Публицист Валентин Симонин: И бланманже для господ офицеров…
Надо полагать, что историки будущих времён, разгребая завалы, как сказал бы поэт Владимир Маяковский, «окаменевшего г….» наших сегодняшних дней, немало удивятся некоей странной мешанине требований, выдвигаемых обществом в целом или его частью, отдельными персонами.
Им, конечно, трудно будет понять, как, например, согласуются между собой борьба за искоренение в армии портянок и «Россию без Путина», которую развернула так называемая либеральная общественность с 5 декабря 2011 года, первого митинга на Болотной площади? И естественно, им покажется, что никакой связи между всеми этими делами нет! Вот если они так подумают, то уж точно ошибутся. Некая связь всё же есть, но её надо заметить, и в этом мы им немножечко поможем.
Начнём с портянок. В понедельник, 14 января 2013 года, новостные передачи телеканалов передали сюжеты с селекторного совещания, который провёл новый министр обороны Сергей Шойгу. Надо сказать, что, придя на смену «табуреточнику» Анатолию Сердюкову, при котором бюджет армии был отдан на поток и разграбление, а её структуры ломались через колено, уничтожались не только традиции русской и советской армии, но и те учебные заведения, в которых их реально поддерживали, бравый солдат Шойгу остановил вакханалию разрушений. Честно говоря, думалось, что он продолжит благое начинание. И вдруг нам, телезрителям, показывают нового министра в новой же, прямо скажу, удивительной ипостаси. Естественно, что я высказываю свою личную точку зрения, которую никому не навязываю, но мне показалась, что в «данном игровом эпизоде» С. Шойгу выступил скорее как актёр, а не министр. Без всякой ссылки на санитарно-гигиенические условия, он ничтоже сумняшеся заявил, что «к концу 2013 года мы должны забыть слово «портянки»... Считаю важным выделить на это дополнительные средства. В первую очередь — обеспечить тех, кто служит в Сибири и на Дальнем Востоке. Хотел бы сделать поручение, чтобы мы к концу этого года забыли слово «портянки». Необходимо выделить дополнительные средства и полностью отказаться от этого понятия в Вооруженных Силах», — произнёс Шойгу. При этом лицо его выражало столь глубочайшее, столь выразительное презрение к известному предмету солдатского обмундирования, что такой «игре» мог бы позавидовать любой актёр, получивший образование по системе Константина Сергеевича Станиславского, 150-летие с его дня рождения мы отметили 17 января.
Ну и какое отношение к солдатским портянкам имел президент В.Путин? Такой закономерный вопрос могут задать наши нетерпеливые потомки. Отвечаю. Ещё в ноябре 2007 года, спустя несколько месяцев после назначения на пост министра обороны Анатолия Сердюкова, прозвучало сообщение, что сапоги и портянки, которые в армии носили с 1812 года, исключены из перечня постоянных элементов формы российских военнослужащих и будут заменены ботинками с высокими берцами. Сердюкова на его пост назначил тогдашний президент В.Путин, и он же, президент уже нынешний, розлива 2012 года, назначил в министры обороны С.Шойгу. Но вот что интересно, ни тот, ни другой, если верить их биографиям в Википедии, в армии не служили, и вряд ли принимали участие в марш-бросках.
Спасибо «Российской газете», она опубликовала комментарии на сообщение об «упразднении портянок» своих читателей, явно людей бывалых. Цитирую. «Вы, кто-нибудь, попробуйте намотать сначала портянки, потом обуть кирзовые сапоги или берцы, и пробежать (пройти быстрым шагом) хотя бы 3 километра. После этого наденьте носки, и повторите всё то же самое. Нелюбовь к архаичным портянкам у вас отпадёт уже после 1 километра. Но генеральские туфли вы не сможете носить ещё недельки две. С уважением. Виктор Панков». А вот мнение другого читателя, Леонида: «Если носки не стирать, они будут хуже портянок! Для солдата сапоги с портянками гораздо удобней: есть кусок ткани. Ноги помыл и к бою готов. На марш-бросок не напасешься носков! Вот в увольнении носки – самое то. Разобраться бы надо, что лучше!»
Интересный вопрос: несёт ли президент страны ответственность за принимаемые назначенными им министрами обороны решения? На мой взгляд, может быть я и слишком категоричен, несёт. То есть на нём ответственность не только, к примеру, за запуски космических кораблей, но и за обмундирование солдата, включая портянки тоже.
На том же селекторном совещании в понедельник, 14 января, глава Минобороны объявил об увольнении и.о. начальника главного военно-медицинского управления Вячеслава Новикова за «недостаточные темпы работы ГВМУ по целому ряду направлений», таких как совершенствование системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил, развитие Военно-медицинской академии имени Кирова и поддержание здоровья военнослужащих. С декабря прошлого года в российской армии были зафиксированы как минимум пять случаев смертей солдат от пневмонии. В упомянутых новостных сообщениях приводились также и другие данные – всего пневмонией заболели 70 солдат. Одно из объяснений этому факту дала некая женщина из числа военных медиков. Она обратила внимание на то, что у солдат элементарно мёрзнут на плацу ноги в этих самых «берцах», ботинках на высокой шнуровке.
Выглядят они, может быть, и красивее, чем сапоги или валенки, но если солдаты в них мёрзнут, то зачем они нужны?
В истории российской армии были периоды, когда её из могучей организованной силы превращали в некоторое опереточное войско. Вспомним, хотя бы времена при императоре Павле I, когда солдат одели в кафтаны с затянутой в рюмочку талией, и заставляли носить напомаженную косичку. Вот и ныне некоторые деятели упражняются в том же самом. Ещё в прошлом году некий военный чин заявил, что армия навсегда прощается с перловкой. Что за странная причуда? Перловая крупа – это, в сущности, ячмень, чётвертая зерновая культура в мире, после риса, кукурузы и пшеницы. Ну да, есть некоторые граждане, которые почему-то воротят нос от перловки, хотя это вполне сытный продукт питания. И почему от него надо отказываться? Интересно, что же в таком случае происходит с меню армейских столовых? Может быть, там уже ввели для господ офицеров в качестве обязательного кушания на сладкое бланманже по одному из рецептов недавно изданного репринта «самой популярной дореволюционной кулинарной книги» 1902 года?
Но вернёмся к портянкам. После отказа от них российской армии потребуется в 4 раза больше носков. Сейчас выдают 12 пар на год. Между тем один комплект портянок заменяет три-четыре пары носков. Нет, исходя из всех приведённых доводов, я решительно выступаю за сохранение в армии портянок, но столь же решительно за отставку президента В.Путина. Однако отнюдь не по тем причинам, которые выдвигаются инициаторами «болотных акций». Дело в том, что они, хотя и вполне правильно в некоторых вопросах критикуя режим Путина, сводят всё лишь к его персоне. Те, кто им верят, наивные люди. Мало отправить в отставку одного Путина, надо добиваться не просто смены режима, а ещё и вектора социально-экономического развития страны. Наверное, проницательный читатель тут скажет: «Ну да, сейчас будет агитировать за Программу КПРФ по выводу России из кризиса, за Зюганова!» Да, буду. В первую очередь потому, что верю: только эта чётко разработанная программа действий, программа возвращения к строительству социализма – и могут вырвать нашу страну, русский народ и другие народы нашей многонациональной России из мрака запустения и нищеты, в который её ввергли буржуазные обновители.