Построить дом, воспитать сына, посадить дерево… Депутат Госдумы Н.А. Кузьмин уделяет большое внимание экологическому просвещению населения
Депутат Госдумы коммунист Н.А. Кузьмин призывает больше уделять внимания экологическому просвещению населения России.
Николай
Алексеевич
Миллионы лет назад человек овладел навыками орудийной деятельности и начал с их помощью создавать то, что Фридрих Энгельс (один из классиков диалектического материализма) образно поименовал «вторая природа». Речь идёт о всё более масштабной и необратимой трансформации среды существования людей. При этом, к сожалению, лавинообразно нарастают не только полезные, но и вредоносные последствия антропогенного воздействия на природу. Как справедливо заметил писатель Ким Смирнов: «сегодня это воспринимается как реальная возможность экологического конца света. В итоге люди срочно начинают искать пути спасения в принятии экстренных мер, диктуемых парадигмой поведения человекообразных представителей нынешней цивилизации - от сплошь и рядом неосуществимых на практике призывов к использованию безотходных технологий до штампования сонма строгих природозащитных законов». Но обеспечивает ли такой подход выход из тупика?
Главный редактор газеты «Общество и Экология» Сергей Лисовский попросил высказать своё мнение о причинах нарастающего мирового экологического кризиса Николая Алексеевича Кузьмина - депутата Государственной Думы РФ, руководителя Общественной приёмной по Ленобласти и Санкт-Петербургу Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы и при этом - нашего земляка, старожила известного не только в России знаменитого Города атомщиков – Соснового Бора.
Размышления депутата оказались очень интересными.
Корр.: К сожалению, объективные данные свидетельствуют об углублении экологического кризиса и на планете Земля в целом, и в большинстве её отдельно взятых регионов. В чём же причина? Может быть, действительно, нужны какие-то ещё более радикальные, ещё более жёсткие методы регулирования процессов воздействия человека на окружающую среду, более строгий взыск с нарушителей экологических норм и законов?
- Совершенствовать такого рода приёмы воздействия и нормативы, наверное, необходимо. Но одного лишь фискально-законотворческого подхода здесь абсолютно не достаточно! Ибо главные пути спасения лежат глубже – они в сохранении, восстановлении и защите вековых корней древа культуры, включающего в себя также и опыт мудрого, доброго отношения человека к среде своего обитания. Вразумить людей, современников в том, что трагедия природы предопределена трагедией духовности, в том числе тоталитарным уничтожением культа преклонения перед ценностями и красотами земной природы пытались великие наши соотечественники: Николай Рерих, Владимир Вернадский, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв...
«Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с пути?» - обращал внимание в своих трудах Рерих. Чем сложнее технократический мир человека, тем глубже должен погружаться в природу его духовный мир, считал мыслитель. Образец единения человека и его среды обитания Рерих видел в традициях существования древнейших цивилизаций. И ссылался, в частности, на надпись, которую оставили мудрые древние майи: «Кто мы? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? — Мы земля”». «Земля – не принадлежит людям, - провозглашали вожди индейских племён Северной Америки. Это люди принадлежат Земле!».
О первостепенной необходимости формирования трепетного отношения людей к природе, понимания того, что и Малая Родина – провинциальная глубинка, в которой родился и рос человек, и Большая Родина (Отечество!) это прежде всего требующая нашей любви и заботы Природа-Матушка убедительно пишет в своей книге «Письма о добром» академик Лихачёв. «Я люблю свою страну как мать» - задолго до него признавался и великий патриот России Д.И.Менделеев. А на родную душу нормальный человек разве поднимет руку? Академик Вернадский призывал, как видим пока, к сожалению, утопически, к формированию на планете Земля ноосферы – сферы разумного отношения человека и к природе, и к собратьям по разуму…
К сожалению, заветы, о которых идет речь, отнюдь не являются пока кредо бытового поведения подавляющего числа землян, включая и наших сограждан. Меж тем донести до малых и старых именно рериховский подход к пониманию Высших ценностей бытия, включая экологические - это то, стремиться к чему необходимо всеми силами!
