Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

"Интерфакс": Марксизм - это модно. Тиражи "Капитала" и "Манифеста Коммунистической партии" на Западе стремительно растут

Либеральные экономисты, ратующие за экономическую свободу, невидимую руку рынка и прочие неприятные для широких слоев населения вещи, - теряют популярность. На смену приходит мода на знакомый россиянам с детства бородатый образ: Карл Маркс снова популярен - теперь во всем мире

ИА "Интерфакс"
2012-07-08 02:07

Двадцать лет назад жители восточно-германского города Карл-Маркс-Штадт дружно проголосовали за то, чтобы вернуть своему городу историческое название Хемниц. Но годы жизни при капитализме не прошли для них даром. И сегодня горожане дружно приветствуют решение местного отделения сберегательного банка Sparkassen-Finanzgruppe разместить на картах банка потрет знаменитого бородатого земляка. 

Маркс - вернее, фотография его бронзового памятника, - на стильном черном фоне выглядит очень внушительно, а его соседство с логотипом платежной системы MasterCard не кажется противоестественным.

Маркс - новый, популярный тренд в Европе, это отмечают многие блоггеры и колумнисты западных СМИ. "Карл Маркс входит в моду, и одному только Богу известно, чем это может закончиться", - пишет, например, обозреватель The Guardian Стюарт Джеффриз.

Виноват в этом, разумеется, экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Внезапно закончившаяся эпоха потребительского изобилия, выросшие проценты по кредитам и непосильные взносы по подорожавшей ипотеке шокировали и европейцев, и американцев. Невнятные рассказы либеральных экономистов ничего не объясняли обычным людям, не имеющим ни малейшего представления о том, что такое валютный СВОП, дерривативы или дефицит ликвидности.

Зато простые объяснения нашлись у Марка, и тиражи двух его самых известных книг - короткого памфлета "Манифест Коммунистической партии" и трехтомного "Капитала" - немедленно выросли.

Логика Маркса в начале XXI века убеждает людей не хуже, чем сто пятьдесят лет назад, считает Джеффриз. Также думает и устроитель марксистского фестиваля в Лондоне Джозеф Чонара, который объясняет возрождение интереса к Марксу тем, что марксизм дает инструментарий для анализа капитализма, и прежде всего капиталистических кризисов вроде нынешнего.

К тому же марксизм у молодежи больше не ассоциируется с Советским Союзом, Сталиным, репрессиями и товарным дефицитом.

На сторону Маркса встают все новые и новые влиятельные на Западе интеллектуалы. Уважаемый английский литературовед и философ Терри Иглтон в прошлом году опубликовал книгу под названием "Почему Маркс был прав". В предисловии к новому изданию "Манифеста Коммунистической партии" знаменитый историк, автор бестселлеров "Длинный XIX век" и "Короткий XX век" Эрик Хобсбаум пишет, что Маркс был прав, когда утверждал, что "противоречия рыночной системы, основанной ни на чем, кроме голого интереса, бессердечного чистогана, системе эксплуатации и бесконечном накоплении, никогда не могут быть преодолены".

Более того, "левые" идеи (конечно, весьма далекие от марксизма, но столь же далекие и от модной еще недавно либеральной идеи) тихой сапой отвоевывает себе место и в экономическом мейнстриме и практике западных стран, например там, где правят социал-демократы.

Понятно, что сторонники государственного стимулирования спроса в экономике, тот же нобелевский лауреат Пол Кругман, не требуют покончить с частной собственностью, как некогда Маркс. Но их идеи относительно того, что устойчивый экономический рост несовместим с бедностью, кредитными пузырями и "невидимой рукой рынка", наверняка понравились бы Марксу.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.