«Советская Россия»: Нельсон Манделе – копьё нации
18 июля 2008 года лауреату Ленинской и Нобелевской премий мира, всемирно известному лидеру освободительного движения Южной Африки, бывшему президенту ЮАР и бывшему политическому заключенному Нельсону Манделе исполняется 90 лет.
Выдающегося борца за свободу поздравил с юбилеем Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов. "Мы убеждены, — подчеркивается в телеграмме, — что разгром апартеида в Южной Африке, в который Вы внесли огромный вклад, является залогом неизбежной ликвидации и режимов апартеида в Европе".
Он обрел огромную известность в середине 80-х годов, когда кампания за его освобождение обрела подлинно мировой характер, а его выход из тюрьмы стал восприниматься как залог предотвращения назревавшей гражданской войны. Мало кто помнит, однако, что первая мощная кампания в поддержку Манделы и его товарищей развернулась еще в начале 60-х годов, когда они предстали перед судом по обвинению в государственной измене и им грозила смертная казнь. Тогда всем миром удалось добиться того, чтобы их осудили "всего лишь" на пожизненное заключение.
Но это была та же смертная казнь. Они были заживо погребены в мрачной тюрьме на острове Роббен. В стремлении искоренить даже воспоминания об этих людях режим апартеида запретил публикацию в прессе их фотографий. Долгие 27 лет мир не знал даже, как выглядит Нельсон Мандела.
А ведь поначалу ничто не предвещало столь бурной судьбы. Происхождение Манделы из верхушки одного из влиятельных кланов этнической группы коса и учеба в единственном в стране "университете для черных" в Форт-Хейр гарантировали ему высокое положение в племенной иерархии. Однако мятежный дух начал сказываться еще в юности.
Отвергнув попытки ректора университета и вождя своего клана втиснуть его в рамки колониальных "правил игры", Мандела на свой страх и риск отправился в крупнейший промышленный центр страны – Йоханнесбург, где много месяцев жил впроголодь, не имея постоянной работы и крыши над головой. Так начались его "рабочие университеты".
Погружение в повседневную жизнь черного рабочего без всяких учебников показало ему страшную несправедливость системы апартеида. Среди его новых знакомых нашлись люди, которые объяснили ему суть происходящего и как с этим бороться. Среди них было немало коммунистов.
Мандела начал работать и учиться. Он стал одним из первых в Южной Африке черных адвокатов, и он защищал прежде всего африканцев, которых в "белой" Южной Африке не считали за людей. Одновременно он все основательней включался в деятельность Африканского национального конгресса (АНК) – старейшей на континенте политической организации черных, созданной еще в 1912 году.
Нельсон Мандела не был политиком в привычном для нас смысле слова. Он не рвался в парламент, да это было невозможно, ибо африканцы были начисто лишены политических прав. Для Манделы участие в политической борьбе было формой существования. Он жил одной жизнью с народом. Несмотря на высокое происхождение, он подвергался дискриминации точно так же, как черный рабочий или неграмотный крестьянин, работающий на белого фермера. Он был неотъемлемой частью народа. Именно это сделало его столь успешным и столь популярным.
Мандела, несмотря на юридическое образование, не был теоретиком освободительной борьбы. Он был одним из инициаторов создания в 1943 году Молодежной лиги, которая превратила АНК в боевую организацию, в конечном счете опрокинувшую режим апартеида. В 1947 году его избрали в состав руководства АНК в провинции Трансвааль. Как он потом вспоминал, " до этого жертвы, которые я приносил, сводились к отсутствию дома по выходным дням. Я еще не понимал опасностей жизни борца за свободу. Но с этого момента я связал себя с АНК телом и душой. Борьба, как я вскоре понял, имела всепоглощающий характер.
Человек, вовлеченный в борьбу, – это человек, лишенный семьи. Однажды мой пятилетний сын спросил мою жену: "А где живет папа? " В ходе борьбы менялись взгляды Манделы. Он начинал как африканский националист, поначалу даже отвергавший помощь "белых" коммунистов. Но постепенно он пришел к пониманию значения марксизма. Это проистекало и из калибра личностей товарищей по АНК, которые одновременно были лидерами Компартии, и из знакомства с марксизмом: " Я приобрел собрания сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и других и принялся изучать диалектический и исторический материализм. Меня глубоко привлекла идея бесклассового общества, которая была для меня созвучна традициям Африки. Я стал приверженцем основополагающего принципа Маркса: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Диалектический материализм казался мне прожектором, освещающим мрачную ночь расового угнетения, и одновременноин- зультатом многолетней, упорной борьбы буквально на каждом участке жизни тюрьмы.
