Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин о бюджете 2015 года: опять на те же грабли

Рассматривая проект федерального бюджета на 2015 года, затрону лишь несколько важнейших аспектов, касающихся конституционного права наших граждан на благоприятную среду обитания и обеспечения продовольственной безопасности нашего государства. И то, и другое обстоятельство являются базовыми элементами социально-экономической сферы, поскольку решают не только проблемы устойчивого развития общества, но и укрепления здоровья нации, а в общем плане, в значительной мере, государственного суверенитета. Тем не менее, правительство, зажатое клещами своего провального курса и усугубляющегося кризиса, фактически продемонстрировало остаточный принцип внимания к этим важнейшим социально-экономическим элементам.

В.И. Кашин
2014-10-24 17:54
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Бюджет стагнации

Общая же оценка представленного проекта бюджета на ближайшие три года – вообще удручающая. Такое впечатление, что его авторы прибыли из далекого космоса, и живут не в реальном, а в каком-то виртуальном, придуманном ими мире,  в котором не работают даже элементарные правила простейшего анализа и арифметики.

Судите сами. Бюджет 2015 года составлен с дефицитом в 430 млрд. рублей. В доходной части бюджета нефтегазовые доходы должны составить 52%. Прогнозируется рост расходов бюджета на 10,5%, что всего лишь примерно на 2% покрывает инфляционные потери. Расходы на национальную экономику вырастут на 7,8%, т.е. даже не перекрываются инфляционные потери, другими словами, никакого роста в финансировании национальной экономики не будет. Социальное обслуживание населения будет профинансировано только на 93,5% по отношению к уровню 2014 года; коммунальное хозяйство – на 68,2%; образование – на 95,3%; дошкольное образование – всего лишь на 10,3%; среднее профессиональное образование – на 84,5%; здравоохранение – на 78,6%; межбюджетные трансферты – на 86,9%. На 152 млрд. рублей сокращается финансирование целого ряда программ, включая программы дотации на сбалансирование бюджетов субъектов РФ, повышения заработной платы в соответствии с майскими указами президента, индексации пенсий военнослужащих, субвенции на оплату услуг ЖКХ, субвенции на обеспечение жильем ветеранов и др.

В бюджетном проекте заложено сокращение и фонда заработной платы. Подобное было абсолютно исключено в условиях советской экономики, при любом генсеке, при любом правительстве. Сами законы социализма исключали подобный абсурд и несправедливость. В 2015 году фонд заработной платы должен сократиться на 442 млрд. рублей в сравнении с показателем, заложенным в бюджете на 2015 год, который принимался в 2013 году. На 2016 год планируется дальнейшее снижение фонда заработной платы - ещё на 702 млрд. рублей. Такие корректировки, да ещё и в условиях высокой инфляции, становятся уже не скрытым, а самым непосредственным фактором обнищания, и без т ого нищего, абсолютного большинства российских граждан.

 

На поводу у олигархов

При этом надо иметь в виду, что даже такие урезанные расходы возможны только в том случае, если цена на нефть будет не ниже 100 долларов за баррель, а цена газа составит не ниже 320 долларов за тысячу кубов. Именно эти цифры правительство заложило в проект бюджета на три предстоящих года.  Но реальны ли такие доходы? В первые дни октября мировые цены на нефть резко упали. Вполне серьёзные и ответственные эксперты прогнозируют их падение в скором будущем до 70 долларов. А Центробанк в своём недавнем прогнозе не исключил и снижение до 60 долларов.

