Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.Н. Иконников: Нужна новая экономическая политика и новая команда в Правительстве Российской Федерации

18 марта на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат В.Н. Иконников.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2015-03-18 11:06 (обновление: 2015-03-19 14:16)

- Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги!

В России сегодня отмечают первую годовщину вхождения Крыма и Севастополя в состав России, как субъектов Российской Федерации. Поздравляю всех с этим знаменательным событием.

В этой связи очень важно посмотреть на проблемы региональных бюджетов через призму представленных Правительством изменений бюджета на 2015-17 годы.

Что происходит в регионах. По итогам двух месяцев этого год Министерством финансов зафиксировано снижение доходов региональных бюджетов на 7, а налоговых и неналоговых доходов — на 10%. Расходы при этом регионы увеличили на 2%. Дефицит региональных бюджетов составил более 200 миллиардов рублей и по году прогнозируется увеличение до 600 миллиардов рублей.

Долги регионов усугубляют ситуацию. По состоянию на 1 декабря 2014 года долговые обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составили 2 104 444 252 рублей и увеличились по сравнению с 1 января 2012 года на 717 165 096 рублей (65,9%). У 35 субъектов Российской Федерации объем государственного долга превышает 50% доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Аналогичная ситуация и в муниципалитетах.

Несмотря на позитивные усилия, предпринятые Минфином по замещению коммерческих кредитов бюджетными в структуре задолженности регионов по-прежнему преобладают коммерческие кредиты – 39,37 %,  против бюджетных кредитов в  32,11%. 

Предусмотренные в проекте изменений бюджета 160 млрд. рублей в корне не переломят ситуацию. Механизм замещения предложен крайне жесткий. Одним из условий, которое регионы должны принять и выполнить до 1 января 2017 года, является поэтапное сокращение объема долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50% от суммы собственных доходов. Многие регионы не могут воспользоваться этой кредитной поддержкой, так как условия ее предоставления оказались для них трудновыполнимыми.

Основной причиной роста государственного долга регионов является  дефицит финансовых ресурсов для обеспечения возложенных на них законодательством Российской Федерации расходных обязательств, не в полной мере обеспеченных их финансированием из федерального центра.

Это проблема так называемых федеральных  «необеспеченных мандатов» и сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Практически все регионы назвали одну из причин роста долгов – это увеличение ассигнований по отдельным статьям расходов в связи с реализацией «майских» указов Президента России, в том числе в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы.

На этом фоне в представленном проекте изменений бюджета Правительством сокращается поддержка регионов. Предлагается провести общее сокращение расходов федерального бюджета на 298,0 млрд. рублей. Из этой суммы  только по межбюджетным трансфертам (дотации, субсидии и субвенции) региональные бюджеты урезаются на 145 млрд. 37 млн.руб., что составляет 48,7%  от всех предлагаемых сокращений.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований остаются неизменными. В то же время, если посмотрим в существующий бюджет 2015-17 годов, то увидим, что на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в ряде регионов сокращение финансирования уже произошло на 24% по сравнению с 2014 годом.

Учитывая отрицательную динамику выполнения параметров региональных бюджетов по налоговым доходам за 2 месяца 2015 года и в целях компенсации «выпадающих» доходов необходимо предусмотреть в федеральном бюджете дополнительные средства для увеличения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Серьезный удар наносится по финансированию майских 2012 года Указов президента. Здесь сокращение составляет 154 млрд. 935 млн. рублей. Складывается ситуация, при которой с одной стороны субъектам РФ следует неукоснительно исполнять Указы президенты, их никто не отменял, а с другой стороны отсутствие финансовых средств приведет их либо в коммерческие банки за кредитами, либо к полному сокращению капвложений, либо все дружно махнут рукой на Указы, ссылаясь на отсутствие финансирования из центра.

Не трудно спрогнозировать реакцию миллионов бюджетников, которым необходимо удерживать зарплату на уровне средней по региону? Еще недавно сотрудники бюджетных учреждений совмещали несколько ставок, получая повышенные зарплаты. Теперь эти ставки начинают сокращать, сжимая ФОТ. В Москве медики уже объявили итальянскую забастовку.  И не надо их винить.

Зададимся вопросом. Можно ли говорить о том, что забастовка медиков – это следствие социально-экономической политики Правительства РФ? Да, можно.

