В.И. Кашин: В тисках реформ
Половина 2015 года уже позади. Прошедшие шесть месяцев были наполнены напряженной работой по многим направлениям -партийная деятельность, работа Всероссийского штаба протестных действий, депутатская деятельность, включая руководство одним из ключевых комитетов Государственной Думы.
Владимир
Иванович
На ритм и
насыщенность всей работы не в последнюю влияла ухудшающаяся
социально-экономическая ситуация в стране, продолжение гражданской войны в
братской Украине.
Великие даты
В этих шести
месяцах многое сконцентрировалось. Страна отметила 70-летний юбилей поистине
всенародного праздника – Дня Победы. Можно с уверенностью сказать: в России не
было дома, не было такой семьи, которых не коснулась бы война, где не разделяли
бы всеобщую гордость за победу над грозным и жестоким врагом. На нас лежала
огромная ответственность по подготовке юбилейных мероприятий, и
День Победы по-настоящему вылился в общенациональное торжество. Проведены
многочисленные встречи и чествования ветеранов Великой Отечественной войны,
уроки мужества в учебных заведениях, возложения цветов к многочисленным
памятникам воинской славы и Вечному огню, тысячи манифестаций по все городам и
весям нашей России. Самая массовая и яркая манифестация была, конечно, 9 Мая в
Москве. В
своем выступление на торжественном митинге Г.А.Зюганов подчеркнул, что КПРФ и народ России помнят и
чтут свои победы, черпая в них силы новых великих свершений. Но нам необходимо
осознавать, что империализм жаждет реванша, война идет на различных
направлениях – экономическом, идеологическом, информационном. Ежедневно на
планете возникают всё новые и новые конфликты. Война пришла на
братскую Украину. Наследники Бандеры, при поддержке США и Евросоюза,
совершили на Украине фашистский переворот, развязали войну против населения
Донбасса, разбомбили города и поселки, жилые кварталы городов, больницы, школы
и детские дома, не считаясь с массовыми жертвами среди мирного населения. Но мы
уверены, что народ Новороссии победит!
Всероссийский
штаб протестных действий, региональные отделения Штаба организовали почти 40 конвоев
в Донецкую и Луганскую народные республики с гуманитарным грузом. Доставили на
Юго-Восток Украины около 5 тысяч тонн продовольствия, медикаментов, товаров
первой необходимости, а с учетом доставленных удобрений, других хозяйственных
материалов эта цифра фактически достигла 10 тысяч тонн.
Традиционно
организовано прошли празднования Дня Советской Армии и Военно-морского флота,
8-го Марта, 1-го Мая. Несколько тысяч юных школьников было принято в День
пионерии на Красной площади в пионеры, провели День русского языка в день
рождения А.С.Пушкина.
Мы
отметили и скорбные даты, связанные со смертью В.И.Ленина и И.В.Сталина,
посетили Мавзолей В.И.Ленина и возложили цветы к могиле И.В.Сталина.
Был и другой
«праздник» - День России, который, несмотря на все ухищрения власти по его
переименованию, народом скорее воспринимается как день скорби по разрушенному
великому Советскому Союзу. Страшные события на Украине показали, что 20 лет
притворявшиеся друзьями страны Запада, наконец, обнаружили всю свою ненависть к
России, и лозунг «У России врагов на Западе нет!» сменился осознанием, что у
России на Западе не так много друзей и союзников. Да их никогда и не было
много, о чем мы, коммунисты, постоянно предупреждали российских приверженцев
«западной демократии». На фоне происходящих событий все очевиднее становится истинный
смысл враждебных замыслов Запада в отношении России и предательства Горбачева,
Ельцина и их подельников, продавших за 30 сребреников Варшавский договор,
Советский Союз и Советскую Россию.
Борьба в интересах народа
После
провозглашения так называемой независимости России началась стремительная
деградация страны. И с тех пор не останавливается процесс ее обворовывания
путем грабительской приватизации и вывода гигантских финансовых средств в
зарубежные офшоры. Не прекращается разрушение промышленности, аграрного
производства, социальной сферы. Российской экономикой уже четверть века
управляют либералы, которые способны лишь подталкивать страну к дальнейшей
деградации и жонглировать прогнозами. Они бесконечно гадают на кофейной гуще –
какое нас ждет снижение ВВП; резко ли будет обесцениваться национальная валюта
или постепенно; будет ли инфляция катастрофической или такой, какую чиновники
торжественно признают «совместимой с жизнью». Само правительство давно уже
запуталось в своих прогнозах, подобно мошеннику, который на следствии все время
дает ложные показания. Похоже, оно уже неспособно осознавать повседневную реальность,
понимать, как и чем на самом деле живет страна и окружающий мир.