Пагубность ориентирования на сырьевую модель экономики становится все очевиднее. Несмотря ни на какие санкции и внешние угрозы, негативное влияние которых на российскую экономику усиливается, те, кто завладел богатствами страны, продолжают гнать за рубеж непереработанное сырьё. Выгода от их деятельности оказывается сугубо односторонней. При этом стараниями «партии власти» им теперь ещё и собираются гарантировать возмещение убытков, понесённых за рубежом в результате санкций, за счёт государственного бюджета, т.е. за счет граждан России. Под видом защиты государственных интересов лоббируются интересы олигархии. При таком потакании интересам олигархата проблемы, стоящие перед Россией, не могут быть решены. Они могут только усугубляться. Это важнейший вопрос российской социально-экономической политики. И это её главная укоренившаяся болезнь. Но власть, похоже, не собирается не только лечить ее, но даже признавать.

 

Дело труба

То, что дела в экономике плачевные, особенно красноречиво свидетельствует об этом масштабная корректировка прогнозов по объемам инвестиций. Так, например, в прошлом году в проекте бюджета на 2015 год был заложен объём инвестиций в сумме 16 трлн. 577 млрд. рублей, а в нынешнем проекте на тот же 2015 год они снижены до 14 трлн. 442 млрд. Снижение составляет 2 трлн. 135 млрд. рублей, то есть 13% от утверждённого в прошлом году показателя. Ещё более масштабное снижение объёма инвестиций заложено на 2016 год: с 18 трлн. 475 млрд. рублей до 15 трлн. 356 млрд. - на 3 трлн. 119 млрд., или на 17%. Сумма, на которую сокращаются инвестиции, почти равна расходам на оборону, запланированным на тот же 2016 год. При таком снижении инвестиций бессмысленно рассчитывать на улучшение экономической ситуации, на научно-технический прогресс и технологическое обновление промышленного производства, на рост производительности труда, на реализацию программ импортозамещения. Об этих жизненно важных задачах на словах постоянно напоминают и правительство, и президент. Напоминают на всех экономических форумах и во всех посланиях и обращениях. Звон на весь мир.

Но реальная экономическая политика власти, правительства остаётся таковой, что слова даже президента заведомо не могут воплотиться в дела. Сегодняшняя система, её устройство, её структура и характерные для неё методы управления исключают решение этой задачи. Любой из разделов бюджетного проекта, представленного в Думу, свидетельствует о несостоятельности экономической, социальной, а значит, и политической системы государства.

 

Все те же грабли

Если попытаться дать интегральную оценку внесенного в Государственную Думу проекта федерального бюджета на ближайшие три года, то можно отметить следующее. Проект бюджета разработан на основе формального набора цифр, которые не отражают ни реального состояния российской экономики, ни её сегодняшних запросов и никак не связаны с решением тех задач, которые стоят перед страной. В проекте бюджета не заложены условия и ресурсы для экономического роста, для модернизации и технического перевооружения экономики, для реализации программ импортозамещения. Доходная часть бюджета свидетельствует о том, что она всецело зависит от сырьевых доходов. Следовательно, сохраняется всё та же примитивно-сырьевая модель экономики. Проект бюджета свидетельствует об очевидном погружении страны в затяжной кризис - экономический и финансовый. А это делает неизбежным и кризис социальный, чреватый политической дестабилизацией. Все это в совокупности результат насильственного встраивания России в глобальный капиталистический рынок, нежелания власти менять социально-экономический курс, менять сложившуюся за 20 постсоветских лет порочную систему управления. Мы, коммунисты, давно поставили вопрос об ответственности правительства за кризисную ситуацию, о смене кадрового состава правительства и смене его курса.

 

Страдания по продовольствию

В свете сказанного совершенно не просматривается перспектива по возрождению важнейшей отрасли - агропромышленного комплекса (АПК), а, следовательно, и решению проблем продовольственной безопасности страны. Ситуация весьма тревожна.

Сегодня в среднем в год Россия импортирует продовольственных товаров на сумму около 50 млрд. долларов. В прошлом году, например, из стран дальнего зарубежья мы завезли продовольствия на 37 млрд. «американских рублей». Из стран СНГ импорт составил 6 млрд. долларов.

