О.Н. Смолин: Новая образовательная политика нужна как воздух, обеспечить её может только новый закон
27 января на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин. Он представил новый законопроект «Об образовании для всех».
Олег
Николаевич
-
Уважаемые коллеги! 25 января многие из нас поздравляли студентов и сами
почувствовали себя студентами, и самое время поговорить о нашем образовании.
Два
с половиной года действует в России Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации". Когда его принимали, нам говорили, что прежний
превратился в лоскутное одеяло, поэтому нужно принимать новый. Однако за два с
половиной года уже в новый закон было внесено 25 изменений, то есть в новом
одеяле появилось 25 новых лоскутов.
Часть
из них полезна для образования. Но превращение закона в лоскутное одеяло
происходит такими темпами, какие раньше никогда ведомы не были.
Поэтому,
уважаемые коллеги, сегодня группа депутатов фракции КПРФ представит обществу
новый проект базового закона "Об образовании для всех", а я
представляю его вам.
Проект
выполнен по завету Ньютона: "Гипотез не сочиняю". Мы ничего не
выдумывали. Мы собрали требования образовательного сообщества, нередко
рекомендации парламентских слушаний и профильных парламентских комитетов. Но
главное - это новый законопроект под новый курс образовательной политики.
Как
всем известно, разруха начинается в голове. То же самое и в образовательной
политике. Новую политику нужно начинать с новой идеологии. Вот некоторые её
принципы.
Кстати,
у нас президент любит традиционные ценности, мы тоже их любим, и положили в
основу нашего законопроекта.
Вот
они.
Образование
не является частью сферы обслуживания, оно относится к сфере производства,
причём к самой важной, обеспечивает социальное и духовное воспроизводство
самого человека. Поэтому работа в образовании - не услуги, но социальное
служение.
Мои
родители-учителя оскорбились бы, если бы им когда-нибудь сказали, что они
кому-то оказывают услуги.
Затраты
на образование - это не бремя государства, как утверждают у нас системные
либералы в правительстве, но это вложения в человека, самые выгодные в
долгосрочной перспективе.
И,
наконец, скажу ещё одно.
Нам
нужна не элитарная система образования отдельно для богатых и управляющих и
отдельно для остальных, нам нужна эгалитарная система образования, образование
равных возможностей, высококачественное образование для всех, так называется
закон.
Теперь
конкретно по некоторым позициям.
Экономика
образования. Коллеги, мы по-прежнему предпоследние среди развитых стран по доле
вложения в образование. В 2016 году эта доля сокращается до 3,9 процента. Наш
законопроект требует поднять эту долю в течение пяти лет до 7 процентов от
валового внутреннего продукта, и не потому, что так хочется, хочется намного
больше. В Советском Союзе было в 50-е годы 10 процентов. Бразилия ставит задачу
к 2020 году выйти на 10 процентов. Но просто никто никогда не провёл
модернизацию при затратах меньше 7 процентов от ВВП на образование. Другого
пути просто нет.
Государственная
информационно-образовательная политика. Мы недавно отмечали День рождения Владимира
Высоцкого, так вот ему принадлежит фраза, что: "Телевидение может быть
ящиком для идиота". К сожалению, она не утратила свою актуальность.
В
действующем законе о просветительстве нет ничего.
Мы
требуем на уровне регионов: воссоздать государственные образовательные каналы в
общедоступных диапазонах и поддерживать все каналы, которые будут заниматься
просветительством.
Точно
также и электронное обучение, оно развивается во всём мире. В каждой ведущей
стране есть десятки электронных университетов. У нас нет ни одного, потому что
правительство искусственно тормозило их развитие, хотя вроде бы нас поддержал
даже Дмитрий Анатольевич Медведев по этому поводу.
Наш
закон снимает бюрократические тормоза, открывает дорогу развития электронным
университетам и тем самым мешает нашим зарубежным, как изящно говорит наш
президент, партнёрам, откачивать человеческий потенциал из страны через
электронные ресурсы, особенно Соединённым Штатам.
Кстати
сказать, я часто не соглашаюсь с Германом Грефом, но недавно он сказал чистую
правду: "По своим последствиям отток человеческого капитала намного
опаснее, чем отток капитала обычного из нашей страны". Мы этому ставим
преграды.
Статус
педагогов. За последние годы зарплата немножко приподнялась, уважаемые коллеги,
но в основном за счёт нагрузки. 28 часов в среднем нагрузка учителя по данным
Общероссийского народного фронта при норме 18. Педагоги грустно шутят:
"По-прежнему работаем на 1,5 ставки, потому что на одну есть нечего, а на
две есть некогда".
