Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Природные территории в Москве – под угрозой коммерческого освоения. Круглый стол фракции КПРФ в МГД

29 мая за круглым столом в Мосгордуме депутаты, чиновники и москвичи попытались обсудить судьбу особо охраняемых природных территорий. Но конструктивного диалога не получилось: одни чиновники не могли ответить на элементарные вопросы жителей, а другие просто сбежали с заседания. 

Пресс-служба МГК КПРФ
2014-06-02 14:42
Клычков Андрей Евгеньевич
член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, губернатор Орловской области
Клычков
Андрей
Евгеньевич
член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, губернатор Орловской области
Персональная страница

Особо охраняемые природные территории - особенные во всех отношениях. Они дают возможность городу дышать, а не задыхаться, для них установлен специальный режим охраны, они полностью изъяты из хозяйственного использования. Вместе они образуют экологический каркас мегаполиса, занимающего огромную по европейским меркам территорию – свыше 1000 квадратных километров.

Впервые решение о создании таких территорий было принято 25 лет назад. Формирование системы планировалось завершить сначала в 1995, потом в 2005 году, но до сих пор этого не сделано. И если раньше худо-бедно, но эта работа велась, то с приходом к власти новой команды «эффективных менеджеров» она вообще застопорилась. 

Как подчеркнул, открывая круглый стол, руководитель аппарата фракции КПРФ Олег Маркин, на сегодняшний день статус не получили 80 территориальных ООПТ и 10 – «точечных».

«Сейчас значительная часть этих территорий в результате проведения «благоустроительных» работ утратила свои природные качества. На этих территориях ведется хозяйственная деятельность, строятся капитальные сооружения, вырубаются деревья», - констатировал Олег Маркин и отметил, что главной целью обсуждения является попытка разобраться, почему закон об ООПТ в Москве не реализуется.

Руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков отметил, что каждую неделю ему поступает информация о том, что на территориях, планируемых к созданию ООПТ, совершаются действия, не имеющие ничего общего с охраной природы.

«Недавно я встречался с руководителем департамента природопользования Кульбачевским, и для него стало большим открытием, что по документам 15 гектаров земли Жулебинского леса куда-то исчезли! Он обещал, что, если жители будут настаивать, то статус лесу будет придан. В Жулебино прошёл уже десяток митингов, 5 июня будет следующий. Главное требование жителей – защитный статус для леса. Если для департамента природопользования этого недостаточно, то возникает закономерный вопрос: кто у нас является властью в городе?»

Депутат коснулся последних поправок в городское законодательство, касающихся вопросов экологии.

«Депутатов Мосгордумы последовательно лишают полномочий в части природоохранных функций и передают их исполнительной власти», - сообщил он.

Представители инициативных групп районов и муниципальные депутаты рассказали о ситуации с Жулебинским и Лианозовским  лесами, которые могут пасть жертвой аппетитов  инвесторов и покрывающих их чиновников.

Жулебинский лес постигла та же участь, что и другие природные территории. Вопреки планам по созданию ООПТ и здравому смыслу придание лесу защитного статуса сильно затянулось. При этом попытки оттяпать лакомые куски столичной земли с каждым годом набирают обороты.

«Сначала мы спасли лес от строительства снегоплавильного пункта, потом выбили антенное поле, где жили гастарбайтеры и шёл распил угнанных машин. Но обещания привести лес в порядок до сих пор не выполнены. Как не выполнено и обещание вывести из леса ОАО ЛИК «Камов». Хотя мы собрали уже 10 тысяч подписей за придание Жулебинскому лесу статуса ООПТ», - рассказал депутат муниципального собрания «Выхино-Жулебино», известный певец Владимир Маркин.

«Мэр обещал, что в 2014 году вертолётов в лесу не будет, а мы узнаём, что идут какие-то суды, и «Камов» не только не уходит из леса, он пытается там закрепиться и обеспечить себе возможность застройки. Он потихоньку оформил право собственности на бараки, и теперь отсуживает землю», - добавил депутат муниципального собрания «Выхино-Жулебино» Игорь Самилло.

Между тем, Жулебинский лес с 2006 года официально зарезервирован для создания особо охраняемой природной территории. А это означает, что его земли запрещается предоставлять в аренду, и на всей его территории запрещена любая хозяйственная деятельность. 

Но и это ещё не всё. В 2012 году материалы по образованию ООПТ «Природный заказник «Жулебинский» получили положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

«Для создания ООПТ ничего, кроме этого положительного заключения, не требуется. То есть после этого единственным возможным решением правительства Москвы мог стать распорядительный документ о создании ООПТ, но мы его так и не получили», - заявила руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова.