Мы импортируем говядину, свинину, мясо птицы. В год мы завозим из-за рубежа более 2 млн. тонн мяса и мясных продуктов. Импорт рыбы и рыбной продукции в прошлом году составил, например, на 2,5 млрд. долларов. Молочная продукция – более чем на 2,4 миллиарда. Почти половина продукции завезена из Белоруссии. Из Финляндии – 12%, из Германии – 8%.

По научно обоснованным нормам, человек должен в год съедать 60 кг мяса. При этом собственного мяса у нас производится всего 36 кг на человека в год. А вот аргентинец, например, съедает за 365 дней 60–65 кг мяса, в основном говядины. И бегают их футболисты, как лоси. И не удивительно: ведь до перестройки в Российской Федерации было 57 миллионов голов крупного рогатого скота. Сегодня – 8 миллионов голов дойного стада.

Примерно 11 млрд. долларов составляет импорт плодов южных растений, которые мы по климатическим условиям не можем выращивать на своей территории. Это кофе, чай, какао, пальмовое масло, орехи и фрукты: цитрусовые, бананы, виноград, абрикосы. Плюс ещё на 1 миллиард долларов Россия импортирует яблоки и груши из Польши (40% импорта), Аргентины (10%), Бельгии (10%) и Китая (8%).

Мы ежегодно импортируем от 600 до 750 тысяч тонн картофеля. На первом месте в прошлом году был Египет – 23,6% от всего импорта картофеля, затем – Белоруссия (21,3%) и Китай (10,2%).

Импорт репчатого лука и моркови – это примерно от 12 до 15% от общего объёма продаж. Плюс около 25% свежих помидоров. Основные импортёры свежих овощей – Турция, Китай, Нидерланды и Израиль. На них приходится половина всего овощного импорта в натуральных показателях.

 

Не использованные возможности

У нас огромный потенциал по стопроцентному импортозамещению основных продуктов питания, по решения проблемы продовольственной безопасности. Россия располагает 196,3 миллиона га земельный угодий, включая 115 миллиона га пашни. Но из продуктивного севооборота выведено порядка 40 миллионов га, они заболачиваются, зарастают мелколесьем, кустарником. Для примера – все страны Евросоюза в год засевают зерновых и зернобобовых культур на 37 миллионах га. И этого хватает для питания всем жителям стран ЕС. Плюс ещё поставки на экспорт. Даже если бы были задействованы на полную мощность земли ближайшего Подмосковья (Московская, Калужская, Тульская, Орловская и др. области), мы могли бы практически полностью компенсировать завоз импортной продукции. Астраханская область способна возместить потребности в овощах и некоторых фруктах и т.д.

В среднем в год мы получаем 70-90 миллионов тонн зерна. То есть полтонны или немного больше на человека. В той же маленькой Дании - две с лишним тонны на человека. Специалисты по зерну говорят: на 140 миллионов населения надо 25 миллионов тонн на еду и 6,5 миллиона тонн на семена на следующий год. Остальное необходимо резервировать для производства доступных кормов для откорма крупного рогатого скота, свиней, птицы, а не продавать за рубеж. Именно экспорт загубил отечественную комбикормовую промышленность. Хочешь продавать - выращивай больше. Но зачем от своих коров отнимать?!

Совершенно неприемлемая ситуация с трудовыми ресурсами на селе. Селяне уезжают в города. Всего в сельском хозяйстве с учётом личных подсобных хозяйств занято 6-7 миллионов человек. При этом на селе живут 38 миллионов. Дефицит работников массовых профессий – доярок, механизаторов – составляет 500 тысяч. И дальнейшая тенденция катастрофическая. Из 153 тысяч деревень, говоря по-научному - «сельских населённых пунктов», 100 тысяч имеет население до 100 человек. Люди там живут, как в XIX веке. Выращивают для себя картофель, овощи, фрукты, собирают грибы и ягоды в лесах, держат коз и кур, иногда крупный рогатый скот. Часто нет телефонов, дороги без твёрдого покрытия, особенно весной и осенью, в распутицу - не проедете, нет связи даже с районными центрами. К тому же из-за массового закрытия сельских школ, фельдшерско-акушерских пунктов, почты такие деревни просто-напросто вымирают. Можно констатировать, что в России де-факто сложилось мелкопоселковое расселение.

