Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин выступил в Госдуме в поддержку агропромышленного комплекса

17 декабря на "правительственном часе" в Госдуме выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Академик РАН В.И. Кашин по отчету министра сельского хозяйства РФ Н.В. Федорова. 

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2014-12-17 15:08 (обновление: 2014-12-18 09:16)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Уважаемые коллеги!

Министра сельского хозяйства мы с вами слушаем чаще других, и это понятно: как говорит народная мудрость – хлеб всему голова. Но слышим ли мы в словах министра что-то новое, обнадеживающее? К сожалению, нет, все та же заезженная пластинка благости и успокоения. Да, в текущем году получен неплохой урожай зерновых, более 100 млн. тонн. Но это в текущем году, когда сложились благоприятные природные условия, а не потому что для этого были предприняты какие-то реальные шаги. Почувствовали ли наше граждане на себе, на своем кошельке, на ценах, что страна с богатым урожаем? Ответ очевиден. Да и сами крестьяне, как были в долгах, как в шелках, так там и остаются.

Возникает естественный вопрос: а что будет в следующем году и в ближайшей перспективе? Исходя из всей совокупности факторов, ожидать улучшения в положении отечественного сельхозпроизводителя не приходится. Об этом в принципе свидетельствует и выступление самого министра. Поддержка крестьянина как была минимальной, таковой неизменно и будет. Подтверждение тому принятый федеральный бюджет на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов.

Вообще, если попытаться дать интегральную оценку федеральному бюджету на ближайшие три года, то можно отметить следующее. Бюджет разработан на основе формального набора цифр, которые не отражают ни реального состояния российской экономики, ни её сегодняшних запросов и никак не связаны с решением тех задач, которые стоят перед страной. В бюджете не заложены условия и ресурсы для экономического роста, для модернизации и технического перевооружения экономики, для реализации программ импортозамещения. Доходная часть бюджета свидетельствует о том, что она всецело зависит от сырьевых доходов.

Следовательно, сохраняется всё та же примитивно-сырьевая модель экономики. Бюджет свидетельствует об очевидном погружении страны в затяжной кризис - экономический и финансовый. А это делает неизбежным и кризис социальный, чреватый политической дестабилизацией. Все это в совокупности результат насильственного встраивания России в глобальный капиталистический рынок, нежелания власти менять социально-экономический курс, менять сложившуюся за 20 постсоветских лет порочную систему управления. Мы, коммунисты, давно поставили вопрос об ответственности правительства за кризисную ситуацию, о смене кадрового состава правительства и смене его курса. Пока что президент молчит. Однако развитие событий неизбежно вынудить его принимать решительные меры, и чем раньше он это сделает, тем быстрее и с меньшими потерями поправим ситуацию в экономике и финансовой сфере.

В свете сказанного совершенно не просматривается перспектива по возрождению важнейшей отрасли - агропромышленного комплекса (АПК), а, следовательно, и решению проблем продовольственной безопасности страны. Ситуация весьма тревожна.

Сегодня в среднем в год Россия импортирует продовольственных товаров на сумму около 50 млрд. долларов. В прошлом году, например, из стран дальнего зарубежья мы завезли продовольствия на 37 млрд. «американских рублей». Из стран СНГ импорт составил 6 млрд. долларов. Мы импортируем говядину, свинину, мясо птицы. В год завозится из-за рубежа более 2 млн. тонн мяса и мясных продуктов. Импорт рыбы и рыбной продукции в прошлом году составил, например, на 2,5 млрд. долларов. Молочная продукция – более чем на 2,4 миллиарда. Почти половина продукции завезена из Белоруссии. Из Финляндии – 12%, из Германии – 8%.

По научно обоснованным нормам, человек должен в год съедать 60 кг мяса. При этом собственного мяса у нас производится всего 36 кг на человека в год. А вот аргентинец, например, съедает за 365 дней 60–65 кг мяса, в основном говядины. До «реформирования» АПК в Российской Федерации было 57 миллионов голов крупного рогатого скота. Сегодня – 8 миллионов голов дойного стада.

Примерно 11 млрд. долларов составляет импорт плодов южных растений, которые мы по климатическим условиям не можем выращивать на своей территории. Это кофе, чай, какао, пальмовое масло, орехи и фрукты: цитрусовые, бананы, виноград, абрикосы. Плюс ещё на 1 миллиард долларов Россия импортирует яблоки и груши из Польши (40% импорта), Аргентины (10%), Бельгии (10%) и Китая (8%).