Мы все время говорим "Мандела и его товарищи", ибо они неотделимы. Они вместе занимались планированием политических кампаний и боевых операций, они вместе предстали перед судом, они вместе проводили долгие десятилетия тюремного заключения. Это Уолтер Сисулу, Гован Мбеки, Ахмед Катрада, Элиас Мотсоаледи, Эндрю Млангени, Раймонд Мхлаба. Режиму апартеида не удалось похоронить их заживо. Популярность их росла с каждый годом.
Манделе не раз тайно предлагали освобождение. Условие было одно и внешне несложное: отказаться от поддержки вооруженной борьбы и участия в политической деятельности. Первый раз такое предложение ему сделали еще в 1976 году. Каждый раз он отказывался. Мандела предпочел провести в тюрьме еще 14 лет. Но теперь уже он определял условия и даже сроки своего освобождения. Теперь уже министры приезжали в тюрьму, чтобы вести с ним переговоры.
И это при том, что режим апартеида с его мощным и свирепым военно-полицейским аппаратом казался тогда непобедимым. Мало кто во внешнем мире верил в силу АНК. Но в свою неизбежную победу твердо верило черное население Южной Африки. И олицетворением этой веры был Нельсон Мандела, находившийся в пожизненном заключении.
Он пробыл в тюрьме 27 лет. Но 11 февраля 1990 года он вышел из нее победителем. Через четыре года после его освобождения, 27 апреля 1994 года, АНК в союзе с Южноафриканской коммунистической партией и Конгрессом южноафриканских профсоюзов победил на первых в многовековой истории страны всеобщих выборах, набрав 62,6% голосов. 76-летний Нельсон Мандела стал первым африканцем – президентом Южной Африки.
В том, что противоборство в ЮАР не вылилось в кровавый хаос, в историческом примирении белых и черных чрезвычайно велика роль Манделы и других лидеров АНК, которые пошли на серьезные компромиссы с белым меньшинством.
Но, как ни парадоксально, чуть ли не вплоть до своего 90-летия Нельсон Мандела находился в американском официальном списке… международных террористов.
Он заплатил дорогую цену за преданность идее национального освобождения. Его первый брак распался, второй брак – с Винни Манделой – длился в нормальном, человеческом смысле всего два года, после чего он почти на три десятилетия оказался в тюрьме. Дети выросли без него. Когда он вышел из тюрьмы, они были уже взрослыми.
Мандела – большой друг нашей страны. В его доме до ареста висела картина "Штурм Зимнего дворца в 1917 году". Одна из его любимых книг, которую он постоянно перечитывал в тюрьме, – " Война и мир " Льва Толстого. На острове Роббен заключенные иногда смотрели на карту Земли, и само сознание того, что самая большая страна в мире – Советский Союз – на их стороне, внушало им чувство огромного оптимизма. Первая страна за пределами Африки, которую Мандела хотел посетить после выхода из тюрьмы в знак признательности за ее огромный вклад в освобождение его и его народа, был СССР. Но Горбачёв уклонился от встречи с ним…
Этот человек, который почти треть жизни провел в тюрьме, буквально излучает обаяние. И это не тщательно выработанное внешнее обаяние профессионального политика. Это нечто исходящее изнутри. Он любит людей, и люди любят его. Он обладает прекрасным чувством юмора. Когда в день исторических выборов в апреле 1994 года шутник-журналист спросил его, какую партию он поддержит, Мандела – лидер АНК – не моргнув глазом ответил: "Вы знаете, я сегодня всю ночь не спал, думал, за кого же мне проголосовать?" Популярность его в мире настолько велика, что в "народном" Лондоне, в знаменитом Гайд-парке, недавно прошел грандиозный концерт в его честь с участием мировых звезд, а "официальный" Лондон, с благословения которого Манделу 27 лет держали в тюрьме, ныне лицемерно изощряется в выражениях почтения к этому великому человеку.
Нельсон Мандела и в свои 90 по-прежнему в строю. По его словам, " я проделал такой долгий путь к свободе. Но, взойдя на один огромный холм, обнаруживаешь впереди еще много холмов, на которые нужно взобраться. Я остановился на мгновение, чтобы отдохнуть, посмотреть на великолепные виды вокруг, бросить взгляд на дорогу, которую прошел. Но я могу отдыхать только мгновение, ибо со свободой приходит ответственность. Мой долгий путь еще не окончен" .
струментом, позволяющим покончить с этим угнетением. Марксистский призыв к революционному действию звучал музыкой для борца за свободу".
Режим апартеида тоже понимал неразрывную связь национально освободительного движения и борьбы за социализм: репрессии против активистов АНК осуществлялись в соответствии с законом… "О подавлении коммунизма".