Корр.: Академик Лихачёв ввёл понятие «экология души», подразумевая под этим огромную важность формирования в том числе и природоохранно-ориентированных установок в сознании и поведении той или иной конкретной личности. Из этой его концепции, так же как и из Ваших слов, Николай Алексеевич, де факто следует, что для преодоления экологического кризиса необходимо «поставить ребром» вопрос о налаживании наконец-то действительно эффективной, системной и масштабной работы в области экологического просвещения и воспитания населения, прежде всего – детей и молодёжи.
- О первостепенном значении эколого-просветительской и эколого-воспитательной работы с населением, с детьми и молодёжью России в последние 20-25 лет кто только не говорит… Не всегда при этом вспоминая о признанных во всём мире отечественных наработках в этой области периода существования СССР. К огромному сожалению, в «роковые девяностые» советская система экопросвета была порушена и вплоть до настоящего времени ей взамен, по сути, ничего толкового, системного не предложено. И в этом одна из причин того, что ныне наблюдается скатывание населения России в пропасть дремучего невежества в области знаний о разносторонней пользе и законах выживания ещё пока сохранившихся представителей живого мира планеты. А без таких знаний, действительно – ну как можно профессионально, со знанием дела, то есть – эффективно охранять эту самую живую природу.
Доходит до абсурдного – в интернете недавно попалась на глаза фотография одного взрослого любителя природы. На ней – стрекоза сидит, вцепившись в шкурку личинки, из которой эти занимательные по своей биологии существа выходят в процессе превращения в стадию окрылённого насекомого (имаго). Читаю подпись: «Борьба не на жизнь, а на смерть в живой природе»! Вспоминаю своё детство – дети в школе посмеялись бы над этой «ремаркой». И, кстати, даже любой школьник в СССР прекрасно знал, например, что такое кольцевание птиц и животных, зачем это нужно. А уж случись папе-охотнику заполевать трофей с такого рода меткой – колечко тут же отправлялось заказной почтой в Москву в Центр кольцевания птиц Института проблем экологии и эволюции. Количество охотников ныне отнюдь не поубавилось, да многие из них уже и не ведают, как ждут специалисты – орнитологи и териологи такого рода посылок – они стали единичными!
А вот пример того, к чему на практике приводит незнание биологии и видового состава живых существ родных нам мест. В верховьях реки Оредеж у деревни Чикино несколько лет назад под застройку отдали участок опушки, на котором до того произрастала уникальная по своей численности для Ленобласти популяция краснокнижного растения – орхидеи венерин башмачок. Нарушений законодательства при этом не было! Но где-нибудь в Германии или Финляндии сами же строители забили бы тревогу: «Да тут ведь уникальный биоценоз!». И стройка вряд ли бы состоялась.
Ну и для разнообразия пример с открытием в 20-м веке «живого ископаемого» - рыбы латимерии. Эта находка сыграла огромную роль в доказательстве, что именно от созданий такого типа строения произошли все наземные животные, включая человека. А ведь обратили внимание на необычное существо простые, но грамотные в экологическом отношении рыбаки! У нас ведь это уникальное создание скорее всего просто распотрошили бы.
Корр.: С тезисом о крайней скудности эколого-биологических познаний среднестатистического россиянина нельзя не согласиться. Где же выход? Общеизвестно, что в должности руководителя Комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области помимо большой работы в области конкретной экологии, Вы поддержали и ряд проектов в области экологического всеобуча. На посту депутата Государственной Думы РФ у Вас гораздо больше возможностей для продвижения соответствующих инициатив. Не хотелось бы Вам примерить на себя майку лидера эколого-просветительского направления в экологическом движении России? Тема ведь действительно крайне актуальная. Поэтому Ваш опыт здесь очень бы пригодился…
- Обращу внимание, что вопросы экологии всегда были одними из первостепенных в поле зрения КПРФ. Причём профессионализм нашей партии по работе в этом направлении признан в том числе и коллегами из других партийных фракций. Закономерен и итог: профильную структуру Госдумы – комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии возглавляет коммунист в ранге заместителя Председателя ЦК КПРФ, академик РАН Владимир Иванович Кашин. Мне – второму секретарю обкома Ленинградской области доверено возглавить Общественную приёмную этого комитета по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Комиссию по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области возглавляет коммунист Сергей Иванович Бутузов. И таких примеров – достаточно…
Я мог бы также сослаться и на целый ряд актуальных законодательных инициатив, содействовавших решению важных проблем экологии Российской Федерации, инициированных или поддержанных высшим руководством нашей партии. А жители Ленинградской области, насколько мне известно, в курсе того, что именно экологическая политика областного комитета КПРФ содействовала снятию социальной напряжённости по целому ряду бывших болевыми в экологическом отношении точек региона (Вистино, Сиверский лес, Токсово, Дружная горка, посёлок Стеклянный, Куйвози и др.).
