Г.А. Зюганов: Вновь обострились противоречия между коллективным характером современного производства и частнособственническим присвоением его результатов
Западная пропаганда десятилетиями трубила, что источником конфликтов в мире, появления «горячих точек» на карте планеты является наша родина Советский Союз и его «сателлиты». Политики и СМИ Запада беспардонно утверждали, что СССР якобы имеет захватнические планы. Но вот прошло уже более 20 лет, как разрушен Советский Союз. Разве мир стал безопаснее?
Что мы видим сегодня? Планета всё глубже погружается в трясину хаоса и насилия. Острейшие межгосударственные, социальные, религиозные конфликты полыхают как никогда раньше. Даже в некогда благополучной Европе усиливаются массовые акции протеста против попыток буржуазной власти переложить тяготы углубляющегося кризиса, порожденного алчностью мировой олигархии, на плечи не только пролетариата, но и так называемого среднего класса.
Но основные, наиболее острые и кровопролитные конфликты полыхают за пределами Европы. Уже многие годы нагнетается напряженность вокруг Ирана, всё громче раздаются угрозы военной интервенции против этой страны. Постоянным объектом давления является Корейская Народно- Демократическая Республика.
В центре Африки не стихает многолетняя гражданская война в Республике Конго. Безумная политика Запада в отношении Ливии привела не только к разрушению этого государства, одного из наиболее успешных на континенте, но и к тяжелым последствиям для соседних стран. В частности, север Мали оказался в руках религиозных фанатиков и фактически отделился. Аналогичный процесс происходит с восточной стороны Африки, где раскол Судана привел к тому, что две его части, северная и южная, постоянно находятся в состоянии вооруженного противоборства.
Ныне центром бурных событий является Ближний Восток. Этот регион фактически сразу же после второй мировой войны превратился в источник постоянной напряженности и многочисленных войн ввиду нежелания Израиля и его западных покровителей выполнять решения ООН о прекращении оккупации арабских территорий, возвращении палестинских беженцев на родные земли и создании независимого палестинского государства. Между тем, в течение последних двух лет чуть ли не все государства Ближнего Востока и Северной Африки в той или иной мере подверглись дестабилизации. А теперь еще раздувается братоубийственная гражданская война в Сирии.
Зонами острой нестабильности являются Афганистан и Ирак. В Турции продолжается вооруженная борьба курдов, борющихся за национальное освобождение. А в самое последнее время резко обострились отношения между Китайской Народной Республикой и Японией вокруг территориальных споров.
Всё это происходит не случайно. В основе каждого из этих конфликтов лежат, разумеется, их внутренние причины. Но главным источником глобальной нестабильности является политика западных держав, стремящихся навязать всему человечеству неоколониальный сценарий развития.
Сейчас мир вновь переживает переломный этап в своей истории. Невзирая на еще недавние бодрые утверждения, что экономический спад преодолен, капитализм всё глубже впадает во всеобъемлющий кризис. И это неизбежно, ибо не устранены фундаментальные причины кризиса. На этот раз он особенно сильно ударил по Европе, где целая группа стран оказалась в предбанкротном состоянии. При этом правящие элиты пытаются переложить тяжесть кризиса на плечи основной массы населения. Вновь обострились противоречия между коллективным характером современного производства и частнособственническим присвоением его результатов.
Куда мир пойдет дальше? Разумеется, мировая элита будет пытаться сохранить изжившую себя капиталистическую систему организации общества с засильем захлебывающегося от избыточного, паразитического потребления «золотого миллиарда». Хотя наиболее дальновидные представители элиты начинают понимать и признавать тупиковость пути, по которому Запад гонит весь мир.
Лидер Социал-демократической партии Германии Франц Мюнтеферинг заявляет: «Когда в 1990 году коммунизм и его плановая экономика оказались поставленными на колени, мы зря обрадовались и поверили, что теперь победила социальная рыночная экономика. На самом деле после этого во всем мире развился другой капитализм, с его эксцессами и без социальной составляющей части. Коммунизм оказывал на капитализм дисциплинирующее действие. Нынешняя форма капитализма, которая не сознает своей ответственности перед человеком и обществом, должна быть отправлена на помойку. Эксцессы распоясывавшегося финансового капитала должны быть прекращены».
Бывший президент ФРГ христианский демократ Келлер заявил, что «англосаксонский капитализм» азартных игроков и авантюристов рухнул. «Провалилось делание денег без правил, без ответственности и совести». Ему вторят лидеры других европейских стран. Президент США, откуда исходят пароксизмы кризиса, сотрясающие весь мир, только и говорит о необходимости перемен широких, глубоких, принципиальных. Обама выступил с обвинениями в адрес «жирных котов», которые наживаются даже на пике экономического кризиса.
