Русское слово и русское знамя. К 210-летию великого русского поэта Ф.И. Тютчева
Весной 2001 года моя «думская» деятельность по защите прав соотечественников привела меня в Брянскую область — известный партизанский край. С первых шагов, с первых знакомств я ощутил какую-то мистическую, уходящую корнями в прошлое, связь этой славной русской земли с моей родной Псковщиной, причем связь не материальную, а духовную, исконно русскую. Я буквально почувствовал зов предков — опомнитесь, вставайте, боритесь, братья, за землю русскую. А уже позже, после встреч с замечательным человеком Владимиром Даниловичем Гамолиным, хранителем дома-музея великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева, я понял истоки этого явления. Действительно, в историю России Брянская и Псковская земли внесли заметный вклад и как бы передавали друг другу эстафету русского эпоса и гениальных поэтов-провидцев, защитников Руси.
Владимир
Степанович
Посудите сами — героический эпос русского народа «Слово о полку Игореве» был рожден на Брянской земле, как призыв к единению Руси, как укор князьям-раскольникам, как завет будущим поколениям — «русский русского не обидь», спасение русских — в единстве и взаимовыручке. Но удельные князья-раскольники уничтожили это праведное «Слово». Казалось, что оно потеряно навсегда. Кто же его сохранил для потомков?
А сохранил его и принял историческую эстафету вольный город Псков. Древний список был найден в одном из псковских монастырей в 1796 году А.И. Мусиным-Пушкиным, а первое печатное издание осуществлено им в 1800 году. И это открытие чудом сохраненного списка «Слова» является национальным подвигом. Оно способствовало победе русского народа в Отечественной войне 1812 года и призвано спасти Россию в годы нынешней Смуты. Хотя именно сейчас вновь против «Слова» начались гонения ненавистников России. «Слово о полку Игореве» теперь отсутствует в книжных магазинах России. В пятитомной энциклопедии, вышедшей в 1995 году, оно признается всего лишь памятником русской письменности, а не героическим эпосом русского народа — содержательным заветом потомкам.
Но опять связь Брянской и Псковской земли противостоит этому.
В Псков приезжает уроженец Брянщины, врач и поэт Леонид Андреевич Амелин. Здесь в Пскове он осознал, насколько современно и поучительно вещее «Слово» для сегодняшней, раздробленной, разоренной, но еще непобежденной России. Он сделал свой уточненный перевод этого великого произведения и ведет уже пять лет настоящую борьбу за признание на государственном уровне «Слова о полку Игореве» русским героическим эпосом.
В этом благородном деле ему помогает Псковская областная организация КПРФ. Она собрала средства на издание книги.
Но, как и раньше, богачи-раскольники России не откликаются на просьбы о пожертвованиях, их вносят не «новые», а настоящие русские, в большинстве своем бедные материально, но богатые душевно. Правду, видно, говорят в народе: «Все богатства от жадности, за исключением богатства души!»
Благодаря этому богатству, «Слово о полку Игореве» будет обязательно издано в Пскове, распространено по всей России, и оно еще послужит Родине, как верно служили ей великие поэты России Пушкин и Тютчев. И опять удивительная связь Псковской и Брянской земли. Пушкин — истинный патриот России, чей прах покоится в Псковской земле, дал ход в большую поэзию молодому поэту Федору Тютчеву, тесно связанному с Брянской землей. Специалисты говорят, что Пушкин опередил время на 200 лет. Многие его произведения носят пророческий характер. Чего стоит только это:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Но и Федор Иванович Тютчев, русский дипломат, проживший более двадцати лет в Европе и прекрасно знающий ее нравы, оставил пророческие стихи потомкам. Написанные в 1863 году, как они актуально звучат сегодня, как набат:
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной! такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Вдумайтесь, соотечественники, поэт как будто предвидел, что уже поверженный нашим народом фашизм (мертвецы), опять воскреснет в виде нового плана «ОСТ» для порабощения России, через «все виды зла и ухищренья зла, разврат умов и искаженье слова». Но через века звучит призыв к нам, потомкам: «Мужайся, стой, крепись и одолей!» И нынешние патриоты России своей главной первоочередной задачей ставят именно одоление смуты.
И как бы обращаясь к нынешним патриотам России, поэт пишет:
Вам выпало призванье роковое,
Но тот, кто вас призвал, и соблюдёт,
Все лучшее в России, все живое
Глядит на вас, и верит вам, и ждёт.
Обманутой, обиженной России
Вы честь спасли,— и выше нет заслуг;
Днесь подвиги вам предстоят иные:
Отстойте мысль ее, спасите дух...