Похожая ситуация – в Лианозово. По словам руководителя инициативной группы «Наше Лианозово» Петра Никонова, в настоящее время в Лианозовском лесопарке идёт подготовка к массовой вырубке деревьев в связи с запланированным расширением Череповецкой улицы, прокладкой линии скоростного трамвая и строительством транспортно-пересадочного узла.

«Чиновники неоднократно заявляли, что деревья рубить не будут. Но у нас есть информация, что проект уже реализуется, он предусматривает вырубку 435 деревьев, уничтожение 1290 квадратных метров травяного покрова, - отметил москвич. - 5 июня мы планируем провести очередной митинг. Мы требуем одного – сохранить наш природный комплекс».

Жители Лианозово опасаются, что проект приостановят только до выборов, а потом начнут активно его реализовывать – к ним случайно попало письмо из переписки чиновников, в котором об этом прямо говорится.

«Нам не дают чёткой информации. Говорят одно, а в это же самое время делают другое. Если решили строить во что бы то ни стало – хотя бы скажите об этом прямо!» - возмутилась жительница Лианозово Ирина Кочкина.

Между тем, ООПТ «Ландшафтный заказник «Лианозовский» должна была быть создана ещё в 2010 году!

«За пять лет работы нового руководства города не было создано ни одной новой особо охраняемой природной территории. Существующие территории рассматриваются нынешним руководством города исключительно как рекреационный ресурс, предназначенный для реализации программы развития индустрии отдыха и туризма, - констатировала руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. - Но самой большой угрозой для природного комплекса является ныне действующий Генплан Москвы, в котором предназначенные для создания ООПТ территории были выделены в зоны реконструкции и развития. Это значит, что вместо ООПТ мы можем получить заурядные озелененные территории с минимальной экологической эффективностью. Самое печальное, что последствия для города – и экологические, и социальные – непредсказуемы, а во многих случаях они будут просто необратимы».

«Наша власть думает не о будущем, а лишь о том, как извлечь прибыль, - отметил руководитель программы Гринпис России Андрей Петров. – Москва теряет природные территории со страшной скоростью. Надо срочно предпринимать самые неотложные меры, чтобы это остановить».

Итак, долгожданный вопрос – почему это происходит? Почему ООПТ в Жулебино и Лианозово до сих пор не созданы? Почему департамент природопользования никак не реагирует на требования жителей придать территориям защитный статус? Эти вопросы участники круглого стола адресовали начальнику отдела координации деятельности и развития ООПТ департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Алексею Наумову.

«Сейчас по Жулебинскому лесу у нас три судебных дела. До принятия решения образовать ООПТ невозможно», - последовал ответ.

Представитель департамента городского имущества, присутствующая на заседании, тут же заметила, что это не соответствует действительности. Суды с ОАО ЛИК «Камов» никакого отношения к образованию ООПТ не имеют. Придать статус лесу можно и до вывода сторонних объектов с территории.

«Если бы департамент природопользования сразу после получения положительного заключения образовал ООПТ, то никаких проблем с «Камовым» не возникло бы. Статус ООПТ помог бы в суде добиться вывода его из леса. Но такое ощущение, что вы хотите проиграть эти суды», - предположил Олег Маркин.

Но чиновник с невозмутимым видом заявил, что департамент работает и подает иски в суд на ОАО ЛИК «Камов». Хотя даже в этом ошибся: департамент всего лишь обжалует иски, поданные «Камовым».

Аналогично чиновник воспринял и вопросы о судьбе Лианозовского леса. Как выяснилось, в 2011 году здесь также было выпущено положительное заключение Государственной экологической экспертизы, но распорядительного документа о придании статуса не последовало. Кроме утверждения, что департамент самоотверженно борется в судах, ничего добиться от чиновника не удалось. Он путал названия ООПТ, «затруднялся ответить» и заявлял, что он не юрист.

«Мне уже неудобно от того, что вы не знаете ответов. Неудобно перед участниками круглого стола. Мы не услышали от вас ни одного ответа, зачем тогда вы сюда пришли? Вы не сделали ничего, чтобы придать этим территориям статус ООПТ», - констатировал Андрей Клычков.

А некоторые чиновники, среди которых представители префектуры СВАО и управы Выхино-Жулебино, даже не попытались ответить на вопросы москвичей - они просто пораньше покинули заседание. В общем, диалога с исполнительной властью не получилось.

По итогам круглого стола было решено создать рабочую группу при фракции КПРФ, в которую войдут представители инициативных групп.

«Я всё-таки надеюсь, что в период предвыборной кампании мэрия сделает всё, чтобы услышать людей и учесть их мнение при решении проблем», - резюмировал Андрей Клычков.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.