В своем циничном
жонглировании кабинет министров дошел до того, что стремится выдать за большой
успех «относительную умеренность» кризиса, масштабы которого якобы не совпадают
с самыми мрачными расчетами чиновников. Вице-премьер Шувалов всерьез предлагает
гражданам возрадоваться по этому поводу. Он даже умудрился отрапортовать, что
раз кризис до сих пор не достиг катастрофических масштабов, то можно считать,
что его и вовсе нет, и переходить к «повестке развития». Но чиновничья
демагогия – явно не лучшее утешение для тех, кто в результате кризиса теряет
работу, кто сталкивается с ощутимым снижением своих доходов и резким повышением
цен.
По
данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), количество работающих нищих
(получающих зарплату меньше прожиточного уровня) за годы реформ выросло почти в
100 раз. Низкообеспеченных (до 3 прожиточных минимумов) – в два раза.
Сегодня более
60% экономически активного населения России экономисты относят не к живущим, а к
выживающим слоям населения.
По общим доходам
доля наиболее нуждающегося населения – это те, кто живёт на доходы меньше
одного прожиточного минимума (ПМ) в месяц – возросла с 8,1% в 2013 году до 8,7%
в 2014-м. Низкообеспеченные (от одного до трёх прожиточных минимумов) – 42,5% в
прошедшем году к 40,6% в 2013 году. Эти два слоя населения живут на «корзину
простого воспроизводства». На неё, конечно, можно существовать некоторое время,
но с неминуемыми потерями для здоровья. Больше половины населения России входит
в эту зону неблагополучия.
Доля россиян с
доходами ниже среднего (от 3 до 7 ПМ) – 35,5% в 2013 и 2014 годах, средний слой
(от 7 до 11 ПМ) – 8,8% в 2014-м против 9,6% в 2013-м. И наконец,
высокообеспеченные – 4,7% в 2014 году и 5,8% в 2013-м.
Напомню,
общероссийский прожиточный минимум в 2013 году составлял 7095 рублей. В конце
2014 года – 6785 рублей для нетрудоспособного населения и 8885 рублей для
трудоспособного. Можно ли сносно жить на эти деньги?!
Кроме
прожиточного минимума есть и ещё один показатель – минимальный размер оплаты
труда, пресловутый МРОТ. Или как его перефразируют в народе – «мрёт». Ситуация
с МРОТ (5554 рубля) просто позорная. В среднем по стране он составляет около
64% от прожиточного минимума. То есть работающий человек может получать только
две трети от того минимума, который ему необходим для выживания.
В 2014 году 7,9%
наёмных работников получали зарплату ниже прожиточного минимума для
трудоспособного населения. В 2013-м таких работающих нищих было 7,8%. 44,6%
имели зарплату ниже 1–3 ПМ, 36% получали от 3 до 7 ПМ, 7,9% имели средний
уровень зарплаты от 7 до 11 ПМ. И только 3,5% получали более 11 минимумов, или
примерно более 90 тысяч рублей. Эта
тенденция наблюдается и в 2015 году.
Кроме
того, партия власти совершила очередную коммунальную гадость, поставила народ
на счётчик. 9 июня 2015 года, несмотря на протесты фракции КПРФ, Госдума
наскоро приняла драконовские поправки в законы о ЖКХ. Мало того, что вдвое
подняли штрафы за просрочку платежей. Вдобавок всем, у кого нет счётчиков на
воду, газ и стоки, будут рассчитывать тарифы с крупной надбавкой. Плата за газ,
воду и т.д. для
квартир без приборов учёта будет расти на 30%. Не один раз, каждый квартал! И
так, пока не поставят приборы. Льготникам тоже не будет пощады. И это не смотря
на то, что более 20% населения с перебоями платит за ЖКХ, примерно 8% не платит
вообще. Потому что дорого, людям нечем платить. Достаточно взглянуть на
последние данные. Например, на Урале долги населения по ЖКХ за последний год
выросли на 12%, перевалили за четыре миллиарда. В Вологде за квартиры больше
года не платит уже 8,5% населения. В Приволжье в июне местные энергетики
объявили, что с учётом печального опыта зимы 2015 г. грядущий отопительный
сезон осени-зимы точно превратится в боевые действия по вытрясанию платы с
населения.