Мы ежегодно импортируем от 600 до 750 тысяч тонн картофеля. На первом месте в прошлом году был Египет – 23,6% от всего импорта картофеля, затем – Белоруссия (21,3%) и Китай (10,2%).

Импорт репчатого лука и моркови – это примерно от 12 до 15% от общего объёма продаж. Плюс около 25% свежих помидоров. Основные импортёры свежих овощей – Турция, Китай, Нидерланды и Израиль. На них приходится половина всего овощного импорта в натуральных показателях.

Честно говоря, стыдно приводить все эти цифры. Ведь большинство из указанных продуктов мы можем выращивать на своей земле. У нас огромный потенциал по стопроцентному импортозамещению основных продуктов питания, по решения проблемы продовольственной безопасности. Россия располагает 196,3 миллиона га земельный угодий, включая 115 миллиона га пашни. Но из продуктивного севооборота выведено порядка 40 миллионов га, они заболачиваются, зарастают мелколесьем, кустарником. Для примера – все страны Евросоюза в год засевают зерновых и зернобобовых культур на 37 миллионах га. И этого хватает для питания всем жителям стран ЕС. Плюс ещё поставки на экспорт. Даже если бы были задействованы на полную мощность земли ближайшего Подмосковья (Московская, Калужская, Тульская, Орловская и др. области), мы могли бы практически полностью компенсировать завоз импортной продукции. Астраханская область способна возместить потребности в овощах и некоторых фруктах и т.д.

В среднем в год мы получаем 70-90 миллионов тонн зерна. То есть полтонны или немного больше на человека. В той же маленькой Дании - две с лишним тонны на человека. Специалисты по зерну говорят: на 140 миллионов населения надо 25 миллионов тонн на еду и 6,5 миллиона тонн на семена на следующий год. Остальное необходимо резервировать для производства доступных кормов для откорма крупного рогатого скота, свиней, птицы, а не продавать за рубеж. Именно экспорт загубил отечественную комбикормовую промышленность. Хочешь продавать - выращивай больше. Но зачем от своих коров отнимать?!

Более того, сегодня отечественный АПК полностью зависит от закупок импортных семян, племенного скота, яиц птицы для ее воспроизводства, от закупок удобрений и пестицидов и др. По сути, уничтожены все семеноводческие и хозяйства племенного животноводства.

Совершенно неприемлемая ситуация с трудовыми ресурсами на селе. Селяне уезжают в города. Всего в сельском хозяйстве с учётом личных подсобных хозяйств занято 6-7 миллионов человек. При этом на селе живут 38 миллионов. Дефицит работников массовых профессий – доярок, механизаторов – составляет 500 тысяч. И дальнейшая тенденция катастрофическая. Из 153 тысяч деревень, говоря по-научному - «сельских населённых пунктов», 100 тысяч имеет население до 100 человек. Люди там живут, как в XIX веке. Выращивают для себя картофель, овощи, фрукты, собирают грибы и ягоды в лесах, держат коз и кур, иногда крупный рогатый скот. Часто нет телефонов, дороги без твёрдого покрытия, особенно весной и осенью, в распутицу - не проедете, нет связи даже с районными центрами. К тому же из-за массового закрытия сельских школ, фельдшерско-акушерских пунктов, почты такие деревни просто-напросто вымирают. Можно констатировать, что в России де-факто сложилось мелкопоселковое расселение.

Такова цена за гайдаровские реформы и слепое им следование сегодня. Еще в декабре 2006 года было принято постановление правительства о дальнейшем развитии сельского хозяйства и его поддержке. Оно было провозглашено приоритетной отраслью народного хозяйства. Но из 80 отраслей экономики уровень оплаты труда в сельском хозяйстве один из самых низких и составляет чуть больше 50% средней по промышленности. Вот и весь приоритет.

Принятые правительством ответные меры на санкции Запада, включающие прекращение закупок продовольствия из-за рубежа породили надежды на оказание помощи со стороны государства отечественному сельхозпроизводителю по замещению импортного продовольствия. Об этом постоянно трубили и радио, и телевизионные каналы. В этом же ключе высказывались и руководители государства. Крестьяне было воспряли духом, дескать, ну, наконец-то и к ним повернулась власть лицом. Но, как говорил незабвенный В.С.Черномырдин, хотели как лучше, а получилось как всегда. Один словом, похоже, надежды не оправдались. Импорт один заменен импортом другим - из Китая, стран Южной Америки, других развивающихся стран. В выигрыше оказались не крестьяне и потребители, простые граждане, а всякого рода жулики и проходимцы, которые ловко воспользовались ситуацией, чтобы вздуть цены на продовольствие, обеспечив себе и без того гигантские прибыли.

