Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

В.И. Кашин выступил с докладом о роли Росгидромета в обеспечении экологической безопасности страны

16 марта 2016 года заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Иванович Кашин принял участие в заседании Коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на тему: «О результатах работы Росгидромета за 2015 год и основных направлениях деятельности на 2016 год».

Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии

18 Марта 2016, 11:27 (обновление: 22/03/2016, 12:01)

В мероприятии приняли участие Советник Президента Российской Федерации, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкий, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин, Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунов, Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Р.Леви, Руководитель Федерального агентства водных ресурсов М.В.Селиверстова, руководители территориальных органов Росгидромета, представит ели федеральных органов исполнительной власти, общественных экологических организаций и бизнес-сообщества.

Владимир Иванович выступил с докладом о роли Росгидромета в обеспечении экологической безопасности страны, об основных итогах деятельности службы в части осуществления государственного мониторинга окружающей среды и своевременном предоставлении качественной достоверной информации о ее состоянии.

В своем выступлении Председатель Комитета отметил важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в целях предотвращения глобального изменения климата, решения проблем при трансграничном перемещении загрязняющих веществ, соблюдения экологического баланса Арктики и подчеркнул особую роль в этом Росгидромета. Владимир Иванович также предложил Росгидромету сотрудничество по совершенствованию национального законодательства в целях адаптации к требованиям международного права в условиях изменчивой геополитической обстановки.

В завершении своего выступления, В.И.Кашин вручил Почетные грамоты Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи “За значительный вклад в организацию и осуществление мониторинга загрязнения окружающей среды” Пешкову Юрию Владимировичу - начальнику Управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета, Поляковой Вере Степановне - начальнику Вологодского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета, а также Кузьмичу Василию Ивановичу - начальнику Якутского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.


ДОКЛАД

Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашина


На итоговом заседании коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды


16 марта 2016 года

г.Москва

Добрый день, Уважаемые коллеги!


В самом начале своего выступления, от лица Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии хочу поприветствовать Вас и выразить слова благодарности всему коллективу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за ту сложнейшую работу, которую вы выполняете.

Ведь что такое Росгидромет сегодня? Это более 32 тысяч высококвалифицированных работников, 723 кандидата наук, 135 докторов наук. Именно благодаря усилиям этой, без преувеличения сказать, армии, благодаря грамотному руководству, функционируют все сложнейшие системы обеспечения защищенности от воздействия опасных природных явлений, обеспечения потребностей в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды, в том числе для обеспечения интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике.







Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в 2015 году в диссертационных советах НИУ Росгидромета было защищено всего 8 кандидатских диссертаций и 1 докторская работа. Принимая во внимание наукоемкость выполняемых Службой и подведомственными структурами работ, названные показатели видятся более чем скромными.

Мировая наука не стоит на месте, и перед нами задача не только не отстать, но обеспечить стремительное наращивание научного потенциала отрасли.

Считаю крайне важным руководству Службы взять вопрос подготовки научных кадров и научного обеспечения отрасли в целом на особый контроль. Напомню: кадры решают все!

Безусловно, решение кадрового вопроса – задача сложная, и не малую роль в этом играет финансовый вопрос, на котором остановлюсь подробнее.

В 2015 году на обеспечение деятельности Службы из средств федерального бюджета было выделено 16,5 млрд. рублей. 90% этих средств составил фонд оплаты труда.

При этом в 2014 году, в рамках подготовки проекта федерального бюджета, нам удалось продавить вопрос выделения дополнительных средств на цели оплаты труда работникам Службы. Мы были вынуждены неоднократно обращаться к Президенту Российской Федерации, и лишь с третьего захода побороли отрицательную позицию Правительства по данному вопросу.

Хочу особо отметить, что в решении этого вопроса не малую положительную роль сыграла профсоюзная организация Росгидромета. Настойчиво и конструктивно отстаивая интерес трудовых коллективов, они отработали вопрос на «пять».