В общей
сложности жители РФ уже задолжали по квартплате ни много ни мало примерно
триллион. Явно скоро будет больше.
Петля ЖКХ все
туже затягивается на шее населения. К этому добавляется с 1 июля поборы на
капитальный ремонт по ставке от 5 до 15 рублей с квадратного метра общей площади.
Идет переоценка по рыночной стоимости недвижимости граждан с последующим
налогообложением.
В общем,
население готовится к финансовой обороне, коммунальщики собирают силы для
решающей атаки. На кону сумасшедший куш.
ЦК КПРФ и
Всероссийский Штаб протестных действий принял решение провести в сентябре 2015
года общероссийскую акцию протеста против произвола властей в сфере ЖКХ. Мы
призываем граждан массово принять участие в этой акции и во весь голос заявить
свое решительное «Нет!» запланированным поборам властей.
Катастрофическая
складывается ситуация в здравоохранении. Расходы на него за два года упали с 614
до 502 млрд. рублей. В бюджета на 2015 г. строка «здравоохранение» урезана на
23% – до 421 миллиарда. По данным Счётной палаты, в бюджете государственного
Фонда медстрахования зияет дыра в 55 млрд. рублей. Проблему решают самым
простым способом: больницы закрывают, докторов разгоняют, бесплатную помощь
втихую сворачивают. Минздрав выбрасывает на улицу врачей высшей квалификации со
стажем более 20 лет. Реальная зарплата в больницах за последние два года упала
на 40%. Потому что всё держалось на премиях и доплатах, их больше нет.
Отделения сокращают. Официально Минздрав не признаёт масштабных сокращений.
Якобы идёт обычная «оптимизация» на местах. На самом деле сокращается 30%
поликлиник и больниц. Общая картина такая. В России каждый пятнадцатый
работающий – врач. Всего в здравоохранении заняты 4,57 млн. человек (из них 3,7
млн. – женщины). В 1993 г. больниц было вдвое больше, чем в 2013‑м.
Поначалу урезания шли почти незаметно, процесс резко ускорился в середине
2000-х годов. Ещё в 2000 г. в РФ было 11 тыс. больниц, 21,3 тыс. поликлиник.
После этого каждый год здравоохранение недосчитывается по несколько сотен
заведений. В одном только 2005 г. больниц стало на две тысячи меньше,
поликлиник – на три тысячи. Результат: в 2014 г. в РФ осталось 6 тыс. больниц, 16,5
тыс. поликлиник.
Стоит ли
удивляться после этого, что с новой силой возобновилось вымирание России.
Неуверенность в завтрашнем дне, сжимающийся, как шагреневая кожа, уровень жизни
населения, и ставшая окончательно очевидной профнепригодность кабинета министров
привели к демографическому спаду!
Предварительные
итоги: за январь-март 2015г. зафиксирован более чем двукратный рост темпов
вымирания населения России – чистая убыль граждан России выросла до 52,5 тыс.
человек по сравнению с 25,2 тыс. годом ранее! В расчёте на 1000 граждан России
естественная убыль увеличилась с 0,7 до 1,5 человек. Подобных темпов вымирания
населения не наблюдалось более 3 лет. Об этом удручающем результате своей
деятельности глава Правительства предпочёл не сообщать во время отчёта в
Госдуме – гордиться депопуляцией и вымиранием России цинично и запретительно
даже для реформаторов гайдаровского пошиба.
Гражданам
России упорно навязывается мысль о том, что источником всех бед стали резкое
падение цен на нефть и экономические санкции со стороны США и Евросоюза. Да,
все это имеет место быть. Но нужно говорить прямо: главные источники
российского кризиса имеют внутреннее происхождение. Ещё полвека назад наша
страна удивляла мир выдающимися успехами и темпами научно-технического
прогресса. Сегодня в России утвердилась модель сырьевой экономики, характерная
для зависимых и слаборазвитых государств. Эта уродливая модель порождена
либеральным курсом, господствующим в стране последние десятилетия. Именно его
настойчиво реализует крупная российская буржуазия, тесно спаянная с
транснациональным финансовым капиталом. Вот где необходимо искать главную
причину бедственного положения России.
