Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Советская Россия»: Ирландцы отвергли Лиссабонский договор — новый проект конституции ЕС. Комментарий председателя Международной комиссии ЦК КПРФ В.Н.Тетекина

В минувшую пятницу в Ирландии произошло политическое землетрясение. Народ этой страны на референдуме отверг Лиссабонский договор – конституцию Евросоюза. "За" проголосовали 46,6% ирландцев, "против" – 53,4%. И это несмотря на то, что ирландцы подвергались сильнейшему давлению, дабы побудить их поддержать этот документ.

Вячеслав Тетёкин («Советская Россия»)
2008-06-17 07:13

К этому времени Лиссабонский договор уже ратифицировали парламенты 18 из 27 стран – членов ЕС. Все вроде шло к тому, что и в остальных странах проблем не возникнет. Ведь Ирландия – единственная страна, где такие решения должны приниматься только через изменение конституции и соответственно через референдум. Но ирландцы опрокинули показное единодушие парламентских верхушек других стран.

Основными противниками договора стали крестьяне и жители городских рабочих кварталов. Фермеры недовольны аграрной политикой ЕС, рабочие недовольны наплывом поляков, эстонцев, литовцев и латышей, готовых работать за мизерную зарплату и отбивающих у них работу. Ирландцы, придерживающиеся нейтралитета, не хотят также платить за содержание общеевропейских вооруженных сил.

Верхушка Европы раздражена.

Нация, составляющая всего 1% населения ЕС, "тормознула" победный марш новой евроконституции. Ирландцам напоминают, что после вступления в ЕС они получили субсидии в размере 50 миллиардов долларов. И вдруг такая неблагодарность…

Напомним предысторию. Проект конституции ЕС в 2005 году был выставлен на референдумы в странах – членах Евросоюза. Вожди Европы надеялись, что избиратель-обыватель, не особенно вникая в юридические подробности, проглотит блюдо, предложенное кулинарами из Брюсселя (где располагается Еврокомиссия – правительство ЕС).

Народ, однако, в Европе искушенный, издавна привыкший не особенно доверять своим правительствам и при необходимости свергать их. Для жителей Западной Европы болезненным последствием расширения ЕС стало нашествие дешевой рабочей силы из Восточной Европы. "Польский водопроводчик", готовый на все ради нескольких евро, стал символом угрозы процветанию западноевропейца. Избиратели Франции и Голландии на референдумах завалили проект евроконституции.

Придя в себя от шока, вожди Евросоюза упростили текст документа (но все равно в нем осталось 280 страниц) и сговорились протолкнуть его через ратификацию в парламентах, дабы не вверять столь судьбоносное решение в руки неразумного избирателя. Однако в нем осталось главное, ради чего все это и затевается: вводится пост президента Европы и общего министра иностранных дел c широкими полномочиями. То есть продолжается создание наднациональных органов, которые и так уже забирали у стран ЕС изрядную часть их суверенитетов. Брюссельская бюрократия уже достала всех, а она пытается добавить себе новые полномочия. Хотя жизнь рядового европейца от этих новшеств лучше не становится.

Европейцы, не в пример россиянам, реагируют на ущемление их прав весьма бурно. Последние годы мы наблюдали постоянную борьбу трудящихся за сохранение своего жизненного уровня, от которого буржуазные правительства и крупный бизнес ЕС (что, впрочем, одно и то же) отщипывают один кусочек за другим. Ныне пренебрежение интересами простого человека вылилось в непрекращающиеся бунты рыбаков и водителей-дальнобойщиков в Испании и Португалии. У Европы есть деньги на компенсацию резкого роста цен на горючее. Но эти деньги уходят на колониальную войну НАТО в Афганистане…

У народов малых европейских государств возникает также впечатление, что реформа ЕС затеяна в интересах крупных стран, что малые страны вообще будут отодвинуты от принятия решений: предполагается к 2014 году сократить число еврокомиссаров с нынешних 27 до 17 (лишив малые страны представительства в Еврокомиссии) и фактически отвергнуть принцип консенсуса.

Сопротивление народов Европы вызвано не тем, что у обывателя забирают дорогие ему сердцу символы независимости. Дело в том, что создаваемое общеевропейское государство имеет четко выраженный классовый характер. Речь изначально шла не просто об объединении Европы (все умиляются исчезновению границ), а об объединении крупного капитала Европы, чтобы противостоять американским и азиатским конкурентам.

Но для успешной конкуренции с США и Азией нужно снижать издержки производства: максимум прибыли – минимум затрат на собственного рабочего. Что и происходит сейчас в Европе. Народ – против. Провал Лиссабонского договора на референдуме в Ирландии показывает, насколько далеки парламенты от настроений и интересов простых людей. Если парламентская ратификация договора проходила без сучка и без задоринки, то первый же референдум напрочь опрокинул благостную картину единодушия.

В России КПРФ тоже выступает с инициативой референдума. И эта идея уже сталкивается с ожесточенным сопротивлением власти, которая не желает слышать голос народа, ибо справедливо предполагает, что народ России, как и в Ирландии, хочет чего-то иного, нежели "элита".

Что дальше? ЕС ввергнут в кризис, и прием новых членов будет заморожен. Европейские лидеры призывают продолжать процесс ратификации в парламентах. Мол, получим согласие 26 членов ЕС, а потом посмотрим, что делать с Ирландией. Переломить через колено ирландцев, известных своей стойкостью, однако, непросто. Семь лет назад именно они на референдуме высказались против расширения ЕС. Тогда ирландцев заставили-таки переголосовать. Теперь такое вряд ли получится…

Очевидно, будут идти поиски способов обойти ирландское вето. А пока среди вождей ЕС царит растерянность. Столько времени и усилий потрачено, чтобы преодолеть последствия провала евроконституции три года назад, и вновь фиаско. Не очень-то хотят европейцы объединяться на условиях крупного капитала. Очевидно чуют, что этот "праздник жизни" затевается не для них.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.