Мы
требуем, чтобы за одну ставку зарплата педагога была не ниже средней и по
стране, и по региону, а в вузе, как положено по указу президента, на уровне
двух средних заработных плат по стране и по региону.
По
пенсионному обеспечению, как требовали более половины всех законодательных
собраний регионов, мы предлагаем приравнять наших педагогов к государственным
служащим.
Статус
студента. В действующем законе практически ничего. В настоящее время в вузе
стипендия составляет около 13 процентов от прожиточного минимума. В бывших ПТУ
- 4 процента. Когда мы учились, коллеги, она составляла 80 процентов от
прожиточного минимума.
Поэтому
мы требуем социальную стипендию малообеспеченного студента поднять на уровень
прожиточного минимума. Академическую стипендию на тот уровень, какой был в
Советском Союзе, 80 процентов в вузе, 60 процентов в техникуме для того, чтобы
студент мог как прежде учиться и подрабатывать, а не как сейчас работать и
подучиваться.
Дошкольное
образование. Официальный закон отменил льготы по оплате детских садов. Плата
поднялась на 40-50 процентов, а во многих регионах в разы. Мы предлагаем
восстановить льготы, какие были: 20 процентов от цены для обычных семей, 10
процентов - для многодетных семей.
Школа.
Две ключевые идеи. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить
наших детей? Мы требуем вернуть в школьный стандарт базовое содержание
образования, кстати, эта идея была поддержана комитетом, иначе наше
образовательное пространство рассыпается, как карточный домик.
Мы
требуем по-прежнему сделать Единый государственный экзамен добровольным, дать
детям право выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом. Теперь только ленивый не
критикует ЕГЭ. Изменения, которые сейчас происходят в ЕГЭ, положительные, но
медленные. Уважаемые коллеги, мы по-прежнему считаем, что ЕГЭ нужно приговорить
к высшей мере совершенствования.
Сельская
школа. До вступления в силу закона закрыто 25 тысяч школ, в основном сельские,
после вступления в силу закона количество школ сократилось на 3 тысячи отчасти
за счет московских холдингов, отчасти за счет сельской школы.
Мы
предлагаем: финансирование сельской школы независимо от количества детских душ;
ликвидация или реорганизация сельской школы только с согласия сельского схода;
сельскому учителю вернуть все положенные ему льготы.
Высшее
образование. Коллеги, в Советском Союзе было 220 бюджетных студентов на 10
тысяч населения. По закону 1996 года - 170 студентов на 10 тысяч населения.
Сейчас, как вы думаете, сколько? 138. Если закон будет исполняться дальше,
останется 125. Мы предлагаем вернуться к советскому уровню: соответственно, 220
студентов на 10 тысяч населения.
Мало
того, правительство приняло известную вам программу, согласно которой нужно
закрыть в ближайшие пять лет 40 процентов вузов и 80 процентов филиалов.
Мы
предлагаем, чтобы, первое: соответственно, закрытие вуза было возможно только с
согласия Государственной Думы, вернуть в вузы полноценные выборы ректоров и
разрешить вузам участвовать в Болонском процессе только на добровольной основе.
Дополнительное
образование. Наш подход простой. Учреждения дополнительного образования и
педагоги дополнительного образования должны быть приравнены к тем, кто
реализует основные образовательные программы, попросту говоря, к педагогам школ
или вузов в зависимости от уровня.
Образование
инвалидов. В последнее время закрыто 280 коррекционных учебных заведений, по
данным министерства. Мы предлагаем разрешить закрывать коррекционные учебные
заведения только с согласия общего собрания родителей, в противном случае
вместо инклюзии будет псевдоинклюзия.
Мы
знаем секрет успешной образовательной политики. Это соединение лучших
отечественных традиций с новейшими технологиями. Именно этот секрет воплощён в
нашем законопроекте. Мы убеждены, новая образовательная политика нужна нам как
воздух, обеспечить её может только новый закон.
Вспоминая
восточный календарь, уважаемые коллеги, я хочу сказать, что если будет продолжаться
философия мёртвого бюрократического образования, тестовой системы, то она
способна даже человека превратить в обезьяну. А мы считаем, что философия
живого образования, основанный на ней закон позволит каждому ребёнку и студенту
даже в год обезьяны развивать в себе человека.
И в заключение, уважаемые коллеги, посмотрите на заключительный слайд, там три заповеди относительно образования древних и традиционных, как наши, ценности. Это Бэкон: "Знание - сила". Это Евангелие от Филиппа: "Знание - свобода". И это Ян Амос Коменский: "Сначала любить, потом учить". Если мы эти заповеди положим в основу нашей образовательной политики, жизнь обязательно будет налаживаться. С Татьяниным вас днём! Спасибо. (Аплодисменты.)