Богатейшая
страна мира – Россия – постоянно находится в состоянии дефицита финансовых
средств. И как этому не быть, если только по итогам 2014 года отток финансовых
средств составил рекордную сумму в 151,5 млрд. долларов. Тают золотовалютные
резервы. Столкнувшись с финансовыми трудностями, правительство в конце января
вышло в Государственную Думу с корректировкой федерального бюджета на 2015 год,
который был принят в декабре 2014 года. В
уточненном бюджете ВВП на 2015 г. снижено на 4,2%, то есть на 4 трлн. 379 млрд.
рублей в сравнении с ранее принятым бюджетом. Инвестиции снижены на 12,4% - на
1,8 трлн. рублей. На 2,5% (463,1
млрд. рублей) снижен фонд оплаты труда. Реальная заработная плата сокращена на
9,6%, а реальные доходы населения – на 6,3%. Доходы бюджета сокращены более
чем на 2,5 трлн. рублей – почти на 17%. Расходы снижаются на 298 млрд. рублей.
При этом дефицит бюджета увеличен с 430,7 млрд. рублей, предусмотренных уже
принятым законом, до 2 трлн. 675 млрд. рублей.
Одним
словом, нынешняя социально-экономическая система посадила страну на сырьевую
иглу. Превратила ее в ресурсного донора, обменивающего свои природные богатства
на зарубежные товары. И естественно, что как только на Россию было оказано
мощное экономическое давление из-за рубежа, являющееся составной частью
давления политического, наше порочное экономическое устройство затрещало по
швам. Власть, избравшая в своей политике концепцию сырьевого придатка, сама
вложила в руки противникам орудие, позволяющее атаковать и ослаблять нашу
страну.
Фракция
КПРФ в Государственной Думе выступила решительно против секвестирования
федерального бюджета. Нами были подготовлены предложения, позволяющие не только
не урезать принятые ранее контрольные цифры бюджета, но и получить
дополнительные доходы, позволяющие увеличить расходы федерального бюджета. Депутатами
фракции КПРФ внесено целый ряд законопроектов, направленных на вывод экономики
из кризиса, на поддержку базовых отраслей, малого и среднего бизнеса, простого
труженика. Часть из них с большим трудом, но принята или учтена в поправках к
федеральным законам. В частности это касается принятых законов, регулирующих
вопросы промышленной политики, перспективного планирования, торговли, оборота
лекарственных средств, лесного, водного и земельного законодательств.
Но еще больше
наших инициатив отклонено парламентским большинством. Например, такой важный
вопрос, как введение прогрессивной шкалы налогообложения по нашей инициативе
рассматривался на заседании Государственной Думы несколько раз, и сейчас на
рассмотрении в парламенте находится наш законопроект по данной теме. Ни в одной
из развитых стран мира не используется плоская шкала подоходного налога, когда
и бедный, и олигарх уплачивают со своих доходов одинаковый процент. В России
это 13%. В ряде стран Запада богатые платят в казну государства со своих
доходов 50% и более. Введение прогрессивной шкалы в нашей стране позволило
бы дополнительно пополнить бюджет
примерно на 1,0-1,5 трлн. рублей. Однако депутаты Единой России упорно не хотят
воспринимать разумные доводы о необходимости принятия такого закона. Приводятся
просто несостоятельные доводы, главный из которых, что, дескать, это ухудшит
собираемость налогов. Но это уже проблема налоговых служб страны. Кстати,
собираемость налогов в стране и сегодня не превышает 60%.
Или другой
пример, связанный с нашей законодательной инициативой введения госрегулирования
цен на товары первой необходимости, включая в первую очередь продукты питания,
также не нашел поддержки парламентского большинства. Законопроект давал
возможность федеральным и региональным органам власти составлять списки товаров
первой необходимости, цены на которые государство должно было взять под
постоянный контроль. Это товары, которые пользуются спросом, в первую очередь,
беднейшие слои населения, это товары для детей. К слову сказать, такой подход
широко практикуется в тех же развитых странах, в том числе и в США, где введены
специальные талоны на ряд товаров, реализуемых по сниженным ценам для социально
незащищенных слоев населения. И здесь аргументы противников не выдерживают
никакой критики. Этого нельзя делать, поскольку у нас «рыночная экономика» и
«невидимая» рука рынка должна все отрегулировать. Но мы ведь все свидетели, как
эта рука отрегулировала положение олигархов и абсолютного большинства
населения, образовав непреодолимую пропасть между богатыми и бедными, разделив
«единую» Россию на два противоположных берега.
