Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А.Е. Клычков: Защита жилищных прав обманутых дольщиков должна стать приоритетным направлением в прокурорской и правоохранительной деятельности

2 апреля член Президиума ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме А.Е. Клычков выступил на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных решению проблем обманутых дольщиков.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-04-03 15:06
Клычков Андрей Евгеньевич
член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, губернатор Орловской области
Клычков
Андрей
Евгеньевич
член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, губернатор Орловской области
Персональная страница

- Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья!

Геннадий Андреевич остановился на той хронологии, которая сегодня имеет место, относительно проблемы обманутых дольщиков. И, действительно, я считаю важным обратить внимание, наверное, в большей степени сегодня на те системные проблемы, которые породили возникновение проблемы обманутых дольщиков, для того чтобы решать. Потому что работа в Московской городской Думе и на уровне регионов показывает, что не всегда регион в состоянии решить и финансово, и организационно проблемы, которые ставит перед ним федеральное руководство.

В России практика долевого строительства началась в 90-е годы, когда государство, по сути, предложило коммерческим структурам поменяться на строительном рынке, и возникли случаи долевого участия в инвестировании  строительства. На тот момент законодательной основой для привлечения средств служили зачастую лишь правила Гражданского кодекса о свободе договора.

Учитывая изобретательность застройщиков и доверчивость граждан, условия договора, как правило, не отражали интересы дольщиков. Главная особенность подобных договоров до сих пор такова, что люди, вкладывающие средства, полностью теряют над ними контроль, а лица, привлекающие средства, вольны использовать их по своему усмотрению.

В результате в 1996 году в России появился первый дольщик, а 1998 год можно уже считать началом обмана дольщиков.

Первая волна организованных протестов обманутых дольщиков прокатилась по стране в 2003-2004 годах. Ответом властей на это стал Федеральный закон № 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", который, к сожалению, не решил проблемы, так как большинство застройщиков его положения проигнорировали.

Это привело к появлению второй волны обманутых дольщиков, которая прокатилась по стране в период кризиса 2008-2009 годов, когда большое количество строек оказались замороженными.

Начиная с 2005 года, дольщики жилья как элемент жилищного строительства формировались в результате реализации национального проекта "Жильё", реализуемого посредством федеральной целевой программы "Жилище", запланированной на 2005 - 2012 годы; государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации 2013 - 2020 годов".

5 сентября 2005 года Президент России Путин объявил о реализации национального проекта "Жильё", ответственность за выполнение которого была возложена на вице-премьера Дмитрия Медведева.

30 декабря 2005 года была создана межведомственная рабочая группа по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё гражданам России". Осенью 2009 года межведомственная группа была расширена, а в марте 2011 года её сократили.

Руководителем назначили заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. В июне 2012 года Шувалов заявил, что проект "Доступное жильё", как брошенное дитя. По его словам, министерствам и ведомствам тема практически безразлична. 31 августа 2012 года межведомственная рабочая группа была ликвидирована.

О выполнении национального проекта никто не отчитался. Его тихо закрыли, как и закрыли глаза на появление целого социального слоя, как обманутые дольщики.

Очевидно, что главная причина появления обманутых дольщиков - несовершенство российского законодательства, которое допускает реализацию преступных схем на строительном рынке, в том числе и при участии органов государственной власти и местного самоуправления. Для реализации этих схем используются профессиональные финансовые организации, финансовые инструменты и, к сожалению, покровительство коррумпированных чиновников разного уровня.

Президент Путин в своё время отмечал, что обманутые дольщики появились в результате некачественно сформулированных решений на законодательном уровне. Если бы государство поставило заслон на пути жуликов и проходимцев, то тогда бы у них не было шанса обмануть людей, выманить у них деньги и ничего за эти деньги не делать. Это он говорил в апреле 2012 года.

Руководство страны неоднократно обещало решить проблему дольщиков. Ещё 20 апреля 2011 года, выступая в Государственной Думе с отчётом правительства, премьер Путин пообещал, что проблема дольщиков будет снята к концу следующего, то есть 2012 года.

5 сентября 2011 года президент Медведев подписал перечень поручений по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве. Пунктом 1 предписывалось: правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мероприятий по окончательному решению до конца 2012 года проблем граждан, участвующих в долевом строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, и определить источники финансирования этих мероприятий.

15 марта уже 2012 года на заседании Президиума Правительства России было подтверждено, что к концу 2012 года проблема с обманутыми дольщиками в основном будет решена.