Такова цена за гайдаровские реформы и слепое им следование сегодня. Еще в декабре 2006 года было принято постановление правительства о дальнейшем развитии сельского хозяйства и его поддержке. Оно было провозглашено приоритетной отраслью народного хозяйства. Но из 80 отраслей экономики уровень оплаты труда в сельском хозяйстве один из самых низких и составляет чуть больше 50% средней по промышленности. Вот и весь приоритет.

 

Напрасные надежды

Принятые правительством ответные меры на санкции Запада, включающие прекращение закупок продовольствия из-за рубежа породили надежды на оказание помощи со стороны государства отечественному сельхозпроизводителю по замещению импортного продовольствия. Об этом постоянно трубили и радио, и телевизионные каналы. В этом же ключе высказывались и руководители государства. Крестьяне было воспряли духом, дескать, ну, наконец-то и к ним повернулась власть лицом. Но, как говорил незабвенный В.С.Черномырдин, хотели как лучше, а получилось как всегда. Один словом, похоже, надежды не оправдались. Импорт один заменен импортом другим из Китая, стран Южной Америки, других развивающихся стран. В выигрыше оказались не крестьяне и потребители, простые граждане, а всякого рода жулики и проходимцы, которые ловко воспользовались ситуацией, чтобы вздуть цены на продовольствие, обеспечив себе и без того гигантские прибыли. За последние несколько месяцев розничные цены, несмотря на заверения правительства, в среднем выросли на 15-25%, на некоторые продовольственные товары - почти в два раза. В частности это касается отдельных видов рыбы и рыбной продукции. Заметно подорожала молочная продукция, мясо, включая мясо птицы, некоторые овощи и фрукты. 

Неутешительные выводы следуют и из анализа финансовой поддержки села на ближайшую перспективу, заложенную в проекте федерального бюджета на ближайшие три года. Хроническая болезнь остаточного принципа по отношению к отечественному сельхозпроизводителю только усугубляется. В расходной части бюджета на селе выделено всего лишь около 1% финансовых средств. На реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы  в 2015 году  намечается выделить 167,9 млрд. рублей. Причем, в эту сумму включены и субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, и финансирование строительства сельских дорог, чего раньше в этой программе не присутствовало, и, тем не менее, планируемый объем средств на реализацию программы снижен по сравнению с уровнем 2014 года 3,2 млрд. рублей. Вот тебе и поддержка, и импортозамещение, и возрождение и т.д.!

Уменьшены в 2015 году на 3,6 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом бюджетные ассигнования и на подпрограмму «Развитие подотрасли растениеводства…»

По подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» по сравнению с 2014 годом финансирование уменьшено на 5,2 млрд. рублей. В целом же с учетом данных паспорта программы предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований в 2015 году на 8,99 млрд. рублей, т.е. почти на 15%.  При этом субсидии на реализацию молока сокращены на 7 млрд. рублей, а субсидии на поддержку региональных программ в области животноводства сокращены более чем на 2 млрд. рублей.

 

Коррективы неизбежны

Необходимо отметить, что в АПК из-за недостатка средств, низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли (почти 3 трлн. рублей) и низкой инвестиционной привлекательности сложилась ситуация, которая не позволяет выполнять в полном объеме индикаторы, заложенные в Госпрограмме, в частности такие как «производство молока», «производство скота и птицы на убой», «поголовье крупного рогатого скота», «объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям». Принятие федерального бюджета с планируемым уровнем финансирования Госпрограммы на 2015 год тем более не позволит достичь целей и индикаторов, заложенных в Госпрограмме, и приведет к снижению объёмов производства по отдельным видам сельхозпродукции.

