П.С. Дорохин: Государству необходим инструмент по реализации системы стратегического планирования в экономике
16 июня на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат П.С. Дорохин.
Будучи
ведущей оппозиционной партией в стране КПРФ, тем не менее, удалось добиться
ряда прорывных системных законов. Это законы:
- О фонде перспективных исследований;
- О государственном оборонном заказе;
- О стратегическом планировании в РФ;
- О промышленной политике в РФ.
Понимание необходимости стратегического
планирования во всех сферах государственной жизни стало официальной концепцией Президента
и Правительства РФ. Но мы встали на полпути. Нам необходим инструмент по
реализации системы планирования, по сбалансированию работы министерств, ведомств,
производств, корпораций.
Как Вы знаете,
наша партия давно говорила о необходимости восстановить государственную систему
планирования на новых условиях , чтобы придать устойчивость всей системе
управления страной. Принятый закон о стратегическом планировании предусматривает
разработку большого числа документов стратегического планирования и специальный
орган по его осуществлению.
В этой связи
наша фракция КПРФ предлагает новую инициативу - сформировать при Правительстве
РФ федеральный орган исполнительной власти – Государственный Комитет по
стратегическому планированию.
Когда нам
говорили либеральные экономисты, что рынок все отрегулирует, они говорили ложь.
Неконтролируемый рынок привел экономику России к хаосу. Нужна была большая
системная работа.
Кроме того, вы
знаете миром управляют 147 Транснациональных корпораций. В каждой из них есть первый
Вице-Президент по стратегическому планированию и соответствующий департамент по
стратегическому планированию.
Они планируют,
а мы прогнозируем. Они достигают результатов, а мы лишь реагируем на их шаги.
Нет, мы должны сами вести наш корабль
«Россия» в нужном направлении.
В этой связи
Госкомитет по стратегическому планированию при Правительстве РФ необходим.
Иначе, все наши реформы по возврату к госрегулированию экономики, промышленности
половинчатые и незакончены. И возглавить Госкомитет должен руководитель
Правительства рангом не ниже 1-го Вице-Премьера Правительства, чтобы ему
подчинялись основные министерства и ведомства. Как, впрочем, это было в СССР, когда
Госплан возглавлял 1-ый Зам. Председателя Совета Министров СССР.
Государственный
Комитет должен вести системную работу с существующими в настоящее время
многочисленными разрозненными документами стратегического характера –
отраслевыми стратегиями и программами, программами различных областей и
муниципальных образований. Кроме того, в настоящее время в России утверждены
схемы территориального планирования практически во всех субъектах Российской
Федерации.
Необходима
координация деятельности министерств и ведомств в части разработки
стратегических документов общероссийского характера, а также субъектов РФ и
аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в
части разработки документов стратегического планирования развития территорий.
Именно работа
Госкомитета, при наделении его соответствующими полномочиями, позволит, по
нашему мнению выполнить целевые показатели, определенные в майских указах
Президента РФ.
Но пока
возникают опасения, что долгосрочное планирование развития России остановится
на уровне Концепции и рекомендаций, а сложные задачи стратегического
планирования, поставленные в Федеральном законе «О стратегическом планировании
в Российской Федерации», не будут выполнены.
Можно
утверждать, что до настоящего времени стратегический план развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу не разработан, отсутствует комплексная
методика его подготовки и реализации.
Не
используется богатый отечественный опыт планирования и прогнозирования; игнорируется
и международный опыт. Необходимо отметить, что отсутствие долгосрочного
стратегического плана наносит значительный ущерб экономической безопасности
страны.
В целях
обоснования необходимости системного подхода к долгосрочному стратегическому
планированию представляется целесообразным прежде всего проанализировать
недостатки существующего планирования и прогнозирования. Среди них можно
выделить следующие:
1. Прогнозы социально-экономического развития,
разрабатываемые Минэкономразвития России, служат лишь узким задачам
обслуживания бюджетного процесса. В закон о бюджете включаются лишь 3
показателя индикативного плана - объем ВВП, инфляция, мировые цены на нефть. В
связи с отсутствием в данных прогнозах адресных показателей, они не могут
использоваться хозяйствующими субъектами (финансово-промышленными группами,
корпорациями, крупнейшими предприятиями) для стратегического планирования
своего развития.
По сути, в
настоящее время Минэкономразвития России использует наиболее простой подход к
прогнозированию из всех видов прогнозов, основанный на перенесении
зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Вряд ли этот
процесс можно приравнять даже к начальной стадии стратегического планирования.
2. Отсутствует взаимосвязь между федеральными,
отраслевыми и региональными составляющими прогнозов социально-экономического
развития на всех уровнях бюджетного процесса.
3. Не разрабатываются экономико-математические
модели перспективного развития страны, определяющие народнохозяйственные,
межотраслевые и межрегиональные пропорции экономики, обеспечивающие наиболее
полное достижение общегосударственных задач (например, удвоение ВВП).
4. Не разработана система индикаторов, в
соответствии с которой хозяйствующие субъекты (корпорации,
финансово-промышленные группы, предприятия), а также субъекты Российской
Федерации обеспечивались бы информацией, необходимой для разработки
стратегических планов своего развития.