Однако, несмотря на многочисленные бравурные заявления властей, проблема обманутых дольщиков жилья не решена до сих пор. Тысяча семей годами борются за свои права, проводят митинги, голодовки, ведут бесконечную переписку и получают тонны отписок. Никаких гарантий того, что их проблемы будут решены Правительством России в 2013 году, как и в последующие годы, нет. Из отчётов субъектов следует, что из 62 субъектов Российской Федерации только руководители 19 чётко представляют план по полному завершению, в 43 регионах говорить о выполнении поручений президента не приходится. Но, к сожалению, в эти утверждения тоже приходится верить, потому что на сегодняшний момент обмен официальной информации и вера в официальную информацию, к сожалению, вызывает большие вопросы.

Что касается той работы, которая была проведена за последние четыре года. Начиная с 2009 года я, как представитель из Московской Думы, хочу просто несколько слов сказать о начале этого вопроса, с 2009 года мы попытались проанализировать проблему дольщиков именно по Москве, но в итоге круг вопросов и предложений расширился, можно сказать, на территорию всей Российской Федерации. Мы подключили к этому вопросу фракцию в Государственной Думе. 11 ноября 2010 года состоялась первая встреча с руководителем Следственного комитета России Бастрыкиным, где удалось добиться принятия решения о формировании рабочей группы при Следственном комитете. Кроме этого, удалось с использованием наших федеральных коллег добиться внимания со стороны московских властей, нового мэра Сергея Семёновича Собянина к этой проблеме, выделялись бюджетные средства, была проведена достройка ряда объектов в городе Москве, но это не является решением проблем.

Мы в рамках обобщения информации предложили, как нам кажется, достаточно разумный и собранный рецепт решения этой проблемы. Фракция в Госдуме инициировала законопроект "О внесении изменений, дополнений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который помог бы устранить правовые проблемы.

К сожалению, проба этого законопроекта на заседании Мосгордумы показала, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вносит отрицательный отзыв.

Что же предусматривал данный законопроект? Очень тезисно. Во-первых, мы предложили, чтобы государство взяло на себя риски. Каждый договор об участии в долевом строительстве должен быть подтверждён поручительством со стороны саморегулируемого сообщества региона или, при его отсутствии, со стороны регионального органа власти.

Во-вторых, деньги должны вноситься не напрямую застройщику, а на депозит нотариуса или аккредитив в банк. Деньги застройщику при этом должны перечисляться поэтапно по мере выполнения работ.

В-третьих, дольщики должны получить возможность регистрировать право собственности на земельный участок и строящийся на нём дом до завершения строительства, что позволит сохранить объект дольщиками в случае банкротства или недобросовестности застройщика. Также законопроектом устанавливается право коллективного инвестора на поэтапный контроль за ходом строительства.

Этот закон по-прежнему не теряет, по нашему мнению, актуальности. И мы будем добиваться приоритетного его рассмотрения в Государственной Думе.

Что касается невыполнения поручений президента, какие тому причины. Во-первых, по нашему мнению, виной неисполнения, а иногда и создания условий якобы исполнения, но на самом деле отсутствие деятельности, является лукавая статистика.

Федеральные министерства и ведомства региональной власти замалчивают проблемы обманутых дольщиков, приукрашивают статистику путём деления граждан на федеральных, ведомственных, региональных, тех, кто лишился жилья в результате невыполнения инвестконтрактов, и те, кто лишился жилья в результате мошеннических действий.

Единый федеральный реестр обманутых дольщиков на сегодняшний момент отсутствует. Как уже говорилось, на февраль 2012 года мы утверждали цифру 150 тысяч дольщиков в 66 субъектах. В то же время, согласно официальным данным, уже на 1 января 2013 года, это и официальные данные и данные, полученные из других экспертных источников, которые близки к официальным, утверждается, что на сегодняшний момент в России 86 515 обманутых дольщиков в 62 субъектах Российской Федерации. Но в противовес этой статистике достаточно просто привести те данные, которые мы получили к данным парламентским слушаниях. К примеру, Амурская область, на начало 2011 года в Амурской области было зарегистрировано 9 проблемных объектов, а сегодня по данным Министерства регионального развития - 1. При этом за этот период выявлены ещё 11 организаций, которые  в обход 214 закона собирали денежные средства.

Ярославская область. На конец 2010 года было 12 объектов, пять достроены под угрозой уголовных дел. Остальные посчитаны как решение, как решённые, но сами дольщики, к сожалению, не знают об этом решении, либо получили предложение дополнительно купить себе новое жильё в этом же доме, который так и не достроен. Согласно опять официальной статистике, только четыре региона выполнили указание президента по решению проблем обманутых дольщиков в 2012 году. Это Республика Алтай, Карелия, Костромская, Пензенская область. 62 субъекта не решили вопрос. Наиболее тяжёлая ситуация остаётся на сегодняшний день в Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской области, Москве, Новосибирской области, Краснодарском и Ставропольском краях.