Уже несколько
раз депутаты нашей фракции вносили законопроект «О детях войны», которым
предусматривается материальная поддержка тому поколению, которому выпало
лихолетье войны, которое не знало счастливого детства и которое на своих плечах
вытащило страну из послевоенной разрухи. Но и этот законопроект парламентское
большинство с завидным упорством отвергло.
Курс,
проводимый действующим правительством либералов, со всей очевидностью давно
провалился. Последовательно проводится политика разрушения, а не созидания. Это
еще раз убедительно доказывает нынешние бюджетные корректировки на 2015 год,
которые свидетельствуют о профессиональной несостоятельность правительства, о
растущей опасности, которую его деятельность несет стране. Деньги в стране
есть! И не малые, и не только в золотовалютных резервах. Правительству
следовало бы сегодня не бюджет обрезать, а внести в Государственную Думу ряд
других законопроектов или поддержать законодательные инициативы коммунистов,
которые бы позволили не резать финансирование, а увеличить, и существенно,
доходную часть бюджета, а, следовательно, и его расходы. Почему бы
правительству не поискать деньги там, где они есть, а не шарить по пустым карманам
нашего народа, выдумывая разного рода новые налоги, поборы, закрывая глаза на
дикий рост цен, тарифов и т.д.? Почему бы правительству не внести законопроект,
который менял бы порядок изъятия природной ренты, приведя его к общемировому
стандарту, когда государство платит нефтегазовым компаниям только за добычу
сырья, и распоряжается сырьем оно само? Почему бы не ввести прогрессивный налог
на доходы физических лиц? Почему бы не национализировать производство и
реализацию виноводочной и табачной продукции? Почему бы не умерить аппетиты
высших чиновников и руководителей госкорпораций, урезав их сверхвысокие
зарплаты и «золотые парашюты». Почему бы не перекрыть все каналы утечки
финансов за рубеж? Почему бы не реализовать указание президента о деофшоризации
экономики? Почему бы всерьез не заняться борьбой с коррупцией, введя
конфискацию имущества коррупционеров и расхитителей бюджетных средств? И этот
список можно еще долго продолжать. Но даже этот ограниченный список мер при его
реализации может удвоить доходную часть бюджета. Да, может! Но этого
правительство либералов, устроившее Россию в международный базар, реализующее
курс в интересах чужих стран, внести такие законы в принципе не в состоянии.
Сохранение окружающей среды – жизненно
важная задача
Огромная работа
проведена на ниве законотворчества. Комитет Государственной Думы по природным
ресурсам, природопользованию и экологии занимает одно из центральных мест в
актуальности принимаемых законов. Главная их цель – сохранение природной среды
и обеспечение конституционного права наших граждан на благоприятные условия
проживания.
Комитет
Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии тесно
сотрудничает с Министерством природных ресурсов и экологии Российской
Федерации, как профильным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим формирование государственной природоохранной и природоресурсной
политики.
Благодаря
эффективному взаимодействию за последнее время были подготовлены важнейшие
законопроекты в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования лесных,
водных ресурсов, объектов животного мира, в сферах недропользования, сохранения
биологического разнообразия и охраны окружающей среды.
Были сделаны
эффективные шаги в совершенствовании действующего лесного законодательства и
решении наиболее острых проблем в правовом регулировании лесных отношений. В
частности:
- создан действенный механизм контроля
за оборотом заготовленной древесины и созданы условия снижения масштабов
незаконных рубок лесных насаждений;
- созданы условия для более эффективного
осуществления лесохозяй-ственных мероприятий, в том числе воспроизводства лесов
и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения;
- установлен законодательный стимул к
развитию арендных отношений и улучшению экономического климата в лесной
отрасли.
В части вопросов
сохранения биологического разнообразия значительным шагом явилось принятие
Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо
охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации, в соответствии с которым усилена правовая составляющая процедуры
создания и расширения особо охраняемых природных территорий (ООПТ), организации
их охранных зон, установлена возможность софинансирования расходных
обязательств, связанных с развитием ООПТ и возможность предоставления служебных
наделов инспекторам, работающим на особо охраняемых природных территориях. В
целом, принятый Закон ужесточил особый режим ООПТ, окончательно определив их
как природные территории, создаваемые в целях сохранения природных комплексов и
объектов.