Получивший две престижнейшие премии мира Нельсон Мандела отнюдь не был пацифистом. Он изначально был бойцом. Даже увлечение боксом свидетельствовало об этом. Но он не был "экстремистом". Пока это было возможно, адвокат и политический лидер Нельсон Мандела пытался изменить ход событий, действуя в рамках законов. Даже откровенно дискриминационных законов, созданных сугубо для защиты интересов привилегированного белого меньшинства.
В 50-х годах у черных южноафриканцев еще были легальные возможности для сопротивления. Поддержка АНК ширилась. По оценке Манделы, " АНК превратился в подлинно массовую организацию, с закаленными активистами, не боявшимися полиции, судов и тюрем ". Но в марте 1960 года АНК и ряд других политических организаций были запрещены. Жестокие репрессии сокрушили сопротивление. На страну опустилась ночь апартеида.
Адвокат Нельсон Мандела возглавил вооруженную борьбу. Это было непростое решение. По его признанию, " мы вновь и вновь использовали ненасильственные методы – речи, депутации, марши, забастовки: все было бесполезно, мы везде наталкивались на железный кулак. На каком-то этапе с огнем можно бороться только при помощи огня. Мы стали на новый, более опасный путь – путь организованного насилия " . Мандела стал первым главнокомандующим созданными в 1961 году боевыми отрядами АНК – " Умконто ве сизве " ( " Копье нации " ) . Взрывы 16 декабря 1961 года самодельных бомб, заложенных бойцами "Умконто" под административные здания расистского режима, под линии электропередач и трансформаторные подстанции, всколыхнули не только здания, но и устои белого режима, привыкшего к рабскому подчинению миллионов черных сограждан.
Мандела ушел в подполье еще до запрета АНК, навсегда порвав с жизнью нормального семейного человека. Но, по его словам, " это было нечто такое, что я обязан был сделать ", чтобы завоевать право своего народа на человеческое достоинство. Он очень тяжело переживал разлуку с детьми и при каждой возможности стремился повидаться с ними. Но такие возможности появлялись все реже. После запрета АНК Мандела неутомимо ездил по стране, создавая вооруженные группы, тайно выезжал за границу в поисках поддержки. Он искал ее в Африке и в Европе. Африка помочь мало чем могла. Европа не хотела. В конечном счете основной опорой политической и вооруженной борьбы АНК стал Советский Союз. Но это случилось позднее, когда Мандела был уже в тюрьме.
Полиция ЮАР полтора года не могла схватить его. Утверждают, что аресту Манделы способствовали спецслужбы США, имевшие сеть агентуры в ЮАР. В августе 1962 года Мандела был задержан, а затем осужден на 5 лет тюрьмы за незаконный выезд из страны. Однако через несколько месяцев, в июле 1963 года, группа его соратников была арестована на подпольной штаб-квартире "Умконто ве сизве" в Ривонии близ Йоханнесбурга. Последовал Ривонийский судебный процесс против руководителей вооруженной борьбы. Мандела вновь предстал перед судом.
Весь мир облетели тогда знаменитые слова Манделы на процессе: " Я предан идеалу демократического и свободного общества, в котором все люди живут в гармонии и пользуются равными возможностями.
Это тот идеал, который я лелеял всю свою жизнь. И это тот идеал, за который я готов умереть ". Это не было громкой фразой. Он произнес эти слова, ожидая смертного приговора. Столь глубоко было убеждение Манделы и его товарищей в правоте их дела, что они готовы были пойти на виселицу, не прося о пощаде. Но под мощным международным давлением режим апартеида не решился казнить их.
Тюрьма особо строгого режима на острове Роббен была призвана сломить Манделу и его товарищей. Их уделом была скудная, почти несъедобная пища, отсутствие медицинской помощи, ежедневные издевательства, каторжный труд. Одним из тяжелейших испытаний была прерванная связь с семьей. Заключенным разрешали написать и получить одно письмо раз в полгода. Их часто лишали и этого. Разрешалось свидание с родными раз в два года. Всего на полчаса, через толстое стекло и в присутствии надзирателя.
Нельсона лишили даже таких встреч раз в два года. В автокатастрофе погиб его старший сын, умерла его мать, подвергалась репрессиям жена, маленькие дети оставались без матери и отца. Нельсон Мандела не фанатик, он живой человек. В тюрьме он мучительно размышлял: " оправданно ли поведение человека, который приносит в жертву благополучие своей семьи ради благополучия других, правильный ли я выбрал путь? " Но, несмотря на моральные страдания, " я неизбежно приходил к выводу, что избрал верный путь".
Мандела и его товарищи превратили тюрьму в своеобразный "университет", в котором заключенные, зачастую неграмотные и далекие от политики, узнавали о причинах и содержании освободительной борьбы, включались в нее. И порядки на острове Роббен начали меняться. Тюрьма начала фактически переходить под контроль политзаключенных. Все это было, разумеется, ре-