Во-вторых, считаем важным обратить внимание и указать как элемент невозможности решения проблемы дольщиков несовершенство работы правоохранительных органов. Я уже говорил о том, что была создана рабочая группа при Следственном комитете и смысл создания этой рабочей группы заключался в необходимости создания единого алгоритма расследования уголовных дел, в том числе в рамках должностных преступлений, которые являются неотъемлемой частью, по-нашему мнению, преступных схем с обманом дольщика. Однако на сегодняшний момент можно констатировать, что  позитивное начало этой работы не доведено до конца и мы надеемся, что сегодняшние парламентские слушания позволят детально обсудить те необходимые меры, которые нужно сейчас сделать в спешном порядке и запустить эту работу вновь.

В-третьих, проблемы, пробелы с законодательством. В России банк не способен разориться без команды Центрального банка, а в строительной сфере всё абсолютно наоборот. Все понимают, что рынки надо регулировать и контролировать. Контролировать кредитный рынок, срочный рынок, страховые общества, ПИФы, а инвестиционный жилищный рынок контролировать некому. Между тем контролировать рынок инвестиций, строящее жильё надо ежедневно при помощи государственных регуляторов и контролёров.

Инвестиционно-строительный рынок  - это тоже финансовый рынок и у нас же получилась ситуация, когда любая организация может без всякого контроля неизвестно под какие гарантии, по каким правилам привлекать деньги граждан. Именно поэтому отсутствие надлежащего контроля за участниками рынка инвестиций долевого строительства жилья и появились обманутые дольщики.

На федеральном уровне законодательно не определены понятия проблемных объектов долевого строительства и обманутых дольщиков, что порождает несогласованность в учёте пострадавших граждан. Лишь в 11 субъектах Российской Федерации принято региональное законодательство в области защиты прав участников долевого строительства. При этом считаю необходимым обратить внимание, что даже принятие регионального законодательства при несогласованной федеральной политике приводит к совершенно разным подходам и к определению проблемных объектов, и включению отдельных дольщиков в списки таковых.

Но есть и другие обстоятельства, к примеру, двойные продажи. Губернаторы Ульяновской и Воронежской областей защитили интересы граждан, пострадавших в результате так называемых двойных продаж. При этом губернаторы Московской  и Калининградской областей не только не проработали возможный вариант защиты граждан, оказавшихся в подобных ситуациях, но и, более того, отказываются включать их в реестр обманутых дольщиков.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении жилых объектов, строительство которых не было начато, но денежные средства граждан привлекались на основании выданных, но впоследствии изменённых или расторгнутых распорядительных документов. Мэр Москвы и губернатор Калужской области не рассматривают такие объекты как проблемные и не включают граждан в число пострадавших. В то время как, например,  губернатор Свердловской области инициировал принятие регионального закона, позволяющего обеспечивать жильём граждан данной категории путём предоставления им жилья в собственность.

Отсутствие единообразного подхода как в определении понятия, так и в решении проблем обманутых дольщиков приводит к социальному напряжению со стороны пострадавших граждан, а в некоторых случаях к явной дискриминации отдельных категорий дольщиков, которых таковыми не признают и не включают в реестр.

Наконец источники финансирования мероприятий по решению проблемы обманутых дольщиков, они либо не определены на сегодняшний момент, либо не соответствуют возможностям и потребностям региона. Например, очень показательным является пример Томской области. В Томской области из регионального бюджета в 2011, 2012 году на решение проблемы дольщиков выделено 510 миллионов рублей. 2013-2015 год, запланировано 200 миллионов рублей, плюс 195 миллионов на подведение коммуникаций, что превышает затраты на предоставление жилья детям-сиротам и капитальный ремонт.

Таким образом, мы получаем ситуацию, когда создаётся искусственный социальный конфликт внутри региона без поддержки федерального центра. На сегодняшний момент совершенно чётко представляется, что без помощи федерального центра, без выделения денежных средств федерального бюджета невозможно решить проблемы обманутых дольщиков. Наверное, здесь исключением может являться только Москва, которая имеет больше финансовых возможностей для выделения, и в Москве такие средства выделялись.

