Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Экономический тупик. Где выход?

3 марта 2015 года в Государственной Думе фракцией КПРФ проведены парламентские слушания по животрепещущей теме кризисного состояния российской экономике и путям выхода из экономического тупика.

И.И. Никитчук, депутат Государственной Думы, Председатель ЦС РУСО, д.т.н.
2015-03-06 14:51
Никитчук Иван Игнатьевич
Никитчук
Иван
Игнатьевич
Персональная страница

В слушаниях приняли участие ученые, хозяйственные руководители, депутаты всех уровней, общественные руководители. Открыл заседание Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции в Государственной думе Г.А. Зюганов. Во вступительном слове Г.А. Зюганов, а затем и в основном докладе заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И. Кашина, других участников слушаний прозвучала серьезная тревога о кризисном состоянии экономики России и его пагубном влиянии на все сферы жизни нашего общества, его социальную сферу, высказано немало разумных предложений по выходу из кризисного состояния.

И действительно, нельзя не согласиться со всеми выступавшими, что за почти 25 лет «реформ» едва полностью не уничтожили Вооруженные Силы страны, потеряна продовольственная безопасность, практически уничтожены гражданское авиастроение, автомобилестроение, станкостроение, электронная, легкая промышленность и т.д. Сегодня Россия завозит не только машины и оборудование, продукты питания, но и гвозди, шурупы, доски, фурнитуру, унитазы… Страну посадили на две трубы, рудное и металлическое сырье. Перечень уничтоженных производств огромен. «Достижения» проводимого курса – казнокрадство, коррупция, произвол чиновничества, наркотики, алкоголизм, нравственное разложение молодежи, развал образования, уничтожение науки и инженерно-научных кадров вместе с рабочими кадрами, платное образование и здравоохранение, обнищание населения, офшоризация, бегство капитала…

После кризисного шока осени 2014 г. стало очевидным, что Россию ждёт сложный 2015 год. Казалось бы, надо бить во все колокола и искать выход, принимать экстренные меры. К сожалению, руководство экономического блока правительства осталось удивительно спокойным. И в прессе, и на телевидении в основном говорят о враждебном окружении России и кризисе на Украине. Да, несомненно, всё это важно. Но самой главной опасностью для России сегодня является не Украина, а состояние её собственной экономики. Кризис поразил большинство отраслей и предприятий, включая средний и малый бизнес. Его последствия уже почувствовали все граждане: резкое повышение цен, уменьшение финансирования бюджетной сферы, увеличение безработицы и снижение жизненного уровня населения. Причём данные негативные факторы имеют нарастающую тенденцию. Но это у нас предпочитают не замечать. Власть уповает по-прежнему на все те же либеральные догмы, на все ту же «невидимую руку рынка», которая должна все отрегулировать. Но и на этот раз «невидимая рука рынка» не сработала, разве только взяла мертвой хваткой за горло владельцев валютной ипотеки, да и большинство нищающего народа. Получили рекордный урожай хлеба, но хлеб не стал дешевле, а подорожал, подорожали все изделия из зерна. Ничем нельзя объяснить рост цен на сахар и гречневую крупу, которую производим сами в достаточном количестве. Цена на нефть снизилась в два раза, но бензин не только не упал в цене, а заметно подорожал… Экономика страны продолжает двигаться по самой простой схеме: получаем сырьевую ренту и тратим её, особенно не задумываясь, не ставя стратегических целей и не решая конкретных задач.

Нельзя сказать, что правительство не ищет выхода из созданной им же самим ситуации. Правительством разработана антикризисная программа, выделены средства на её реализацию около 3 трлн. рублей, из них 80% – это помощь банкам, даже намечены сроки выхода из кризиса. Однако, этого явно недостаточно для преодоления столь широкомасштабной кризисной ситуации. Антикризисная программа практически «списана» с программы 2008 г., но действенность той программы трудно оценить, поскольку тогда стране значительно помогли резко выросшие цены на нефть. И сегодня у многих есть надежда, что всё восстановится само собой, и снова «золотой дождь» долларов посыплется на головы чиновников.

С этой маниловщиной пора заканчивать! Повышение экономической безопасности страны, ответственность за будущие поколения требуют коренного пересмотра модели экономического развития России. Пора уходить от провального либерального курса на разрушение.

Чтобы России остаться в числе крупнейших экономик мира и закрепиться хотя бы в первой десятке, необходимы не нулевые ежегодные темпы прироста ВВП, а минимум 5–7% в год, исходя из того, что в среднем мировая экономика прирастает примерно на 3% ежегодно. Но для России и 7% недостаточно, учитывая положение обнищавшего народа, благосостояние которого требуется повысить до среднеевропейского.