В итоге среднемесячная заработная плата работников гидрометеорологической сети увеличилась, но, тем не менее, так и не достигла среднемесячной заработной платы по России. В 2015 году она составила всего 78% средней зарплаты по России.

Ситуация остается напряженной. Работникам, в том числе, в суровых условиях крайнего севера, в полярных широтах и труднодоступных уголках России, приходится выполнять служебные обязанности за мизерную плату. Многие важнейшие задачи решаются ими лишь благодаря самоотверженности и высокому уровню профессиональной ответственности.

Это то, что касается непосредственно оплаты труда.

Рассматривая же вопрос финансирования Службы в целом мы видим еще большие проблемы. Состояние основных фондов, научного оборудования, укомплектованность снаряжением и экипировкой не выдерживают критики. В качестве примера достаточно привести ситуацию с нашими полярными экспедициями, в которых люди вынуждены, зачастую, за собственные деньги покупать валенки, полушубки и другие предметы экипировки.

Это просто недопустимо! Финансирование всей системы Росгидромета из федерального бюджета должно быть увеличено. Комитет будет стоять на этом твердо! Убежден, что и руководство Службы, и профсоюзы также не окажутся в стороне заняв наиболее активную позицию.

Также считаю важным отметить: помимо решения вопроса о выделении дополнительных средств не следует упускать из виду и вопросы повышения эффективности использования средств имеющихся, поскольку в этом может крыться значительный финансовый потенциал.

Мы недавно смотрели эффективность реализации отдельных государственных программ, в том числе ФЦП по Байкальской территории.







Эффективность освоения бюджетных средств составляет 70%. Эффективность реализации основных мероприятий - всего 30%. Несмотря на то, что одним из основных условий сохранения экологии Байкала является создание системы очистных сооружений, за весь период реализации программы они так и не построены. Также не построены важнейшие берегоукрепительные сооружения. Из запланированных к строительству 21 пожарно-химических станций за 4 года реализации ФЦП не построено ни одной. Ну и вовсе абсурдным видится то, что до сих пор не ликвидированы отходы, накопленные Байкальским ЦБК. Вся проектная документация была утверждена еще в 2013 году, на реализацию было выделено 1,2 млрд. рублей, но так ничего и не сделано.

В этой связи, усиление финансового контроля для обеспечения целевого и эффективного использования средств федерального бюджета должно быть осуществлено на каждом этапе и направлении работы. Постоянное повышение качества и контроль за проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок должно способствовать повышению экономической эффективности затраченных средств.

Следующее, на чем хотел бы сегодня остановиться - проблема изменения климата и заключение в конце 2015 года нового климатического соглашения.

Мы все на протяжении нескольких лет принимали активное участие в этой сложной работе. Теперь же наше внимание должно быть обращено на перспективу, а именно - подготовку правил выполнения Соглашения, формирование методологической основы и технической базы для полного учета выбросов парниковых газов с учетом их поглощения растительными экосистемами, а также разработку долгосрочной стратегии «низкоуглеродного» развития и плана адаптации к изменениям климата. При этом одной из важнейших задач на этом пути видится введение обязательной отчетности предприятий о выбросах парниковых газов.

Ведь Россия в этом вопросе всеми участниками воспринимается, как мировой экологический донор. И это действительно так. Наши огромные нетронутые пространства, наши бореальные леса, вечная мерзлота, безусловно, являются основой устойчивости климата на всей планете.







Приняв при этом во внимание развал нашей промышленности и общий экономический спад в 90-е годы, становится видно, что мы сэкономили миру 40 млрд. тонн эквивалента углекислого газа. Для сравнения приведу цифру: выбросы парниковых газов всех стран мира в 2012 году составили 46 миллиардов тонн. Иначе говоря, Россия затормозила глобальное потепление почти на 1 год.

Вместе с тем, очевидно, что мы достигли этих результатов экстенсивным путем. И как только начинается рост производства – за ним тянутся вверх и выбросы парниковых газов. В этой связи, если сравнить наши цели по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году и наши показатели в 2013 году, то мы видим, что Россия уже перешагнула черту 70% от уровня 1990 года. Теперь наша главная задача - эффективно остановить этот процесс, и определенные шаги в верном направлении уже сделаны.

