Благопристойные европейские парламенты насквозь коррумпированы. Некоторые факты из практики хваленой западной демократии
Британский парламент потряс очередной скандал. Налогоплательщики хотят знать, как депутаты тратят отведенные на их содержание деньги. Вопросом номер один стало лоббирование народными избранниками своих родственников при приеме на работу в депутатский аппарат. На фоне коррупционных скандалов в парламентах других стран подобные «проделки», может быть, вполне невинны, но, по мнению британских СМИ, в главном законодательном органе старейшей демократии мира такая семейственность выглядит просто вызывающе.
В минувший понедельник закончился незапланированный 10-дневный отпуск Дерека Конвея, депутата британского парламента от консервативной партии. 31 января коллеги Конвея проголосовали за то, чтобы отстранить его от работы на 10 дней. Он должен вернуть в казну 13161 фунт стерлингов (около 26 тыс. долларов). Депутат уже потерял пост главы парламентской фракции тори. Конвею пришлось отказаться и от участия в следующих парламентских выборах. Наконец, против него может быть возбуждено даже уголовное дело. А вина Дерека Конвея заключалась в том, что он взял на работу родственников и платил им «слишком большие» деньги.
В зеленой книжице, которая является чем-то вроде морального кодекса члена британского парламента, не сказано ни слова против того, чтобы брать на работу супругов, детей и прочих родственников. Парламентариям выделяют в год 87276 фунтов на помощников и секретарей, и с этими деньгами депутаты вправе делать все, что хотят. Никто в Великобритании не спорит, что работать с родными людьми лучше и легче хотя бы потому, что им можно доверять то, чего никогда не доверишь чужим людям. Не меньше 40% членов парламента, состоящего из 646 человек, берут на работу родственников и платят им деньги налогоплательщиков. Но платят не просто за родственные связи, а за работу.
Дерек Конвей не нарушил никаких законов, взяв на работу помощниками своих сыновей. Сначала в марте 2003 года он трудоустроил старшего Генри, а с 2005 года и по настоящий момент на депутата работает его младший сын Фредди. Нарушение состоит в том, что Конвей заплатил отпрыскам в общей сложности более 82 тыс. фунтов за то, чего они не делали. И Генри, и Фредди учились в университетах. Причем Фредди учится даже не в Лондоне, а в Ньюкасле и работать по 14 часов в неделю в офисе отца он чисто физически не может.
Зато братья вместе с Майклом Праттом, лучшим другом Генри, который с прошлого сентября тоже числится у Конвея помощником и получает за это 11,5 тыс. фунтов в год, являются завсегдатаями модных и дорогих ночных клубов.
Любопытный штрих. Летом Конвей заявил своему секретарю Лизе Рейсон, работавшей 35 часов в неделю и, кстати, матери-одиночке с тремя детьми, о том, что не может больше платить ей 15,5 тысячи и урезает зарплату вдвое. Фредди же за пару недель до этого он прибавил еще 15%.
В связи с «делом Конвея» парламентский комитет по стандартам и привилегиям занялся проверкой других депутатов. Причем уже на следующей неделе в палате общин будет дебатироваться вопрос о принципиальном запрете членам парламента брать родственников на работу.
Проблема депутатской коррупции характерна, наверное, для любой страны. В Индии, например, которая гордится званием «самой большой демократии», однажды разразился совсем уж безобразный скандал. Делийские журналисты сняли на скрытую видеокамеру, как 11 законодателей, тесно связанных между собой родственными узами, получали деньги за то, что задавали на парламентских заседаниях «нужные» вопросы. Такса в зависимости от вопросов колебалась от 15 тыс. рупий (325 долларов) до 110 тыс. Несмотря на заверения большинства взяточников в том, что их «подставили», «засветившихся» депутатов сначала отстранили от работы, а потом просто исключили из парламента.
На фоне нынешней предвыборной борьбы в США все чаще всплывают истории, связанные с коррупцией в конгрессе. Так, адвокаты ветерана американской политики 65-летнего конгрессмена-республиканца Рэнди Каннигхэма, проработавшего в нижней палате конгресса восемь сроков, требуют сегодня пересмотра его дела, по которому в прошлом году он получил 8 лет и 4 месяца тюремного заключения. «Комиссионные» за продвижение выгодных контрактов Каннигхэм, работавший в важных комитетах по надзору за бюджетом военного ведомства и распределению контрактов, начал брать еще в 2000 году. Причем «работал» он прежде всего с Пентагоном, где трудился его двоюродный брат. На «откаты» конгрессмен купил, к примеру, роскошный дом площадью 800 кв. м, с пятью спальными комнатами и восемью ванными в фешенебельном районе Вашингтона. Если верить следствию, Каннигхэм брал наличными и чеками, дорогим антиквариатом (серебряными подсвечниками, комодом Луи-Филиппа работы XIX века по цене 7,2 тыс. долларов, другой старинной мебелью), персидскими коврами по 40 тыс. долларов и даже крупными взносами в яхтклуб.
Как только вспыхнул скандал, Рэнди Каннигхэм, конечно, ушел в отставку. В надежде смягчить наказание он отдал дом, более десятка единиц антиквариата, дорогую мебель и ковры и выплатил 1,8 млн. долларов. На это теперь и делают основной упор его адвокаты. Однако судья оказался непреклонен и вынес рекордно суровый приговор. Раньше таких длительных тюремных сроков никто из американских политиков не получал.