Александр Наумов: Куда ведет платный переезд? Останутся ли в Подмосковье бесплатные дороги?
Начало Нового года: наши граждане привычно ждут от властей очередных «сюрпризов» - повышения цен, новых налогов и прочее. Наступивший 2016 оправдывает ожидания: рубль обесценивается, инфляция галопирует, цены растут, доходы населения падают. Федеральное Правительство во всем винит дешевеющую нефть и санкции западных «супостатов». Само же Правительство, как бы ни при чем, а то, что оно практически ничего не делает, чтобы слезть с нефтяной иглы и развивать промышленность и сельское хозяйство, - это не в счет. Не отстают от федералов и региональные власти.
Александр
Анатольевич
В
первый месяц 2016 года Правительство
Московской области заявило о планах строительства платных переездов над
железными дорогами. Конечно, переезды
над железными дорогами нужны области и чем быстрее, тем лучше. Сейчас в Москве и Подмосковье насчитывается около 10
миллионов автомобилей и их количество каждый год увеличивается на сотни
тысяч. Высок транспортный поток и из других регионов. Движение по железнодорожным магистралям Московского транспортного узла
интенсивное. Действующие наземные
железнодорожные переезды, в области их
более 700, не справляются с транспортным потоком. Многокилометровые пробки около них стали
обыденностью.
Вывод
очевиден – необходимо ускоренными темпами развивать дорожную сеть.
Реконструировать действующие дороги,
строить новые трассы, развязки и конечно переезды над железными дорогами.
Для
того, чтобы хоть как-то решить проблему железнодорожных переездов в Подмосковье, в 2013 году была принята и
реализуется программа «Свободный проезд» по строительству 17 автомобильных
мостов над железными дорогами. В рамках
этой программы уже построено 5 виадуков и 6 находятся в разной степени
готовности. Но намеченных переездов
мало, требуется не менее 100 путепроводов над железной дорогой. И вот 10 января
Правительством области было объявлено о планах по строительству 12 платных железнодорожных переездов за счет
инвесторов. Правда, выясняется, что
решение было принято еще в июне 2015
года на Петербургском Экономическом
форуме, а озвучено только сейчас. Идея переложить бремя содержания и строительства дорожно-транспортной
инфраструктуры на граждан не нова. Министерство транспорта РФ в свое время
разработало стратегию, по которой все расходы на дорожно-транспортную
инфраструктуру предлагается переложить
на водителей. Что же касается
железнодорожных переездов, то еще в 2010-11 годах РЖД разрабатывало планы по
строительству платных автомобильных
мостов, но планы так и остались планами. А теперь их реанимировали и решили
реализовать в стратегически важном для страны регионе - Подмосковье.
Проблема
дорог и переездов возникла не вдруг, а копилась годами. Складывается
впечатление, что доведение дорожной сети до критического состояния продиктовано желанием передать транспортные
коммуникации в частные руки. Почему же планы по строительству платных переездов
в Подмосковье решили реализовать в период нарастания экономического кризиса?
Цены и инфляция растут, предприятия и
организации сокращают работников, доходы подавляющего большинства народа падают
и его благосостояние ухудшается. Власть, вместо того, чтобы поднимать
промышленность и сельское хозяйство, перекладывает свои просчеты в
экономической политике на граждан. За счет населения пытаются латать бюджетные
дыры. Растут тарифы на услуги ЖКХ, вводятся
налоги на имущество и землю по кадастровой стоимости, сборы на
капитальный ремонт. В Подмосковье пенсионеров лишили права на бесплатный проезд
на общественном транспорте Москвы. Теперь у региональных властей возникла идея
строительства платных железнодорожных переездов. Звучат также предложения о платных областных дорогах,
прорабатываются планы о введении платных парковок в городах области. Так
недалеко и до введения платы за проезд по городам и микрорайонам. Конечно, бюджетных
средств области на строительство переездов не хватает. В какой-то степени,
проблему можно решить за счет привлечения инвестиций на строительство платных
автомобильных мостов. Но только в том случае, если сохраняются действующие бесплатные переезды. Иначе -
возникает конфликт интересов: частным концессионерам необходимо вернуть
вложенные средства и получить прибыль.
Им
не выгодно сохранение действующих бесплатных переездов рядом с платными. В этом
случае бесплатная альтернатива платному переезду может находиться в 10 и
более километрах.
В
России действует только один платный мост
через железную дорогу - в Рязани. Наземный переезд уже несколько лет
перекрыт блоками и как бы ремонтируется.
Даже
на платных трассах при наличии альтернативы инвесторы взвинчивают неподъемную
плату за проезд. Такая ситуация сложилась на платной трассе М-11. Автомобилисты
предпочли стоять в пробках на Ленинградке, чем платить за проезд по платному
дублеру. На платном участке трассы М-4 (Дон) с 18 января плата для легковых
автомобилей подскочила до 100 рублей. В случае же с переездами доступность
бесплатного дублёра тем более вызывает сомнение. К тому же практика закрытия
наземных железнодорожных переездов реализуется давно: их количество по стране
сократилось на 37%.
Решить
многие проблемы, в том числе и транспортную, власть могла бы, но для этого
необходима смена экономической политики. Однако действующая власть продолжает
прежний курс в угоду олигархам и
бюрократии. Правительство категорически отказывается ввести прогрессивную шкалу
налогообложения и государственную монополию на алкоголь и табак. Только эти
меры позволили бы пополнить бюджет на 6 триллионов рублей, при сегодняшнем
федеральном бюджете в 13 триллионов это была бы существенная прибавка.
Правительство предпочитает выжимать недостающие средства из населения, в
результате геометрически растет число бедных. Более 23 миллионов россиян живут
за чертой бедности.
Поэтому,
если строить платную эстакаду над железной дорогой, то необходимо сохранить
действующий бесплатный наземный переезд, а не идти на ухищрения, ссылаясь на
необходимость его отремонтировать и под этим предлогом закрыть.
В
Подмосковье планируется строительство, а кое-где строятся железнодорожные пути
для скоростных поездов. В этом случае функционирование наземных, бесплатных
переездов затруднено. В результате автомобилистов лишат альтернативы и заставят
платить за проезд.
Стоимость
проезда по платному сегменту не должна превышать 10-30 рублей в зависимости от
типа автомобиля. Причем должны быть предусмотрены льготы или бесплатные
абонементы для местных жителей и хозяйствующих субъектов прилегающих к переезду
муниципалитетов.
Но,
учитывая, что инвестировать в строительство будут и соответственно войдут в
концессию зарубежные инвесторы, можно ожидать высоких цен за проезд. Зарубежные
«партнёры» не страдают альтруизмом, а свои инвестиции и соответственно их
возврат и прибыль оценивают в европейской валюте и долларах США. Поэтому
плату за проезд они будут привязывать к курсу этих самых валют.
При строительстве платных переездовнеобходимо взвесить все риски, чтобы не получилось - хотели как лучше, а получилось как всегда. А у наших властей, как всегда – это за счет народа залатать бюджетные дыры, ну и конечно одарить аффилированные структуры. Правда, если не учитывать интересы населения, то можно получить негативные последствия для экономики и рост социального напряжения.