Комитет обеспечил принятие важнейших законодательных инициатив в сферах рационального природопользования и охраны окружающей среды, сформировавших прочный экологический каркас. Я имею в виду и 455-й Федеральный закон, и 415-й, и 27-й, и 406-й, и 219-й, и 458-й, и ряд других.







Приняв комплексные изменения в лесное законодательство, в законодательные акты в области сохранения биологического разнообразия, в законодательство о недрах, воде, законодательство по Байкальской природной территории, мы, фактически, обеспечили сохранение тех природных систем, которые обеспечивают благоприятную среду обитания на всей территории России, а также эффективно поглощают парниковые газы.

Особое же внимание хочу уделить 219-му и 458-му Федеральному закону. Именно этими законодательными актами созданы действенные стимулы к проведению технологической модернизации экономики, сформирована законодательная база для развития экологически-эффективных технологий и их масштабного внедрения. Убежден, в результате мы получим значительный экологический эффект, а также свернем с экстенсивного пути снижения объемов выбросов парниковых газов.

При этом наша дальнейшая совместная работа должна быть сконцентрирована на обеспечении правоприменительной практики по этим законам. Участие же Росгидромета в реализации 219-го, 458-го и других федеральных законов, в том числе, позволит серьезно улучшить финансовое положение Службы, посредством оказания платных услуг коммерческим организациям, привлечения средств внебюджетных фондов и др..

Более того, роль Росгидромета, как органа государственной власти, осуществляющего управление мощнейшей системой экологического мониторинга, в этой работе уникальна.







Напомню, что приоритетные задачи органов власти в рамках экомониторинга четко определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Важнейшими из них являются:

- определение связей между воздействием природных и антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

- выработка и распространение предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду;

- распространение предложений для их учета при подготовке и изменении документов территориального планирования в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

- оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий.

В качестве наглядного примера негативных последствий слабой работы по указанным направлениям можно привести трагедию на Дальнем Востоке. Было подтоплено 13,5 тыс. жилых домов, 32 тыс. человек эвакуированы. Поврежденными оказались 1,6 тыс. км. дорог, 174 моста, 825 социальных объектов.

Посмотрите – на всю подпрограмму по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2013 году было выделено 8,3 млрд. рублей, а наводнение на Дальнем Востоке в этом же году привело к тому, что на ликвидацию его последствий правительство было вынуждено потратить 13,5 млрд. рублей – в полтора раза больше.







Неужели мы не знали, что там у нас недостаточно водохранилищ?

Еще в Советском Союзе там предусматривалось строительство двух дополнительных водохранилищ, и если бы они были построены, то можно было избежать этой трагедии, человеческих жертв, экономического ущерба.

Если бы предупреждения об этом были более настойчивы, результаты всех исследований и прогнозов форсировано доносились до руководства страны, а межведомственное взаимодействие и кооперация были на должном высоком уровне, то мы могли бы предупредить и предотвратить негативное развитие событий.

Кроме того, считаю важным отметить важность мониторинга земель, как неотъемлемого элемента обеспечения продовольственной и экологической безопасности. Повышение эффективности сбора и обработки информации о состоянии земельного фонда страны, о плодородии почв, т.д., совместно с Минсельхозом, Россельхознадзором, является одной из серьезных задач, которую нужно срочно решать. В первую очередь это, конечно, касается наших уникальных черноземов. Мы не можем допустить их утрату.

Учет допущенных ошибок, а также принятие системных мер, исключающих повторение подобных трагедий в будущем, является нашей общей задачей. От этого, без преувеличения, зависят человеческие жизни.







Ведь чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера ежегодно уносят жизни сотен людей, а количество пострадавших измеряется, зачастую, сотнями тысяч.

И Росгидромет в решении этой нашей общей большой задаче играет ведущую роль. Ведь та материально-техническая база, которой располагает Служба, по своей сути уникальна.