 По  сути с 2012  года мы наблюдаем если не скрытый саботаж исполнения Указов, то констатацию факта беспомощности Правительства в организации финансового обеспечения исполнения Указов Президента и создания долговых проблем на региональном уровне. И забастовка медиков – это сигнал для власти, на который первая реакция должна быть обозначена в представленных изменениях бюджета.

Правительству нужно заново пересчитать расходные обязательства субъектов Российской Федерации в сегодняшних условиях. И в эти расходные обязательства в обязательном порядке включить те задания, которые доведены до регионов по исполнению майских Указов президента. От этих обязательств отказываться нельзя ни в коем случае, но расходы, которые субъекты должны понести, должны быть учтены при составлении соответствующего баланса территории.

Вызывает беспокойство практически тотальное сокращение финансирования по основным расходным статьям бюджета, существенно влияющим на социально-экономическую ситуацию. Больше всех пострадают разделы здравоохранение – финансирование составит лишь 74,9% к уточненной росписи, охрана окружающей среды – 83,8%, национальная экономика – 86,4%  ЖКХ – 89,1%, межбюджетные трансферты – 86,9% к уточненной росписи.

Межбюджетные трансферты для регионов особенно важны. Но и они предлагаются к сокращения на 13,1%. Точно такое же сокращение уже претерпели межбюджетные трансферты в принятом бюджете 2015 года. Сокращение тогда составило 13,1%  по сравнению с бюджетом 2014 года.

Не совсем просматривается решение проблемы рефинансирования задолженности ряда субъектов федерации по кредитам, номинированным в иностранной валюте. Долги валютные душат бюджеты Орловской, Оренбургской, Магаданской областей и Камчатского края. Правительству необходимо немедленно конвертировать валюту долга в валюту РФ по официальному курсу ЦБ по состоянию на 01.01.2014 года. Именно такие рекомендации выдал Правительству РФ в марте этого года Комитет по региональной политике проблемам Севера и Дальнего Востока, когда рассматривал проблемы нарастающих долгов субъектов РФ.

Мы не можем согласиться с представленными приоритетами бюджетной политики, как и с антикризисным планом правительства.

Одной из главных его стратегических ошибок является проведение жесткой бюджетной политики, которую критикует вместе с оппозицией большинство видных ученых страны. Наши принципиальные расхождения с правительственным вариантом  лежат в области стратегических приоритетов.  Мы видим их в переходе к политике экономического роста за счет снижения налогов, мягкой кредитной и бюджетной политики, расширения потребительского платежеспособного спроса населения и инвестиционного спроса.

Представленные поправки в бюджет имеют противоположный вектор. Правительство по-прежнему, как и в последние годы проводит один и то же монетаристский экономический курс. Правительство предлагает в очередной раз приоритетом бюджетной политики поставить борьбу с так называемой «инфляционной спиралью», на которую,  по их мнению, влияет, как отрицательный фактор увеличение расходов бюджета и заработных плат в экономике, а также бесконтрольный рост бюджетного дефицита. И предложено решение – сократить расходы федерального бюджета, заморозить рост зарплат в бюджетном секторе и ряда социальных выплат.

Давайте зададимся вопросом. Так ли неизбежен секвестр бюджета и сокращение бюджетных расходов?

Можно полностью согласиться с рядом выводов группы ученых под руководством Дмитриевой о том, что у Правительства нет оснований для секвестра бюджета, и в обоснование приводится целый ряд аргументов. Вот только два из них.

Первый. О потерях части валютных поступлений в результате снижения цены на нефть. Они компенсируются ослаблением курса рубля по отношению к доллару. Федеральный бюджет уже получил 2,3 трлн.рублей и частично компенсировал потери бюджета. На 2015 год получит еще 325,4 млрд. рублей.

Второй аргумент. Возможен трехпроцентный спад экономики. Он компенсируется доходами бюджета, полученными за счет более высокой инфляции, которая по расчетам МЭРТ в годовом исчислении составит 15,8%.

Расчеты ученых показывают, что у Правительства нет оснований для серьезного секвестра бюджета, к которому они прибегли. Все можно профинансировать за счет профицита прошлого года и средств Резервного фонда.

Альтернатива правительственной бюджетной политике одна -  не сокращать бюджетные расходы, а стимулировать государственные расходы, платежеспособный спрос населения и инвестиции. Необходима оптимизация инвестиционных расходов без их сокращения, использование бюджетных средств для стимулирования развития реальной экономики, создание новых рабочих мест.

Но для этого нужна новая экономическая политика и новая команда в Правительстве Российской Федерации.

 

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.