В плане эффективного донесения до населения актуальной информации можно привести в качестве примеров ряд публикаций экологической тематики как упомянутых уже мною коллег по природоохранному комитету Госдумы – Кашина, Никитчука, так и других коммунистов России. Считаю, например, что доклад заместителя председателя ЦК КПРФ Владимира Ивановича Кашина «Об инициативах партии по обеспечению продовольственной и экологической безопасности России» на II (июньском 2013-го года) совместном Пленуме Центрального Комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ, а также выступление Ивана Игнатьевича Никитчука на международном экологическом форуме в Познани за год до этого – это вообще образец в констатации и анализе проблем не только отечественной, но и мировой экологии! Если говорить о лидере партии Геннадии Андреевиче Зюганове – ну наберите в Яндексе «Зюганов об экологии» и сами убедитесь, какое большое значение он придаёт обсуждаемой теме, справедливо выдвигая и обосновывая при этом тезис о том, что «государственная политика в нашей стране в области экологии и охраны природы должна быть изменена».
Вместе с тем я могу в известной степени согласиться с Вами в том, что до сих пор не восстановлена должным образом существовавшая в советское время превосходная, отлично отлаженная многопрофильная и многоуровневая система экологического образования, просвещения и воспитания. Её эффективность действительно была на высочайшем уровне, в СССР за опытом организации соответствующей работы приезжали «ходоки» со всего мира! Поэтому вывод однозначен – надо возрождать эффективную систему эковсеобуча, экопросвета. Ибо без этого экологическому движению России жить нельзя.
С чего начать? Об этом мы сейчас думаем в нашей Общественной приёмной, причём не только сами готовим соответствующие предложения. Большую надежду я лично возлагаю на инициативы в области экопросвета, реализуемые энтузиастами на местах - учителями биологии и экологии районных школ, преподавателями детских экологических центров, центров дополнительного образования и т.п. Таких инициатив много – стоит только осмотреться вокруг – в любом регионе обнаружишь целые их россыпи! Поэтому первое, с чего, на мой взгляд, надо начинать, выстраивая масштабную работу в области экопросвещения – это с процесса «собирания упомянутых эко-камушков» - инициатив в области эковоспитательной работы в муниципальных образованиях разного уровня. Ещё в бытность работы на посту депутата областного ЗакСа я поддержал проект по созданию регионального реестра такого рода инициатив. Думаю, что и в других регионах России подобная работа должна быть на первом плане.
Конечно, и как депутат теперь уже Госдумы, и как коммунист я готов и впредь оказывать всяческое содействие формированию и продвижению и других предложений, реставрирующих и развивающих опыт экологического всеобуча населения советского периода. При этом важно не смешивать экологическое образование и просвещение: на мой взгляд второе направление есть как бы научно-популярный (то есть рассчитанный на не специалистов) вариант первого - сориентированного на профессиональных экологов. Так вот по моему глубокому убеждению, как и в системе экологического образования, формирование программ по экологическому просвещению должно вестись с учётом необходимости использования специфических форм этой работы в отношении представителей различных возрастных, профессиональных и социальных слоёв населения. Формулируя рекомендацию тезисно, скажу - эту ответственнейшую работу должны характеризовать многоуровневость, многоэтапность и преемственность форм соответствующей работы с населением, детьми и молодёжью.
Корр.: Можно ли выделить какие-то конкретные проекты энтузиастов экопросвета, ну прежде всего из нашего региона, которые, по Вашему мнению, заслуживают внимания и, может быть, даже достойны быть редуплицированными на другие регионы России?
- В региональных СМИ уже публиковалась информация о разработке программы "Экология и Культура". У её истоков стоят профессор А.А.Редько – известный общественно-политический деятель и учёный, профессор (ныне руководитель экспертно-экологического совета Общественной приёмной Госдумы) и руководитель старейшей в Санкт-Петербурге общественной организации экологической направленности НВО "Биоцентр" Евгений Попов (Природа), а также известный литератор, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор филологических наук, профессор Владимир Акимов.
