Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Советская Россия»: Интервью депутата фракции КПРФ Ю.А. Квицинского по вопросу признания независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья

Международному сообществу послан сигнал: коль признали независимость Косова – придется признать независимость Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики. Процедура не потребует от сообщества финансовых затрат. Если экономику независимого Косова Западу пришлось взять на долларовое и евро-содержание, то приднестровцы, абхазы и югоосетины уже доказали, что способны развиваться как самостоятельные государства.

KPRF.RU – «Советская Россия» Галина Платова
2008-03-15 15:37

Об этом шла речь в Госдуме 13 марта на парламентских слушаниях "О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращения к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики", которые провел думский комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Невиданное число представителей различных ведомств, политических и общественных движений, российских регионов, парламентариев всех уровней и, разумеется, от указанных республик собралось на слушания. Приходится только удивляться, почему руководство Госдумы ограничило такую важнейшую политическую акцию стенами Малого зала, а Большой зал в это время пустовал. Участникам слушаний не хватило мест. Многим, в том числе и депутатам, пришлось стоять и сидеть в проходах между рядами кресел. В Госдуме давно не было такого аншлага. Только по списку должно было прибыть 350 человек. Но собралось значительно больше. И это не только многочисленная пресса, но и активисты общественных, особенно патриотических, организаций и движений. Люди жаждали усилить позицию о признании независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья.

"Право народов на самоопределение приобретает в мировой политике приоритетное значение. После признания независимости Косова сложилась максимально благоприятная обстановка для признания независимости Абхазии", – подчеркнул в своем выступлении спикер парламента Республики Абхазия Нугзар Нуриевич Ашуба. Ту же мысль относительно своих государств высказали заместитель председателя парламента Республики Южная Осетия Юрий Альбертович Дзиццойты и председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Евгений Васильевич Шевчук.

Эти республики давно стучатся в двери России. Вначале они хотели напрямую войти в состав РФ, ссылаясь на то, что их народы связаны многовековой историей с Россией. Теперь вопрос концентрируется на признании независимости государств, возникших после того, как безответственные деятели Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали соглашение о развале Советского Союза. Это обернулось для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья огромной трагедией. Им пришлось пережить войны, гибель своих граждан, экономические блокады, геноцид. Помощь приходила, главным образом, только от России.

"Казус Косова" позволил республикам снова и уже более жестко настаивать на признании своей независимости. Соответствующие обращения они направили во все международные организации, в руководящие органы РФ, в том числе и в Госдуму.

"Руководствуясь высшими интересами граждан Абхазии, являющихся в своем абсолютном большинстве и гражданами России, парламент Республики Абхазия 18 октября 2006 года единогласно принял постановление, в котором обратился к президенту РФ, Совету Федерации и Государственной думе Федерального собрания РФ с предложением признать независимость Республики Абхазия", – гласит решение абхазских депутатов.

"Становление и правовое оформление Республики Южная Осетия произошло до международного признания нынешнего грузинского государства. Южная Осетия не нарушала и не нарушает территориальной целостности Грузии. В 1989–1992 гг. Южная Осетия подверглась открытой военной агрессии и геноциду со стороны Грузии. Только благодаря решительной позиции РФ в июле 1992 г. кровопролитие на земле Южной Осетии было остановлено. С тех пор для народа Южной Осетии Россия и осуществляемая под ее эгидой миротворческая операция являются единственным гарантом мира и безопасности", – заявляют югоосетины.

"На референдуме о независимости Приднестровской Молдавской Республики 97,2% приднестровцев, принявших участие в голосовании, высказались за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровья к РФ", – подчеркнул Е.Шевчук.

От руководства Госдумы слово держала вице-спикер Л.Слиска.

Нельзя было не заметить, что на слушаниях такого высокого политического значения отсутствовали первые лица – спикер Грызлов, министры правительства, председатели думских комитетов по обороне, по безопасности, по экономической политике. Формат был выдержан на уровне вторых и третьих по рангу чиновников. Факт немаловажный.