Поэт-пророк через века общается со своим народом и откликается на все его нынешние беды. Вот трагическая гибель русского подводного атомохода «Курск», и он пишет:
Ты долго будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда…
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись – теперь иль никогда...
Вот США насаждают огнем и мечом новый мировой порядок, и Тютчев возмущается:
...Ложь, злая ложь растлила все умы,
И целый мир стал воплощенной ложью!
Опять Восток дымится свежей кровью,
Опять резня… повсюду вой и плач,
И снова прав пирующий палач,
А жертвы… преданы злословью.
В это смутное время поэт сквозь века обращается к славянам:
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России — не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
Посмотрите, как ненавистники России и за рубежом, и внутри нее сегодня борются против Союза России и Белоруссии, как отрывают от славянства Украину, как расчленили Югославию, как мешают объединяться российским соотечественникам. Задача врагов России — вытравить «славянское самосознание» — и искореняют русский язык, изгоняют «Слово о полку Игореве», засоряют эфир и умы западной «дешевкой». Но поэт-пророк предвидит и это:
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем,
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье…
Но поэт восклицает с любовью и уверенностью:
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье.
Тютчев взывает к разуму потомков:
Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам...
Обращается Тютчев через века и к тем, кто постоянно твердит и убеждает наш народ, что мы страна сугубо европейская, что Запад нам поможет. Он пишет нашим либералам:
Себя, друзья, морочите вы грубо —
Велик с Россией ваш разлад.
Куда вам в члены Английских палат:
Вы просто члены Английского клуба...
Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
***
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Тютчев — человек, который двадцать лет прожил в Европе, был женат на иностранках, глубоко знал нравы, обычаи, характер и, вообще, истинную суть европейцев и их отношение к России, предупреждает потомков:
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян…
А между нас — позор немалый —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Предсказывал нам поэт-пророк феномен иудушки Горбачева — «лучшего немца»,— но не услышали мы его тогда, так может сейчас поймем, что «лучший американец и англичанин» обязательно станет, в конце концов, и передовым злодеем для России.
А разве это не характеристика Ельцину?
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Предвидел великий русский патриот Тютчев и разрушительную для России роль продажной прессы и «рыцарей черного пиара»: Доренко, Киселева, Сванидзе, Черкизова и им подобных. О таких он писал:
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот!
Недаром вашим вы пером
Аристократии служили —
В какой лакейской изучили
Вы этот рыцарский прием?
А о продажной журналистской братии как метко сказано:
Печати русской доброхоты,
Как всеми вами, господа,
Тошнит её — но вот беда,
Что дело не дойдет до рвоты.
Действительно беда, терпелив наш народ до поры до времени, но терпенье это не беспредельно: вырвет, обязательно вырвет из себя русский народ этих «господ». И поэт утверждает:
Нет, мера есть долготерпенью,
Бесстыдству тоже мера есть.
Федор Иванович Тютчев, русский человек, дипломат-государственник, поэт-пророк предвидит одоление смуты и говорит, что поможет этому знамя и слово:
В кровавую бурю, сквозь бранное пламя
Предтеча спасенья — русское Знамя
К бессмертной победе тебя привело.
Так диво ль, что в память союза святого
За Знаменем русским и русское Слово
К тебе, как родное к родному, пришло?
* * *
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай, мужайся, ополчайся!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
Соотечественники! Брянские, псковские и другие русские люди! Верьте в победу и славное будущее России. Вспоминайте тютчевские строки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Выполняя этот завет Тютчева, принимая от него эстафету защитника России, наш современник, уроженец города Пскова, поэт, кандидат военных наук, член московской писательской организации Владимир Яковлевич Степанов в свой сборник патриотических стихов «Дорога к храму» включил стихотворение «Верую», в котором утверждает:
Не умрет — возродится Россия!
Неча нас хоронить и рыдать.
И зря тщатся бесовские силы
Нам поминки быстрее сыграть.
Час грядет — мы страну обустроим!
Процветать будет Русский наш Дом!
И в нем русский не будет изгоем,
Русский будет хозяином в нем!
Срок придет — воздадим по заслугам —
Суд народный все примет в зачет.
Нуворишам и новым иудам
Самый праведный выставим счет!
Дайте срок — возродится Россия!
Не придет время Ей помирать.
С нами Бог и Небесные Силы!
Русь стояла и будет стоять!
Давайте поблагодарим тех подвижников, которые в это смутное время берегут как зеницу ока русское слово, русский героический эпос, поэзию Пушкина и Тютчева. Русское слово и русское знамя обязательно приведут наш народ к победе.