В проекте федерального бюджета в рамках Госпрограммы вообще не предусмотрены такие направления, как «Повышение плодородия почвы», «Социальное развитие села», «Развитие овощеводства открытого и закрытого грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и оптово-распределительных центров», «Развитие финансово-кредитной системы АПК» с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования, включение которых обосновано исполнением Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014г. № 560 и решением Госсовета от 21 марта 2014 года.

Минсельхоз России внес на рассмотрение проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», согласно которого для реализации мероприятий, направленных на ускоренное импортозамещение, необходимо выделить дополнительные бюджетные ассигнования на 2015-2020 годы в размере 625,7 млрд. рулей, в том числе на 2015 год – 77,5 млрд. рублей.

Выделение ассигнований федерального бюджета в размере 625,7 млрд. рулей до 2020 года согласно расчетам Минсельхоза России обеспечит увеличение производства по:

мясу скота и птицы к 2020 году до 10 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8%;

молоку к 2020 году до 33,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9%;

плодово-ягодной продукции (без винограда) к 2020 году до 3,8 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20,0%;

овощам к 2020 году до 16,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3%;

картофелю к 2020 году до 31 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 100,0%;

винограду к 2020 году до 0,7 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 процента.

Мы поддерживает предложение Минсельхоза, но вопрос только в том, получит ли эти средства отечественный товаропроизводитель или они снова окажутся в кармане зарубежного фермера. Поэтому необходимо предусмотреть в представленном проекте федерального бюджета дополнительные ассигнования на 2015 год на обеспечение мероприятий по содействию импортозамещеню в сельском хозяйстве, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1948–р. Дополнительные ассигнования следует направить на развитие овощеводства, животноводства, селекции и семеноводства, а также на строительство оптово-распределительных центров.

В связи с необходимостью укрепления материально-технической базы АПК и достижения заложенных в Госпрограмме целевых индикаторов по обновлению парка сельхозтехники надо предусмотреть в бюджете ассигнования на субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

Кроме того, решение задачи по увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, невозможно без сохранения трудовых ресурсов и улучшения уровня и качества жизни на селе, что в свою очередь является основной задачей ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», финансирование которой необходимо существенно увеличить.

Фракция КПРФ, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации считают настоятельной необходимостью выделение для АПК страны дополнительно 120-130 млрд. рублей на подпрограммы по растениеводству, животноводству и модернизация сельскохозяйственного производства.

 

Рыба ждет поддержки

Многие проблемы остаются нерешенными и в области развития рыбохозяйственного комплекса страны, который также является важным фактором в решении продовольственной проблемы страны.

В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предусмотрены в 2015 году в объеме 13,4 млрд. рублей, в 2016 году - 13,58 млрд. рублей, в 2017 году – 12,79 млрд. рублей. Но этих средств недостаточно. Для развития рыбохозяйственного комплекса актуальным остается субсидирование процентных ставок и значимых региональных программ, требуются дополнительные средства на финансирование подпрограммы «Наука и инновации» в части проведения экспедиций для разведывания допустимого улова и решения других научных исследований, на финансирование подпрограммы «Модернизация и стимулирование» в части мероприятий по модернизации существующих и строительства новых объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и рыбопромышленного флота, на реализацию подпрограммы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» в части мероприятий по строительству и реконструкции рыбоводных заводов, развитию научно-производственной базы аквакультуры, обеспечению эффективной и безопасной добычи водных биологических ресурсов, повышению качества государственного мониторинга контроля добычи водных биологических ресурсов. В год на эти цели требуется дополнительно 2-3 млрд. рублей, выделение которых надо добиваться при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении.