Итак, трезвомыслящие лидеры Запада уже признают неизбежность отказа от модели «бесконтрольной саморегулирующейся рыночной экономики», которая зашла в тупик. Однако зачастую основные направления внешней политики диктуют не официальные лидеры. В недрах американского истеблишмента кроются неоконсерваторы, отражающие интересы наиболее агрессивных транснациональных монополий и банков, заинтересованных в глобальном контроле над рынками сбыта и в политическом диктате.
Средством обеспечения и того, и другого, по их убеждению, является военная сила, всё чаще подкрепляемая информационно-пропагандистской агрессией. Еще одним элементом стратегии «неоконов» является управляемый хаос. Только внешне кажется, что все вышеперечисленные события имеют спонтанный характер. Между ними есть глубокая внутренняя связь, ибо все они в той или иной мере являются проявлением классовой стратегии наиболее агрессивных кругов Запада, направленной на подчинение всего мира своей воле.
Именно Запад выступает в роли главного спонсора международного терроризма и использует его в своих глобальных целях. В мире укрепляется убеждение, что во время событий 11 сентября 2001 года авиаудары по Нью-Йорку были спланированы в недрах американских властных структур с целью создать предлог для «всемирного наступления на международный терроризм», а на деле для американской глобальной экономической, военной и информационной экспансии.
Однако концепция однополярного мира на глазах рушится и рассыпается. Даже такой апологет американского глобализма, как Збигнев Бжезинский, в своей недавней книге был вынужден признать полное поражение «американской мечты». Поэтому всё сильнее становится привлекательность идеи выхода на новый виток цивилизации социализм XXI века. Это означает, прежде всего, гармоничное развитие производственных сил, разумный уровень потребления, бережное отношение к природе, благополучие и прогресс для всех и каждого.
Ныне в мире усиливается процесс противодействия глобализации по-американски. Если после разрушения СССР в начале 90-х годов казалось, что больше нет и не будет противовеса неудержимой алчности и агрессивности Запада, то с недавних пор в лице союза государств под названием «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия и Китай) возник альтернативный центр политического и экономического влияния в мире. Эти страны имеют большую часть населения нашей планеты и все более весомую часть мировой экономики.
С присоединением к этому союзу ЮАР «южная дуга» замкнулась. Всё возрастающая экономическая, политическая и военная мощь этой группы стран не просто делает ее более влиятельной в международных делах, но и впервые после разрушения СССР создает препятствие на пути экспансии Запада, на пути попыток восстановления неоколониальной модели мироустройства.
Нужно особо подчеркнуть: если СССР и блок социалистических стран, создавая мощную политическую и военную альтернативу Западу, не смог на том этапе выровняться с нашими соперниками в экономическом отношении, то сейчас Китай уверенно превращается в «мастерскую мира», осваивая всё новые рынки сбыты, включая Европу и США. Вкупе с быстро растущими экономиками Индии и Бразилии это порождает принципиально новую обстановку в мире.
При этом важно, что созданная при самом активном участии Советского Союза международная система на основе Организации Объединенных Наций выдержала испытание временем. При всех попытках США и их союзников подмять под себя эту всемирную организацию ООН и сегодня остается ключевым звеном в стабилизации международных отношений. Заложенные ее отцами-основателями, в числе которых были руководители СССР, принципы баланса сил в Совете Безопасности позволяют сдерживать откровенные акты агрессии финансового империализма.
С распадом Советского Союза и лакейски прозападной политикой ельцинской группировки, включая печально известного министра иностранных дел России А. Козырева, роль Совета Безопасности ООН резко ослабла. И это положение сохранялось достаточно долго, что позволило США и их союзникам осуществить целую серию откровенно разбойничьих актов в Югославии, Ираке, Афганистане и Ливии. Однако меняющийся баланс сил привел к тому, что, пожалуй, впервые за последние два десятилетия наладившаяся было система легитимизации агрессии через ООН дала сбой. Речь идет о вето, наложенном Россией и Китаем на проекты резолюций, которые давали бы Западу право на вооруженную интервенцию против Сирии.
Поэтому США и их союзники пытаются выстроить новую, параллельную систему управления миром в виде не только расширяющегося НАТО, но и Всемирной торговой организации. Замысел в том, чтобы получить контроль над планетой не только через одну грубую военную силу, а через сохранение и углубление несправедливых экономических отношений, неэквивалентного обмена между богатым, промышленно развитым Севером и общепланетарным Югом, обладающим огромными природными ресурсами.
Совершенно ясно, что ВТО вопреки официальным декларациям о снятии барьеров на пути международной торговли реально служит всё тем же многовековым колониальным целям. Их смысл по нищенски низким ценам получать природные ресурсы и рабочую силу Юга и по баснословно высоким ценам продавать продукцию Севера. Это достигается через систему международных судов, в которых полностью доминируют представители Запада. Ну, а особенно непокорных, оспаривающих справедливость такого порядка вещей ждет судьба Слободана Милошевича, Саддама Хусейна и Муамара Каддафи.