Он позволяет предположить, что для руководства РФ такая стратегическая государственная задача, как признание независимости трех республик, воспринимается с большой осторожностью.

Интервью Ю.А. Квицинского

После завершения слушаний их участники стали подходить к прессе делиться впечатлениями и давать комментарии. Журналистов интересовало, как разрешилась основная интрига: приняты ли рекомендации, в которых якобы содержалось требование о неотложном признании независимости трех республик. С этим вопросом корреспондент "Советской России" обратился к Юлию Александровичу Квицинскому, выступившему на слушаниях от имени фракции КПРФ. Юлий Александрович был удовлетворен тем, что позицию коммунистов на скорейшее признание независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья разделило подавляющее большинство участников слушаний. Но одновременно он испытывает опасения, что у руководства РФ сохраняется желание замотать решение вопроса в пустых разговорах.

– Как протекала "закрытая" дискуссия?

– Не удалось, как того хотела официальная сторона (ее представлял статс-секретарь, зам. министра иностранных дел Григорий Карасин), ограничиться заготовленным комитетом по делам СНГ проектом рекомендаций в адрес исполнительной власти. Было подхвачено предложение К.Затулина сосредоточиться на главном вопросе: признавать – не признавать. Ответа на этот вопрос ждет как население России, так и население непризнанных республик. Затулин высказался за то, что надо признавать… И его поддержали участники слушаний.

Было много выступающих, до 25 человек: в том числе от Министерства транспорта, миграционной службы, от Краснодарского края… Большинство заканчивали выступления словами "надо признавать, пришло время".

Иное мнение звучало только от МИД РФ и со стороны нескольких "единороссов". Они предлагали не торопиться с признанием, поскольку оно якобы может угрожать территориальной целостности России и быть использовано для активизации националистических выступлений, например на Северном Кавказе. Но с ними не согласились. Как можно нанести ущерб единству и целостности России, если она будет прирастать за счет новых территорий?

– Прирастать с точки зрения геополитического влияния?

– Прирастать Россия должна во всех смыслах. Разговор шел, что называется, без дураков, достаточно откровенный, без сглаженных формулировок. Конечно, приводился довод о том, что мы не должны уподобляться нарушителям международного права и "обезьянничать", повторяя действия Запада в отношении Косова. Говорили, что лучше блюсти международное право. Это вызвало нарекания. Собравшиеся не поддержали это. Я же сказал: отстаивать международное право можно тогда, когда есть для этого сила и готовность к соответствующим действиям. Когда их нет, тогда отстаивание международного права – не более чем фигура речи, которая при столкновении с реальностью неизбежно оборачивается конфузом. И этот конфуз мы наблюдаем сейчас. Помнится, руководство РФ грозилось, что в случае отделения Косова от Сербии со стороны России последуют ответные шаги в отношении непризнанных государственных образований на территории бывшего СССР. А сейчас фактически происходит заматывание этого вопроса, о чем свидетельствует и проект рекомендаций комитета по делам СНГ.

– И что было в проекте?

– Самое революционное – это призыв к правительству пересмотреть формат отношений с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. По сути дела, это лишь повтор формулировок прошлого заявления Госдумы по данному вопросу. После этого заявления, как известно, никакого пересмотра не было.

В течение более десятка лет непризнанные республики обращаются к России с просьбой принять их, признать, рассмотреть… а мы здесь занимаемся словесной эквилибристикой, лишь бы уйти от решения вопроса. Такая политика дискредитирует Россию в глазах всех и вся – и собственного населения, и населения этих трех республик, и Украины, и Крыма, где ждут нашей поддержки.

Г.Б.Карасин в своем выступлении сообщил, что В.В.Путин на переговорах с Саакашвили заявил: если Грузия собирается в НАТО, то вступать будет без Абхазии и Южной Осетии. Ну, а если Грузия не вступит, то Абхазия и Южная Осетия будут оставаться в составе Грузии? Это невозможно. Можно и другое представить: Грузия входит в НАТО, а Абхазия и Осетия остаются в неопределенном статусе, который неизвестно чем закончится и для нас, и для абхазов, и для осетин. Все это достаточно непонятно.