Существенным недостатком государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» является отсутствие в ней подпрограммы «Развитие осетрового хозяйства» с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования. Это тем более удивительно, что необходимость включения указанной подпрограммы обоснована поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и обусловлена необходимостью сохранения и увеличения запасов осетровых видов рыб и обеспечения создания условий для развития товарного осетроводства. При этом следует учитывать, что сохранение и воспроизводство осетровых видов рыб регулируется не только на внутреннем, но и на международном уровнях.

Каковым будет итог подобного отношения? Он очевиден - дальнейшая деградация важнейших отраслей экономики страны, усугубление проблем продовольственной безопасности страны. А ведь продовольственная безопасность, наряду с военной, энергетической, экологической безопасностью, является важнейшим элементом национальной безопасности России, гарантом ее суверенитета. Пренебрежение этим вопросом неизбежно вызовет рост цен на продовольственном рынке, ухудшение ассортимента и качества продовольствия со всеми вытекающими отрицательными последствиями для социальной устойчивости общества и здоровья наших граждан. Подобное отношение к проблеме обеспечения продовольственной безопасности сродни предательству национальных интересов.

 

Больше внимания к охране природы

Не лучше обстоят дела и с проблемами охраны окружающей среды. Здесь также власть зачастую наступает на те же грабли безответственности.

При устойчивом росте поступлений в бюджет платежей за пользование природными ресурсами, например, в 2015 году они достигнут 250 млрд. рублей, планируемые расходы по разделу «Охрана окружающей среды» остаются крайне низкими. В 2015-2017 годах они не превысят 0,1% от величины ВВП. В развитых странах, таких как Франция, Япония, Канада, Германия и др., этот показатель равен 0,5-1,5% от величины ВВП. В номинальном выражении расходы по данной статье составят всего лишь 55 млрд. рублей, т.е. около 20% от собранной суммы, остальное «растворяется» в бюджете на другие цели.

Отмечу, что есть существенный резерв для увеличения поступлений платы за пользование природными ресурсами. В частности в настоящее время ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду крайне низкие и не стимулируют хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду. К примеру, ставки платы за размещение отходов 5 класса опасности (неопасные) составляет 40 коп.  за тонну для добывающей промышленности и 15 руб. за тонну для перерабатывающей. При этом совокупный объем образования отходов производства и потребления формируется в основном за счет отходов 5 класса опасности. Доля же платы за негативное воздействие в затратах на производство составляет всего лишь 0,022%, в то время как, например, в Германии она составляет 2,5%. Ситуация может измениться в связи с принятием в середине 2014 года федерального закона о нормирования выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду на базе наилучших доступных технологий, ввод в действие которого начнется с 1 января 2015 года. Свою лепту должна внести и новая редакция закона об обороте отходов производства и потребления, который будет принят к концу текущего года.

Платежи за пользование природными ресурсами могли бы существенно пополниться и за счет получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2». Однако, такие платежи бюджетом на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусматривается. Бюджет теряет почти 15 млрд. рублей, т.е. дарим дяде зарубежному.

 

Рубим сук, на котором сидим

Обращает на себя внимание вне здравого смысла отношение правительства к финансированию подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр». Ведь сфера ее реализации обеспечивает геологическую изученность территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. И именно эта информация содействует устойчивому развитию базовых отраслей промышленности, упрочению конкурентных возможностей России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире.

При этом в области воспроизводства минерально-сырьевой базы отмечается ухудшение структуры разведанных запасов нефти и газа, колчеданно-полиметаллических руд и бокситов на Урале, алмазных и сурьмяных месторождений в Республике Саха (Якутия), коренных месторождений легкообогатимых руд золота в различных регионах России, сохраняется дефицит руд марганца, титана, хромитов, бокситов, циркония, тантала, ниобия, графита, особо чистого кварца, каолина, бентонита, кускового флюорита, урана, лития, бериллия, редкоземельных металлов, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта сырья, сокращаются прогнозные ресурсы по интенсивно добываемым полезным ископаемым. Кроме того, надо помнить, что именно за счет сырья бюджет наполняется почти на 60%. Однако, вместо поддержки этого направления, в бюджете заложено снижение финансирования подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» в 2015 году на 2,44 млрд. рублей, в 2016 году – на 756 млн. рублей, в 2017 году – на 881 млн. рублей.

