тот факт, что последний съезд Белорусского народного фронта (БНФ), где избирались претенденты на участие в парламентских выборах, был проведен с нарушением положений собственного Устава БНФ (только 14 из 64 делегатов съезда были выдвинуты с соблюдением положений Устава и были наделены необходимыми полномочиями) и по законным основаниям не являлся легитимным, избирательные власти в интересах проведения действительно состязательных выборов, применяя не ограничительный, а инклюзивный подход, приняли решение зарегистрировать выдвиженцев от партии БНФ в качестве кандидатов.

Наиболее распространенными причинами для отказа в регистрации были предоставление листов с недостоверными подписями, собранными в поддержку выдвиженца, а также неверные сведения, отраженные в декларациях о доходах и имуществе. Центризбирком самым тщательным образом рассмотрел все жалобы в отношении решений окружных избирательных комиссий по нерегистрации кандидатов и удовлетворил 8 из них.

В отношении представленности оппозиции в избирательных комиссиях хочу привлечь внимание делегаций к следующим фактам.

Из 151 члена политических партий в составе окружных избирательных комиссии 38 человек являются представителями оппозиции. В среднем в процентном отношении количество членов оппозиции в окружных избирательных комиссиях увеличилось в три раза: 32 процента всех заявленных оппозицией кандидатов прошли в 2008 году в окружные избирательные комиссии по сравнению с 10 процентами в 2004 году.

Теперь относительно выделения финансовых средств в эквиваленте 585 евро на агитацию. Республика Беларусь небогатая страна, но со здоровой экономикой. Мы стремимся не брать много в долг, а жить по средствам. Указанные средства выделяются из государственного бюджета.

Белорусские власти осознанно пошли на ограничение в использовании кандидатами дополнительных финансовых средств. Это, опять же, уравнивает возможности всех кандидатов. Иначе мы оказались бы в ситуации, когда речь идет не о соревновании политических программ, а о соревновании кошельков.

В этой связи хотелось бы также отметить, что вдвое увеличено количество бесплатно предоставляемого кандидатам времени на агитацию на радио и телевидении. Время трансляции изменено таким образом, чтобы радио- и телеаудитория была максимальной. Подчеркну, что количество времени в электронных СМИ абсолютно одинаково для всех кандидатов.

Несколько слов относительно присутствия международных наблюдателей на избирательных участках и досрочного голосования.

Честно говоря, меня удивляет настоятельный призыв американской делегации гарантировать присутствие наблюдателей на избирательных участках. Известно, что в Соединенных Штатах вообще не пускают наблюдателей на избирательные участки, а непослушные могут быть арестованы.

Тем не менее, разрешите сослаться на заявление Председателя ЦИК Белоруссии, которая, в частности, отметила, что "международные и внутренние, национальные, наблюдатели уполномочены присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться на избирательных участках во время процедуры голосования и подсчета голосов".

Что касается досрочного голосования, то не видим здесь особых проблем. Эта практика широко используется во многих государствах-участниках. До тех пор, пока в Белоруссии применяется обязательный порог явки избирателей на выборы (50% от общего числа избирателей), отказываться от института досрочного голосования было бы преждевременным.

Во время досрочного голосования по требованию международных наблюдателей участковые комиссии будут предоставлять информацию о количестве проголосовавших избирателей. Предприняты также особые меры в целях обеспечения сохранности избирательных урн, используемых для досрочного голосования – в конце каждого дня они опечатываются.

Одновременно в целях упорядочения списка избирателей Центризбирком совместно с Министерством внутренних дел Белоруссии выработали механизм, который позволит предотвратить возможность "двойного голосования" лиц, имеющих временную регистрацию. Местные органы милиции предоставят в участковые избирательные комиссии информацию о временно зарегистрированных на территории этих участков гражданах; имена этих граждан будут исключены из списков по месту их постоянной регистрации.

 

Господин Председатель,

В связи с проявленным интересом к белорусским парламентским выборам со стороны ряда государств-участников хотелось бы отметить следующее. Необходимо внимательно анализировать информацию, поступающую из Белоруссии от разных источников. Полагаем также неприемлемым давать однобокий анализ и предвзятую интерпретацию отчетов миссии БДИПЧ, включая манипулирование фактами. Важно отделять собственно факты от пропагандистских акций не столько самих кандидатов, а скорее, определенных политических группировок. Не секрет, что некоторые из них, осознавая реальный уровень своей поддержки в обществе, не ставят перед собой задачу победить на выборах. Их, как представляется, даже больше интересует срыв выборов, создание той скандальной атмосферы, в которой они привыкли работать. Только так можно объяснить факт снятия с выборов отдельных кандидатов по надуманным причинам, хотя для свободного участия в выборах были созданы все условия. Дело даже не в том, что такие действия создают нездоровую атмосферу накануне выборов. Кандидат, снявшийся с выборов, по сути, демонстрирует неуважение к тем избирателям, которые поставили за него подписи во время выдвижения.

Наша делегация неоднократно информировала Постоянный совет о предпринимаемых белорусскими властями мерах по обеспечению свободных и справедливых парламентских выборов, о шагах, направленных на обеспечение прозрачности процесса и создание равных условий для кандидатов. Нет необходимости вновь озвучивать эту информацию – ее можно найти на сайте нашей делегации, в том числе и на английском языке (www.austria.belembassy.org/dee/events). Готовы также предоставить дополнительную информацию всем заинтересованным, включая делегацию Соединенных Штатов.

 

И последнее, господин Председатель!

В целях обеспечения открытого и транспарентного избирательного процесса в соответствии с обязательствами ОБСЕ Белоруссия заблаговременно и без каких-либо ограничений пригласила международных наблюдателей, включая БДИПЧ и ПА ОБСЕ, осуществить наблюдение за предстоящими выборами.

В настоящее время в ЦИК Белоруссии аккредитовано 890 международных наблюдателей, включая 487 – от ОБСЕ (из них 416 – от БДИПЧ ОБСЕ и 71 – от ПА ОБСЕ), 392 – от СНГ, 10 – от дипломатического корпуса, аккредитованного в Белоруссии, 1 – по линии двусторонних связей ЦИК.

Как миссия БДИПЧ ОБСЕ, так и миссия СНГ заявили о своем удовлетворении по поводу конструктивного отношения белорусских властей к международным наблюдателям, отметив при этом, что все их просьбы были выполнены и им предоставлена исчерпывающая информация о текущем избирательном процессе.

Мы очень надеемся, что делегации здесь, в Вене, в отличие от делегации США, проявят объективный и конструктивный подход при оценивании ситуации вокруг выборов в Белоруссии. Мы также надеемся, что и миссия БДИПЧ в Минске проявит профессионализм и выдержку в ходе наблюдения.

 

Спасибо, г-н Председатель!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.