Надо отметить
принятие важнейшего Федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», направленного на совершенствование
законодательства в области охраны озера Байкал. Закон снял неопределенность в
вопросе об обязательности проведения государственной экологической экспертизы
на Байкальской природной территории, а также установил запрет на размещение
отходов производства и потребления I, II и III классов опасности в центральной
экологической зоне Байкальской природной территории.
Федеральным
законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законодательство внесены
изменения, которые позволили при разведке и добыче нефти осуществлять
размещение попутных вод в пластах горных пород, а также при ликвидации горных
выработок использовать вскрышные и вмещающие горные породы.
В части
совершенствования водного законодательства приняты важные изменения в
Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»,
которые позволят разработать с использованием новых научно-обоснованных
подходов правила использования для 7 новых водохранилищ, а также для 23
водохранилищ Крымского федерального округа. Это видится тем более актуальным в
свете продолжающегося поиска путей решения проблем с обеспечением водой
Крымского полуострова, а также требующего скорейшей интеграции в общероссийскую
систему управления водными ресурсами водного хозяйства Республики Крым.
Президентом
Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации». При подготовке названного федерального закона была
проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск его
вольных толкований. Основные принципы охраны окружающей среды дополнены
обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного
воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Сделан значительный
шаг к возрождению государственной экологической экспертизы. Усовершенствован
механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена
административная ответственность.
Продолжалась
работа по вступлению в силу Федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации». Целью данного Федерального закона является создание экономических
стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных
ресурсов. При этом уточнены полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации с целью сокращения количества отходов, направляемых на
захоронение.
Принимая во
внимание текущую экономическую и внешнеполитическую обстановку, набранные темпы
работы нельзя снижать, их необходимо наращивать и в рамках работы над
законодательными инициативами уже внесенными в Государственную Думу, и в рамках
работы над перспективными законопроектами.
Первоочередными
вижу проблемы в сфере недропользования. При этом, мы все понимаем, что добыча
полезных ископаемых обеспечивает более половины доходов федерального бюджета и
свыше 70% экспортных поступлений. В этом смысле абсурдной видится текущая
ситуация, в которой на работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых
тратится менее 0,5% от общей суммы доходов бюджета. Мы продолжаем «проедать»
тот задел, который сделан еще во времена Советского Союза. Убежден, что без постоянного
повышения степени изученности территории страны можно оказаться в глубочайшем
кризисе. В этой связи необходимо направить все усилия на совершенствование
инструментов воспроизводства минерально-сырьевой базы России.
Отмечу, что
Комитет совместно с Минприроды России продолжает активно работать над проектом
федерального закона №116807-6 "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О соглашениях о
разделе продукции". Данный законопроект призван обеспечить наиболее полное
и комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов на базе информационных
ресурсов федерального и территориального фондов геологической информации для
всех уровней управления фондом недр.
Также в активной
фазе работы находятся проекты федеральных законов № 371615-6 «О внесении
изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации "О недрах",
уточняющий критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального
значения, а также № 429535-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации,
направленный на совершенствование правового регулирования добычи россыпного
золота индивидуальными предпринимателями.
Весьма
актуальными являются также вопросы формирования недропользователями фондов,
средства которых пойдут на рекультивацию земель, ликвидацию скважин, шахт,
нефтяных платформ. Вовлечение в переработку техногенного сырья, сформированного
при переработке товарной руды месторождений, позволит обеспечить более полное
использование невозобновляемых природных ресурсов, обеспечить сырьем
незагруженные производственные мощности, снизить уровень негативного
воздействия на окружающую среду, освободить занимаемые земли.
При всем этом не
следует забывать о том, что до сих пор продолжается поиск путей решения проблем
с обеспечением водой Крымского полуострова, а также вопросов скорейшей
интеграции в общероссийскую систему управления водными ресурсами водного
хозяйства Республики Крым.
Необходимы
стимулы к развитию лесной инфраструктуры, поддержка науки и научных
исследований, совершенствование государственной политики в области развития
экономического потенциала лесной отрасли. В этой связи в текущем году нам
предстоит решить немало задач. В первую очередь наши усилия должны быть
направлены на обеспечение эффективной защиты лесов от вредных организмов и
иного негативного воздействия, в том числе на повышение качества и сокращение
сроков проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Необходимо
оптимизировать правовой режим защитных лесов, выстроить гармоничную систему
государственно-частного партнерства, усилить меры пожарной безопасности,
обнаружения и тушения пожаров в лесах, кардинально улучшить качество
лесовыращивания и лесовосстановления.