Учитывая недофинансирование данного направления, риск срыва показателей на 2020 год становится реальностью. Поэтому мы рассматриваем увеличение финансирования по подпрограмме «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» до показателей, предусмотренных в этой подпрограмме, как задачу первостепенной важности.

 

Сохраним русский лес!

Для России, как мировой лесной державы, чрезвычайно важным является развития лесного хозяйства. Проблем здесь накопилось очень много. На них обратил внимание и В.В.Путин, который провел по данной теме несколько важных совещаний и заседаний, в том числе заседание Президиума Госсовета в Улан-Удэ, в котором довелось и мне принять участие. В последние годы утвержден ряд базовых документов по лесной отрасли, в том числе Основы государственной лесной политики, в разработке которой есть доля и нашего труда. Предпринятые меры положительным образом сказались и на финансировании отрасли. Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие лесного хозяйства» предусмотрены в 2015 году в объеме 33,53 млрд. рублей, в 2016 году - 32,31 млрд. рублей, в 2017 году - 31,65 млрд. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 1,69 млрд. рублей. Кроме того, в целях обеспечения выполнения возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предупреждению и тушению лесных пожаров в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрены субсидии на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования на 2015 год в сумме 476,0 млн. рублей, на 2016 год - 1,26 млрд. рублей, на 2017 год - 1,19 млрд. рублей.

Однако нерешенными остаются еще многие проблемы, такие как охрана лесов, борьба с вредителями, «черными» лесорубами, восстановление лесов, лесоустройство и др. Представленный проект федерального бюджета не предусматривает в полном объеме обеспечение финансирования мероприятий, связанных с реализацией принятых федеральных законов. Кричащими остаются экономические проблемы леса, включая его  глубокую переработку, платежи за использование леса федерального и регионального фонда, разработка и реализация инфраструктурных проектов освоения новых лесных массивов и др.

 

За невыученные уроки наказывают

Ну, и наконец, один из самых болезненных вопросов, связанный с финансированием федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». В 2015-2016 годах за счет средств федерального бюджета эта программа будет профинансирована на 75,65 млрд. рублей. За неполных три года реализации ее финансирование существенно сократилось. К концу 2016 года общий объем ее недофинансирование составит 44,7 млрд. рублей. Похоже, жизнь наше правительство ничему не учит. Столь масштабное сокращение финансирования не позволит реализовать в 2015-2016 годах около 100 объектов капитального строительства по защите от негативного воздействия вод, около 200 км водоограждающих дамб и берегоукреплений. Резко снижаются значения целевых показателей ФЦП. В частности, значение показателя «Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления» уменьшится более чем вдвое.

Выделяемые средства федерального бюджета позволят лишь начать строительство в 2015 году части сооружений инженерной защиты в Дальневосточном регионе, предусмотренных в рамках программ по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области.

Вывод неутешительный – стихийные бедствия, в которых страдают люди, подвергаются опасности их жизни, разрушается жилья, инфраструктура, будут и впредь угрожать нашим гражданам.