Идет массовое обнищание населения, безудержно растут цены. За последние несколько месяцев розничные цены, несмотря на заверения правительства, в среднем выросли на 15-25%, на некоторые продовольственные товары - почти в два раза. В частности это касается отдельных видов рыбы и рыбной продукции. Заметно подорожала молочная продукция, мясо, включая мясо птицы, некоторые овощи и фрукты. Мясо среднего качества уже стоит около 600 рублей за килограмм, не говоря уже о других продуктах. То же самое происходит с ценами на удобрения, на средства защиты и т.д., которые за месяц выросли в два раза. В связи с падением курса рубля нас неизбежно ожидает дальнейшее повышение цен на продукты питания. Рубль, за который в России добывается и производится больше, чем где-нибудь в другом уголке мира, пресной воды, нефти, газа, электроэнергии, лесной продукции, зерна, картофеля и т.д. низвели до унижения либералы и их приверженцы.

 Никаким импортозамещением и не пахнет. Все идет своим чередом. Импорт за 9 месяцев уменьшился всего на 5,8%, что в пределах обычных колебаний объемов закупок. В общем объеме импорта 48% машин и оборудования, 14% продовольствия. Общая сумма этих закупок составила 119 млрд. долларов или 3,3 триллиона рублей. Именно эту сумму не получила отечественная промышленность и сельское хозяйство, эти деньги пошли на развитие чужой экономики.

За 8 месяцев закуплено мяса и мясных продуктов более миллиона тонн. Рыбы - 436 тыс. тонн, молока и молочных продуктов – 547 тыс. тонн, 668 тыс. тонн помидор, 378 тыс. тонн лука и чеснока, 820 тыс. тонн яблок. И пока в российской торговле будет присутствовать чужая торговая сеть, она будет кормить нас импортом, потому что служит своим хозяевам. Она не будет торговать российской продукцией, разоряя отечественных товаропроизводителей, как сельских, так и городских, наращивая цены на товары самой первой необходимости.

Неутешительные выводы следуют и из анализа финансовой поддержки села на ближайшую перспективу, заложенную в федеральном бюджете на ближайшие три года. Хроническая болезнь остаточного принципа по отношению к отечественному сельхозпроизводителю только усугубляется. В расходной части бюджета на село выделено всего лишь около 1% финансовых средств. На реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы  в 2015 году  намечено выделить 167,9 млрд. рублей. Причем, в эту сумму включены и субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, и финансирование строительства сельских дорог, чего раньше в этой программе не присутствовало, и, тем не менее, планируемый объем средств на реализацию программы снижен по сравнению с уровнем 2014 года 3,2 млрд. рублей. Вот тебе и поддержка, и импортозамещение, и возрождение и т.д.!

Уменьшены в 2015 году на 3,6 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом бюджетные ассигнования и на подпрограмму«Развитие подотрасли растениеводства…»

По подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» по сравнению с 2014 годом финансирование уменьшено на 5,2 млрд. рублей. В целом же с учетом данных паспорта программы предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований в 2015 году на 8,99 млрд. рублей, т.е. почти на 15%.  При этом субсидии на реализацию молока сокращены на 7 млрд. рублей, а субсидии на поддержку региональных программ в области животноводства сокращены более чем на 2 млрд. рублей.

Необходимо отметить, что в АПК из-за недостатка средств, низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли (почти 3 трлн. рублей) и низкой инвестиционной привлекательности сложилась ситуация, которая не позволяет выполнять в полном объеме индикаторы, заложенные в Госпрограмме, в частности такие как «производство молока», «производство скота и птицы на убой», «поголовье крупного рогатого скота», «объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям». Принятый федеральный бюджет с уровнем финансирования Госпрограммы на 2015 год не позволит достичь целей и индикаторов, заложенных в Госпрограмме, и неизбежно приведет к снижению объёмов производства по отдельным видам сельхозпродукции.

В бюджете в рамках Госпрограммы вообще не предусмотрены такие направления, как «Повышение плодородия почвы», «Социальное развитие села», «Развитие овощеводства открытого и закрытого грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и оптово-распределительных центров», «Развитие финансово-кредитной системы АПК» с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования, включение которых обосновано исполнением Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014г. № 560 и решением Госсовета от 21 марта 2014 года. Наши попытки исправить ситуацию к существенным результатам не привели.