Кто это сможет сделать? Нынешнее правительство либералов и космополитов? Прошедшие десятилетия показали их полную несостоятельность. Нужны другие люди, другая команда и другая экономическая философия. Необходимо сформировать правительство специалистов-профессионалов, а не юристов и менеджеров. Либеральная модель развития экономики реализуется у нас уже более 20 лет, в итоге по экономическому потенциалу мы фактически остались на уровне 90-х годов. Более того, по многим параметрам, если их считать в физическом выражении, не достигнуты объёмы даже 90‑х. По объёмным показателям валовой продукт гипертрофированно сдвинут в сторону торгового сектора, который занимает в общей структуре 27% ВВП.

Если говорить об экономической модели реального выхода из кризиса, то в первую очередь, о чем давно и упорно говорят коммунисты, и на этот счет у коммунистов есть конкретные программы, следует заняться восстановлением промышленного потенциала страны. Другими словами, нужна новая индустриализация промышленности, и только она способна обеспечить экономическую безопасность страны. Промышленный потенциал должен составлять не менее 40% в структуре ВВП, как это было в СССР, а сегодня есть в Китае.

Чтобы это реализовать, необходимо разработать не филькину грамоту в виде плана реализации антикризисных мер, который был представлен не так давно депутатам Государственной Думы, а научно обоснованную подробную в деталях Федеральную целевую программу на 5-10 лет, обеспеченную необходимым финансированием. Программа должна содержать все, что необходимо сделать, в каких объёмах, приоритетность выполнения этапов, источники инвестиций, расположение предприятий и производительных сил, подготовку кадров, развитие инфраструктуры и многое другое. Другими словами, это должен быть детальный план развития народного хозяйства, который составлялся на каждую пятилетку в СССР. При этом неизбежна потребность в восстановлении координирующего органа по типу Госплана. Это изобретение советской экономической мысли, и сейчас им пользуются во многих развитых экономиках мира, только мы этот опыт по глупости отбросили, впрочем, как и многое другое из того положительного, что было в СССР.

Серьезное внимание необходимо обратить на налоговую систему. В целом налоговое бремя в стране, надо снизить минимум на треть. Это позволит выровнять уровень налогообложения с быстроразвивающимися экономиками и тем самым создаст стимулы притока капитала. Но самое главное – перестанет убегать собственный капитал. С помощью налогов можно обеспечивать доходами бюджет и стимулировать производство, решать социальные проблемы, эффективно распределять доходы и создавать потребительский спрос, бороться с коррупцией, теневой экономикой и оффшорами. Сегодня российская налоговая система с указанными задачами не справляется.

Сравним налоговое бремя на предприятия в России и, например, США. В США нет НДС (у нас - 18%). В США нет налога на имущество (у нас -2,2%). Приобретаемое оборудование  стоимостью до 2 млн. долларов в США списывается на себестоимость (у нас – сначала надо заплатить 20% налога на прибыль, а потом можно постепенно амортизировать). Социальные взносы у них 13% (у нас – 30%). В США прогрессивный налог на прибыль от 15% до 29% и прогрессивный подоходный налог до 39,6%. Чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налога. Предприятию дают подняться, а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождены от налогов. У нас берут 13% налога даже с доходов ниже прожиточного минимума. Итог – налоговое бремя на производственное предприятие в России в 3-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США.

Крайне низкой остается в России собираемость налогов, несмотря на оптимистические заявления Минфина. Например, собираемость налога на доходы физических лиц (НДФЛ) не превышает 52%. По итогам года казна недополучает почти 6 трлн. рублей. Еще хуже ситуация с НДС. Общая сумма незаконного возмещения НДС в год превышает 2 трлн. рублей. Собираемость НДС не превышает 30-40%. И это – оптимистическая оценка.

Надо немедленно реформировать систему подоходного налогообложения физических лиц. С учетом мирового опыта на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% можно оставить для дохода до 250 тысяч рублей в месяц. Минимальный необлагаемый налог оставить на уровне 15 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, например, в Бразилии эта сумма составляет 24 тысячи рублей, в странах Европы – около 30 тысяч. Для дохода от 250 тысяч до 1 млн. рублей ставка налога должна составлять 30%, свыше 1 млн. рублей – 50%. Такая ставка, например, в Англии, Израиле, в Китае – 45%, в Швеции – 57%, в Дании – 65%, в США – 39,6%, а в с 1934 по 1964 год ставка налога в США на такой доход составляла 91%.

Если в России только с дохода свыше 10 млн. рублей брать НДФЛ по ставке 50%, то лишь с декларируемых доходов, которые трудно утаить, бюджет получит дополнительно свыше 1 трлн. рублей. А если ввести нормальную среднеевропейскую шкалу подоходного налога и выявлять доходы так, как это принято в развитых странах, наш бюджет получит дополнительно не менее 3 трлн. рублей.