Далее: что означают слова об изменении формата отношений с этими государствами? Всего лишь оттягивание решения о признании указанных республик. Туда российский президент пошлет уполномоченных представителей, укрепит миротворческие силы, мы будем развивать общие пространства – культурные, еще какие-то… Это все паллиативы, не решающие главный вопрос.

Я высказал следующую точку зрения. Косовским решением Запад создал международный кризис, который дает нам возможность ответить адекватными мерами и обеспечить свои национальные интересы. Нам бросили мяч, и теперь надо только иметь желание и волю пнуть его… Если мы сейчас этого не сделаем, то в последующем, если захотим вернуться к вопросу о признании независимости этих государственных образований, сделать это будет несравненно труднее. Потому что тогда уже мы, а не они создадим кризис и нас обвинят в нарушении международного права. Надо действовать немедленно, сейчас. Но, как следовало из слов официальных представителей, у российского руководства нет четкой внешнеполитической стратегии. До сих пор нет. Это не только мое мнение.

– Может, руководство России надеется этими разговорами заменить решение о признании независимости республик?

– Вполне возможно, что в руководстве России есть определенные круги, которые хотели бы с помощью "сильных" словесных заявлений вроде таких, как "мы не потерпим", "мы будем хранить международное право", "мы, ужо, им покажем", создавать видимость активной политики, а на практике ничего не делать.

Г.Л. Мурадов, руководитель международного отдела московской мэрии, удивлялся странностям такого поведения. Получается, что, если на нас кто-то напал без формального объявления войны, мы должны отвечать, что ради соблюдения международного права защищаться не будем. Ну, в таком случае надают нам по шее, а мы будем утешаться тем, что сохраняем международное право.

Обратило на себя внимание, что и значительная часть "единороссов" из числа новых депутатов выступала в унисон с большинством участников слушаний, требуя признания трех обратившихся к России республик. Дискуссия пошла, одним словом, не по той линии, которая намечалась устроителями парламентских слушаний. Это говорит о том, что у нас в стране сложилось единство мнений по данному вопросу.

Ведь что получается? Москва цепляется за статус-кво, который был создан еще в начале 90-х годов со всеми его издержками и несовершенствами. Другая же сторона напористо пытается изменить этот статус-кво, систематически создает новые факты в отношениях с Абхазией, с Южной Осетией, с Приднестровьем, обращается в НАТО и другие места со своими требованиями. То есть наши оппоненты играют на изменение, а мы держимся за то, что сохранять до бесконечности невозможно. И мы обязательно проиграем, если не предпримем адекватные действия для обеспечения своих национальных интересов. Если они с помощью косовского кризиса нарушили международное право и украли с шахматной доски важную фигуру, то нечего в этих условиях пытаться играть дальше по правилам. Надо сбросить с доски все фигуры и сказать: давайте начинать с новой расстановки фигур. Иначе вести себя неразумно.

– Если признание этих республик последует только со стороны России, как может развиваться ситуация в дальнейшем?

– Пусть мы сначала останемся в одиночестве. Ну и что? За признанием с нашей стороны должно последовать заключение договора о военном союзе, затем размещение наших войск, а не миротворцев. И когда войска будут размещены, то следующий шаг уже должен состоять в том, чтобы включить эти образования в состав Российской Федерации. И на этом вопрос о признании закрывается, потому что не признавать Россию они не смогут. Она как была признанной, так и останется…

Сама проблема с признанием – надумана. Она, конечно, существует в применении к Косову, потому что там совсем иная ситуация. А здесь ее не будет. Она вскоре исчезнет, если правильно себя вести.

– Что можно ожидать от Грузии?

– Был такой вопрос на слушаниях: мол, как бы не возникли осложнения с Грузией. Я сказал: если появится договор о взаимной помощи и военном сотрудничестве, если в республиках появятся наши войска, никакие грузины никуда не полезут. И НАТО не захочет влезать в конфликт.