В условиях углубляющегося кризиса капитализма и неизбежного усиления протестных движений надо исходить из того, что ведущие империалистические страны будут добиваться ограничения влияния коммунистических и левых партий. Усилят их преследование и репрессии против руководителей. Особенно отличаются в этом страны Восточной Европы, лезущие из кожи вон, чтобы подтвердить свою лояльность дяде Сэму. Именно они открыто прославляют бандеровцев и других гитлеровских пособников как борцов против коммунизма, устанавливают памятники недобитым фашистам, запрещают советскую и коммунистическую символику, подвергают запугиванию честных и смелых политиков, в законодательном порядке приравнивают коммунизм к фашизму. Несмотря на это, позиции коммунистических и левых движений заметно окрепли на международном и региональном уровнях. Выборы в парламенты и местные органы власти во многих странах мира приносят всё новые свидетельства этого.
Между тем, для нас особо важно понять, в какой мере позиция российской верхушки по международным вопросам соответствует национальным интересам России. При этом мы видим, что внешняя политика России имеет откровенно выраженный классовый характер. Это проявляется в постоянном пренебрежении интересами нашей страны в угоду личным амбициям и шкурным интересам правящей группы. «Элита» России с самого начала 90-х годов страстно мечтала стать частью западного «истеблишмента». Ее туда долго не пускали, а затем милостиво разрешили войти в западный «клуб». Но лишь на правах младшего, зачастую бесправного партнера. И российская верхушка это терпит. По-иному и быть не может, ибо хорошо известно, что не только российская олигархия, но и высшее чиновничество держит свои деньги в западных банках, обучает своих детей в западных университетах, проводит отпуска на западных курортах, имеет «запасные площадки» в виде квартир, особняков и замков в западных странах.
Хорошо известно, что успешная внешняя политика должна опираться на трех китов: патриотические настроения общества, мощная экономика и могучие вооруженные силы. Все эти три составные части в России фактически отсутствуют. Если говорить о патриотических настроениях, то все 20 лет после государственного переворота августа—декабря 1991 года правящая группировка фактически занималась искоренением патриотизма. Дело доходило до того, что слово «патриот» обрело ругательное значение. Шло, да и сейчас продолжается мощнейшее вымывание чувства любви к Родине, народных традиций и обычаев, насаждение чуждых ценностей.
Состояние российской экономики общеизвестно. Она превратилась в источник сырьевых ресурсов для западной, а теперь и восточной промышленности. Это полуколониальная экономика, которая сильнейшим образом зависит от спроса со стороны развитых стран, а малейшие колебания в глобальной экономике самым неприятным образом отражаются на состоянии России. Более того, основная часть крупной собственности уже выведена из юрисдикции нашей страны и находится в оффшорных зонах.
Что касается Вооруженных сил, то под напором непрерывных многолетних «реформ» они фактически утратили боеспособность. Доля современных вооружений в лучшем случае достигает 10%. Офицерский состав подвергся подлинному разгрому. В ходе сердюковских «реформ» из армии изгнаны десятки тысяч наиболее опытных и знающих офицеров.
Можно еще долго и подробно говорить о разрушении национального самосознания, о разгроме промышленности и сельского хозяйства. Но суть ясна: одними лишь громкими декларациями о решимости защищать национальные интересы ничего добиться нельзя.
При этом необходимо иметь в виду, что даже современная империя США, обладающая огромной экономической, военной и политической мощью, нуждается в союзниках. И американцы энергично добиваются того, чтобы каждое их внешнеполитическое действо получало как можно более широкую поддержку в мире. В России же последние 20 лет развивался диаметрально противоположный процесс отторжения всех традиционных союзников.
На сегодняшний день у нас есть практически только один надежный стратегический союзник — это Беларусь. Но и наш братский народ то и дело оказывается под мощнейшим прессом прозападных элементов в российской правящей группировке. Ощущение такое, что очень влиятельные силы в верхах были бы искренне рады, если бы удалось отстранить от власти Президента Беларуси Александра Лукашенко, а действия экономического блока Правительства РФ прямо свидетельствуют о попытках создать предпосылки для ухудшения жизненного уровня граждан Беларуси и роста протестных настроений…
Мир вступил в зону бурь и штормов. И для того, чтобы огромный российский корабль успешно преодолел эту зону, нужны мастерство экипажа, надежность техники и вера пассажиров в то, что он идет правильным курсом.
Пока в обществе усиливаются сомнения в том, что Россия движется в верном направлении. И мы глубоко убеждены, что только приход к власти народно-патриотических сил во главе с КПРФ позволит нашей стране вновь вернуть себе реальный статус великой державы, уважение соперников и доверие друзей.