Не следует
забывать и о том, что леса России также богаты важными пищевыми ресурсами.
Учитывая наметившуюся тенденцию к импортозамещению, пищевые лесные ресурсы
могут внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности
страны. Биоресурсный потенциал России по запасам лекарственных растений, ягод,
орехов и грибов огромен. В сегодняшних условиях необходимо сохранять и
рационального использовать эти богатства.
Часть
законопроектов, направленных на решение указанных проблем, уже внесены в
Государственную Думу, а часть необходимо в сжатые сроки разработать и
представить в Парламент. Эта работа совместно с Министерством уже ведется.
Чрезвычайно важными в современных
условиях ориентации народного хозяйства на импортозамещение, в том числе в
сельскохозяйственном секторе экономики, являются вопросы охраны почв. Без
принятия отдельного закона в этой области успешность мер по обеспечению
продовольственной безопасности России ставится под сомнение. Этот вопрос был
подробно рассмотрен Высшим экологическим советом в мае 2014 года, а также в июне
2015 года на межотраслевой комиссии Совета Безопасности. Участники этих
заседаний единогласно поддержали скорейшее вынесение соответствующего
законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.
Кроме того,
остаются не до конца разрешенными вопросы ликвидации накопленного
экологического ущерба. Средства на ликвидацию определенных Правительством
Российской Федерации объектов ущерба выделены, а самой государственной
программы, которая позволила бы использовать их эффективно и подконтрольно, до
сих пор нет. Также до сих пор не внесен в Государственную Думу соответствующий
законопроект, направленный на совершенствование механизмов ликвидации
накопленного экологического вреда и его возмещения.
Сохраняют
актуальность вопросы внедрения в повсеместную практику механизмов экологического
аудита. Законопроект подготовлен и уже был вынесен на обсуждение в рамках
оценки регулирующего воздействия. Тем не менее, он наткнулся на резкую критику
со стороны бизнес сообщества. В этой связи отмечу, что цели охраны окружающей
среды, обеспечения качества жизни граждан ни при каких обстоятельствах не
должны подавляться коммерческими интересами. Законопроект должен быть внесен в
Государственную Думу и уже на данной площадке обсуждаться с участием всех
заинтересованных сторон.
Министерству
природных ресурсов и экологии Российской Федерации со своей стороны, как
ключевому ведомству в данных вопросах, необходимо приложить все усилия для
того, чтобы в текущем году соответствующие законодательные инициативы были
внесены в Государственную Думу.
Отдельной темой
является финансовое обеспечение вопросов рационализации природопользования и
охраны окружающей среды. Особо в этой связи хочу отметить необходимость
срочного решения вопроса по увеличению денежного содержания бюджетным
работникам. Нам удалось частично решить вопрос с зарплатами работников
учреждений Росгидромета. В федеральном бюджете на 2015-2017 года мы «выбили» на
эти цели дополнительный 1 миллиард. Но сегодня остается еще огромное количество
работников в лесу, на воде, в ООПТ, на чьих плечах сегодня лежит невиданная
нагрузка при нищенской зарплате. К примеру, на одного работающего в лесничестве
человека в среднем по России приходится 55 тыс. га площади земель лесного
фонда. При этом денежное содержание такого работника составляет всего 55% от среднемесячной
заработной платы по стране. При этом в силу географических особенностей страны
работникам названных отраслей приходится выполнять свои служебные обязанности,
в том числе, в суровых условиях крайнего севера, в полярных широтах и
труднодоступных уголках России. Данные обстоятельства уже привели к резкому
сокращению штата и отсутствию заинтересованности у молодых специалистов в
трудоустройстве в данных сферах. Сохранение текущих тенденций приведет к утрате
работоспособности названных стратегически важных структур.
В отношении
финансового обеспечения программных механизмов реализации государственной
политики в соответствующих отраслях экономики Комитет выразил свою позицию в
рамках рассмотрения проекта бюджета на 2015-2017 года. Из года в год мы говорим
о явной недостаточности заложенных в бюджете средств на цели таких важнейших
Государственных программ, как «Охрана окружающей среды», «Развитие
рыбохозяйственного комплекса», «Воспроизводство и использование природных
ресурсов» и др. Для страны, благополучие которой на текущем этапе развития
полностью зависит от использования ресурсного потенциала, это просто
недопустимо.