Отличительная особенность упомянутой Программы – это как раз ориентация на советы по работе с населением, детьми и молодёжью, завещанные нам упоминавшимися мною духовными пастырями отечественной культуры и экологии…
Второе отличие – общественный характер самой Программы. Имеется в виду, что она в первую очередь призвана аккумулировать именно то, о чём Вы спрашиваете - инициативы "экокорешков" - то есть проекты, интересные акции подвижников по работе с населением, детьми, молодёжью на местах, в районах.
В практическом плане важно такое отличие Программы, как очень конкретный, прикладной характер аккумулируемых ею предложений, проектов,. Здесь можно было бы упомянуть много традиционного, что уже реализуется в Ленинградской области - от работы кружков юных натуралистов до турнэ не только в пределах области, но и в других регионах России и даже – за рубежом экологических театров, экологических экобригад... Все эти инициативы уже включены либо подлежат включению в программу, о которой речь. Упомяну же для разнообразия о не очень известном.
Большое внимание общественности и журналистов привлекла, например, инициатива по привлечению (совместно со специалистами из Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства, директор И.А.Васильев) юных и взрослых любителей природы региона к всероссийской инициативе по возрождению массива дубовых лесов на территории европейской части России, истребленных нашими предками. Население в итоге впервые узнало, в том числе, о существовании удивительной по красоте разновидности этого дерева славян – красного дуба! Яркая, практически кумачёвого цвета расцветка осенней кроны красного дуба инициировала дискуссию – а не сделать ли этот вид символом партии КПРФ, а дуб как растительный вид, как могучую, уникальную и некогда широчайшим образом распространённую на территории Славянской Руси древесную культуру ботаническим символом России.
Крайне актуален и вопрос о расширении издания научно-популярной литературы по биологии и экологии родной природы - атласов и определителей биоразнообразия, методических пособий и комплексов в помощь юным и взрослым любителям природы.
В СМИ неоднократно сообщалось о таком проекте нашей Общественной приёмной (он вошёл в раздел «Воспитание природой» программы «Экология и Культура»), как "Экофото – образ жизни". Проект призван поддержать и скоординировать ставшее ныне массовым стремление тысяч и тысяч юных и взрослых любителей природы к использованию фото-документальных методов наблюдения объектов живой природы. Эта инициатива с особой благодарностью воспринимается родителями, для которых далеко не безразлично - как и чем занять их чад в свободное от учёбы в школе время… Конкурсы «Экофото» в Ленинградской области уже стали ежегодными. Созданы и успешно работают либо в стадии оформления первые школьные галереи экологической фотографии в г. Тосно, Сосновый бор, Токсово, 284-й и 585-й школ Санкт-Петербурга.
Содействовать в том числе отражению эко-просветительских проектов программы «Экология и Культура» призван создаваемый сейчас на портале «экоприёмгдрф.ру» интернет-ресурс о работе Общественной приёмной. С его помощью планируется наладить масштабную интерактивную работу с населением региона в этой области.
Разумеется, необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать издание также и средств эколого-информационной направленности на бумажных носителях, эффективным и эффектным примером которых является и Ваша, Сергей Анатольевич, газета "Общество и Экология".
В завершении ещё и ещё раз подчеркну, что важнейший элемент экологической работы с населением, как я на это уже обратил внимание – это мониторинг акций "эко-корешков", то есть составление детального реестра инициатив первичных экологических организаций как по отдельным регионам, так и по России в целом. Пилотным проектом здесь призвана стать работа, начатая под эгидой Общественной приёмной Госдумы в Ленобласти и Санкт-Петербурге по составлению такого рода подробной "описи" всего, что делается энтузиастами в области экопросвещения и эковоспитания населения, детей и молодёжи в регионе. Как ни странно - достаточно полного, а тем более - ранжированного по уровню качества работы списка центров экопросвета в Ленинградской области... до сих пор нет!
Корр.: Спасибо, Николай Алексеевич, за Ваше в высшей степени содержательное и интересное интервью! Остаётся только надеяться, что за преданными Вам соратниками, готовыми подключиться к реализации планов по налаживанию эффективной системы экологического всеобуча не только в нашем регионе, но и в масштабе Российской Федерации, дело не станет! Меня так Вы уже можете считать своим полным единомышленником в этом актуальном, благородном и очень нужном России деле!