Широту наблюдательной сети «от Арктики до Антарктики» обеспечивают 9,5 тыс. метеорологических и гидрометеорологических пунктов, 115 аэрологических станций, 1286 пунктов наблюдения за радиоактивным загрязнением, и, конечно же, наша космическая группировка.

Развитие этой наблюдательной сети – задача государственной важности. И Комитет в этом вопросе всегда будет стоять на стороне интересов Службы.

Отдельное же внимание хочу уделить вопросам развития наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, который сегодня осуществляется силами 636 постов.







Это направление деятельности службы является одним из наиболее социально значимых, поскольку большая часть населения у нас живет в крайне неблагоприятных экологических условиях.

В 2013 году в России насчитывалось 123 города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. В 2014, в связи с изменением ПДК по формальдегиду, таких городов осталось 107, но воздух, которым люди там дышат, не стал чище.

Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 30 млн. т загрязняющих веществ, в водные объекты сбрасывается более 40 млрд. кубометров сточных вод, а количество ежегодно образуемых в России отходов производства и потребления уже давно перешагнуло рубеж в 5 млрд. тонн. Только зарегистрированных случаев экстремально высокого загрязнения окружающей среды было зарегистрировано более 600.

В этой связи повторюсь, что развитие экологического мониторинга именно в части контроля за загрязнением окружающей среды – наша общая задача.

Во исполнение уже названного выше 219-го федерального закона у нас в скором времени каждая труба будет взята под контроль. При этом и государственная сеть мониторинга загрязнения должна приобрести всеобъемлющую форму, чтобы не дать ни единому загрязнителю возможности смухлевать.

Ведь ответственный бизнес и без каких-либо дополнительных стимулов со стороны государства развивается по пути повышения экологической эффективности.

Взять хотя бы такое предприятие, как «Нижнекамскнефтехим» - крупнейший производитель и экспортер нефтехимической продукции в российской федерации. Данное предприятие своей практической деятельностью доказывает возможность сочетания экономических и экологических интересов. Не дожидаясь положений 219го закона предприятие уже сейчас служит успешным примером применения НДТ.

В свою очередь безответственный бизнес всегда будет искать возможности уклониться от исполнения своих обязанностей в части охраны окружающей среды. И опять же яркий пример – Московский Мусоросжигательный завод №3, с которого в 2015 году Росприроднадзором по Центральному федеральному округу было взыскано более 366 млн. рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду.

И таких полярных примеров можно привести великое множество.

Безусловно, и Росгидромет, и Росприроднадзор, и Ростехнадзор, и Минприроды России, совместно с другими министерствами и ведомствами, совместно с регионами должны системно кооперироваться для решения вопросов обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации.

Мы обязаны добавить эффективности и слаженности действий. Это наша общая задача – максимально эффективно обеспечивать конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

И в заключение, конечно же, нельзя не отметить, что те прогнозы и сведения, которые предоставляет Росгидромет, с каждым годом становятся все более точными и достоверными. Мы, как активные пользователи такой информации, это приветствуем и, конечно же, этому способствуем, в том числе в нашей законотворческой деятельности.







В работе с законопроектом «О дистанционном зондировании Земли из космоса», который в настоящее время в Государственной Думе проходит подготовку ко второму чтению, мы заняли активную позицию не допустить ущемления интересов Службы.

Более того, рассматривая перспективы в нашей работе, нельзя не отметить, что приоритетным направлением развития законодательства мы видим подготовку к ратификации и ратификацию Орхусской конвенции, призванной сделать экологическую информацию максимально доступной и открытой. Подготовка к ратификации и ратификация Конвенции Эспо также видится обязательной для введения в России передовых подходов к оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Комитет будет решать все названные и другие вопросы в тесном сотрудничестве с Росгидрометом.

В этой связи хочу поблагодарить всех присутствующих и всех тех, кто трудится в системе гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды за неоценимый вклад в обеспечение экологической и национальной безопасности, в повышение эффективности международного сотрудничества по вопросам глобальных природных процессов.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.