5. Формы и показатели прогноза, а также
методические рекомендации Минэкономразвития России не решают следующих основных
региональных проблем: не обеспечивается согласование разделов и показателей
прогноза, нет региональных балансов, не предусмотрено выявление экономических и
социальных проблем общерегионального и локального значения; не обозначены
методические подходы к решению проблемы согласования общероссийских и
региональных прогнозов. А ведь это относится к одной из ключевых задач
региональной политики - согласованию интересов Федерации и регионов.
В российской
практике процесс разработки годового бюджета на основе трехлетнего прогноза
развития экономики превратился по сути в основной и единственный инструмент
регулирования процессов в экономике. Планы Правительства не имеют
законодательной силы (не утверждаются парламентом) и, таким образом,
оказываются вне зоны публичной политики и всей системы регулирования
экономического развития страны.
Для этого
одной из основных задач Госкомитета должна стать разработка и обеспечение
законодательного принятия важнейшего документа среднесрочного планирования, с
помощью которого многие промышленно развитые страны(Китай, Франция, Япония и
др.) с успехом добились выполнения важнейших общенациональных задач. Это
пятилетний (шестилетний) индикативный
план развития России. Утверждение индикативного плана на ближайшие 5-6 лет и
долгосрочной стратегии на 20 лет должны осуществляться Государственной Думой ФС
РФ.
Тем самым
пятилетний индикативный план и долгосрочная стратегия приобретают
законодательную силу и реализуется важнейший принцип разделения властей в
отношении стратегических документов развития России: прекращается существующая негативная практика, когда Правительство РФ
само себе устанавливает задачи и само оценивает их выполнение.
Важной
задачей Комитета должна стать интеграция Стратегии национальной безопасности
России в долгосрочную социально-экономическую стратегию развития страны. В этой
связи Комитет будет осуществлять постоянное взаимодействие с Советом
безопасности РФ.
Создание Госкомитета
по стратегическому планированию при Правительстве РФ станет организационной
основой системы стратегического планирования в РФ, обеспечит эффективную связь
рыночных механизмов и государственного регулирования, сформирует принципиально
новое качество стратегических документов развития – непосредственно
взаимозависимость общегосударственных интересов с интересами субъектов РФ и
важнейшими хозяйствующими субъектами.
Будет
использоваться принцип индикативности, а не директивности, как в СССР. Но: сохранится
учет балансовых методов – межотраслевые и межрегиональные балансы. Реальный
контроль нового Госплана России сможет сбалансировать экономику страны, проследить
где деньги и выяснить: надо ли их выделять на те, или иные имеющиеся производства.
Необходимо отметить,
что такая система индикативного управления экономикой уже создана в Республике
Татарстан, внедрена в РЖД. Представляется целесообразным ее использовать и для
построения аналогичной системы для России в целом.
Более того, чтобы
не быть голословными мы не только подготовили проект Указа Президента РФ на
основании закона и о стратегическом планировании в РФ и о создании Госкомитет
по стратегическому планированию при Правительстве, но и конкретный Проект
Постановления Правительства Российской Федерации «О разработке индикативного
плана экономического и социального развития Российской Федерации на период до
2020г».
Суть
его в следующем:
1. В целях
обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления
национальной безопасности и динамичного развития экономики, разработать
индикативный план экономического и социального развития Российской Федерации до
2020г.
2.Руководство
разработкой Плана возложить на Государственный Комитет по стратегическому
планированию при Правительстве Российской Федерации.
3. Утвердить
техническое задание на разработку Плана.
4. Утвердить
порядок и сроки разработки Плана. Организациям, участвующим в разработке Плана,
разработать предварительный проект Плана и представить его на рассмотрение
Министерствам по перечню в соответствии с Приложением №1 до 1 сентября 2015г.
Министерствам по перечню в соответствии с Приложением №2 в месячный срок
рассмотреть предварительный проект Плана и представить согласованный проект
Плана в Комитет. Госкомитету в течение 4-го квартала 2015г. провести
согласование основных индикаторов плана субъектами Российской Федерации и
хозяйствующими субъектами (корпорациями,
финансово-промышленными группами, ведущими предприятиями по отраслям).
Согласованный проект Плана представить на рассмотрение Правительства Российской
Федерации до 1 декабря 2015г.
5.
Межведомственную координацию по разработке Плана возложить на Правительственную
комиссию по территориальному планированию в Российской Федерации.
6.
Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации обеспечить
участников разработки Плана необходимой статистической информацией.
7. Разработку
программно-математического обеспечения работ по составлению Плана с
использованием современных технических средств и информационных технологий
поручить Вычислительному центру им. А.А. Дородницына Российской академии наук и
Центральному экономико-математическому институту Российской академии наук.
8. Минфину
России обеспечить финансирование работ по разработке Плана в пределах сумм, утвержденных
по соответствующим статьям Государственного бюджета на 2015г.
9. Контроль
за исполнением данного постановления возложить на Заместителя Правительства
Российской Федерации.
Таким
образом, наша партия в условиях жесткого кризиса еще раз показывает свой
конструктивный подход и профессионализм. Мы конкретно предлагаем призыв
Президента России о необходимости консолидировать нацию в условиях давления США
и НАТО воплотить в жизнь четким механизмом государственного планирования.
Спасибо.