Серьезно и срочно надо заняться и модернизацией НДС. Следует снизить ставку минимум до 10% и сократить льготы, под которые сегодня подпадает более половины добавленной стоимости России. При этом 50% НДС должно оставаться в регионах. Надо отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефть, нефтепродукты, газ, удобрения, металлы).

Очень важно снизить налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса в сфере обработки и инноваций. Если налоги на эти предприятия снизить вдвое, бюджет потерь не заметит, но бизнес не будет уходить в тень. Ведь те 800 тысяч предпринимателей, которые в 2013 году исчезли из-за повышения ставки социальных взносов, где-то остались, но ушли в тень.

Надо немедленно пересмотреть существующий порядок изъятия природной ренты. Право добычи нефти и газа следует предоставлять компаниям на конкурсной основе с платой им только за единицу добываемого сырья. Сама продукция (нефть, газ) должна оставаться в собственности государства. Это позволит существенно снизить цены на энергоресурсы для отечественных потребителей.

Именно так и работают наши компании за рубежом, участвуют в тендерах на добычу нефти и газа. При таком подходе компании не могут зарабатывать на повышении мировых цен на это сырье, но зато они становятся заинтересованными в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.

Сегодня российские компании, являясь собственниками добытого сырья, не заинтересованы в снижении издержек. Они платят непомерные зарплаты своим руководителям и бесконтрольно тратят огромные средства на содержание спортивных команд, разведение лошадей, строительство культовых сооружений и т.п. Эти расходы отражаются в тарифах и на себестоимости добываемого сырья. Например, операционные расходы на добычу 1 тонны нефти ОАО «Роснефть» выросли с 600 рублей в 2011 году до 1009 рублей в 2013 году. Полная себестоимость добычи нефти в России во втором квартале 2014 года составила 8666 рублей за тонну. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года она выросла в 3 раза.

Переход на этот порядок позволит существенно снизить цены на энергоносители, что будет способствовать развитию промышленности и сельского хозяйства России, потянет за собой снижение цен на электроэнергию, тепло, услуги ЖКХ и др.

В сфере финансовой и кредитно-денежной политики следует принять и другие срочные меры. Особое внимание уделить деофшоризации экономики. Деофшоризацию, о которой много говорит президент, надо проводить не на словах, а на деле, перекрыв канал утечки налоговых поступлений и дивидендов. Начинать здесь необходимо с выделения тех видов деятельности, которые наиболее уязвимы для коррупционных злоупотреблений, совершаемых с использованием офшоров. Для этого есть смысл законодательно ввести понятие «национальная компания», как компания, зарегистрированная в России и не имеющая аффилированности с иностранными лицами и юрисдикциями. Только таким компаниям следует предоставлять доступ к недрам, госсубсидиям и к стратегически важным для государства видам деятельности.

Реализация только указанных мер может удвоить доходную часть бюджета.

Очень важно выстроить приоритеты развития по отраслям. К примеру, с целью обеспечения продовольственной безопасности следует принять ряд конкретных мер по стимулированию развития отечественного аграрного сектора, а также сектора переработки сельхоз- и морепродуктов. Необходимо поощрять наращивание экспорта такой продукции. Без продовольственной безопасности не может быть никакой безопасности, и это хорошо показывает наша современная ситуация.

Ускоренными темпами должен развиваться строительный комплекс. Это системообразующая отрасль, которая тянет за собой огромный перечень других производств. Данная отрасль наименее зависима от импортных поставок, поэтому в ней очень много можно самим сделать, к тому же развитый строительный комплекс напрямую повышает жизненный уровень населения (в виде удовлетворения потребности в комфортном жилье и т.д.).

Необходимо развитие всего комплекса машиностроения, и особенно транспортного (авиастроение, автомобилестроение, трубопроводы, железнодорожное машиностроение, судостроение), ускоренное и всестороннее совершенствование оборонного комплекса страны. Без этого не обойтись. Кроме того, приоритетом должна быть и энергетика. Важная роль должна сохраняться и за сырьевыми отраслями, но с упором на увеличение доли переработки (нефть, газ, лес, руды и т.д.), что значительно поднимет эффективность производства и снизит зависимость этих отраслей от давления извне.

Подлежит немедленному совершенствованию банковская система страны. Банки должны стать центральным звеном инвестиционной политики. Сложившаяся практика деятельности банков у нас малоэффективна и оторвана от производственной деятельности. Задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы слить банковский и промышленный капитал, сделать банки совладельцами и соучастниками производственной деятельности. Только в этом случае банк будет сам заинтересован финансировать предприятия, ибо у них будет взаимное участие в капитале друг друга. Всё это позволит вырасти банкам в крупнейшие и системообразующие центры экономики, они смогут выходить на мировой рынок и конкурировать с зарубежными банками.