Более того, правительство внесло в Государственную Думу законопроект, который с удивительной смелостью «потрясает основы» земельного законодательства. В законопроекте предлагается деление земель на категории заменить неким суррогатным «зонированием», что бесспорно будет означать ломку сложившихся земельных правовых традиций. Непонятно, чем вызвана необходимость очередных сомнительных земельных реформ именно сейчас, когда страна в сложной экономической и политической ситуации, в тисках санкций и под гнетом международной напряженности. Очевидно, что такие реформы сопровождаются существенными затратами со стороны бюджетной системы. Так почему они не могут быть отложены до более спокойных времен? Нельзя игнорировать тот факт, что сегодня, когда под угрозой продовольственная безопасность, когда мы тратим более 50 миллиардов долларов на импорт продуктов питания, любые решения и реформы, которые хотя бы потенциально создают опасность утраты остатков наших продуктивных сельскохозяйственных угодий, не могут быть признаны ни оправданными и обоснованными, ни своевременными. Это противоречит, в том числе, и поручению Президента РФ, касающемуся укрепления продовольственной безопасности страны.

Фракция КПРФ, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации считали и считают настоятельной необходимостью выделение для АПК страны дополнительных средств на подпрограммы по растениеводству, животноводству и модернизация сельскохозяйственного производства.

Многие проблемы остаются нерешенными и в области развития рыбохозяйственного комплекса страны, который также является важным фактором в решении продовольственной проблемы страны.

В федеральном бюджете на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предусмотрены в 2015 году в объеме 13,4 млрд. рублей, в 2016 году - 13,58 млрд. рублей, в 2017 году – 12,79 млрд. рублей. Но этих средств недостаточно. Для развития рыбохозяйственного комплекса актуальным остается субсидирование процентных ставок и значимых региональных программ, требуются дополнительные средства на финансирование подпрограммы «Наука и инновации» в части проведения экспедиций для разведывания допустимого улова и решения других научных исследований, на финансирование подпрограммы «Модернизация и стимулирование» в части мероприятий по модернизации существующих и строительства новых объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и рыбопромышленного флота, на реализацию подпрограммы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» в части мероприятий по строительству и реконструкции рыбоводных заводов, развитию научно-производственной базы аквакультуры, обеспечению эффективной и безопасной добычи водных биологических ресурсов, повышению качества государственного мониторинга контроля добычи водных биологических ресурсов. В год на эти цели требуется дополнительно 2-3 млрд. рублей.

Каковым будет итог подобного отношения к отечественному АПК? Он очевиден - дальнейшая деградация важнейшей отрасли экономики, усугубление проблем продовольственной безопасности страны. А ведь продовольственная безопасность, наряду с военной, энергетической, экологической безопасностью, является важнейшим элементом национальной безопасности России, гарантом ее суверенитета. Пренебрежение этим вопросом неизбежно вызовет рост цен на продовольственном рынке, ухудшение ассортимента и качества продовольствия со всеми вытекающими отрицательными последствиями для социальной устойчивости общества и здоровья наших граждан. Подобное отношение к проблеме обеспечения продовольственной безопасности сродни предательству национальных интересов.

Мы неоднократно говорили и предлагали, что необходимо сделать, чтобы вывести отечественный АПК из глубокого кризиса. Основные моменты еще раз можно напомнить:

- финансирование сельского хозяйства должно быть не ниже 10% расходной части федерального бюджета;

- поднять уровень заработной платы на селе минимум в два раза;

- увеличить инвестиции в социальное развитие села;

- возродить программу восстановления плодородия почв с ежегодным финансированием не ниже 20 млрд. рублей;

- разработать и утвердить программу по вводу в севооборот заброшенных 40 млн. га пашни;

- запретить перевод земель сельхозназначения в другие категории;

- возродить мелиорацию земель в объеме не менее 500 тысяч га в год;

- государство должно списать крестьянам долги перед бюджетами всех уровней;

- реструктурировать задолженность хозяйств на 10 лет;

- возродить систему подготовки кадров для сельского хозяйства;

- остановить разрушение сельскохозяйственной науки.

Правительству пора прекращать петь веселые мотивы о главном – о хлебе насущном, а предпринять все меры, чтобы этот хлеб был с родной нивы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.