В целом же надо понимать, что политики без риска не бывает. Надо только четко просчитывать характер и размеры этих рисков. А если делать ставку на то, что ничего не должно возникать и осложняться, – тогда лучше вообще не надо заниматься политикой. Достаточно расписаться в своей беспомощности.

– Как, по-вашему, отреагируют Запад, США, если Россия признает независимость трех непризнанных республик в соответствии с их желанием и объективно сложившимися условиями?

– Полагаю, что США и их союзники будут выражать шумное недовольство и на этом все и кончится.

– Планировалось, что в апреле будет рассматриваться вопрос о принятии Украины и Грузии в НАТО. Но теперь возникли какие-то заминки вплоть до того, что вопрос может быть отложен. Не связано ли это с неопределенностью о признании независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья?

– Они ведь в любом случае постараются присоединить Украину и Грузию к НАТО. Это их стратегическая цель. Когда они это попробуют сделать – вопрос, в конце концов, второстепенный. Подчинять наши интересы их графику действий я бы не стал. Это ничего не даст. Возможно, произойдет некоторый перенос времени их попыток присоединения, и может даже у кого-то сложиться впечатление, что мы выигрываем. Но это будет выигрыш с минусом. К тому времени шум вокруг Косова уляжется, и, когда мы начнем " возникать" с признанием Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, в мире будет иная обстановка. Тогда мы предстанем виновниками кризиса, нас будут обвинять в " незаконных действиях", сеющих якобы раздоры в Европе. Нам это будут непременно совать в нос.

А сейчас им нечего сказать. Они виноваты. Они затеяли. У них много противоречий по этому поводу. Их не поддерживает Совет Безопасности, у них нет единства внутри ЕС и НАТО. Они предпринимают односторонние шаги с направлением в Косово европейских наблюдателей и полицейских. Они пытаются найти состыковки с резолюцией 1244, что невозможно. Для нас сложилась выгодная обстановка. Нам нужно действовать. Нельзя упустить момент. Сейчас наше признание этих трех государств Западу придется проглотить.

– Об этом как раз говорили руководители абхазского, югоосетинского и приднестровского парламентов…

– Они говорили хорошо, правильно, наступательно, от имени и в интересах своих народов. Они настойчиво повторяли: мы ждем, мы требуем, чтобы вы наконец нас признали. Выступивший позже депутат Госдумы С.Багдасаров сказал, что сложилась ненормальная, странная ситуация. Казалось бы, Россия должна уговаривать эти республики присоединиться к нашей стране, а тут они сами об этом просят, а Россия не хочет отреагировать на их просьбу.

– И каков ваш вывод по итогам слушаний?

– Вывод такой: настроение на слушаниях было вполне определенным. Но решать этот вопрос в соответствии с Конституцией РФ обязан президент. От него все зависит.

– Просматривалась ли на слушаниях линия президента?

– Просматривалась такая линия власти: делать мускулистые многозначительные заявления, но действий не предпринимать. Или предпринимать, но очень ограниченные, не решающие вопроса о признании.

Нельзя исключать, что наша власть сильно скована в своих действиях. В ее поведении просматривается прежняя, сложившаяся в последнее десятилетие нерешительность в защите российских интересов. Она объясняется тем, что руководство РФ опасается любого обострения отношений с США и с НАТО.

– И слушания, можно сказать, закончились ничем?

– Островский (председатель комитета по делам СНГ. – Ред.), подытоживая, сказал, что комитет откорректирует проект рекомендаций с учетом высказанных мнений. А его замы К.Ф.Затулин и Т.Н.Москалькова подчеркивали, что этот документ надо начинать словами: рекомендовать признать независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Преобладала одна мысль: нечего ходить кругами, надо решать главный вопрос. Островский под влиянием этой точки зрения обещал все учесть и через неделю представить конечный вариант текста рекомендаций. Но сохраняются опасения, что официальные власти опять попробуют уклониться от решения вопроса.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.