И конечно ЦБ РФ должен снизить ставку рефинансирования до 2–3% с тем, чтобы банки могли выдавать кредиты инвесторам на приемлемых условиях. При этом нужно наладить со стороны ЦБ жёсткий контроль за деятельностью банков. Количество банков, имеющих право работать с валютой, должно быть существенно ограничено.

Обязательно необходимо ввести норму уголовной наказуемости за попытку валютных спекуляций, ведущих к ослаблению рубля, которая должна действовать в отношении всех, невзирая на ранги, должности и т.д.

Не вызывает сомнения целесообразность введения моратория на рост тарифов (электроэнергия, транспорт, ЖКХ и т.д.), а также восстановить государственное регулирование ценообразования.

Одним из важнейших вопросов программы выхода из кризиса должно стать размещение производительных сил страны и выравнивание экономического развития регионов. В России сейчас сложилась парадоксальная ситуация: один регион, а именно Москва с населением более 10 млн. чел., аккумулирует 80% финансовых ресурсов всей страны. Это вызвано как сложившейся системой управления, так и организацией налоговых потоков. Здесь сосредоточено более 100 федеральных центров управления: министерства, агентства, госкомитеты, службы и т.д. Почти все центральные офисы крупных компаний находятся также в Москве. Все они являются распределителями и перераспределителями бюджетных денег и доходов корпораций. По существующей налоговой методике налоги платят по месту нахождения центрального офиса. Парадокс в том, что основные добытчики валюты для страны находятся в Сибири, а налоги достаются благоустроенной Москве. Есть и другие каналы стягивания средств со всей страны в Москву. Отсюда, в Москве реальный жизненный уровень населения почти в два раза выше, чем в среднем по стране.  Это вызывает искаженное впечатление у власти, что все хорошо не только в Москве, но и в целом в стране.  Надо менять эту ситуацию и для начала перевести налогообложение предприятий по месту производства, а не расположения центрального офиса, тогда мы дадим регионам значительный дополнительный источник финансовых средств, и они будут заинтересованы в развитии крупных проектов.

В этой связи актуальным становится расселение большинства министерств по регионам страны. Дело в том, что большинство министерств и агентств – это, по существу, большие компании-холдинги, и если следовать мировой практике, то их центральные офисы должны были бы тяготеть к местам основного производства. А у нас, к примеру, в центре Москвы, расположено Агентство морского флота Министерства транспорта России. Что ему делать в Москве? Ему нужно располагаться там, где основной морской причал страны, а отговорки о том, что легче управлять из Москвы, поскольку здесь находится правительство и т.д. не имеют под собой почвы при современных средствах связи.

Рассредоточение всех ведомств и министерств даст толчок к повышению уровня управления, приблизит их к основному производству, а также позволит значительно обновить кадры и привлечь к его управлению талантливых людей со всей страны. Сейчас, по сути, москвичи управляют страной, практически мало зная производство и регионы и не проходя в большинстве своём всех этапов продвижения по службе.

Самое серьезное внимание в программе выхода из кризиса должно быть уделено развитию социальной сферы. При этом ориентироваться надо на требования высокого качества жизни и потребности высокоразвитой экономики. Речь идёт об образовании, здравоохранении, культуре, включая физическую и т.д., их доступности для населения. Во всех этих сферах должны быть проведены глубокие реформы, учитывающие интересы большинства населения страны. Нынешние поверхностные мероприятия, реализуемые соответствующими министерствами в основном с целью сокращения государственных расходов, ничего общего не имеют с коренными реформами как в образовании, так и в здравоохранении. Введённые в практику обеспечения этих отраслей нормативы подушевого финансирования требуют пересмотра и учёта большего количества критериев обеспечения жизнедеятельности граждан. Ориентиром могут служить высокоразвитые страны. Нормативы – это такой уровень расходов бюджета на социальное развитие и повышение качества жизни населения, который действительно может обеспечить этот цивилизованный уровень, от которого зависит продолжительность жизни, обеспеченность благоустроенным жильём, уровень реальной заработной платы, образованность, отсутствие эпидемий и др.

История нам, по сути, не оставляет времени на исправление той кризисной ситуации, куда завели страну либеральные поводыри. У нас практически не осталось ни времени, ни альтернатив. При этом надо не забывать, что Запад поставил перед собой чёткую задачу - отодвинуть Россию на задворки истории, не исключая и ее расчленения. И никакие уступки в чем-либо его не устроят. Западу нужна расчлененная и подчинённая Россия. И если мы и дальше будем идти на поводу у либералов, то тем самым просто поможем Западу реализовать его замысел. Надо помнить тезис классиков: политика – концентрированное выражение экономики. У государства со слабой экономикой не может быть сильной политики.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.