 

Путь к успеху – реализация программы КПРФ

Конечно, на содержание нынешнего бюджетного проекта повлияли обострившаяся внешнеполитическая ситуация, ухудшившееся положение России на мировой арене. Негативное влияние на него оказал и затянувшийся внутрироссийский кризис - экономический и финансовый. Но от этого не снижается значение бюджета с точки зрения наших национальных интересов. Прежде всего, безопасности государства, соблюдения социальных гарантий, которые государство давало гражданам. Все это сегодня находиться под угрозой срыва. Либеральный курс правительства с ориентацией на интересы олигархии полностью себя дискредитировал. Богатейшая страна мира - Россия стоит у опасной черты. КПРФ неоднократно выступала и предлагала свою программу выхода из создавшегося критического положения. Нами разработано несколько программ, в том числе и отраслевого направления. Фракция КПРФ в Государственной Думе выступила с целым рядом законодательных инициатив по ключевым проблемам экономического развития, включая вопросы модернизации  производства, ценообразования, государственного планирования, совершенствования налогообложения, совершенствования отношений собственности и т.д. К сожалению, наши инициативы в основном блокируются парламентским большинством Единой России. Однако, мы уверены, разумной альтернативы нашим предложениям и нашим программам нет. Они впитали в себя весь предыдущий положительный опыт, включая в первую очередь советский период нашей истории. Основные их положения заключаются в следующем:

- смена экономического курса от ликвидации экономики к ее развитию;

- вернуть в страну все валютные накопления и использовать их на кредитование экономики и развитие инфраструктуры. При этом должна возрасти роль государства, как главного регулятора экономических процессов;

- перекрыть каналы утечки капитала через оффшорные зоны и зарубежные дочерние предприятия. Ограничить вывоз капитала юридическими и физическими лицами, который скорее напоминает его бегство. Только за 6 месяцев текущего года из страны вывезено 76,4 млрд. долларов, что в 2,2 раза больше, чем в январе-июне 2013 года;

- больше уделять внимание внутреннему рынку страны, чем внешним связям, которые делают Россию потребителем высокотехнологичной продукции, а не партнером;

- остановить приватизацию. Установить мораторий на банкротство промышленных и сельскохозяйственных  предприятий;

- субсидии сельскому хозяйству установить на уровне стран Евросоюза.

- остановить рост внутренних цен на газ, электроэнергию, горючесмазочные материалы, особенно для сельского хозяйства;

- ввести прогрессивный налог на доходы и сверхдоходы, который позволит получить дополнительно в бюджет около 750 млрд. рублей. 

Остаются актуальными  предложения КПРФ на госмонополию производства и реализацию виноводочной продукции и табачных изделий. Это даст в бюджет дополнительно 2 триллиона рублей в год. Без наполнения бюджета никаких проблем и задач решить невозможно.

Но правительство пока остается глухим к этим предложениям, продолжая двигаться по либеральному пути, указанному западными советниками еще в начале 90-х годов прошлого века. Вот почему мы настаиваем на отставке правительства Медведева и формировании правительства народного доверия, в котором ключевые посты должны занять профессионалы, а не «менеджеры».

Фракция КПРФ в Государственной Думе за последние 10-15 лет ни разу не голосовала за федеральный бюджет страны. Но не потому, что мы оппозиционная партия, и тем самым как бы выражаем свою оппозиционность. Мы готовы к конструктивному диалогу. Дело в том, что такой готовности мы не встречаем со стороны правительственных чиновников, которые стремятся затушевать реальное положение дел в обществе и в экономике, уйти от реальной оценки ущербности проводимого курса. Из года в год правительство направляет в Думу проекты бюджета, которые отличаются друг от друга только тем, что в каждом последующем остается все меньше возможностей для развития страны. Таковым является и нынешний проект бюджет на 2015 и последующие 2016 и 2017 годы.

Удовлетворение предложений КПРФ по дополнительному финансированию ряда статей бюджета, в том числе выделение ежегодно дополнительно 150 млрд. рублей на поддержку АПК и такие же суммы на социальный блок, на поддержку промышленности и ЖКХ могли бы, безусловно, повлиять на голосование фракции за проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Однако этого не произошло, и голосовать за предложенный правительством бюджет было бы преступлением перед своим народом.

 

В.И. Кашин,

зам. Председателя ЦК КПРФ,

Председатель Комитета ГД ФС РФ

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии,

академик РАН.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.