О.Н. Смолин: Дети и студенты не менее важны, чем нефтяные скважины
12 ноября депутат Госдумы О.Н. Смолин выступил на «правительственном часе» по отчету министра образования и науки Ливанова.
Олег
Николаевич
- Уважаемые коллеги, министрам положено говорить о достижениях, а депутатам - о проблемах. Успею только о некоторых.
Первое. Федеральный бюджет. В следующем году по заключению думского Комитета по образованию большинство президентских указов и поручений исполнены не будут.
На обеспечение всех детей дошкольными учреждениями в 2015 году - 0, ко второму чтению добавим 10 миллиардов, но ситуация не изменится. На обеспечение бесплатного дополнительного образования детей в соответствии с указом президента - 0, на ликвидацию вторых и третьих смен в школе - 0, на Крым и Севастополь - 0 дополнительных средств и так далее.
Мы предлагаем профинансировать образование в следующем году за счёт Фонда национального благосостояния. Говорят, только Роснефть претендует из него на 2 триллиона рублей. Когда-то предыдущий министр заметил, что наши студенты не хуже нашего автопрома. Я бы добавил: дети и студенты не менее важны, чем нефтяные скважины.
Второе. Группы продлённого дня. На рубеже учебного года министр заявил, что они должны остаться бесплатными. Мы это приветствуем.
Некоторые депутаты от правящей партии министра обругали, однако министр призывал нас голосовать за закон об образовании, а ругающие министра депутаты это сделали.
Между тем статья 66 закона прямо разрешает платную продлёнку. Например, в городе Омске она сократилась на 40 процентов в результате введения платы. И это даже не то чеховское ружьё, которое стреляет в третьем акте, оно стрелять начало уже.
Мы внесли в Государственную Думу специальный законопроект о восстановлении бесплатных групп продлённого дня, в точном соответствии с заявлением министра от правительства ждём поддержки, а глав всех фракций приглашаем в соавторы.
Третье - ЕГЭ. С удовольствием слышу от моих вчерашних оппонентов, что в современном виде ЕГЭ не учит детей читать, писать и говорить. Добавлю, по гуманитарным предметам не очень учит и думать.
Мы приветствуем предложение министра - исключить из ЕГЭ отупляющие, тестоподобные задания части "А", типа "кто придумал теорему Пифагора"? Ввести элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам, решение президента - вернуть в школу сочинение.
Но парадокс в том, коллеги, что задолго до этих предложений мы внесли в Госдуму такой же законопроект, однако Госдума отклонила его на основании отрицательного заключения правительства. По-моему, это уже "Алиса в зазеркалье".
Предлагаем поддержать очередную нашу версию законопроекта и в конце концов приговорить ЕГЭ в высшей мере совершенствования.
Четвертое - сельские школы. Три года назад министр призвал остановить их ликвидацию, мы это приветствуем. С тех пор каждый год закрываются почти 2 тысячи сельских школ, а всего их закрыто более 25 тысяч, причём в 90-е годы только одна тысяча вечерних школ. Новый закон об образовании отменил даже те слабые гарантии, которые были.
Более того, теперь ликвидация школ пришла и в города. Предлагаю запретить ликвидацию и реорганизацию сельских школ без согласия сельского схода, а в городе - без согласия родителей и органов местного самоуправления.
Пятое - курс на массовое закрытие вузов. Наверняка в стране есть вузы, которые нужно закрывать, но при тех критериях мониторинга, которые используются, как не раз говорил, вместо больных зубов нередко вырываются зубы здоровые.
Мы внесли законопроект о том, чтобы закрытие федерального государственного вуза было возможно только с согласия Государственной Думы.
Норвегия недавно объявила свою национальную идею: Норвегия открывает университеты. А мы?
Шестое - бюрократизация. О ней педагоги говорили президенту на форуме Народного фронта, а 17 сентября об этой же раковой болезни я говорил в Государственной Думе.
Коллеги, по данным ректоров, среднему вузу ежегодно приходиться отвечать на 2 тысячи запросов, то есть по 10 каждый рабочий день. Когда заниматься делом?
Мой друг и учитель, декан с 40-летним стажем посчитал, что в проклятую эпоху застоя бумаг было в 22 раза меньше, чем сейчас. Недавно дружественный ректор из Санкт-Петербурга рассказывал, что проходил проверку: по каждому филиалу ровно 17 килограммов бумаг абсолютно никому не нужных.
Предлагаю на межфракционной основе создать рабочую группу по дебюрократизации образовательного законодательства.
Коллеги, мы по- прежнему убеждены: нам нужен новый курс образовательной политики - это должна быть не политика мёртвого бюрократического образования, нацеленного на бумаги, отчёты и формальные показатели - это должна быть политика образования живого, направленного на личность, основанного на педагогике сотрудничества и сотворчества.
Когда-то знаменитый доклад ЮНЕСКО назывался: "Образование - сокрытое сокровище". Мы предлагаем такую образовательную политику, которое откроет это сокровище для всех.
Спасибо.