Что касается наших рекомендаций, и на этом буду заканчивать. В первую очередь необходимо составление единого федерального реестра обманутых дольщиков. На сегодняшний день правовое регулирование отношений, связанных с участием граждан в долевом строительстве, направлено в основном на предоставление в будущем дополнительных гарантий участникам долевого строительства объектов недвижимости. Вместе с тем, проблемы уже пострадавших граждан, которые внесли денежные средства, в том числе в результате реализации национального проекта "Жилье", проекта Министерства обороны "Земля в обмен на жилье" не находят окончательного решения. Чтобы устранить этот пробел в первую очередь необходимо, чтобы власть признала масштабы существующей проблемы и отказалась от своей статистики. Необходимо составить федеральный реестр обманутых участников долевого строительства, отражающий все проблемные объекты и включающий всех пострадавших лиц. Следует учитывать, что объектом долевого строительства для удовлетворения личных и семейных нужд, не связанных с увеличением прибыли, могут также выступать гаражи, стоянки, возведенные организацией-застройщиком на привлеченные средства граждан.

В законах, а также в нормативно-правовых актах исполнительных органов субъектов Федерации необходим единый подход в определении понятий: "обманутый дольщик", "недобросовестный застройщик-инвестор", "проблемный объект", а также в решении проблем самих дольщиков. Принцип: одному обманутому дольщику государственная помощь на одну квартиру или машино-место будет наиболее полно отвечать принципу социальной справедливости. Этот принцип должен быть отражен в рамочном федеральном законе "О государственных гарантиях оказания помощи участникам строительства, пострадавшим от недобросовестных застройщиков" подобно механизму предоставления государственных гарантий и сохранения банковских вкладов.

Второе. Защита жилищных прав обманутых дольщиков должна стать приоритетным направлением в прокурорской и правоохранительной деятельности, работе контрольных органов, а также предметом охраны государства. Мерами, которые будут способствовать решению этой проблемы граждан, участвующих в долевом жилищном строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, являются... Очень тезисно, исходя из тех расширенных предложений, которые есть в рекомендациях сегодняшних парламентских слушаний.

Первое. Разработка Следственным комитетом методических рекомендаций в целях повышения эффективности и сокращения сроков расследования уголовных дел в сфере долевого строительства. Создание совместных аналитических групп в составе представителей органов прокуратуры, Следственного комитета, МВД, Росфинмониторинга для анализа имеющихся в производстве уголовных дел в сфере долевого строительства. Организация регулярного обмена информацией о выявленных нарушениях, проведение совместных мероприятий по противодействию злоупотреблений при расходовании бюджетных средств, выделенных на завершение строительства проблемных жилищных объектов.

И третье. Усиление регулирующей роли государства в долевом строительстве объектов недвижимости. В частности, Государственной Думе предлагается в приоритетном порядке рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный фракцией КПРФ. Рассмотреть возможность реализации права законодательной инициативы с целью увеличения уставного капитала застройщиков, введение квалификационных требований к застройщикам, усиление уголовной ответственности за нарушение законодательства в области долевого строительства, усиление контрольных полномочий органов власти, а также ответственность сотрудников саморегулируемых организаций, выдавших свидетельство о допуске недобросовестным застройщикам.

Правительство Российской Федерации считаем необходимым рекомендовать разработать и внести в Государственную Думу в третьем квартале текущего года федеральный закон о государственных гарантиях оказания помощи участникам строительства, пострадавшим от недобросовестных действий организаций-застройщиков, предусматривающий порядок введения федерального реестра дольщиков и проблемных объектов. Механизм предоставления государственных гарантий пострадавшим гражданам, механизм финансового контроля и ответственности застройщика за нецелевое использование денежных средств. Механизм поиска и возврата денежных средств дольщиков, похищенных недобросовестными застройщиками, а также снижение риска преднамеренного банкротства застройщиков.

Кроме этого, подготовить и внести в Государственную Думу во втором квартале текущего года доклад с указанием причин неисполнения поручений председателя правительства Путина от 4 марта 2011 года и президента Медведева от 5 сентября 2011 года по окончательному решению проблем дольщиков. Проработать и обеспечить внесение в установленном порядке к 1 июля текущего года конкретные предложения по созданию Фонда финансовой поддержки субъектов и муниципальных образований для решения проблем обманутых дольщиков. Предусмотреть изменение федеральных бюджетных обязательств для решения указанной проблемы.

И последнее. Органам государственной власти разработать и внести в законодательные органы власти проекты законов, направленные на защиту участников долевого строительства. Внести изменения в нормативно-правовые акты, предусматривающие возможность привлечения денежных средств граждан только после получения разрешения органа исполнительной власти.

Спасибо. (Аплодисменты.)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.