Эти и многие
другие вопросы должны быть решены эффективно, вне зависимости от каких-либо
внешних обстоятельств и экономических условий.
Окружающая среда
и ее компоненты – основа существования общества. Природные ресурсы должны
использоваться бережно и рационально для того, чтобы наши внуки и правнуки, как
и мы сегодня, гордились великим разнообразием природных богатств своей Родины.
Смена курса – веление времени
В сложившейся
ситуации надо признать, что смена социально-экономического курса в нынешних
условиях является для России уже не только вопросом ее экономического развития,
но и вопросом выживания. Вопросом ее сохранения в качестве суверенного
государства. У нас не остается времени на дальнейшие размышления и дискуссии по
поводу того, нужна нам национализация сырьевого и других стратегических
секторов экономики, или нет. Следует ли нам проводить модернизацию экономики и
производственного сектора, или ее можно в очередной раз отложить. Осуществлять
ли нам масштабную государственную поддержку российского аграрного производства,
или мы должны по-прежнему ориентироваться на запретительные нормы ВТО. Нужна ли
нам скорейшая реализация национальной программы импортозамещения, или мы будем
дожидаться «потепления» отношений с Западом. Дожидаться отмены санкций,
рассчитывать на возможность и дальше сидеть на сырьевой игле, обменивая свои
природные ресурсы на зарубежную продукцию.
Здравомыслящие
люди понимают, что никакого «потепления» в нынешней ситуации не наступит, что
Западу, и США в первую очередь, оно невыгодно, и в их планы это не входит. Их
стратегия состоит в другом: получив полный контроль над экономикой большинства
стран, играющих заметную роль в мире, диктовать этим странам свою политику. В
частности, навязывать им сценарий отношений с Россией, который, согласно
американскому плану, должен сводиться к изоляции нашей страны. И давить до тех
пор, пока ее не удастся окончательно поставить на колени и напрямую диктовать
нам свою волю.
Спасением от
этого для России может стать только категорический отказ от либеральных
социально-экономических рецептов и мобилизация собственных ресурсов для
построения полноценной экономики. А для этого необходимо решительное обновление
команды государственных управленцев. Назрела настоятельная необходимость
формирования правительства народного доверия. Надо, чтобы ключевую роль в нем
играли настоящие профессионалы и патриоты, осознающие, что Россия обязана
освободиться из-под гнета глобального капитализма. В противном случае она
просто не сможет выжить как самостоятельная держава, не сможет избежать
социально-экономической катастрофы и погружения в хаос, о котором мечтают наши
противники.
Мы, коммунисты,
обязаны сказать прямо: нашей стране объявлена война, и те, кто ее объявил, уже
практически не скрывают этого. Чтобы не быть побежденными в этой войне, следует
заявленные Россией претензии на внешнеполитическую самостоятельность подкрепить
внутренними преобразованиями, основанными на смене социально-экономического
курса.
Нам необходимо
правительство народного доверия, нужна реализация программы национального
спасения в условиях объявленной России войны. Необходима мобилизация всех
имеющихся государственных ресурсов, всего нашего материального и
интеллектуального потенциала. Нам нужно строительство принципиально иной
социально-экономической системы. Нужен отказ от либеральных догм, от влияния на
экономику и политику алчных олигархов и преступных коррупционеров, отнимающих у
России последние шансы на полноценное развитие.
Мы – страна,
имеющая опыт великих преодолений и великих побед. Время снова бросило нам
вызов, снова поставило перед нами вопрос о национальном выживании. Внешние и
внутренние враги жаждут нашего поражения. А нам нужна Победа! И ее мы обязаны
одержать!
В завершение
хотелось бы подчеркнуть, что у нас практически не осталось ни времени, ни
альтернатив. При этом нужно учесть, что англосаксонский мир поставил перед
собой чёткую задачу отодвинуть Россию, и никакие наши уступки в чем-либо его не
устроят. Западу нужна подчинённая Россия. А мы, если и дальше не будем ничего
делать с экономикой, просто поможем им в этом. Экономически слабое государство
столько же стоит и в политике.
В.И.Кашин,
Заместитель Председателя ЦК КПРФ,
Председатель Комитета ГД ФС РФ
по природным ресурсам,
природопользованию и экологии,
академик РАН